Литературная композиция "Юность Пушкина"

Разделы: Литература

Класс: 9


Литературовед В.Непомнящий в одной их своих работ делит творчество Пушкина на три периода – три семилетия. Первое (1816–1823) – этап становления Пушкина как поэта. Второе (1823–1830) – период формирования Пушкина как поэта национального. И, наконец, третье семилетие (1830–1837) характеризуется появлением в творчестве Пушкина проблематики, выводящей его на уровень поэта мирового значения. Сценарий «Юность Пушкина», как ясно из названия, охватывает первое семилетие и состоит в свою очередь из трех частей: первая часть – «Лицей», вторая – «Петербург», третья – «Юг». Сценарий создавался на основе писем, критики, воспоминаний современников и произведений Пушкина. В нем много юмора, что заставляет вспомнить знаменитое высказывание Блока: «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин». Он может быть использован и как основа для спектакля школьного театра, и как материал для построения цикла уроков по жизни и творчеству поэта, предполагающих активное участие детей. Первая часть, посвященная лицейскому периоду, была много лет проиллюстрирована пятью рисунками, выполненными в стиле рисунков самого поэта. Автор пожелал остаться неизвестным.

Предлагаемый вашему вниманию сценарий школьного спектакля получил первое место в XIII Всероссийском конкурсе методических разработок «Сто друзей» в 2010\2011 учебном году.


ВСТУПЛЕНИЕ

На экране слайд - посмертная маска Пушкина. На сцене свечи, цветы, звучит тихо "Реквием". Начинается чтение стихов М.Кузмина и постепенно сменяются слайды: оживает лицо, зрелые портреты сменяются юношескими, затем детскими.

Он жив! у всех душа нетленна,
Но он особенно живет!
Благоговейно и блаженно
Вкушаем вечной жизни мед.
Пленительны и полнозвучны,
Текут родимые слова...
Как наши выдумки докучны
И новизна как не нова!
Но в совершенства хладный камень
Его черты нельзя замкнуть:
Бежит, горя, летучий пламень,
Взволнованно вздымая грудь.
Он - жрец и он веселый малый,
Пророк и страстный человек.
Но в смене чувства небывалой
К одной черте направлен бег.
Романтик, классик, старый, новый?
Он - Пушкин и бессмертен он!
К чему же школьные оковы
Тому, кто сам себе - закон?
Из стран, откуда нет возврата,
Через года он бросил мост,
И если в нем признаем брата,
Он не обидится, он - прост
И он живой. Живая шутка
Живит арапские уста,
И смех6 и звон, и прибаутка
Влекут в бывалые места.
Так полон голос милой жизни,
Такою прелестью живим,
Что слышим мы в печальной тризне
Дыханье светлых именин.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЛИЦЕЙ

ЭПИЗОД 1

Сцена. Диапозитив - Пушкин-лицеист. Тихая фортепианная музыка. На фоне музыки текст (женский голос):

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетия мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни...
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.

(В середине стихотворения Ахматовой начинает звучать параллельный французский текст из Парни. Свет гаснет, портрет исчезает, музыка затихает, французский текст звучит громче)

ЭПИЗОД 2

Постепенно загорается свет. На сцену чинно выходят лицеисты, развешивают рисунки, рассаживаются. Преподаватель за кафедрой нудно читает расписание занятий:

  • В 6 часов - подъем, утренняя молитва.
  • От 7 до 9 часов - класс.
  • В 9 - чай, прогулка - до 10.
  • От 10 до 12 - класс.
  • От 12 до часу - прогулка.
  • В час - обед.
  • От 2 до 3 - или чистописание или рисование.
  • От 3 до 5 - класс.
  • В 5 часов - чай. До 6 - прогулка.
  • Потом повторение уроков или вспомогательный класс.
  • По средам и субботам - танцеванье или фехтованье.
  • Каждую субботу - баня.
  • В половине 9-го - звонок к ужину.
  • После ужина до 10 часов - рекреация.
  • В 10 - вечерняя молитва, сон.

(Во время чтения театр теней: изображается жизнь в Лицее - видимая, похожая на то, что читает преподаватель)

ЭПИЗОД 3

Перебивая последние слова преподавателя, во внезапно вспыхнувшем ярком свете не является - впрыгивает в пятно света Пушкин и восторженно, по-детски, декламирует:

О Делия драгая!
Спеши, моя краса!
Звезда любви златая
Взошла на небеса;
Безмолвно месяц покатился;
Спеши: твой Аргус удалился,
И тронул сон его глаза.

Под сенью потаенной
Дубравной тишины,
Где ток уединенный
Сребристыя волны
Журчит с унылой Филомелой.
Готов приют любви веселой
И блеском освещен луны.

Накинут ночи тени
Покровы нам свои,
И дремлют рощей сени,
И быстро час любви
Летит,- я весь горю желаньем!
Спеши, о Делия, свиданьем,
Пади в объятия мои!

Заметив преподавателя за кафедрой, Пушкин скоро занимает свое место среди лицеистов. Преподаватель раскрывает журнал о поведении воспитанников и тем же нудным голосом читает:

- 1812-го года ноября 18-го дня...

Один из лицеистов (Мясоедов) сочиняет:

- Блеснул на западе румяный царь природы...
Пушкин, хихикая и толкаясь:
-...И изумленные народы
Не знают, что начать:
Ложиться спать или вставать?

Преподаватель продолжает, повышая голос:

-...Толкал Пущина и Мясоедова, повторяя им слова, что если они будут жаловаться, то сами останутся виноватыми, ибо я, говорит, вывертеться умею.

Пушкин кривляется. Преподаватель садится за кафедру.

ЭПИЗОД 4

Лицеисты заняты решением задачи. Полная тишина, в которой постепенно все громче и громче голос Пушкина, который,на манер катехизиса, бубнит:

...С тех пор гляжу на свет,
Как узник из темницы
На яркий блеск денницы.
Светило дня взойдет,
Луч кинув позлащенный
Сквозь узкое окно,
Но сердце помраченно
Не радует оно.
Иль позднею зарею,
Как луч на небесах,
Покрытых чернотою,
Темнеет в облаках,-
С унынием встречаю
Я сумрачную тень
И вздохом провожаю
Скрывающийся день,
Сквозь слез смотрю в решетки,
Перебирая четки...

Неожиданно голос преподавателя:

- Что ж вышло? Чему равняется икс? Пушкин!

Пушкин встает, улыбаясь во весь рот:

- Нулю!

- Хорошо! У вас, Пушкин, во моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи.

Пушкин, уже громко, выскочив в пятно света (класс с погруженными в решение задачи лицеистами исчезает):

Но время протечет,
И с каменных ворот
Падут, падут запоры,
И в пышный Петроград
Через долины, горы
Ретивые примчат;
Спеша на новоселье,
Оставлю темну келью,
Поля, сады свои,
Под стол клобук с веригой -
И прилечу расстригой
В объятия твои!

ЭПИЗОД 5

Темно на сцене. На цыпочках крадутся несколько лицеистов. Голоса Пушкина, Пущина и Малиновского.

Пущин:

- Мы, то есть я, Малиновский и Пушкин, затеяли выпить гогель-могелю. Я достал бутылку рому, добыли яиц, натолкли сахару, и началась работа у кипящего самовара.

Малиновский:

- Разумеется, кроме нас были и другие участники в этой вечерней пирушке, и один из них, в котором чересчур подействовал ром, был причиной, по которой дежурный гувернер заметил какое-то необыкновенное оживление, шумливость, беготню. Сказал инспектору. Тут же начались споры, розыски.

Пушкин:

- Мы трое явились и объявили, что это наше дело и что мы одни виноваты.

Выходит "зануда" лицом к залу и читает приговор. Во время чтения трое наказанных становятся на колени, остальные позади них молятся стоя, все лицеисты спиной к залу.

  1. Две недели стоять на коленях во время утренней и вечерней молитвы.
  2. Сместить на последние места за столом.
  3. Занести фамилии с прописанием виновности и приговора в черную книгу.

Пушкин, не выдерживая, поворачивается, стоя на коленях, лицом к залу и, размахивая руками, декламирует:

Друзья! досужный час настал,
Все тихо, все в покое:
Скорее, скатерть и бокал!
Сюда, вино златое!
Шипи, шампанское, в стекле!
Друзья, почто же с Кантом
Сенека, Тацит на столе,
Фольянт над фолиантом!
Под стол холодных мудрецов -
Мы полем овладеем!
Без них, ученых дураков,-
Без них мы пить умеем!

ЭПИЗОД 6

Лицеисты молятся. Один из троих, стоящих на коленях, поворачиваясь лицом к залу через плечо произносит вместо слов молитвы:

- Блажен муж, иже сидит к каше ближе...

Все передают эти слова по цепочке. Многоголосие. Пушкин в это время вскакивает, лицеисты толпой отходят вглубь сцены. Вспыхивает яркий свет, все разом поворачиваются и торжественной, взволнованной толпой возвращаются на авансцену, всматриваются вдаль: ждут Державина. Из толпы голоса, сначала Пущина, потом Дельвига, потом Пушкина.

- Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его поцеловать руку. Державин приехал. Он вошел в сени и Дельвиг услышал, как он спросил у швейцара: где, братец, здесь нужник? Этот прозаический вопрос разочаровал Дельвига, который отменил свое намерение и возвратился в залу.

- Державин был очень стар. Экзамен наш очень его утомил. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен русской словесности. Тут он оживился: глаза заблистали, он преобразился весь. Наконец вызвали Пушкина. Он прочел свои "Воспоминания в Царском Селе", стоя в двух шагах от Державина.

- Не помню, как я кончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять. Меня искали, но не нашли.

ЭПИЗОД 7

Сцена меняется. Лицеисты преображаются в поэтов: Вяземского, Жуковского, Батюшкова. Рассаживаются в глубине сцены. Пушкин спиной к ним читает:

О громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцов и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам страшась дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир.

Вяземский:

- "Воспоминания" скружили нам голову. Какая сила, точность в выражениях, какая твердая и мастерская кисть в картинах. Дай Бог ему здоровья и учения, и в нем будет прок, и горе нам. Задавит, каналья!

Жуковский:

- Чудесный талант! Какие стихи! Он мучит меня своим даром, как привидение...

Батюшков:

- О! как стал писать этот злодей!

Выходит сзади ( поэты пропускают его впереди уходят, по пути смешиваясь с толпой лицеистов ) уже другой Пушкин - в лавровом венке и читает:

Хочу я завтра умереть
И в мир волшебный наслажденья,
На тихий берег вод забвенья,
Веселой тенью полететь.
Прости навек, очарованье
Беспечной жизни и любви!
Приближьтесь, о друзья мои!
(жестом приглашает следовавших за ним на почтительном расстоянии ли цеистов; они приближаются печальной толпой с понурыми головами)
Благоговенье и вниманье!

На тихий праздник погребенья
Я вас обязан пригласить.
Веселость, друг уединенья,
Билеты будет разносить.
Стекитесь резвою толпою,
Главы в венках, рука с рукою,
И пусть на гробе, где певец
Исчезнет в рощах Геликона,
Напишет беглый ваш резец:
"Здесь дремлет юноша-мудрец,
Питомец нег и Аполлона".

Картинно кидает голову на грудь. Молчание. Вдруг один из толпы поднимает голову и указывая на Пушкина, громко декламирует:

Здесь Пушкин погребен. Он с музой молодою,
С любовью, леностью провел веселый век,
Не делал доброго, - однако ж был душою,
Ей Богу, добрый человек.

Все смеются и толпой убегают, увлекая за собой и Пушкина, однако он отстает от всех (это уже другой Пушкин) и медленно и задумчиво возвращается.

ЭПИЗОД 8

Говорит, ни к кому не обращаясь:

- Я счастлив был!.. Нет, я вчера не был счастлив: поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу,- ея не видно было! Наконец я потерял надежду; вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице. Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел ея 18 часов - ах!.. Какое положение, какая мука! Но я был счастлив пять минут.

Выходит еще один, вместе поют:

Медлительно влекутся дни мои,
И каждый миг в увядшем сердце множит
Все горести несчастливой любви
И тяжкое безумие тревожит.
Но я молчу; не слышен ропот мой.
Я слезы лью, - мне слезы утешенье:
Моя душа, объятая тоской,
В них горькое находит наслажденье.
О, жизни сон! лети, не жаль тебя!
Исчезни в тьме, пустое привиденье!
Мне дорого любви моей мученье,
Пускай умру, но пусть умру - любя!

Свет гаснет.

ЭПИЗОД 9

Темно на сцене. Через несколько секунд освещается часть сцены сбоку. Человек в черном (Булгарин) зловещим голосом читает донос:

- В Царском Селе стоял Гусарский полк, там живало летом множество семейств, приезжало множество гостей из столицы, - и молодые люди постепенно начали получать идеи либеральные, которые крутились в свете. Должно заметить, что тогда было в тоне посещать молодых людей в Лицее; они даже потихоньку (то есть без позволения, но явно) ходтлт на вечеринки в домы, езжали в Петербург, куликали с офицерами и посещали многих людей в Петербурге, игравших значительные роли...

Перебивая его, врывается толпа лицеистов и офицеров. Он, однако же, не уходит, а остается, как бы подслушивая. Один из офицеров рассказывает анекдот, популярный в то время:

-...Давыдов является к Бенигсену: "Князь Багратион, говорит, прислал меня доложить вашему высокопревосходительству, что неприятель у нас на носу..." - "На каком носу, Денис Васильевич? отвечает генерал: ежели на вашем, так он уж близко, если же на носу князя Багратиона, то мы успеем еще отобедать".

Все хохочут. Пользуясь паузой, снова, уже с откровенной ненавистью, громко говорит Булгарин (все отодвигаются, заметив его, вглубь сцены):

- В Лицее начали читать все запрещенные книги, там находился архив всех рукописей, ходивших тайно по рукам, и, наконец, пришло к тому, что если надлежало отыскать что-либо запрещенное, то прямо относились в Лицей. Весьма вероятно (повышая голос; все начинают расходиться), что составившееся в 1816 году Тайное общество имело умышленное и сильное влияние на Лицей.

Оставшийся Пушкин, лицо в лицо, читает стихи:

О Рим, о гордый край разврата, злодеянья!
Придет ужасный день, день мщенья, наказанья!
Предвижу гордого величия конец:
Падет, падет во прах вселенныя венец!
Исчезнет Рим; его покроет мрак глубокой;
И путник, устремив на груды камней око,
Воскликнет, в мрачное раздумье углублен:
"Свободой Рим возрос, а рабством погублен!"

После чтения долго смотрят друг другу в глаза. Первым уходит Булгарин.

ЭПИЗОД 10

Сцена полностью освещена. Все лицеисты собираются вокруг Пушкина и читают прощальное, свободно импровизируя, перебивая друг друга:

Промчались годы заточенья;
Недолго, милые друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас света дальний шум,
И всяк избрал свою дорогу
С волненьем гордых юных дум.
Иной, под кивер спрятав ум,
Уже в воинственном наряде
Гусарской саблею махнул -
В крещенской утренней прохладе
Красиво мерзнет на параде,
А греться едет в караул.
Другой, рожденный быть вельможей,
Не честь, а почести любя,
У плута знатного в прихожей
Покорным плутом мнит себя.

Пушкин:

- Лишь я, судьбе во всем послушный,
Счастливой лени верный сын,
Душой беспечный, равнодушный,
Я тихо задремал один.
Равны мне писари, уланы,
Равны законы, кивера,
Не рвусь я грудью в капитаны
И не ползу в асессора.
Друзья! немного снисхожденья -
Оставьте красный мне колпак,
Пока его за прегрешенья
Не променял я на шишак,
Пока ленивому возможно,
Не опасаясь грозных бед,
Еще рукой неосторожной
В июле распахнуть жилет.

См. продолжение сценария

Иллюстрации к сценарию