Конспекты занятий о птицах тайги (сова, дятел)

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


“Сова Совушка – мудрая головушка”

Задачи:

  1. Расширять знания детей о жизни совы в лесу, о ее повадках и способах передвижения: ведет ночной образ жизни, у нее прекрасное зрение, чуткий слух.
  2. Развивать интерес к произведениям устного народного творчества, умение отгадывать загадки, заучивать эти произведения.
  3. Воспитывать бережное отношение к животному миру природы.

Предварительная работы:

  • приготовить модель “птичьего дома”;
  • оформить атрибуты костюмов Совы, Бельчонка, Белки;
  • подобрать звукозапись (шум леса, голоса птиц);
  • систематизация стихов, произведений устного народного творчества (пословиц, народных песенок, загадок) о сове;

Ход встречи

Ведущий: Ребята, вы любите ходить в гости? К кому можно сходить в гости? Мы с вами сегодня отправимся в гости в необычный дом.

Дом со всех сторон открыт, дом резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем. (лес)

Много разных жильцов живет в домах Леса, с разными жильцами можно здесь встретиться, можно в этом доме даже заблудиться, закружиться, заплутаться.

(звучит запись “Звуки леса”)

Ребята, посмотрите на этот дом. Давайте сейчас с вами отправимся в гости к жильцам этого дома и познакомимся с ними поближе.

Дети слышать уханье совы (звукозапись).

Ведущий: Дети, как выдумаете, кто это первым заметил нас? Послушайте загадку.

Есть сторож ночной у огромного дома.
Как только на лес опускается дрема,
Ухая гулко, на вахту спешит
И светит фонариком: кто там шуршит?

Инсценировка сказки Вл. Зотова “Сова”.

“Сова”

- Мама, а кто это щелкает? – спросил Бельчонок.

- Сова – большая голова. Так она врагов своих пугает, - объяснила Белка.

Прошло немного времени, а малыш опять спросил:

- А кто там, в лесу шипит?

- И это опять Сова-Совушка, мохнатая головушка, - улыбнулась Белка.

- А почему днем я ее ни разу не видел? – удивился малыш.

- Днем она сидит дома, а ночью выходит полетать да на грызунов и насекомых поохотиться.

- Мама, мама! – испуганно закричал Бельчонок. Кто-то большой пролетел, да так тихо, что его совсем не слышно.

- Не бойся, - Белка погладила сынишку. – И на этот раз пролетела Сова. У нее особое оперение, поэтому и летает она тихо, почти бесшумно.

- Интересная птица эта Сова, - переводя дух, сказал малыш.

Ведущий: Действительно, интересная. Голова большая. У других птиц глаза по бокам головы, а у Совы впереди. Ими она моргает, но не видит. Чтобы все увидеть, Сова поворачивает голову даже за спину.

Клюв у нее крючком. Ноги покрыты перьями, а изогнутые острые когти! Что еще нужно хорошему охотнику?

Дети читают народные песенки о сове.

Ах, ты, Совушка-сова, ты большая голова!
Ты на дереве сидела, головою ты вертела,
Во траву свалилася, в яму покатилася!

Вот Совушка-сова, большая голова,
На дереве сидит, головушкой вертит.
Во все стороны глядит, да и всем говорит:
- Никто совушку не бьет и за ушки не дерет.

Диалог 2 детей (у одного на голове шапочка совы)

- Где ты, Совушка была? Где ты вдовушка была?

- Я жила с лесище, во сыром дуплище.

- Кто тебя, сову знавал, у тебя в гостях бывал?

- Все мои подружки – комары да мушки

Все мои сестрички – сороки и синички.

Все мои тетки – чижи и чечетки!

Ведущий: Сова-Совушка, умная головушка, а не поможешь ли ты нам с ребятами познать тайны твоего птичьего дома? Ты везде летаешь, все видишь, все слышишь. (Сова задумывается)

Сова: - Ну, что ж, ладно, открою я вам тайны своего птичьего дома. Но путь этот будет длинный. Перед дальней дорогой нужно потренироваться, размяться (физминутка)

Содержание

Движения

Летала сова – веселая голова.

Вот она летала, летала,

На березку села.

Хвостом повертела,

По сторонам поглядела,

Песенку спела

И опять полетела.

Ветки раздвигала,

В домик приглашала.

Бег по площадке

Взмах прямыми руками в стороны.

Остановиться на месте

Повороты туловища вправо, влево

Круговые повороты головой

Наклоны вперед, руки отвести назад

Легкий бег.

Сова “подлетает” к макету лиственного дерева и раскрывает панно домика. (Дом в 3 этажа по 3 окна, крыша, на крыше - чердаке 1 окно)

Мудрейшая птица на свете – Сова!

Все слышит, все знает и очень мудра.

- Вот наш птичий дом. Много в нем жильцов. Но что-то в окнах дома никого не видно. Закрыты окна ставнями.

Ночь, как смола, черным черна.
Серой птице не до сна.
Меж кустов как тень скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает сова.

Ведущий: Ребята, как вы думаете, кто же соседи нашей мудрой Совы. Почему во всех окнах темно, а в одном окне на чердаке (на крыше) горит свет. Давайте попробуем постучаться в это окно и узнать, кто живет в этой квартире (стучит).

Сова ходит вокруг, взмахивает крыльями, важничает.

Ведущий: Ребята, вы посмотрите-ка на нашу знакомую. Сова действительно мудрая головушка, что-то видно сказать нам хочет.

Сова: Это в моем окне горит свет (над окном написано “Сова”). Моя комната – дупло, находится всех выше, на чердаке дома. Я высоко сижу, далеко гляжу. Всех вижу. Но не сразу, не сразу вы узнаете о моих соседях. Каждый раз, прилетая к вам, я буду раскрывать лесные тайны, знакомить вас со своими соседями, рассказывая интересные истории о моих пернатых друзьях. При каждой встрече мы с вами будем стучаться в одно окно, и знакомиться с жильцом.

Кстати, в моей квартире, дупле, есть очень хорошая библиотека с книгами о лесных жителях. Есть специальные полки, где стоят книги о птицах, и даже обо мне и моих родственниках. Я вам сейчас их принесу.

Сова улетает. В это время с детьми проводиться подвижная игра “Совушка - сова”, “Ночь, день”.

Сова возвращается с подборкой книг о совах и филинах.

Сова: Почитайте эти книги, больше узнаете о моей жизни, о моих привычках и повадках. Я много читаю и из книг узнаю много интересного о том, что происходит вокруг меня. За это и прозвали меня – Умной головушкой.

Вместе с книгами Сова дарит детям свои фотографии, фотографии своих родственников – филинов (иллюстрации). Дети благодарят Сову.

Сова: До свидания, ребята! До новых встреч! (улетает).

Ведущий: Ну что, ребята, в птичьем домике загорелся свет только в окне Совы (в окне совы появляется ее иллюстрация), а в других окнах темно. Мы пока не знаем, кто живет рядом с Совой, но Совушка – умная головушка обещала нас познакомить со своими соседями. Будем ждать с ней новых встреч. А пока вы можете взять домой книги, которые оставила нам мудрая Сова и почитать их вместе со своими родителями, родственниками, друзьями, соседями.

Дополнение.

Про сову.

У совы глаза, как плошки,
А не видит днем ни крошки –
Ни со свечкой, ни с огнем,
Ни с горящим фонарем….
Зато ночью эти плошки
Видят все в лесу густом:
И ежонка на дорожке,
И зайчонка под кустом.
И травинку на пригорке,
И хвоинку на земле.
Даже мышку в темной норке,
Даже белочку в дупле.
Потому-то, потому-то
И была б сова не прочь,
Чтобы каждую минуту
На земле стояла ночь! (И. Мазин)

Сова.

Сова желтоглазая в чаще сидит
И, часто мигая, в потемки глядит.
И чутко поводит ушами:
- Пора поживиться мышами! (Ю. Могутин)

“Лесной доктор - дятел”

Задачи:

  1. Расширять знания детей о жизни лесного доктора – дятла, особенностях строения тела (лазанье по деревьям, длинный крепкий клюв) Уничтожая вредных насекомых дятлы приносят большую пользу лесному хозяйству.
  2. Познакомить детей с разными “профессиями” дятла.
  3. Воспитывать бережное отношение к животному миру природы.

Предварительная работы:

  • приготовить хвойную веточку, шишки хвойных деревьев, йод, барабан, молоток;
  • оформить атрибуты костюма дятла;
  • оформить карточки со словами доктор, приятель, санитар, телеграфист, плотник;
  • модель цветка с 11 лепестками, с обратной стороны которых написаны слова: доктор, защитник, санитар, плотник, друг,
  • телеграфист, акробат, работник, молодец, кузнец, приятель;
  • подобрать иллюстративный материал о больном лесе;
  • систематизация стихов, произведений устного народного творчества (пословиц, народных песенок, загадок) о дятле;
  • оформить страницы книги “Азбука мудрой природы”

Ход встречи

Ребята подходят к птичьему домику, но кругом тишина, не слышно птичьего пения, журчания ручья. Тихо в лесу.

Ведущая: Ребята, как вы думает, почему так тихо в лесу? Погода стоит прекрасное, светит солнце, а вокруг тишина. И Совушка-Сова что-то сегодня запаздывает. В чем дело?

Из дома грустная выходит Сова, в лодке она выносит еловые шишки, кусочки коры, ветку хвойного дерева, молоток, барабан, бинт, йод, красную шапочку.

Дети здороваются с Совой, но она только машет головой. Молча, подает ведущему бинт, йод.

Ведущий: Совушка, Совушка, умная головушка, ты что же решила сегодня нас лечить?

Сова: Угу! Угу!

Ведущий: Но у нас никто не болеет. Ребята, вы разве заболели?

Тем временем Сова достает молоток, стучит им по дереву.

Ведущий: Совушка Сова, да и молоток нам совсем не нужен, мы не собираемся делать ремонт.

Сова подает барабан и стучит по нему палочками, затем подает ведущему.

Ведущий: Спасибо, спасибо тебе Сова, за подарок, мы обязательно будем барабанить в барабан, когда пойдем с ребятами в поход, чтобы веселее было идти.

Но Сова собирает все предметы и уносит их в сторону. Периодически слышно “Угу-угу”.

Достает красную шапочку (колпак, тюбетейку), ведущий одевает ее на голову

Ведущий: Ничего не понимаю, что произошло с Совушкой, какую она сегодня для нас приготовила лесную задачку. Может быть, нам рассказать ей сказку про Красную шапочку.

Но Сова забирает красную шапочку, показывая свое возмущение.

Ведущий: Да что же это такое, ребята? Ведь Сова даже с нами не разговаривает сегодня. Вы ни о чем не догадываетесь?

Сова достает веточку хвойного дерева, кору, шишки, раздает их детям.

Ведущий: Ребята, а вот эти предметы уже из лесного дома. Давайте их внимательно рассмотрим, ведь не зря же их Сова принесла.

Дети рассматривают их, нюхают, обмениваются впечатлениями.

Ведущий: хвойную веточку, шишки хвойных деревьев, телеграмму, йод, барабан, молоток, не зря это все нам дала Сова. Что же это значит?

Сова вывешивает рядом с птичьим домом слова: 1слово - доктор, 2 - приятель, 3 - санитар, 4 - телеграфист, 5 - плотник. В словах выделено по одной букве: в 1 слове - буква “Д”, во втором – “Я”, В 3 – “Т”, в 4 – “Е”, в 5 – “Л”. Все хором читают эти слова.

Ведущий: Ничего не понимаю, совсем ты, Совушка, запутала нас сегодня своим поведением.

Сова выкладывает по порядку слова друг под другом, так, чтобы в вертикальном столбике сошлись выделенные буквы и все видят и читают слово “ДЯТЕЛ”.

Дом-дупло еще с рассветом языкастый врач покинул.
Тук-тук-тук…. Зимой и летом лечит он своим “пинцетом”.

Ведущий: Ах, вот в чем дело, ты нам сегодня будешь рассказывать о дятле. Ну, Совушка, умная головушка, ну и придумала ты для нас задачку, ведь действительно дятел в лесу и доктор, и санитар, и телеграфист, и плотник, и приятель всех хвойных деревьев и многих лесных жителей.

Звучит звукозапись “Стук дятла”

Входит Дятел:

Тук-тук, тук-тук – летит по лесу стук!
Я доктор знаменитый, все тайны мне открыты!
Тук-тук, тук-тук. Я – лесу лучший друг.
Тук-тук, тук-тук – летит по лесу стук!
Деревья, не болейте! Деревья, зеленейте! (В. Кикта)

А еще меня в лесу называют “кузнецом”. Зимой мы питаемся семенами хвойных деревьев, которые добываем из шишек. Мы отлично наловчились долбить их своим крепким клювом. Сорвем сосновую или еловую шишку, засунем в расщелину дерева и со всего маху клювом по ней стучим, колотим, вытаскивая из-под чешуек вкусные семена. Когда из этой шишки повытаскиваем все семена, летим за новой шишкой и ее несем к той же расщелине. Пустую, выбрасываем, а новую, полную, вставляем и опять начинаем долбить. На снегу, где мы трудимся, навалена целая куча пустых, расклеванных шишек. Недаром такое дерево – с трещинкой – зовется “лесной кузницей, а нас зовут “кузнецами”.

Инсценировка рассказа Э.Шима “Тяжелая работа” (два участника)

- Дятел, перестань так стучать-долбить! Что же это, право, совершенно покоя нуту! Голова от твоего стука болит.

- А у меня думаешь, не болит? Того и гляди – сотрясение мозга будет.

- Да зачем тогда стучать-колотить?

- А у меня, голубушка, работа такая. Опасная, вредная и тяжелая. И другой работы, чтобы полегче была, у дятлов нетути!

Дети читают стихи из книги “Азбука мудрой природы”

Трудолюбивый дятел.

Сколько сноровки, к труду интереса
У пестрого дятла – защитника леса.
Он никогда не бывает без дела,
Строит жилища для птиц и для белок.
Лечит деревья от многих болезней,
Стук его слышен издалека.
Труд его сложный и очень полезный
Не нравится только вредным жукам. (Г. Ладонщиков)

Если в лесу захворала сосна,
Если болезнь у сосны не ясна,
Доктор к сосне прилетит на заре,
Сядет на сук, постучит по коре.
В красном берете и в белом халате
Лечит деревья заботливый дятел. (В. Кожевников)

Сова: По-разному в нашем лесу, в лесном доме, называют дятла. Ребята возьмите по одному лепестку из цветка, и прочитайте слово с обратной стороны. Объясните, когда можно сказать про дятла, например, что он “доктор” или “кузнец”

Сова: Молодцы, вы очень многое сегодня запомнили о моем друге, лесном санитаре, труженике плотнике. Трудно бы пришлось лесу без такого работника (обращает внимание детей на иллюстрации, на которых изображены картины больного леса). Но дятел всегда вовремя приходит на помощь.

Лесной доктор.

Дятел стуком огласил тишину лесную.
Не жалеет пестрый сил, лечит ель больную.
Крепким клювом долбит ствол, ищет червячишку.
“Вот где я тебя нашел! Спрятался, трусишка!”
Уничтожив червячков, улетает дятел.
Ель вдогонку: - Будь здоров! Прилетай, приятель! (В. Попов)

Ведущий: Действительно, мы и не заметили, как от нас улетел Дятел. Видно ему нужно было срочно улететь на помощь к больным деревьям. Но свет в новом окне птичьего дома загорелся, видно – это окно лесного доктора – дятла. Спасибо тебе, Совушка-Сова, что продолжаешь нас учить понимать тайны природы, лесные тайны. До свидания, умнейшая головушка! Дети прощаются с Совой и уходят с “полянки”

Дополнение.

Выучите скороговорки.

  • Дятел дерево долбит, дятел клювом дуб долбит.
  • На весь лес он стучит.

Дятел.

Уложили дятла спать в деревянную кровать.
Он в кровати всем назло продолбил себе дупло. (В. Минькова)