В клуб любителей интересных открытий (КЛИО) приглашает Д.С.Садриева.
Цели:
Основная цель, которую я ставлю в работе с каждым ребенком – это формировать гармоническую личность. Исключительную роль играют различные виды искусства. Существует такой синтетический вид искусства, в котором гармонично сливаются и изобразительная деятельность, и музыка, и литература, и хореография – это театр. С первого года работы в школе, на внеклассных мероприятиях присутствует мой добрый союзник – Его Величество Театр. Я преклоняюсь перед его могуществом и возможностями.
Оформление:
Цитата: “Театр – это умный учитель и мудрый ненавязчивый воспитатель, удивительный художник фантазер и психолог – умелый строитель человеческих взаимоотношений”.
Цитата: “Читая книгу, стоя перед живописным полотном, читатель, зритель не видят писателя, живописца. И только в театре человек глаза в глаза встречается с творящим художником, встречается с ним в момент творчества. Он угадывает возникновение и движение его сердца, вместе с ним живет всеми перипетиями происходивших на сцене событий”.
В зале оформлена книжно-иллюстративная выставка, посвященная 100-летнему юбилею татарского государственного академического театра имени Г.Камала.
- На стене – экран для показа слайдов. На экран по ходу рассказа проецируются слайды.
Казанский татарский государственный академический театр имени Г.Камала.(1906-2006)
Библиотекарь: Дорогие друзья!
Клуб КЛИО открыт для вас! Все мы – любители интересных открытий – к вашим услугам! Позвольте представить участников сегодняшнего мероприятия: Театрал, Чтецы, Историк, Искусствовед.
Театрал: Какие только перемены не происходили на земле – эпоха следовала за эпохой, одна общественно-экономическая формация сменяла другую, возникали и исчезали государства, страны, империи, монархии – но ничто и никогда не прерывало вечного бытия театра.
Наидревнейшее творение человека, до наших дней сохраняет он неизменную притягательную силу, неистребимую жизнестойкость, тот чудодейственный эликсир молодости. Во все предшествующие эпохи, сколько бы их ни насчитать – всегда, – жила в человеке вечная потребность в театре.
Как только не складывалась в прошлом судьба театра! Он испытал, пережил все, пока не обрел своего постоянного крова – театрального здания. Его представления давались всюду – на площадях и ярмарках, на церковных папертях, в замке знатного феодала, в монастырской обители, в раззолоченном дворцовом зале, на постоялом дворе, в поместье вельможного крепостника, в церковной школе, на сельском празднике...
Чтец 1: В годы первой российской революции зародился профессиональный татарский театр. Однако истоки его восходили к более раннему периоду. На рубеже двух веков татарская молодежь активно организовывала литературные встречи и вечера, показывала домашние спектакли. Количество посетителей вечеров все больше увеличивалось за счет учителей, шакирдов, учеников Татарской учительской школы, гимназистов и т.д. Традиционные субботние вечера, организуемые татарской учащейся молодежью, вошли в историю культуры под названием "шимбэчэлэр" (от слова суббота). В декабре 1902 г. в медресе "Мухаммадия" прошел обширный по своей программе литературный вечер. Через год здесь была поставлена драма Г. Камала "Несчастный юноша". Организаторы домашних спектаклей из-за отсутствия пьес на татарском языке преимущественно играли переводные произведения. Эти пьесы обычно приспосабливались к татарскому быту. Домашние спектакли не могли обслуживать массового зрителя. Тем не менее, они способствовали росту и развитию молодых энтузиастов - любителей театрального искусства и создавали почву для зарождения профессиональной труппы.
Чтец 2: Революция 1905 - 1907 гг. дала мощный импульс развитию татарской демократической культуры, в том числе сценическому искусству. 5 мая 1906 г. в зале Союза приказчиков впервые в истории Казани был поставлен публичный спектакль на татарском языке. Игрались "Кызганыч бала" ("Жалкое дитя") и "Гыйшык бэласе" ("Из-за любви"). Спектакль продолжался до 2 часов ночи и вызвал восторженные отзывы зрителей.
Прогрессивная общественность высоко оценила это событие. "Спектакль прошел как новинка для Казани весьма блестяще", отмечала газета "Волжский курьер" и подчеркивала, что "ввиду успеха спектакля и несомненной пользы его для мусульман в смысле развития весьма желательно, чтобы он не был последним и был повторен в непродолжительном времени".
Однако у татарского театра нашлись враги. 13 мая 1906 г. в Казани состоялось собрание местных мулл, на котором обсуждался вопрос о степени целесообразности татарских спектаклей. На нем было решено ходатайствовать о пресечении попыток новых постановок, якобы противоречащих шариату. Гонения на спектакли на татарском языке получили большой резонанс и дошли до того, что была образована специальная комиссия по ликвидации татарского театра, члены которой обращались не только к губернатору, но и к населению города, преимущественно к духовенству, собирая подписи о необходимости избавления от крамолы”.
Библиотекарь: Таким образом, муки рождения и становления театра сопровождались ожесточенной борьбой передовых сил с реакционной идеологией. У истоков татарского сценического искусства стояли две противоборствующие силы, одна из которых стремилась возвысить высокую общественную и нравственную роль театра, другая пыталась задушить это искусство в зародыше. Передовая общественность Казани хорошо понимала это и горячо поддерживала зарождающийся национальный театр. Газета "Дневник Казани" восторженно писала, что "нужно радоваться тому, что наша молодая интеллигенция, несмотря на протесты, а подчас и неприличные выходки со стороны кучки лжедрузей народа, по-видимому, осознала, что театр помимо эстетического наслаждения, доставляемого им, служит одним из самых верных орудий для борьбы с темнотой и невежеством".
Историк: Спектакль, поставленный 5 мая 1906 года, явился генеральной репетицией молодых энтузиастов перед выходом на широкую арену большого искусства. Наконец, 22 декабря 1906 года в Казани в Новом клубе был поставлен публичный спектакль, предварительно рекламировавшийся специально отпечатанными в типографии афишами. Пьесы "Жалкое дитя" и "Из-за любви" привлекли широкое внимание. Этот день вошел в историю как день зарождения татарского театра.
Этот публичный спектакль поставили актеры-энтузиасты татарской труппы "Сайяр". Руководитель труппы, выдающийся актер и режиссер Г.Кариев, одним из основных творческих принципов коллектива считал укрепление и углубление дружбы между народами. Это в первую очередь нашло свое воплощение в репертуаре. На сцене театра наряду с произведениями писателя, актера, режиссера Г.Камала, драматургов М.Файзи, К.Тинчурина, Т.Гиззата, Н.Исанбета, М.Амира с успехом шли пьесы Н.Гоголя, А.Островского, А.Чехова, М.Горького, а также В.Шекспира, Ф.Шиллера.
Чтец 1: Основоположником татарской драматургии был выдающийся общественный деятель Галиаскар Камал. Он родился в Казани в 1879 г. В годы первой русской революции широко развернулась его просветительская деятельность. Он редактировал демократическую газету "Азат халык" ("Свободный народ"), организовал издательство, занимался книжной торговлей. Вместе с Г.Тукаем он издавал сатирические журналы.
Первая пьеса драматурга "Несчастный юноша" была напечатана в 1900 году, затем он опубликовал "Трое злосчастных" и "Жалкое дитя", и только 22 декабря 1906 года Г.Камал сумел осуществить постановку пьесы "Кызганыч бала" ("Жалкое дитя") с татарской профессиональной труппой "Сайяр", в которой он участвовал и как актер. Затем Г.Камал написал пьесы "Первый театр", "Банкрот", "Из-за подарка", "Тайны нашего города" и другие, которые являются образцами классической татарской драматургии. В 1919 году Г.Камал работал артистом при татарском запасном батальоне.
Чтец 2: После Октябрьской революции Г.Камал стал
активно сотрудничать в большевистских газетах.
За годы Советской власти он создал ряд новых
драматургических произведений, с успехом
поставленных на сцене татарского театра: "Три
жизни", "Слепые мастера" и др. Г.Камал
перевел на татарский язык драматургические
произведения Н.В. Гоголя, А.Н.Островского,
М.Горького.
Библиотекарь: Г.Камала заслуженно считают отцом
татарского театра. Ему было присвоено почетное
звание народного драматурга. На
драматургических произведениях Г. Камала
выросло несколько поколений татарских артистов.
Умер Г. Камал в 1933 году. Татарскому
государственному ордена Ленина академическому
театру, с которым была связана вся жизнь и
деятельность Г. Камала, присвоено имя драматурга.
Первых женщин, осмелившейся нарушить законы
шариата и выйти на театральные подмостки, была
актриса С. Гизатуллина-Волжская, которую поэт
Габдулла Тукай назвал "солнцем татарской
сцены".
Кроме произведений молодых татарских драматургов в репертуар первого татарского театра входили и спектакли, поставленные по пьесам Гоголя, Чехова, Горького. Использование русской классики было хорошей школой для молодой татарской драматургии. До 1917 года театр не имел своего помещения и не финансировался государством.
Образование профессионального театра было тесно связано с именем И.Кудашева-Ашказарского. В июле 1907 г. труппа Кудашева-Ашказарского в Казани дала спектакли "Невежество и ученость", "Шариат и эпоха", "Хирургия". В рецензии на спектакли Г.Камал отмечал наличие талантов в труппе и высказал пожелание, чтобы в дальнейшем она была более разборчива в выборе произведений.
В 1908 г. постановки спектаклей учащаются, некоторые труппы получают названия. Одна из таких трупп носила название "Яшьлэр" ("Молодежь"). Состав ее был достаточно представительный, способный осилить и крупные пьесы. В январе 1908 г. в Новом клубе труппа "Яшьлэр" поставила драму азербайджанского писателя Н. Вазирова "Мосибате Фахретдин". Эта же труппа 14 июля 1908 г. поставила комедии "Хозяин и приказчик", "Поиски жениха". В эти годы в Казани, кроме труппы "Яшьлар" функционировала и небольшая труппа под руководством Закира Саетзаде. Она состояла преимущественно из приказчиков и завоевала среди населения заметное признание. 3.Саетзаде для этой труппы создал пьесу "Несчастная Бибижиган".
Искусствовед: Широкую популярность и славу среди казанцев, как и среди всего татарского населения, снискала труппа "Сайяр" ("Передвижная"), деятельность которой является яркой страницей истории национального театра. В ее репертуаре почетное место занимали такие произведения Г.Камала, как "Первое представление", "Ради подарка", "Распутство", "Банкрот", "Тайны нашего города". В составе труппы "Сайяр" всенародную известность получили один из основателей татарского театра Г.Кариев, В.Муртазин-Иманский, первые татарские артистки С.Гиззатуллина-Волжская, Г. Болгарская и др. В составе труппы, которая претерпевала изменения, в разное время находились также К.Тинчурин, Б.Болгарский, Н.Сакаев, Г.Мангушев, Утяй, Г.Камал, 3.Баязитский, Дж.Байкин, С.Байкина, М.Иманская и другие. Молодой татарский театр в годы столыпинской реакции, несмотря на жестокие преследования, угрозы и оскорбления со стороны реакционных сил и духовенства, притеснения царской администрации и цензуры, с честью выполнял свою задачу по просвещению, эстетическому воспитанию татарского населения. Своими прогрессивными произведениями, постановками он неустанно распространял демократические идеи.
С труппой "Сайяр" неразрывно связано имя выдающегося татарского драматурга К.Тинчурина. В 1900 г. тринадцатилетним мальчиком Карим Тинчурин приехал в Казань в поисках счастья. Он поступил в духовную мусульманскую школу - медресе, но в 1906 г его исключили, заподозрив в неблагонадежности, участие в революционном движении. С 1907 г. он был артистом татарской театральной труппы "Сайяр". Для этой труппы Тинчурин и написал свои первые пьесы. (Когда в 1918 г. в Казани была создана государственная театральная труппа, он стал ее художественным руководителем). Здесь были созданы лучшие произведения писателя: "Берегись, взорвется!", "Американец", "Без ветрил", "Голубая шаль", "Страна", "На Кандре".
Историк: С началом первой мировой войны в
Казани закрылся Восточный клуб, где ставились
татарские спектакли, часть артистов была
призвана в армию. У Г.Кариева обострилась болезнь
горла. Все это заставило "Сайяр" открыть
сезон 1914/15 годов с опозданием. "Сайяр" в этот
сезон ставил в Казани такие произведения, как
"Несчастный юноша", "Распутство",
"Ради подарка" Г.Камала, "Голод велел"
Я.Вали, "Женитьба" Н.В.Гоголя, "Артист"
Г.Кариева и др. В репертуаре труппы находились
такие пьесы легкого жанра: "Из-за любви",
"Жертва знахарей", "Наша эпоха",
"Находка", "Малая война", "Беглецы",
"Денщик Гали", "Ревнивый муж" и др.
По актуальности поставленных проблем и
оригинальности их решения выделялась драма
реалистического содержания "Неравные"
Ф.Амирхана, В начале 1916 г. "Сайяр" приняла у
Ш.Камала комедию "Хаджи женится". Однако
из-за запрещения со стороны цензуры, пьеса до
зрителя не дошла. Премьера спектакля "Хаджи
женится" прошла лишь год спустя в Казанском
театре Большой драмы 22 января 1917 г. В ноябре 1916 г.
"Сайяр" поставила в Казани комедию
А.Н.Островского "Доходное место". В этом,
спектакле дебютировала Ф.Ильская - в будущем
народная артистка РСФСР и ТАССР.
В годы войны труппа "Сайяр" ставила также "Грозу" и "Без вины виноватые" А.Н.Островского, "Ревизора" и "Женитьбу" Н.В.Гоголя, комедии Ж.Мольера, произведения Ф.Шиллера. Эти спектакли показывали, что в канун Октябрьской революции Казанский театр постановкой реалистических произведений стремился идти в ногу с эпохой и твердо стоял на прогрессивных демократических позициях.
Библиотекарь: Всякое бывало судьбе татарского театра... Его проклинали, ненавидели, запрещали, подвергали гонениям и издевательствам, наказаниям и преследованиям, грозили кнутами и виселицами, всеми небесными и земными карами. Но в борьбе с ним сникали его враги и гонители – мусульманское духовенство, невежественные властолюбцы.
Никакие испытания, никакие беды и невзгоды не сломили вечной жизнестойкости театра.
Назначение его – быть для людей школой жизни!
Человек обращается к театру как к отражению своей совести, души своей – он узнает в театре самого себя, свое время и жизнь свою. Театр открывает перед ним удивительные возможности духовно-нравственного самопознания.
Искусство театра, в отличие от других искусств, живое искусство. Оно возникает лишь в час встречи со зрителем. Оно основано на непременном эмоциональном, духовном контакте сцены и зрительного зала. Нет этого контакта – значит, нет и живущего по своим эстетическим закономерностям спектакля.
Читая книгу, стоя перед живописным полотном, читатель, зритель не видят писателя, живописца. И только в театре человек глаза в глаза встречается с творящим художником, встречается с ним в момент творчества. Он угадывает возникновение и движение его сердца, вместе с ним живет всеми перипетиями происходивших на сцене событий.
Такое сопереживание – высокая радость, даруемая человеку театром. Оно-то и таит в себе ту властную, магнетическую силу, что испокон веков влечет человека в театр.
Читатель в одиночестве, наедине с заветной книгой, может пережить волнующие, счастливые мгновения. А театр не оставляет своего зрителя в одиночестве. В театре все зиждется на активном эмоциональном взаимообщении тех, кто создает в этот вечер на сцене художественное произведение, и тех, для кого оно создается.
Театрал: Зритель приходит на театральное представление не как сторонний наблюдатель. Он не может не выражать своего отношения к тому, что происходит на сцене. Взрыв одобрительных аплодисментов, веселый смех, напряженная, ничем не нарушаемая тишина, вздох облегчения, безмолвное негодование – в богатейшем многообразии проявляется зрительское соучастие в процессе сценического действия.
Вот что значит живое его искусство. Искусство, в котором слышится биение человеческого сердца, чутко улавливаются тончайшие движения души и ума, в котором заключен весь мир человеческих чувствований и мыслей, надежд, мечтаний, желаний, нравственных обретений...
Исходя из вышеизложенного театр – это уникальное явление. Несмотря на трудности в истории жизни и создания татарского театра, он продолжает жить и радовать нас своими постановками, которые входят в сокровищницу национальной культуры.
Использованная литература.
- Р.Бохарай. “Казан – сихри башкала”. Flint Riwer Press Ltd 2000 г.
- И.И.Илялова “Татарский государственный академический театр им. Г.Камала” Таткнигоиздат, 1996 г.
- Мифтахов Б.М., Исламов В.Ф. “История и культура родного края”. Казань “Магариф”, 1994 г.
- Н. Абалкин “Рассказы о Театре” Москва 1981год