Сценарий проведения конкурсно-игровой программы "Шить, вязать – уменье славное"

Разделы: Литература, Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 3, 4


Конкурсно-игровая программа «Шить, вязать – уменье славное» предназначена для учащихся 3–4-х классов. Данный материал адресован педагогам-организаторам детского досуга, педагогам дополнительного образования детей, учителям начальной школы и призван оказать помощь в подготовке и проведении внеклассных мероприятий.

Предлагаемый сценарий носит познавательный и развивающий характер и направлен на воспитание у детей любви к книге и чтению, уважения к труду народных мастеров.

Цель: Прививать интерес и любовь к книге и чтению на материале народных и авторских сказок.

Задачи:

  • Расширять круг чтения учащихся, формировать мотивацию к чтению.
  • Развивать познавательный интерес и кругозор детей.
  • Развивать любознательность, сообразительность, смекалку, воображение, словарный запас и связную речь детей.
  • Формировать интерес учащихся к родному языку, знакомить их с богатством и разнообразием родной речи.
  • Познакомить детей с профессиями портного и сапожника.
  • Воспитывать уважение к мастерам и их труду.
  • Воспитывать взаимоуважение и культуру поведения в игре.

Подготовительная работа.

  • Для успешного проведения программы необходимо знание детьми всех упоминаемых в содержании сказок.
  • Организаторам программы надо подготовить помещение, где она будет проводиться, подобрать наглядное и музыкальное оформление, реквизит для игр.
  • Разучить с чтецами стихотворения и стихотворную «Сказку про Чеботаря и Чудо-сапоги» Лоры Вчерашнюк.
  • Подготовить слайд-шоу «Иголочка туда-сюда…».
  • Подготовить призы для самых активных участников конкурсов и игр.

Конкурсно-игровая программа «Шить, вязать – уменье славное» подготовлена автором на основе текстов мифов и сказок разных народов. Она проводится в занимательной игровой форме и сочетает в себе литературные и подвижные игры.

Игры со словами способствуют развитию познавательной сферы учащихся. Викторины и литературные загадки развивают их интеллект, мышление, память, сообразительность, находчивость, активность, дают возможность ребятам проявить себя, свои знания и умения в игровой ситуации.

В ходе программы на материале сказок народов мира дети знакомятся с профессиями портного и сапожника, узнают о жизни и труде народных мастеров.

Подвижные игры, включенные в программу, соответствуют теме и помогают создать раскрепощенную и радостную атмосферу мероприятия. Участие в подвижных играх детей мира воспитывает чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, уважения друг к другу, а также коммуникативную культуру учащихся.

Ведущая:

Сказок добрые друзья!
Встрече с вами рада я.
Сегодня будем мы играть,
Сказки детства вспоминать.
Поговорим о чудесах
И о дивных мастерах.
Все загадки разгадаем,
В Стране сказок побываем!
Денисова Н.Т.

«Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит», - говорит русская пословица.

Живут в России чудо-мастера,
умельцы дивные, чьи золотые руки
творят шедевры с раннего утра,
ремесел помня древние науки.
И.Миролюбова «Живут в России чудо-мастера»

А вы, друзья, помните ли такую считалочку:
На златом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной...
Говори, кто ты будешь такой?

Демонстрируется слайд-шоу «Сказочные умельцы: портные и сапожники».

Слайды презентации

слайд 1

Король, королевич и портной сидят рядом! Еще бы, портной — очень древняя и уважаемая профессия!

В давние времена первобытные люди научились сшивать звериные шкуры с помощью воловьих жил. А первобытная игла представляла собой тонкую, но крепкую заостренную пластинку из камня, потом она была деревянной, костяной. Много позже появились стальная игла и льняная нитка, и на много десятилетий они оставались главными инструментами портного. С их помощью мастера сшивали и до сих пор сшивают куски кожи, меха, ткани. Портные одевают нас и летом, и зимой, и осенью, и весной, пошивая красивые платья и сарафаны, юбки и блузки, пальто, куртки и шапки.

А уж героями скольких сказок они являются!

Ведущая:

Иголочка – туда-сюда,
аряд ваш будет хоть куда!
Траля-ля, траля-ля,
Он лучше, чем у короля! -

поет портной из сербской народной сказки «Почему у месяца нет платья». Вы, конечно же, знаете эту чудесную сказку! Да и во многих других прочитанных вами сказочных историях упоминаются мастера, искусно владеющие иголкой и ниткой. Сами же иголка с ниткой часто бывают волшебными и, обладая чудодейной силой, помогают сказочным героям добиться победы и счастья.

Давайте вспомним эти сказки!

Внимание! Загадки!

Проводится викторина «Иголочка туда-сюда…»

слайды 2-3

«Он зажег лампу, взял ножницы, клей и обрывки цветной бумаги. Вырезал и склеил курточку из коричневой бумаги и ярко-зеленые штанишки. Смастерил туфли из старого голенища и шапочку - колпачком с кисточкой - из старого носка.»

Кто смастерил такой костюм?

(папа Карло, «Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Н.Толстой)

слайды 4-5

«В одном немецком городе жил портной. Целый день сидел он на столе у окошка, поджав ноги, и шил. Куртки шил, штаны шил, жилетки шил.

Скрою-ка я себе новый пояс и вышью на нём большими буквами: «Когда зол бываю, семерых убиваю».

Как зовут портного? (Ганс, «Храбрый портняжка» Г.Х.Андерсен)

слайды 6-7

«Они сказались ткачами и заявили, что могут выткать замечательную ткань, лучше которой и помыслить нельзя. И расцветкой-то она необыкновенно хороша, и узором, да и к тому же платье, сшитое из этой ткани, обладает чудесным свойством становиться невидимым для всякого человека, который не на своем месте сидит или непроходимо глуп.

Они делали вид, будто снимают ткань со станков, они резали воздух большими ножницами, они шили иглой без нитки и, наконец, сказали:

— Ну вот наряд и готов!»

Кем же были на самом деле эти ткачи?

(обманщиками, «Новое платье короля» Г.Х.Андерсен)

слайд 8

«… девушка принялась тогда за шитье; она держала в руке иголку и пела:

Ты, иголочка, игла,
Дом укрась для женишка!

Вдруг выскользнула у нее из рук иголка и стала летать по комнате, да так быстро, прямо как молния. Казалось, что никак не иначе, а работают тут незримые духи; и покрылись вмиг стол и скамьи зеленым сукном, а стулья — …, а на окнах появились шелковые занавески.

Только сделала иголка последний стежок, увидала девушка в окошке белые перья на шляпе у королевича…»

Какой тканью покрылись стулья?

(бархатом, «Веретенце, челнок и иголка» братья Гримм)

слайд 9

«Решил месяц сшить себе платье.

Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем.

А платье-то и узко, и коротко.

— Видно, я ошибся, — говорит портной. И снова сел за работу.

В назначенный срок пришёл месяц за платьем.

Опять платье мало.

— Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной. И снова стал кроить и шить.»

Из сказки какого народа этот портной?

(«Почему у месяца нет платья» сербская сказка)

слайд 10

«Стала она ковер ткать. Где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят…

Солнышко еще не взошло, а ковер уж готов.»

Назовите сказочную мастерицу.

(Василиса Премудрая, «Царевна-лягушка» русская народная сказка)

«Покуда они беседовали, подул холодный ветер, затрещали деревья, задрожала земля. Дочь Солнца сразу почуяла, что это ведьма домой летит. Велела она королевне стать у стены, а в стену воткнула иголку с ниткой. А та игла была волшебная: королевна стала ...»

Кем стала королевна? (невидимкой, «Королевна и дочь Солнца» литовская сказка)

слайд 11

«Четверо портных - мастер-одиночка, угрюмый рак Шепталло, серый Дятел с хохолком, большой жук Рогач и мышь Лизетта - шили из старых девочкиных платьев красивый мальчишеский костюм.

Шепталло кроил, Дятел клювом протыкал дырки и шил. Рогач задними ногами сучил нитки, Лизетта их перегрызала.»

Для кого шили четверо портных мальчишеский костюм?

(для Буратино, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н.Толстой)

слайд 12

«Шли они, шли, пока вечер не настал. Ночевать на берегу речки остановились.

Зайнулла спать лег, солдат сторожить остался. Как только Зайнулла уснул, солдат вонзил в его грудь... В середине ночи налетел вдруг сильный ветер и откуда-то сверху опустился на землю небесный конь Акбузат. Сидела на нем верхом лучезарная девица. Стала будить джигита, а тот не просыпается. И так его переворачивала, и эдак - спит Зайнулла. Не добудилась. Поцеловала его и умчалась на Акбузате.

Утром солдат вынул из груди хозяина…, тот проснулся.»

Что вонзил солдат в грудь Зайнуллы?

(иглу, «Зайнулла и Красота» башкирская сказка)

слайд 13

«Снова черти залопотали, загомонили, – совещаются между собой. На этот раз принесли они две длинные иглы. – Смотри, человек! Вот мертвая игла. Если уколоть мертвой иглой какого хочешь силача, ему сразу конец. А это – живая игла. Стоит живой иглой уколоть больного, он мигом… Это две иглы – бесценное сокровище: и смерть дают они, и жизнь.»

Что станет с больным, если уколоть его живой иглой?

(станет здоров, «Живая игла, мертвая игла и летучая колесница» японская сказка)

слайд 14

Заглянул полумесяц к портному,
Не к небесному, а к земному.
— Сшей мне, мастер, нарядное платье.
Буду по небу в праздник гулять я.
Снял портной с полумесяца мерку,
Приглашает его на примерку.
Но всего за четырнадцать дней
Вдвое сделался месяц полней.
И в плечах, и в груди ему тесно,
Так поправился месяц небесный.
Чуть не плачет с досады портной:
— Что за бес подшутил надо мной!
Ваша светлость слегка пополнела
Иль от стирки материя села,
Я, по правде сказать, не пойму…
Ладно! Новую мерку сниму.

Вспомните имя русского писателя, автора этой стихотворной сказки.

(Самуил Яковлевич Маршак «Отчего у месяца нет платья»)

слайд 15

«Собрался лесной портной портняжное дело открыть. Сказано – сделано. На следующий день по всему лесу объявления развесил:

«Эй, лесной народ,
Выходи вперед
Кто поумней.
Чем мы хуже людей?
Спешите к портному,
К портному лесному.
В лесное ателье
На сухом пне!»

Задумались звери, затылки почесали. А ведь и правда, сколь ж можно по старинке вшкурах ходить. Чем мы хуже других? Надо культуры набираться. Утром, еще солнце не встало, а у сухого пня уже сутолока, споры да перебранка, никак очередь не поделят. Каждому охота первым штаны надеть.»

Кто был лесным портным? (Ежик, «Портной» Т.Ш.Крюкова)

слайд 16

«Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче.

— Ну, куда же это годится? — ворчал …, разглядывая штаны. — Еще хуже, чем было! Придется все наново переделывать.

Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил ее, опять приложил к штанам, хорошенько обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать ее снова. Теперь он шил не спеша, аккуратно и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту.

Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда все сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.»

Назовите имя мальчика. (Бобка, «Заплатка» Н.Н.Носов)

слайд 17

«Жила-была штопальная игла. Она так высоко задирала свой острый носик, словно была по крайней мере тонкой швейной иголкой.

— Осторожнее! — сказала она пальцам, которые вынимали её из коробки. — Не уроните меня! Если я упаду, то, конечно, потеряюсь. Я слишком тонка.

— Будто уж! — ответили пальцы и крепко обхватили штопальную иглу.

— Вот видите, — сказала штопальная игла, — я хожу не одна. За мной тянется целая свита! — И она потянула за собой длинную нитку, но только без узелка.»

Кто написал сказку «Штопальная игла»?

(Ганс Христиан Андерсен «Штопальная игла»)

слайд 18

«Сел Иван за платье, взял иглу и начал шить. Видит — и правда, не шьет игла, а рвет: платье-то легкое, словно воздух, не может в нем игла приняться. Бросил Иван иглу, стал руками каждую нить с другой нитью связывать.

Всю ночь работал Иван. Месяц с неба светил ему, да и платье светилось само по себе, как живое, и видел он каждую его нить.

К утренней заре управился Иван. Поглядел он на свою работу: нету больше прорехи, повсюду платье теперь цельное.»

Прореху на чьем платье латал Иван?

(Елены Премудрой, «Иван бесталанный и Елена Премудрая» русская народная сказка)

слайд 19

«Ткачи, портные и вышивальщики принялись за работу. Одни из них стегали одеяла на вате и на пуху, мягкие и тёплые, как шерсть горной козы; другие ткали одеяла из сверкающих шёлковых нитей, лёгкие, как облако; третьи, растянув на пяльцах бархат, вышивали по нему золотом и серебром тончайшие узоры. Они украшали одеяла яркими кистями, обшивали мехом и подбивали парчой. Но ни один из них не мог угодить царю.

Слух о злодеяниях царя дошёл до одного портного. Этот портной был стар, беден и хром. Из обрезков ситца он сшил одеяло точно по росту царя, взял на дорогу горсть чортана — сухого творога — и пошёл во дворец, опираясь на свою суковатую палку.»

Как называется одеяло, сшитое портным из разных лоскутков ткани?

(лоскутное одеяло, «Портной и царь» армянская сказка)

слайд 20

Скорняжным
Теплым
Ремеслом
Занялся кот
Когда-то.
Мурлыча песню,
За столом
Сидел
Скорняк усатый.

Как вдруг
К нему
Явился пес
И шкурку
Мягкую
Принес.
Что должен был сшить псу кот-скорняк?

(шапку, «Кот-скорняк» Ованес Туманян)

Ведущая: С давних времен мастера и мастерицы все шили вручную, пользуясь иголкой и нитками. Но ведь шили не только мастера и мастерицы, любая женщина с детских лет умела прясть, ткать, шить и вязать.

Шить, вязать — уменье славное
И для женщин — дело главное.
Радость творчества приносит,
Вся семья обновки носит.
Е.Корниенко «Белошвейка»

Одежда женская, детская, мужская, постельные принадлежности, полотенца, рушники, салфетки, ковры и половики – все шилось, ткалось и вязалось хозяйками. И с тех самых времен возникли в нашем языке устойчивые выражения со словами «иголка» и «нитка» – фразеологизмы, значение которых вы сейчас нам и растолкуете!

Проводится конкурс «Найди значение!»

Задача: подобрать к выражениям из левого столбца соответствующее толкование из правого столбца.

Куда иголка, туда и нитка.

Сделать что-то кое-как, небрежно, впопыхах, без особого старания.

С иголочки.

Сразу видна искусственность, поддельность чего-либо.

Сидеть как на иголках.

Так говорят о большом скоплении людей, о большой тесноте.

Как иголка в стогу сена.

Так говорят о новой, только что сшитой и очень красивой одежде.

Хоть иголки собирай.

Быть крайне взволнованным, ожидать чего-то неприятного.

До последней нитки.

Намеренно замедлять выполнение какого-то дела.

На живую нитку.

Так говорят об очень близких, неразлучных людях.

Тянуть канитель.

Так говорят о предмете, который невозможно найти.

Иголку негде воткнуть. Означает, что достаточно светло в ночное время суток, чтобы работать.
Шито белыми нитками. Означает помогать другим ничего не жалея, полностью.

Ответы:

  1. Куда иголка, туда и нитка. - Так говорят об очень близких, неразлучных людях.
  2. Сидеть как на иголках. - Быть крайне взволнованным, ожидать чего-то неприятного.
  3. С иголочки. - Так говорят о новой, только что сшитой и очень красивой одежде.
  4. Как иголка в стогу сена. - Так говорят о предмете, который невозможно найти.
  5. Хоть иголки собирай. - Означает, что достаточно светло в ночное время суток, чтобы работать.
  6. До последней нитки. - Означает помогать другим ничего не жалея, полностью.
  7. Шито белыми нитками. - Сразу видна искусственность, поддельность чего-либо.
  8. На живую нитку. - Сделать что-то кое-как, небрежно, впопыхах, без особого старания.
  9. Тянуть канитель. - Намеренно замедлять выполнение какого-то дела.
  10. Иголку негде воткнуть. - Так говорят о большом скоплении людей, о большой тесноте.

Проводится башкирская народная игра «Иголка и нитка»

Дети делятся на две команды, выстраиваются в колонны друг за другом на одной стороне площадки. Перед каждой командой на расстоянии 5 метров ставится ориентир (куб, башня, флажок).

По сигналу первые игроки («иголки») обегают ориентиры, возвращаются к команде. К ним цепляется следующий игрок («нитка»), они обегают ориентир вдвоем. Таким образом, все игроки команды («нитки»), по очереди зацепляясь, друг за дружкой, обегают ориентиры. Побеждает та команда («иголка с ниткой»), все игроки которой зацепились и обежали ориентиры первыми.

Правила.

  1. Играющим во время бега не разрешается расцеплять руки.
  2. Если это случилось, то нарушившая правила команда начинает игру заново.

Ведущая: Молодцы, ребята, и на вопросы викторины отвечали, и играли задорно и дружно. Вы не устали? Продолжаем нашу программу!

Рукоделие – слово какое!
Словно молвит тебе: «Не спеши!
Посиди в тишине и покое,
Поучись вышивать или шить».
С.Холодникова «Рукоделие»

Друзья, вам предстоит оживить буквы!

Проводится дидактическая игра «Живые буквы».

Группы детей получают наборы карточек с буквами, из которых они сначала составляют исходное слово, а затем из исходного – другие слова.

Ведущая дает задание:

Вам буквы выданы не зря,
Несложен их секрет.
Из них составьте вы, друзья,
На мой вопрос ответ!

Как называют искусную мастерицу, занимающуюся рукоделием? (Рукодельница)

слово «РУКОДЕЛЬНИЦА»

В театре клоуном служил,

В костюме клетчатом ходил.
С Буратино он дружил,
Его звали… Арлекин

Скачут из него всегда два очень шустрых молодца,
два одинаковых с лица. ларец

По синему морю к зеленой земле
плыл к маме малыш на каком корабле? льдина

Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Кто несет богатыря? колдун

Тетю Клушу мышка-мать
звала сыночка покачать.
Кем наседка та была? курица

Чудо-юдо рыба-кит поперек него лежит. океан

Ему не страшны ни снега, ни пурга,
он Герду несет в царство вечного льда. олень

Он всему делу венец. конец

Ведущая: Да, действительно, конец – всему делу венец. Но до конца нашей встречи еще далеко! Мы с вами вспомнили мастериц и мастеров, искусно владеющих иголкой с ниткой и шьющих одежду, а ведь одежду можно не только шить, но и плести, и вязать.

...Здесь всё было по-прежнему - и домик, и сад. И бабушка всё так же, как много лет назад, сидела в своей качалке и вязала на спицах.

Чья бабушка занималась вязанием? («Каникулы Бонифация» Ф.Хитрук)

слайд 21

Видишь, у меня в руках крапива. Такая же крапива растёт здесь возле пещеры, и только она да ещё та крапива, которая растёт на кладбище, может тебе пригодиться. Запомни же это! Нарви крапивы, хотя руки твои покроются волдырями от ожогов; потом разомни её ногами и свей из неё длинные нити. Из этих нитей сплети одиннадцать рубашек с длинными рукавами…

Кто должен был свить из крапивы нити и сплести одиннадцать рубашек?

слайд 22 (Элиза, «Дикие лебеди» Г.Х.Андерсен)

Проводится подвижная игра «Завивайся, ниточка, в клубок»

Играющие стоят друг за другом, держась за руки. Ведущий под хороводную музыку ведет детей «змейкой», затем закручивает свою «ниточку» в спираль, потом обратным движением ее раскручивает. Движения сопровождаются текстом:

Завивайся, ниточка, в клубок,
Завивайся, тонкая, в клубок,
Свяжет бабушка хорошенький чулок.
Свяжет бабушка красивенький носок.
Развивайся, ниточка, скорей,
Развивайся, тонкая, скорей,
Свяжет бабушка чулочки подлинней,
Свяжет бабушка носочки попрочней.

Ведущая: Мы с вами вспомнили сказочных портных и рукодельниц, которые шили, вязали и даже плели одежду. Скажите мне, пожалуйста, а кто еще из мастеров занимается шитьем и что они шьют? Ответить на этот вопрос вам поможет сказочный тест.

Проводится сказочный тест - «ЧЁБОТЫ»

Педагог задает ситуацию:

Друзья, внимательно прочитайте все вопросы и варианты предлагаемых ответов, из которых надо выбрать только один. Каждому ответу соответствует определенная буква. Угадав все буквы, вы сможете составить зашифрованное в тесте слово.

Задание понятно? Тогда за работу!

Вопросы «Сказочного теста».

Прочитав немецкую сказку, мы узнаем о том, что:

«Один башмачник не по своей вине так обеднел, что у него, наконец, ничего больше не оставалось, кроме кожи для единственной пары башмаков. Вот и выкроил он под вечер эти башмаки и хотел их с утра пустить в работу, Ровно в полночь явились два маленьких красивеньких человечка; совсем маленькие, сели они за рабочий стол башмачника, взяли все накроенные работы и начали своими крошечными пальчиками так проворно и быстро тыкать шилом, тачать да постукивать молоточками, что башмачник в изумлении не мог от них и глаз отвести. И работали они до тех пор, пока всей работы не переделали и не выставили на стол готовую обувь; тогда они живо собрались и исчезли мигом».

Кто были эти два маленьких красивеньких человечка?

Ч – домовые
А – тролли
Н – гномы

Сказка шведского народа повествует о приключениях младшего сына Свэнда.

«Свэнд остался у сапожника. Старики никак не могли нахвалиться старательным и добрым мальчиком. Свэнд не только научился чинить старые башмаки, но и шить новые. Думая по вечерам о маме, он решил сделать ей подарок: ведь она ходит в рваных башмаках. Накопил денег, купил кожи и сшил ей новые башмаки».

Вспомните название сказки.

Л – «Как кузнец Пааво подковал паровоз»
Ё – «Гвоздь из родного дома»
Д – «Мальчик, который ничего не боялся»

Читая о приключениях мальчика-луковки Чиполлино, мы узнаем, что:

«С этого самого дня Чиполлино начал работать в мастерской Виноградинки и скоро достиг больших успехов в сапожном деле: натирал воском дратву, подбивал подметки, ставил набойки, снимал мерку с ног заказчиков и при этом не переставал шутить.

Мастер Виноградинка был доволен им, и дела у них шли отлично…»

Кто рассказал нам о приключениях Чиполлино?

Б – Джании Родари
Е – Карло Гоцци
Г – Карло Коллоди

Итальянская сказка «Веселый сапожник» рассказывает нам о его удивительной встрече в лунную ночь.

«Однажды весёлый сапожник сшил три пары башмаков и решил их продать в соседнем городке на ярмарке. Закинул он башмаки за спину и зашагал по дороге.

Пришёл на ярмарку - с одним поговорил, с другим посмеялся. Башмаки у него мигом расхватали. На вырученные деньги сапожник накупил кучу подарков своей семье, сложил их все в мешок, закинул за спину и пустился в обратный путь.

Тем временем начало смеркаться. А до дому ещё далеко. Решил сапожник свернуть в лес и пойти к своему селению прямиком. Пока шёл лесом, совсем стемнело. Хорошо, ещё, что луна взошла. И вот при свете луны сапожник увидел... Кого бы вы думали?»

А вы помните, кого увидел сапожник?

У – волшебницу Бефану
Х – базилиска
О – лесную фею

В казахской сказке «Сапожник» герой встречается со злым великаном.

«В старину жил один бедный сапожник. У него было много детей. Сапожник работал от зари до зари, не разгибая спины, но его заработка хватало лишь на то, чтобы один раз покормить своих детей. Когда не было работы в ауле, сапожник брал на плечи свой ящичек с шилом и гвоздями и отправлялся в соседние аулы.

Шел однажды сапожник в дальний аул. Дорога была незнакомая, и сапожник заблудился. Долго шел он, устал. Наконец на пути ему повстречался дом. Сапожник постучал в окно, но ему никто не ответил. Тогда он вошел. Дом оказался пуст.

Среди ночи послышался сильный шум и грохот. Сапожник поднял голову и увидел: втискивается в дверь огромное чудовище. На лбу у него сверкает один-единственный глаз. Это был дяу-великан».

Что забрал сапожник из дома дяу-великана вместо своего ящичка с шилом и гвоздями?

Т – сундук, полный золота
И – старое зеркало
С – сапожный молоток

О еще одном бедном сапожнике и его нелегкой жизни мы узнаем из одноименной португальской сказки.

«В одном городе жил бедный сапожник Жозе. Чуть свет садился он у дверей своего дома, до позднего вечера постукивал молоточком, приколачивая к старым башмакам новые подметки. Но как ни трудился бедняга, не мог заработать столько, чтобы досыта накормить свое семейство. Уж очень много было у него ребятишек.

Вечером, закончив работу и поужинав вместе со всеми, снимал он со стены свою скрипку-виолу и принимался наигрывать веселый танец батуке. И как только начинал он играть, мать сбрасывала свой старый передник. Она била изо всех сил в тамбурин из ослиной кожи, а ребятишки пускались в пляс. Весь дом ходил ходуном.

В высоком доме, напротив бедной лачуги, жил богатый и знатный сеньор. Каждое утро он видел из своих окон, как прилежно трудится Жозе, каждый вечер слышал, как беспечно наигрывает он на своей виоле, - и решил помочь бедняку. Он позвал своего слугу, дал ему большой мешок с деньгами и сказал:

– Отнеси эти деньги соседу, что живет напротив моего дома. Он знает нужду, но не знает уныния. Пусть эти деньги будут ему наградой».

Однако, спустя некоторое время, сапожник Жозе вернул деньги богатому и знатному сеньору. Почему?

Р – Сапожник Жозе подумал, что слуга украл эти деньги у богатого сеньора.
Ы – Эти деньги унесли из дома сапожника радость, а принесли только ссору.
К – Сапожник сам заработал много денег, и вернул подарок знатному соседу.

Демонстрируется слайд-шоу «Сказочные умельцы: портные и сапожники»

слайды 22-28.

Дети выбирают буквы и составляют слово «ЧЁБОТЫ».

Демонстрируется слайд 29 «Чёботы».

Справка. Чёботы - мужские или женские сапоги с каблуком, высоким голенищем и загнутым носком.

Сапожник, изготавливающий чёботы, называется чеботарь или чеботник.

Дети читают по ролям выученную наизусть «Сказку про Чеботаря и Чудо-сапоги»Лоры Вчерашнюк.

Ведущая: Лапотник, чеботарь, сапожник, башмачник, обувщик – так называли и называют обувных дел мастера.

Справка.

  • Лапотник – Тот, кто делает лапти, торговец лаптями, или тот, кто ходит в лаптях.
  • Чеботарь – Сапожник, делающий чёботы.
  • Сапожник – Мастер по шитью и ремонту обуви.
  • Башмачник – Сапожник, шьющий башмаки.

Раньше башмачниками называли тех, кто шьет исключительно дамскую обувь, а сапожниками - тех, кто делает обувь для мужчин.

Обувщик – Современный специалист, который занимается изготовлением, ремонтом и реставрацией обуви.

слайд 30

Ведущая:

Жили-были грозный царь
И веселый чеботарь.
Грозный царь страною правил.
Чеботарь заплатки ставил.
И жилось чеботарю
Веселее, чем царю.
Царь не ест, не спит спокойно,
У царя пиры да войны,
А сапожник в мастерской
Тянет дратву день-деньской,
Шьет, кроит и ставит латку…
С.Маршак «Сказка про царя и про сапожника»

Проводится игра «В мастерской сапожника»

Ведущая: Представляете, ребята, сказочные герои отдали в ремонт сапожнику свою обувь, а он перепутал все ярлыки.

Помогите мастеру разобраться, кому он должен вернуть отремонтированную обувь.

  • Сапоги-скороходы - Людоед (Ш.Перро «Мальчик с пальчик»)
  • Хрустальные туфельки - Золушка (Ш.Перро «Золушка»)
  • Лапти - Иванушка-дурачок (из любой русской народной сказки)
  • Восточные туфли - старик Хоттабыч (Л.Лагин «Старик Хоттабыч»)
  • Деревянные башмаки - Нильс (С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»)
  • Сапоги со шпорами - Кот в сапогах (Ш.Перро «Кот в сапогах»)
  • Галоши - Самоделкин (Ю.Дружков «Приключения Карандаша и Самоделкина») Валенки - кот Матроскин (Э.Успенский «Зима в Простоквашино»)
  • Кеды - пес Шарик (Э.Успенский «Зима в Простоквашино»)
  • Фиолетовые тапочки - кот Леопольд (А.Резников «Приключения кота Леопольда»)

Условия игры: Каждая команда получает по 5 ярлыков, на которых написаны имена сказочных героев. Игроки должны определить, какая обувь принадлежит этим героям, и положить ярлыки к соответствующей паре обуви.

Ведущая: Жил-был сапожник, он был отличный мастер. Самое главное было то, что он умел шить волшебную обувь. К примеру, сапоги, которые он шил, умели летать. Они могли нести по воздуху их владельца, туфли были скороходные, тот, кто их одевал, бегал быстрее ветра. Ещё сапожник шил волшебные галоши, они умели плавать туда, куда нужно было их хозяину. (Л.Дубровский «Сапожник и его волшебная обувь»)

Проводится веселая эстафета «Бег в галошах большого размера»

Ведущая: Молодцы, ребята! Вы точно знаете, какую обувь носят сказочные герои. Я приготовила вам еще несколько загадок и думаю, что вы их легко разгадаете.

слайд 31

В одной народной сказке мышка находит в поле теремок, что не низок, не высок, в другой - рукавичку, а в этой сказке Михаила Пляцковского мышка находит большую старую галошу, которая ей очень нравится. Но она не знает, что с ней делать, а потому отдаёт Кроту в обмен на выкопанную норку. Крот тоже вскоре разочаровывается в своём приобретении и уступает галошу Ежихе в обмен на яблоки. Сменив несколько владельцев, галоша попадает к изобретательной и трудолюбивой Белочке. Эта зверушка находит старой обуви неожиданное и полезное применение.

Какое? (Рыжая белка сначала ловко заклеила листьями дырки в галоше, потом она наполнила галошу водой до краёв и давай своего пушистого бельчонка в этой ванне купать.)

слайд 32

В этой русской народной сказке события разворачиваются вокруг необычной обуви. Не успел старичок рассказать мужику об ускоряющих свойствах своих лаптей, как тот быстренько стащил их. Воришка пожалел о своем поступке, когда волшебные лапоточки заставили его побегать до упада. Он уже хотел вернуть обувь деду, но тут на новые лапти позарился сосед. Скороходы сменят несколько «владельцев», прежде чем вновь попадут к своему настоящему хозяину.

Как называется эта сказка? («Чудесные лапоточки»)

слайд 33

«Зимней ночью шла голодная кума по дорожке; нашла лапоть, взяла его в зубы и пошла далее,» - так начинается сказка Владимира Ивановича Даля «Лиса-лапотница», в которой рассказывается о проделках рыжей мошенницы. Пользуясь чужим гостеприимством, хитрая лисичка устраивалась на ночлег, а наутро обвиняла хозяев в исчезновении своего имущества. Получив богатый откуп, плутовка продолжала путь по окрестным сёлам и все также обманывала добрых людей. Однажды лисице попался мужик, который сразу распознал её обман и решил проучить.

Что же придумал крестьянин?

(Мужик смекнул лисьи хитрости. И обещал ей за гуся индюшку.

А вместо индюшки тихонько подложил ей в мешок собаку.)

слайд 34

Жизнерадостная сказка Натальи Абрамцевой «Про щенка и старую тапочку» повествует о маленьком пёсике, которому скучно играть одному, но взрослые животные не хотят составить ему компанию. Тогда щеночек находит себе необычного друга — старую тапочку. Тапочка была старая, поношенная, даже слегка дырявая. Несмотря на потрёпанный вид, домашняя обувь была очень приветлива, весела и полна бодрости потому что она очень любила …

Что любила старая тапочка? (играть)

слайд 35

В старые времена бедные люди не могли покупать себе дорогую обувь, поэтому они носили сапоги и башмаки до тех пор, пока подошвы не отрывались от верхней части. Носки сношенной пары при этом напоминали разинутые рты, а торчащие гвозди, на которых раньше держались подметки, — острые зубы. Такое состояние обуви получило в народе шутливое название «каши просят».

слайд 36

А в одной из Сорочьих сказок Алексея Толстого показана история жителей одного сундука. На нем спит няня, а внутри сундука приютились сломанные игрушки. Каждую ночь, когда дети засыпали, игрушки и старые вещи оживали. После всех вылезал из-под кровати нянькин башмак и клянчил:

— Каши, каши, каши!
И вот именно этот старый стоптанный башмак проглотил страшную пугавшую всех Рожу и принес мир в кукольное царство.

А какое прозвище было у этого башмака? (прожорливый)

Демонстрируется мультфильм «Щенок и старая тапочка»

Чтецы:

Картину пишут красками,
У красок яркий цвет.
Жизнь украшают сказками,
У сказок дивный свет.

Веселые и грустные,
Но добрые всегда,
Волшебные, искусные
Живут в них мастера.

Живут герои разные,
Волнуют нам сердца.
Герои есть прекрасные,
А есть герои зла.

Добро со злом сражается,
Свет побеждает тьму.
Любовь в них прославляется,
Поется гимн уму.

Со сказкой вырастаем мы,
Со сказкою живем,
Мы сказкой вдохновляемы,
Мы сказку в жизни ждем.

Любуемся мы красками
Картинного холста.
Жизнь украшаем сказками,
Которым нет конца!
А. Мальцев «Сказок дивный свет»

Ведущая:

Ура! Вывсе загадки разгадали
И сказки правильно назвали,
Всех героев вы узнали,
Значит, книжки прочитали!

Чтецы:

У тебя друзей немало,
И живут они вокруг,
Но из всех друзей хороших
Книга – самый лучший друг!
Книга – друг твой и товарищ,
Мы берём ее везде,
Ведь она тебе поможет
И в учебе, и в труде.
Кто с книгой по свету шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает
Учиться, работать и жить!
А.Алексин

Награждение самых активных участников программы.

Литература

  1. «Веселые каникулы» Москва ЗАО «РИФМЭ» 1998
  2. https://www.larec-skazok.ru
  3. https://vk.com/wall-78669023_4776
  4. https://my-nevalyashki.ru/index.php/
    znakomstvo-s-professiyami-i-trudom-vzroslykh/
    trudovye-skazki-proforientatsiya-dlya-malyshej/
    2574-trudovye-skazki-portnoj