Оформление:
- Символы округа: флаг, герб, гимн.
- Компьютер.
- Запись песен об округе.
- Выставка рисунков учащихся, посвящённых родному краю.
- Карта округа
Мероприятие проходит в форме устного журнала, где каждая страница имеет свой цвет и посвящена отдельной теме. Название каждой страницы Устного журнала демонстрируется на экране компьютера в программе Power Point (Приложение 1) Каждую страницу журнала подготавливает один из классов школы.
Звучит песня “Ханты-Мансийский округ” в исполнении Г..Яковчук, А.Ладыга, музыка Г.Яковчук, слова О.Бельтюкова, О.Соляр.
1 страница: Историческая
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – это огромная территория в Западно – Сибирской низменности. (Показывает по карте). <Рисунок1>
На его просторах могло бы расположиться любое государство Европы, кроме Франции. Округ имеет свой Устав, Герб, Флаг (демонстрация <рисунок 2>,< рисунок 3>). Синий цвет на символах округа обозначает цвет воды, зелёный – лесов, белый – снега, золотой – символ славного прошлого, красный – цвет жизни.
Земля, на которой мы живём, является исторической родиной обско-угорских народностей – ханты, манси, ненцев, селькупов.
Историческое название края - Югра. Первое
письменное сообщение о народе, обитающем "на
полунощных странах", было записано в
"Повести временных лет" в 1096 году. Летопись
рассказывает о неизвестном народе югра - (остяки
(ханты), вогулы (манси) - с которым столкнулись
русские первопроходцы. В рассказе впервые
упоминаются и соседи югричей – самоядь (ненцы). XII
– XIII века отмечены в летописях достаточно
частыми походами новгородцев в Югру для сбора
дани – меха соболей, горностаев, песцов и белок.
Спрос на дорогие меха на Руси не иссякал.
Окончательно Сибирь была присоединена к
Московскому государству после легендарного
похода Ермака Тимофеевича. Разбив осенью 1582 года
хана Кучума и заняв столицу Сибирского ханства
Искер, Ермак в конце зимы 1583 года отправляет
небольшой отряд казаков вниз по Иртышу. Отряд,
возглавляемый пятидесятником Богданом Брязгой
(по другим сведениям - атаманом Никитой Паном),
пройдя через земли кондинско-пелымских вогулов,
подошел к “стенам" Самарова городка.
Застигнутые внезапным нападением казаков,
остяки отступили. Был убит и князь Белогорского
княжества - Самар.
Чуть позже, уже после смерти Ермака, осенью 1585
года казаки под руководством воеводы Ивана
Мансурова основали в устье Иртыша на правом
берегу Оби первое русское укрепленное поселение
- Обской городок. Таким образом, мансийские и
хантыйские земли оказались в составе
Российского государства, что было окончательно
закреплено в 1592 году основанием городов Пелыма,
Березова, а в 1594 году - Сургута.
Появившиеся на Обском Севере городки стали
служить местом торговли. На наиболее оживленных
направлениях возникли особые станции для
перемены лошадей – "ямы". В 1637 году были
устроены два яма – Демьянский и Самаровский
(ныне г.Ханты-Мансийск).
В целях установления новых порядков и
хозяйственного освоения богатейшего по
природным ресурсам края указом Петра I в 1708 году
была учреждена Сибирская губерния (в нее вошли
города Березов, Сургут). В 1775 г. указом Екатерины II
создана Тобольская губерния.
За историей края закрепилась слава места ссылки
государственных преступников. В Березовском
районе отбывали наказание князь Дмитрий
Ромодановский, в 1742 году – граф Андрей Остерман,
в 1798 году - многочисленное семейство князей
Долгоруковых. В земле Березовской покоится прах
сосланного в эти места князя Меншикова и его
дочери Марии. После событий на Сенатской площади
здесь отбывали ссылку декабристы.
Административное управление и выполнение
судебных функций у народностей Севера
осуществлялось на основе устава Сперанского “Об
управлении инородцев Сибири”, утвержденного в
1822 году.
В 1909 году в Самарово была проложена телеграфная
линия, в 1913 году она достигла Березова и Сургута.
Промышленность Обь-Иртышского Севера была
представлена несколькими полукустарными
рыбоконсервными заведениями.
Сельскохозяйственное производство в северных
условиях сводилось к овощеводству и
животноводству. Главным занятием северян были
рыбная ловля, охота на зверей и птиц, сбор
кедровых орехов, грибов и ягод.
В 1918 г. Тобольская губерния переименована в
Тюменскую, губернский центр перенесен в г.Тюмень.
В 1923 г. упразднены губернии, уезды, волости.
Образована Уральская область, Тобольский округ и
районы: Березовский, Сургутский, Самаровский,
Кондинский.
10 декабря 1930 года Президиум ВЦИК принял
постановление “Об организации национальных
объединений в районах расселения малых
народностей Севера”. Постановлением
предусматривалось создание 8 национальных
округов, в том числе и Остяко-Вогульского
(Ханты-Мансийского).
Ханты-Мансийский национальный округ получил
статус автономного в 1977 г.
В 1993 г. Ханты-Мансийский автономный округ
получил статус полноправного субъекта
Российской Федерации согласно ст.65 Конституции
РФ.
2 страница: Поэтическая
Поэтическую страницу округа мы представляем двумя поэтами. Это Андрей Тарханов и Еремей Айпин.
Тарханов Андрей Семёнович (<рисунок 4>) родился 13 октября 1936 года в д.Аманья Кондинского района Тюменской области. Окончил Ленинградский педагогический институт им.А.Герцена (1961). Высшие курсы сценаристов и режиссёров при Союзе кинематографистов СССР (1967) и Высшие литературные курсы Союза писателей России при Литературном институте им. А.М.Горького (1993). Его стихи печатались в еженедельнике “Литературная Россия”, журналах “Дальний Восток”, “Полярная звезда”, “Север”, “Урал”, “Югра”; в коллективных сборниках и альманахах “Сибирские просторы”, “Под северным солнцем”, “Эринтур” и многих других. Андрей Тарханов автор многих сборников и стихов, в их числе “Первая завязь”, “Зелёный дождь”, Утренний лыжник”, “Плач неба”. Стихи этого автора переводились на болгарский, венгерский, чешский, финский языки. Член Союза писателей с 1994 года.
Чтец:
“Берёзонька”
Кружат вьюги синие
Над моей берёзонькой.
Полушалок в инее,
Полушалок тоненький.
В нём тебе не зябко ли,
Белая красавица?
Просят солнца зяблики,
Для тебя стараются.
И уж ветры званые
За Весной отправлены.
Для тебя сияние
Яркое, полярное.
Айпин Еремей Данилович (<рисунок 5>)родился 27 июня 1948 года в п.Варьеган Сургутского (ныне – Нижневартовского района). Окончил Ханты-Мансийское педагогическое училище (1971) и Литературный институт им. А.М.Горького (1976). Рассказы и повести печатались в еженедельнике “Литературная Россия”; журналах “Мир Севера”, “Наш современник”, “Октябрь”, “Сибирские огни”, “Стерх”, коллективных сборниках и альманахах “Близок Крайний Север”, “Тепло чужого очага”, “Эринтур” и многих других. Автор многихъ книг повестей и рассказов, в их числе “В ожидании первого снега”, “В тени старого кедра”, роман “Ханты, или Звезда Утренней Зари”, сборник публицистики “Обречённые на гибель”. Произведения Е.Айпина переводились на английский, венгерский, испанский, итальянский, немецкий и другие языки. Первый лауреат премии депутатской Ассамблеи малочисленных народов Севера, Сибири и дальнего Востока в области литературы. Член Союза писателей с 1981 года.
Детям предлагается отрывок из романа “У гаснущего очага”
3 страница: Столица округа
Чтец:
Цветок Сибири”
Ханты-Мансийск, цветок Сибири,
Возросший на семи холмах.
Твои мечты, твои надежды
Воспеты одами в стихах.
Стоишь в кедровом ожерелье
У рек Оби и Иртыша,
Что Ермака дружину помнят
И катят волны не спеша.
Ханты-Мансийск, твои берёзы
И тихих улиц простота,
Волнуют сердце, словно слёзы
И капли летнего дождя.
Когда янтарный луч заката
По тихим улочка скользнёт.
То пара лебединых крыльев
По небу песней проплывёт.
Ханты-Мансийск, любимый город,
Ты слышишь музыку тайги
То снежной занесён метелью,
То тонешь в зелени листвы.
Л. Миляева
В 1637 году на правом берегу Иртыша, неподалеку от
места его впадения в Обь, был образован Самаровский
ям, положивший начало селу Самарово, а затем и
городу Ханты-Мансийску. Расположился он в
живописном месте, у подножия крутых, поросших
густым кедрачом гор. Первыми поселенцами
Самарово были 50 ямщиков с семьями, привезенными
из Пермского, Вологодского и Олонецкого краев.
Вслед за ними в Самарово потянулись и другие
переселенцы. Население Самарово быстро росло. По
ревизии 1748 года в селе уже было 487 ямщиков, не
считая крестьян. Помимо извозчицкого промысла
жители Самарово занимались рыбной ловлей,
охотой, животноводством. Использовали самаровцы
и дары природы, заготавливали до 10 тысяч пудов
кедровых орехов. На зиму местные жители солили
грибы, собирали ягоды.
Еще большее развитие село получило после
возникновения пароходства. В 60-е годы прошлого
столетия Самарово превратилось в большую
пристань, где сходились пути пароходов
Тюменско-Томской системы и судов всех
рыбопромышленников Оби и Иртыша; стало крупным
торговым центром.
В 1912 году в селе насчитывалось 398 мужчин и 427
женщин, была церковь, три часовни,
церковно-приходская школа, читальня, три
постоялых двора, винная лавка, чайная, шесть
торговых лавок, почтовая и земская станции,
небольшая кузнечная мастерская.
Революционные события 1905-1907 годов почти не
затронули Самарово, даже известие о революции
пришло сюда с большим опозданием. В феврале 1917
года весть о свержении царя докатилась до
Обского Севера, и Самарово пережило трудные
перемены власти и гибель многих людей.
10 декабря 1930 года президиум ВЦИК принял
постановление об образовании в СССР
национальных округов. В числе восьми
национальных округов был и Остяко-Вогульский.
После его организации возникла
необходимость в окружном центре, где могли бы
разместиться и начать работу окружные
учреждения и организации.
В июле 1930 года была создана специальная комиссия,
в задачи которой входил выбор места для
строительства окружного центра. Проекты
расположения окружного центра в Октябрьском и
Сургуте отпали, так как первое слишком удалено от
сургутских и кондинских ханты и манси, а
второе - от березовских и кондинских. Площадка на
берегу Оби у устья Иртыша оказалась сильно
изрезанной глубокими оврагами - отпал и этот
вариант. Тогда комиссия избрала местом
строительства глухое урочище Большой
Черемушник, расположенное в пяти километрах к
северу от Самарово, за Самаровской горой.
Здесь стояла вековая сибирская тайга, могучий
кедровник. В декабре 1930 года в тайге были
прорублены просеки, обозначавшие улицы и
кварталы. Всего планировалось построить 11 улиц
общей длиной 15 километров.
В мае 1931 года в тайгу вышли бригады строителей,
они начали валить лес, расчищая площадки под
здания. Первым зданием, начавшим расти в тайге,
был Дом туземца. Сразу же за ним были заложены Дом
Советов, здание окружного отдела милиции, семь
жилых домов.
В 1935 году в окружном центре развернулось
дорожное строительство. Был получен трактор,
который использовался на раскорчевке дороги,
соединяющей Остяко-Вогульск с Самарово. В 1938 году
дорога была вымощена булыжником. В 1937-1941 годах в
поселке вступают в строй новая электростанция,
однорамный лесопильный завод, в южной части
Самарово - механические мастерские. Авиалиния
Тюмень - Тобольск - Самарово - Березово - Салехард
связывала окружной центр с другими городами.
В марте 1936 года были проведены первые выборы в
поселковый Совет депутатов трудящихся. Он
действовал до 1950 года.
В 1940 году поселок Остяко-Вогульск был
переименован в Ханты-Мансийск, а в 1950 году
получил статус города.
К нему было присоединено Самарово. В городе
быстро росли новые дома, возникали новые улицы,
развивались предприятия.
Сегодня Ханты-Мансийск приобретает черты
столицы - центра активной деловой жизни. Строится
благоустроенное жилье, гостиницы, спортивные
объекты, прокладываются автомагистрали.
Появился прекрасный окружной реабилитационный
медицинский центр. Построен Центр искусств для
одаренных детей Севера. У Ханты-Мансийска есть
свое оригинальное лицо: город утопает в зелени,
окружен лесами и извилистой лентой Иртыша, имеет
своеобразную архитектуру. У маленького города -
большая история и большие перспективы (во время
рассказа демонстрируются открытки с видами
города: <рисунок 6>, <рисунок 7>).
4 страница: Народы округа
Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского
автономного округа ханты и манси - два
родственных народа. Этнонимы "ханты" и
"манси" образованы от самоназвания народов
хантэ, кантах и манси. В качестве официальных
названий они были приняты после 1917 года, а в
старой научной литературе и в документах царской
администрации хантов называли остяками, а манси
– вогулами или вогуличами.
Г.С. Дунин-Горкавич - исследователь начала века, побывавший
в этих краях так описывает хантов: "Остяки в
массе отличаются добродушием, готовностью
помочь каждому и строгою честностью. Они не
питают друг к другу никакой вражды и живут
миролюбиво. Нищенство остякам неизвестно: каждый
бедный считает себя вправе придти к более
состоятельному, и пользоваться у него пищею, в
особенности после хорошего улова зверя или рыбы.
Среди них существует даже род общественной
благотворительности, в силу которой каждый
престарелый и неспособный труду остяк, если он не
имеет родственников, кормится поочередно
родичами.
Убийства среди остяков, в силу миролюбивости их
характера, можно с уверенностью сказать, совсем
не встречаются. Остяки привыкли уважать чужую
собственность; поэтому воровство и обман среди
них чрезвычайно редки"(<рисунок
8>,<рисунок 9>).
По данным археологии прослеживаются обширные торговые связи населения Западной Сибири в 1 тыс.н.э. Судя по находкам в древних кладах и погребениях, на рубеже эр существовал товарообмен с Китаем, который, скорее всего, производился купцами, следовавшими через территорию Западной Сибири. Подобные контакты были и позже: в 7-8 вв. - со Средней Азией и северо-восточным Ираном, в 10-м - с Волжской Болгарией через Урал.
Межэтнические связи существовали у обских угров с соседними народами: ненцами, селькупами, коми-зырянами, сибирскими татарами.
Если говорить о характере контактов между коренными народами Западной Сибири и Русским государством, то первоначально они происходили на уровне товарообмена (13-14 вв.). В 15-16вв. у хантов, манси, селькупов появляются племенные союзы - княжества. У сибирских татар раннефеодальное государственное образование - Сибирское ханство. И после взятия Казани в 1552 году, когда появляются границы между Русским государством и Сибирью, устанавливаются отношения иного характера. Начинается процесс присоединения Сибири к Московскому царству. К этому моменту угорское и самодийское население платило дань сибирским татарам и участвовало в военных походах. Но после походов Ермака в 80-е гг. 16 века, которые являются точкой отсчета присоединения Западной Сибири к территории России, коренные народы начинают платить дань Русскому государству.
Все эти культурно-исторические и этнические процессы несомненно повлияли на формирование и оформление самобытной традиционной культуры хантов и манси.
Ханты и манси традиционно являлись полуоседлыми охотниками и рыбаками, кроме того, на севере занимались оленеводством, на юге - скотоводством. У охотников и рыбаков для каждого времени года имелось сезонное поселение и жилище. Типов жилищ было очень много, одни из них являлись временными, разборными, другие – постоянными.
Разнообразны были хозяйственные постройки, бытовали культовые сооружения. Предметы домашнего обихода изготавливали из местных материалов: дерево, береста, корень кедра и т.д.
Одежда хантов и манси существенно отличалась по группам: у северных преобладала глухая (без разреза, надеваемая через голову), у южных и восточных – распашная. Богат и разнообразен орнамент.
В связи с промышленным освоением территории Ханты-Мансийского автономного округа неуклонно возрастала доля приезжего населения, коренные малочисленные народы сегодня составляют около 2% всего населения округа.
5 страница: Музыкальная
Перелистывая эту страницу нашего Устного журнала я предлагаю вашему вниманию хантыйский народный танец в исполнении учащихся школы.
6 страница: Спортивная
Древняя и прекрасная земля Югра, край суровой северной природы традиционно предъявляла особые требования к физическому развитию своих жителей. В настоящее время физическая культура и спорт занимают особое место в формировании положительного и активного отношения к здоровому образу жизни у молодежи, взрослого населения и является важной частью социальной политики Ханты-Мансийского автономного округа.
Издревле одним из основных занятий жителей
Югорской земли была охота, где требовалось
умение быстро ходить на лыжах и метко стрелять.
Исторически сложившиеся традиции,
природно-климатические условия, доступность и
популярность лыжных видов спорта способствовали
развитию здесь биатлона.
В целях создания условий для занятий лыжным
спортом и биатлоном, подготовки спортсменов
высокого класса, построен Центр лыжного
спорта, который можно использовать не только как
тренировочную базу и место массового отдыха
жителей округа, но и как арену для проведения
соревнований международного уровня. А чтобы
получить право на проведение официальных
международных соревнований, необходимо было
приобрести опыт организации мероприятий такого
уровня, продемонстрировать зарубежным
биатлонистам и руководителям Международного
союза биатлона свои возможности.
Соревнования на "Кубок Югры" в 1997, 1998 и 1999, в
которых приняли участие звезды мирового
биатлона, получили высокую оценку специалистов.
На сегодняшний день эти соревнования стали
традиционными.
В июне 1998 года Конгресс IBU принял решение о
проведении в 2003 году чемпионата мира по биатлону
в Ханты-Мансийске. Первым этапом подготовки к
нему стал "Кубок Югры-99" (25 марта - 1 апреля). В
марте 2000 года состоялся финальный этап Кубка
мира, в марте 2001 года - чемпионат мира среди
юниоров. Затем чемпионат мира в 2003 году.
Имена наших биатлонистов известны всему миру, в частности, победитель олимпиады 2006 – Евгений Деменьтьев <рисунок 10>
7 страница: Художественная
С давних времён возник интерес к особенностям жизни народов Сибири. Ещё в летописях Новгорода описывается край Югорский. На этой странице Устного журнала мы знакомим вас с Югрой древней и современной в произведениях художников разных поколений. Каждый находит привлекательную, волнующую тему и воплощает её в своём творчестве, щедро делясь со зрителями своими впечатлениями и талантом. (Демонстрируются работы художников: Райшева, Бронникова, Гаврилова, Тебетева и др.) – <рисунок 11>,<рисунок 12>, <рисунок13>,<ррисунок 14>.
Ведущий: заканчивая нашу сегодняшнюю встречу, я хотела бы прочесть вам замечательное стихотворение:
Кто не бывал в тайге Югры,
Я приглашаю вас сюда.
Сейчас она не снежная пустыня –
Полюбите наш край наверняка.
Мы ждём, друзья! И вовсе не беда,
Коль встретит вас неласковая вьюга,
В любой зайдёте чум – вас ждут всегда
Гостеприимство и забота друга.
Суров мой Север лишь на первый взгляд:
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый будет вас увидеть рад
И обогреть душевной теплотою!
Мы с вами совершили небольшое путешествие по Югорскому краю. Надеюсь, вы полюбите землю, на которой живёте, ещё сильнее. (Мероприятие заканчивается песней “Точка на карте”).