Художественная литература является мощным инструментом познания мира, отражающим культурные ценности, нравственные ориентиры и мировоззрение своего времени. Активизируя когнитивные способности, она помогает осмыслить жизненные процессы, определить своё место в мире и сформулировать смысл собственного существования.
Художественное творчество обладает способностью глубоко проникнуть в сознание читателя, вызвать сильные эмоции и стимулировать рефлексию. Именно поэтому оно играет ключевую роль в процессе воспитания и формирования личности, особенно в среде будущих сотрудников пожарно-спасательных служб, способствуя развитию необходимых компетенций и укреплению морально-нравственного облика специалиста.
Изучение классики русской литературы, затрагивающей проблемы долга, чести, мужества и ответственности перед обществом формирует у студентов понимание важности морали и этики в работе сотрудника пожарной охраны.
При изучении литературных произведений студенты учатся анализировать характеры персонажей, выявлять мотивы их поступков, оценивать последствия действий героев. Эти навыки способствуют развитию критического мышления и помогают лучше подготовиться к принятию решений в сложных ситуациях, что особенно важно для будущих сотрудников МЧС.
Литература воспитывает уважение к истории, традициям и культуре народа, развивая чувство патриотизма и гордость за свою профессию.
Но не секрет, что цифровая эпоха радикально изменила способы потребления информации среди молодёжи. Основными тенденциями, характеризующими этот процесс трансформации, являются фрагментация внимания, преобладание визуального формата передачи материала. Современные молодые люди часто сталкиваются с перегрузкой информацией, поступающей одновременно из множества каналов: социальные сетей, мессенджеров, мобильных приложений. Это способствует развитию фрагментарного восприятия реальности и затрудняет концентрацию на одной задаче длительное время.
Кроме того доминирующим источником информации благодаря своей наглядности и простоте восприятия стал видеоматериал: видеоролики фотографии и инфографика. Создают его зачастую так называемые «лидеры мнений», популярные блогеры. Качество и объективность их информации нередко вызывают сомнения. А многие молодые люди, не обладающие достаточными навыками критического мышления, к сожалению, склонны доверять первому попавшемуся источнику.
Ещё одной проблемой в связи с этим является то, что алгоритмы социальных сетей предлагают индивидуальные рекомендации, соответствующие запросам пользователей и основанные на истории просмотров. Молодые люди привыкли получать персонализированную информацию, адаптированную под их поисковые интересы. В результате молодёжь попадает в своего рода "информационные пузыри", где видят преимущественно то, что соответствует их взглядам и предпочтениям. Это во многом формирует восприятие мира, является причиной искаженного представления о нём, создаёт трудности для формирования целостного представления о реальности и понимания сложных процессов, происходящих вокруг.
Художественная литература в отличие от такой «альтернативы» требует концентрации внимания и значительных психоэмоциональных усилий. Для понимания текста читателю приходится активно задействовать мозговые процессы анализа, синтеза и интерпретации информации. Это может казаться утомительным, скучным в сравнении с тем, что предлагают интерактивные формы медиапространства.
Чтение книг становится не просто «отложенным на потом» занятием. Исчезает навык обращения с книгой, потребность в ней, как источнике духовно-нравственного обогащения.
В таких условиях воспитание, стимулирование интереса к чтению художественной литературы у обучающихся пожарно-технического профиля в системе СПО представляет собой сложную, но крайне важную педагогическую задачу.
Для решения этой проблемы преподаватель должен учитывать специфику профессиональной подготовки студентов, особенности восприятия учебной информации, о чём уже было сказано, и эмоционально-психологические характеристики обучающихся.
Он должен адаптировать, но не упрощать, образовательные подходы и методы, направленные на привлечение внимания молодёжи к художественной литературе, к её постижению. Он должен объединить традиционные методы анализа текста с современными интерактивными формами подачи материала, не потеряв глубины содержания произведений, замысла автора.
Как это сделать?
Одним из способов решения проблемы может стать использование элементов практико-ориентированного подхода в обучении на занятиях по дисциплине «Литература».
Практико-ориентированное обучение заключается в построении учебного процесса на основе приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем в разнообразных сферах жизни и осознания того, где, как и для чего можно употреблять полученные знания на практике.
В рамках изучения гуманитарных дисциплин в системе СПО, к которым относится литература, важно создать условия для интеграции полученных теоретических знаний с практическими аспектами будущей профессиональной деятельности.
Это в свою очередь создаёт условия для формирования важных профессиональных компетенций, в нашем случае будущих сотрудников МЧС.
Знакомство с литературой в рамках профессионального контекста повышает интерес студентов к изучению дисциплины. Когда они видят связь художественного произведения с будущей профессией и с другими сферами жизни, они начинают воспринимать обучение как важный этап подготовки к участию в них.
Разумеется, сведение изучения литературы исключительно к её практическому применению и поиску связи с будущей профессией – другая опасная крайность, которая неминуемо ведёт к искажению восприятия искусства и обеднению культурного опыта обучающихся. Когда литература изучается лишь как инструмент подготовки к профессиональной деятельности, теряется её эстетическое значение, эмоциональная глубина и воспитательная роль. Такой подход лишает возможности наслаждаться красотой художественного текста, развивать критическое мышление и расширять кругозор.
Искусство и литература ценны сами по себе, поскольку помогают человеку осмыслить жизнь, познать себя и окружающий мир, сформировать нравственные ориентиры и ценности.
Целесообразным в этой связи считаем использование отдельных приёмов практико-ориентированного обучения на разных этапах анализа художественного произведения.
Так, например, во время заключительного этапа исследования средств создания образа персонажа художественного произведения (портретирования, индивидуализации речи героя, авторской характеристики, значащей (говорящей фамилии), символической художественной детали, природы, интерьера) можно предложить студентам порассуждать о том, что было бы, если бы герой был пожарным – спасателем.
Опыт удачного применения такого приёма можно продемонстрировать на примере изучения романа «Обломов». Студентам предлагается представить ситуацию, в которой Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц стали сотрудниками пожарной части.
«Какими вы их видите с точки зрения личностной характеристики и профессиональной подготовки?»
Приведём в качестве примера некоторые ответы студентов:
«Обломов, будучи человеком ленивым и апатичным, предпочёл бы спокойно сидеть в пожарном депо, читая старые журналы и попивая чай. Его подход к работе можно охарактеризовать следующим образом: «Пусть горит, уж как-нибудь всё само собой разрешится!» Если бы вдруг поступил сигнал тревоги, Обломов долго собирался бы с мыслями, надевал бы форму медленно и осторожно, опасаясь испачкаться или вспотеть. Поднявшись наконец-то, он, скорее всего, задумался бы о природе огня и философски рассуждал о бессмысленности борьбы с ним. Это недопустимо в нашей профессиональной деятельности».
«Вероятно, первая же тревога застала бы его (Обломова) врасплох. Услышав сигнал тревоги, он попытался бы медленно подняться с дивана, но каждый шаг становился бы настоящим испытанием. Его привычка откладывать дела на потом привела бы к тому, что пока он решал, какую обувь надеть и какой рукавицы выбрать, огонь успел бы распространиться далеко за пределы начальной точки возгорания. Прибыв на место происшествия, Обломов мог бы долго стоять перед горящим зданием, размышляя о смысле своей профессии и судьбе несчастных жильцов. Возможно, он даже начал бы философствовать вслух, рассуждая о том, почему дома вообще загораются и зачем нужны пожарные службы. Пока он думал обо всём этом, соседи давно успели бы потушить пламя своими силами. Однако, несмотря на свою лень и нерешительность, Обломов обладает одним важным качеством — добротой и отзывчивостью. Если бы он всё-таки смог преодолеть своё нежелание действовать быстро, возможно, именно его доброе сердце помогло бы спасти кого-то из пострадавших. Например, увидев испуганного ребёнка в окне, он мог бы забыть о собственной усталости и страхе, бросившись в самое пекло, чтобы вытащить малыша наружу. Таким образом, хотя герой Гончарова вряд ли стал бы образцовым пожарным-спасателем благодаря своим характерным чертам, его внутренний мир мог бы сыграть решающую роль в критической ситуации. В конце концов, иногда главное не скорость реакции, а искреннее желание помочь другим людям.»
«А вот Штольц, напротив, мгновенно отреагировал бы на сигнал тревоги. Он за секунды бы надел боевое снаряжение, уложившись в нормативное время. Скорее всего, он был бы руководителем боевого расчёта. Он действовал бы решительно и уверенно, чётко отдавая команды коллегам, распределяя обязанности и направляя силы туда, где помощь нужнее всего. Для Штольца работа была бы делом чести, обязанностью перед обществом, которую он выполнял бы ответственно и профессионально».
Такая работа дополняет сопоставительную характеристику героев, что в дальнейшем позволит глубже проникнуть в авторский замысел произведения и выявить основные идеи писателя.
Преподаватель, безусловно, должен обратить особенное внимание студентов на то, что роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» представляет собой глубокое исследование человеческой природы, социальных условий и морали своего времени. Через призму судьбы Обломова автор исследует проблему духовного кризиса российского дворянства, отсутствие воли и стремления к действию, деградацию традиционных ценностей и культуры.
На этом этапе важна работа с историческим контекстом книги. Илья Ильич Обломов представляет собой типичного русского помещика XIX века, склонного к лени, апатии и пассивности. Его образ символизирует застой и деградацию дворянского сословия, неспособного адаптироваться к новым условиям жизни. Андрей Штольц - противоположность Обломову. Этот герой энергичен, деятелен, целеустремлен и рационален. Он воплощает идею прогресса, активного образа жизни и рационального подхода к делу.
Гончаров намеренно противопоставил два типа людей, чтобы показать разные пути развития русской интеллигенции. Через образы Обломова и Штольца автор выражает свое отношение к проблемам своего времени: с одной стороны Гончаров осуждает праздность и леность дворянской среды, показывая негативные последствия такого образа жизни на примере Обломова. С другой - подчёркивается важность активной жизненной позиции, способности к труду и развитию, которые олицетворяет Штольц. Он символизирует западный тип характера, ориентированный на рациональность, трудолюбие и стремление к успеху.
Авторские идеи в этом смысле заключены в следующем: критическое отношение к устаревшему образу жизни провинциального дворянства; поиск нового типа героя, способного активно влиять на общество; выражение тревоги за будущее российского общества; стремление показать необходимость изменений, активизации общественной жизни и отказа от пассивного существования.
На этапе теоретико-литературного анализа, когда постигается замысел автора и его эстетический идеал, считаем возможным вновь обратиться к профессиональному портрету пожарного, к гипотетическому соотношению писательского идеала и образа идеального сотрудника служб пожарной охраны.
Эстетический идеал человека, по мнению И.А.Гончарова — гармония «ума» и «сердца». Писатель показывает контраст между двумя этими типами характеров, подчёркивая, что ни один из них не является идеальным сам по себе. Душевность, мечтательность, созерцательность, патриархальность Обломова сочетаются с недостатком активности, а энергия и активность Штольца иногда лишены глубины чувств и внутреннего покоя. Идеал автора заключается в гармоничном сочетании этих качеств, которое могло бы создать идеальный баланс между душой и разумом, чувством и действием.
Обращая студентов к размышлениям об авторском идеале, мы можем сделать вывод о том, что настоящие пожарные-спасатели обладают высоким уровнем эмпатии и сострадания, что сближает их с гуманистической направленностью творчества Гончарова, его мыслью о важности человеческой души и внутреннего мира, каким наделён Обломов. С другой стороны пожарный - спасатель несёт ответственность перед обществом, чувствует высокую степень ответственности за выполнение своей миссии. Для Штольца это выражается в стремлении приносить пользу обществу своим трудом и разумностью действий, тогда как пожарный-спасатель ежедневно рискует жизнью ради спасения и защиты людей. Пожарный, как и герой Гончарова Штольц, стремится стать лучшими в своём деле. Штольц постоянно развивается интеллектуально и профессионально, ставя себе высокие цели и достигая их. Пожарный-спасатель также непрерывно повышает свою квалификацию, учится новым методикам и технологиям спасения, чтобы эффективно справляться с чрезвычайными ситуациями. Штольц проявляет готовность прийти на помощь близким, оказывая поддержку в трудные моменты. Подобно этому, пожарный- спасатель приходит на помощь незнакомым людям, попадающим в беду, независимо от обстоятельств. Таким образом, хотя образ Штольца и образ пожарного-спасателя существенно различаются, оба персонажа олицетворяют собой качества, необходимые настоящему профессионалу.
Таким образом, обращаясь к профессиональному портрету пожарного-спасателя, можно глубже осмыслить ценности, которые критикует Гончаров в своем романе, и увидеть позитивные альтернативы пассивной жизненной позиции главного героя. Образ пожарного-спасателя является ярким примером активного жизненного подхода.
На этапе рефлексии занятия по роману И.А.Гончарова «Обломов» считаем необходимым подвести студентов к мысли о том, что роман поднимает важные вопросы, касающиеся выбора жизненных приоритетов и ценностных ориентиров. Как бы выглядел мир, если бы каждый следовал примеру Обломова, отказываясь от активности и инициативы? Ответ очевиден: общество остановилось бы в развитии, прогресс прекратился бы, и человечество оказалось бы бессильным перед лицом глобальных проблем (социальных, экономических, экологических и т.д.)
Обращение к профессиональной этике пожарных позволяет студентам - будущим пожарным – спасателям задуматься над вопросами: «Какой вклад они могут внести в развитие нашего общества? Что значит быть ответственным членом сообщества? И, наконец, что важно для каждого из нас: выбрать путь пассивного созерцания или активный, творческий подход к жизни?». Это помогает молодому поколению лучше осознать критику Гончарова и извлечь уроки из романа, применяя их к современным реалиям. Ведь именно активные, ответственные граждане являются движущей силой прогресса и благополучия любого общества.
Таким образом, применение элементов практико-ориентированного подхода на занятиях по литературе для студентов, обучающихся по специальности «Пожарная безопасность», является эффективным способом повышения интереса к дисциплине и формирования профессиональных компетенций будущих спасателей.