Тема Родины в лирике В.В.Маяковского. 11-й класс

Разделы: Литература, Как это делаю я: приёмы преподавания сложных тем учебной программы

Класс: 11

Ключевые слова: В.В.Маяковский


Идея урока: обобщающий урок-семинар по теме: «Россия в лирике А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского в контексте художественной культуры в переломные революционные годы» с применением опорной схемы-конспекта.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся со своеобразием творческого метода Владимира Маяковского в развитии патриотической темы. Обобщить материал, полученный на предыдущих уроках.
  • Совершенствовать навыки работы с художественным текстом, опорной схемой-конспектом, планом сочинения. Развивать логическое мышление учащихся.
  • Пробудить у учащихся интерес к лирике Маяковского, отечественной художественной культуре рубежа веков. Помочь сформировать одиннадцатиклассникам собственный взгляд на творчество поэта.

План урока

Организационный момент

I. Вступительное слово учителя. Постановка целей и задач урока

- Тема Родины – одна из ключевых тем русской литературы.

- У разных художников были разные подходы к переосмыслению этой темы (от идеализации до любви-ненависти, Лермонтов: «Прощай немытая Россия…»)

- Обострение интереса к этой теме возникает в критические, кризисные для страны времена;

- Именно поэтому так часто обращались к теме Родины, России поэты Серебряного века.

Мы уже говорили о том, как творчески переосмыслялась тема Родины в лирике Александра Блока и Сергея Есенина, и уже начали составлять план вашего будущего сочинения «Тема Родины в лирике Блока, Есенина, Маяковского». На сегодняшнем уроке мы должны закончить составление плана основной части. Эта наша основная цель. Откройте план.

II. Проверка домашнего задания. Повторение

СЛАЙД-1: К.Коровин «Розы в голубых кувшинах»

СЛАЙД-2: К.Петров-Водкин «Полдень. Лето».

Учитель: Как вы считаете, могут ли эти полотна стать иллюстрациями сборника лирики А.Блока? Напомните, как развивалась данная тема в творчестве Блока?

Варианты ответов учеников:

  1. «Это все – о России»
  2. Истоки чувства Родины: семья, интеллегентско-дворянская корни
  3. Шахматово, мир «дворянских гнёзд».
  4. Философское переосмысление человеческого пути.
  5. Развитие образа Родины: сказочно-колдовская Россия, фольклорные элементы – изображение «страшного мира», современного – 3 том: лермонтовские и некрасовские мотивы, исторический контекст, связь образов дороги и Родины, тревога за ее судьбу.
  6. Изображение противоречивости, избранности, величия. Лирический образ Родины-жены. (Цикл «На поле Куликовом», «Россия», «Русь», Поэмы)

Учитель: Как раскрывалась эта же тема в творчестве Есенина?

Варианты ответов учеников:

  1. «Чувство Родины – основное в моем творчестве»
  2. Корни – русская деревня, природа.
  3. Опора на фольклорные и народные образы в ранней лирике
  4. Образ Родины – рая («Гой ты, Русь моя родная…», «Край любимый, сердцу снятся…»)
  5. Переосмысление итогов революции и социальных изменений в России «с крестьянским уклоном» («Мир таинственный, мир мой древний», «Я последний поэт деревни…», «Русь советская», «Русь уходящая»).
  6. Соединение образов любви и образов Родины («Персидские мотивы»)
  7. Переживание драмы Родины как личной драмы.

СЛАЙД-3: М.Нестеров «Душа народа»

Учитель: Перекликаются ли мотивы лирики Есенина с мыслями и чувствами, воплощёнными в картине М.Нестерова?

Варианты ответов учеников:

  1. НЕТ: слишком много философских обобщений, интеллектуальных реминисценций и аллюзий, не характерных для поэта;
  2. ДА: образ отрока, природа, цветогамма (отчасти).

III. Изучение темы урока

1. Работа с эпиграфом.

Учитель: Прежде чем приступить к разговору о развитии темы Родины в лирике Маяковского, обращаю ваше внимание на эпиграф нашего урока. Это слова из книги Юрия Карабчиевского «Воскресение Маяковского»:

«Любовь к родине, народу, ощущение себя русским, переживание своей причастности ко всему, что исходит из семьи, из детства, из глубины веков… Есть ли эти чувства в эмоциональном мире Маяковского?»

Учитель: Это открытие нам необходимо сделать. Это вторая задача урока. Запишите, пожалуйста, эпиграф в тетрадь.

2. Сравнительный анализ стихотворений Блока, Есенина, Маяковского о России.

Учитель: Перед вами стихотворения трех разных поэтов, но у всех произведений родственные названия. Давайте сначала прочитаем стихотворения Блока и Есенина.

Ученики читают стихотворения (распечатка). Находят средства художественной выразительности. Отвечают на вопросы учителя.

Учитель: В чем общее, объединяющее начало этих произведений?

Варианты ответов учеников

  1. Родина - нравственный идеал;
  2. Лирический герой: ПАТРИОТ.

Учитель: А теперь послушайте стихотворение Маяковского «России».

Чтение стихотворения.

Что отличает это произведение от стихотворений Блока и Есенина?

Варианты ответов учеников

  1. Лирический герой;
  2. Пафос отрицания;
  3. Отсутствие патриотизма.

Учитель: Внесем то, что Вы сказали в план сочинения.

Ученики вносят дополнения в план сочинения.

Учитель: Почему у лирического героя стихотворения столь резкая позиция?

Варианты ответов учеников

  1. Истоки в футуризме Маяковского

Учитель: Что отрицали и что утверждали русские футуристы?

Варианты ответов учеников: Многое. Но, главное, - корни! Расчистить площадку для строительства БУДУЩЕГО!

СЛАЙД-4: фотография последней выставки футуристов «0,10» 1915 с «Чёрным квадратом» К.Малевича.

Учитель: Но все ли отрицали футуристы? Давайте посмотрим, присутствует ли мотив отрицания в живописи художников-футуристов? Как можно понять или прочувствовать символику Малевича? Частью чего, с вашей точки зрения является знаменитый «Чёрный квадрат»?

Учитель: Как развивается мотив отрицания в стихотворениях Маяковского?

Ученики самостоятельно работают (по вариантам) со стихотворениями Маяковского: «Нате!», «Вам!», «Мразь». (РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ: ученики выписывают языковые средства выразительности).

Учитель: Что же именно отрицает лирический герой Маяковского?

Варианты ответов учеников: бюрократию, мещанский быт; то, что разрушает душу. Критике и сатирическому осмеянию подвергаются враги нового времени, нового строя, родной страны.

Учитель: Разве не в этом проявляется патриотизм?

Говоря о поэте Маяковском, нельзя также забывать о Маяковском – художнике.

СЛАЙД-5: Учитель обращает внимание на иллюстрации ОКОН РОСТА Маяковского)

Лирика – продолжение борьбы, начатой Маяковским в плакатах. Отсюда такие карикатурные образы. «Стихокартины» - так соратники-футуристы называли ранние стихотворения поэта. Он поэтизировал революцию и решительно боролся с ее врагами: («Ода революции», 19 г., «Моя революция» - лиризм в отношении к делу социализма, лирическая поэма «В.И.Ленин», «Советская Азбука»: Большевики буржуев ищут, Буржуи мчатся верст за тыщу. Экватор мучает испарина. Эсера смой – увидишь барина.). Напомните, как Маяковский понимал свою задачу современного поэта?

Ученики: «Я ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный…».

Служение Родине как служение делу революции.

Учитель: Давайте отразим эту мысль в плане.

* Ученики записывают: (2) Соединение темы Родины и революции)

СЛАЙД-6: А.Лентулов «Мир, торжество, освобождение»

Учитель: Есть ли какие-то переклички плакатов Маяковского у Лентулова?

3. Нравственный идеал Маяковского

Учитель: Предлагает ли Маяковский нравственный идеал?

Варианты ответов учеников: Да.

Это лучшие люди новой страны, нового времени: «Товарищу Нетте…», «Стихи о советском паспорте». (Гордость за свою страну, свое время).

Учитель: Вы правы, но не только в них, в своих современниках, видит поэт нравственный идеал. Давайте прочитаем его стихотворение «Эй!»

Чтение стихотворения.

В чем идея этого стихотворения?

Варианты ответов учеников

  1. Поэт стремится к расширению географического пространства.
  2. Лирический Герой – личность планетарного масштаба.

СЛАЙД-7: Б.Кустодиев «Большевик»

Учитель: Можно ли назвать, с вашей точки зрения, героя картины Кустодиева нравственным идеалом планетарного масштаба? Почему?

Учитель: Да. Лирический герой – человек ни какой-то конкретной страны, а всего мира, планеты, Вселенной. В этом идеал. Но этот идеал возможен в будущем. Так в творчества Маяковского входит «категория будущего» (определение В.В.Агеносова). Родина Человека будущего – ВЕСЬ МИР!!! И Человек будущего для поэта – идеален и совершенен, поэтому так часто он обращался в своих строках к НАМ С ВАМИ:

Грядущие Люди!
Кто вы?
Вот – я,
Весь
Боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души.

Ученики вносят в план сочинения (3) «Категория будущего»).

СЛАЙД-8: Б.Григорьев «Лики России»

СЛАЙД-9: фото памятника Дантона Н.Андреева

Учитель: Посмотрите на эти образы. К каким людям обращался Маяковский, по Вашему мнению? Обоснуйте вашу точку зрения.

Учитель: Необходимо отметить, что мотив будущего характерен для любой эпохи, для художника любого времени. Об этом в своем стихотворении написал наш современник, поэт Юрий Левитанский:

История – вся сплошь – задолго до.
Живущие меж прошлым и живущим,
Все тщимся заглянуть как можно дальше.
За нами – тьма, и перед нами – тьма.
Так и живем меж тою тьмой и этой…

СЛАЙД-10: Архитектоны Малевича

СЛАЙД-11: Татлин. Летатлин

Учитель: Для людей, которые создают вот такую новую действительность, будущее. Дантоны и Робеспьеры нового времени.

4. Мотив города (урбанистический мотив) в лирике Маяковского.

Учитель: «Категорию будущего» усиливает другая тема. Мы уже обратили внимание на то, что в лирике Маяковского мало природы, но много городских пейзажей. Улица – традиционный фон и участник его стихотворений. Каким же видится поэту город?

СЛАЙД-12: Кандинский «Москва. Красная площадь»

Учитель: Похож ли, по вашему мнению, город Кандинского и город Маяковского?

*Ученики анализируют стихотворения «Из улицы в улицу», «Адище города». (РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ)

Варианты ответов учеников

  1. Резко отрицательное отношение к городу
  2. «Адская сущность»
  3. Продолжение блоковской темы «мертвого города». Из этого города хочется бежать! Все надоело! (Обратить внимание на то, что Кандинский считал по-другому).

Учитель: дома вы должны были проанализировать стихотворение «Надоело». Что вы отметили в этом произведении? Как в нем отражена тема города?

Варианты ответов учеников

  • пространственные координаты: кинематографы, трактиры, кафе;
  • образ улицы;
  • рваная интонация, надрывная. Точки, запятые, восклицательные знаки;
  • какофония, дисгармония;
  • самая длинная строчка: В кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая… - миссия поэта;
  • Лирический Герой: беспокойный, ранимый, сострадающий
  • ИСЧЕЗЛИ КРАСИВЫЕ ЛЮДИ!

Учитель: Таким образом, мы смело можем внести в наш план еще один пункт: (Урбанистическая тема).

5. Литературная традиция в новаторской лирике Маяковского

Учитель: Мы уже отметили, что, помимо новаторства, в поэзии Маяковского присутствуют некрасовские, лермонтовские мотивы, перекличка с современниками: Блоком, Северяниным. Связь с национальной литературной традицией явно прослеживается. И для того, чтобы еще раз в этом убедиться, давайте прочитаем стихотворение «Еду» 1925 года из цикла «Париж».

Чтение стихотворения

СЛАЙД-13: Петров-Водкин «Купание красного коня»

СЛАЙД-14: М.Шагал «Часы»

СЛАЙД-15: М.Шагал «Зеркало»

Учитель: Какие «переклички» (реминисценции) вы можете уловить, глядя на эти полотна с мыслями и чувствами о судьбе России Маяковского, Есенина и Блока?

Варианты ответов учеников

  1. Есенин «Персидские мотивы»
  2. Русские народные песни
  3. Цветаева

Учитель: И главное, Маяковский недвусмысленно признается в своей любви к Родине. Зачитайте эти строки.

В план сочинения необходимо внести еще один важный пункт: 4) Традиционные патриотические мотивы в лирике Маяковского.

IV. Подведение итогов урока

Учитель: Подводя итоги сегодняшнего урока, снова обратимся к эпиграфу. Как мы можем ответить на вопрос?

Ученики: Чувство любви к Родине, безусловно, присутствует в лирике Маяковского. Оно свое, по-своему переосмысленное и прочувствованное. Немного завуалированное литературной игрой, эпатажем Маяковского, футуристическим «хулиганством».

СЛАЙД-16: фотография-кадр ПОРТРЕТ МАЯКОВСКОГО ИЗ ФИЛЬМА БАРЫШНЯ И ХУЛИГАН

Учитель: Тогда нам необходимо внести в план нашего сочинения одну существенную поправку.

Ученики вносят правку: вместо Отсутствие патриотической темы в лирике Маяковского получается Своеобразие патриотической темы в лирике Маяковского.

V. Домашнее задание

  1. Закончить план сочинения, продумав вступление и заключение.
  2. Закончить работу с таблицей.