Конспекты занятий о птицах тайги (воробей, снегирь)

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


“Воробей-воробушек”

Задачи:

  1. Расширять знания детей о жизнедеятельности нашего шустрого соседа воробья, месте обитания, питания, заботе о своем потомстве.
  2. Развивать интерес к произведениям устного народного творчества, заучивать эти произведения.
  3. Воспитывать бережное отношение к животному миру природы.

Предварительная работы:

  • приготовить спортивный инвентарь – веревку, ватные шарики (комочки), длинную палку;
  • оформить театр картинок (фланелеграфа) по сказке;
  • атрибуты для инсценировки стихотворения “Воробей”;
  • подобрать звукозапись (шум леса, голоса птиц);
  • систематизация стихов, произведений устного народного творчества (пословиц, народных песенок, загадок) о воробье;
  • оформить обложку книги “Азбука мудрой природы”

Ход встречи

В зале (классе) появляется Мудрая Сова.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада снова с вами встреться. Ну, что узнали что-нибудь нового из книг обо мне и моих родственниках?

Ребята рассказывают Сове о том, что они узнали из прочитанных книг.

Ведущий: Возьми, пожалуйста, Совушка-Сова, книги, которые ты нам давала во время первой встречи.

Сова: Ребята, а я вот что подумала, пусть у вас на книжной полке побудут все книги о моих соседях-птицах. Вы можете их читать и перечитывать. Можете даже нарисовать рисунки по прочитанным произведениям, найти стихи, загадки, песенник о жителях птичьего дома и создать свои книги, которые я могу затем показать в лесу лесным жителям. Договорились?

Ведущий: Совушка Сова, засветится ли еще одно окошечко сегодня в птичьем доме, раскроешь ли ты перед нами тайны из жизни своего соседа?

Сова: Угу! Угу!!.. Но сначала я расскажу вам одну удивительную историю, которая произошла на этой неделе в нашем птичьем доме. Послушайте.

Сова начинает рассказывать сказку Вл. Зотова “Воробей” используя театр картинок – фланелеграф.

“Под крышей дома построили птицы свой дом – гнездо. Настала зима, снегу на крышу навалило много. А когда припекло солнышко, выросла напротив гнезда большая Сосулька.

- Какая я большая и красивая! Хвасталась она.

- Уважаемая сосулька, но вы почти закрыли вход в наш дом. Не могли бы вы немножко подвинуться? – попросили птицы.

- И не подумаю. Посмотрите, какая я могучая и величественная. А вы просто маленькие пташки. И так пролезете.

Сосулька с каждым днем становилась все больше и больше. И вот уже полностью закрыла вход в птичий домик.

Загрустили птички. Что же теперь делать?

- Я, кажется, придумал, - сказал воробьишка Чик и полетел на крышу, где сидела Сосулька.

- Уважаемая Сосулька! – торжественно произнес он. – Вы такая большая и красивая, что никто из нашего двора не сможет с вами сравниться.

- Я это прекрасно знаю и без тебя, - гордо ответила Сосулька. – Можешь мне об этом не говорить.

- Но вы могли бы прославиться не только на весь наш лес, но и на всю округу, - не растерявшись, продолжал Чик.

- Как? Расскажи скорее!

- Вы должны… - воробьишка сделал многозначительную паузу, - Научиться летать.

- Я? Летать?! – не смогла сдержать удивления Сосулька. – Но ведь ни одна сосулька на свете еще никогда не летала!

- Вот вы и будите первой, - прочирикал воробей. – И станете королевой всех сосулек.

Сосульке очень захотелось стать Королевой, и она попросила Чика созвать поскорее птиц.

Когда все собрались, Сосулька важно сказала:

- О том, что я самая большая, знают многие. Но то, что я могу летать, не знает никто….

С этими словами Сосулька оторвалась и полетела вниз. И, не договорив, упала и разбилась на множество кусочков.

- Летите все к нам! – закричал довольный воробей Чик. – Теперь никто не сможет нам промешать, наш домик открыт для всех!

И птицы опять стали жить в своем домике, который уже не закрывала заносчивая Сосулька. Вот и вся сказка!”

Сова: Ребята, вы, наверное, догадались, о ком я хотела вам сегодня рассказать.

У меня есть дружок – воробей.
Совершенно бесстрашная птица!
Не боится больших голубей
И вообще никого не боится.
Не боится голодных котов,
Не боится высоты и вьюги…..
Будь здоров, воробей, будь здоров!
Прилетай поболтать на досуге. (А. Кондратьев)

Появляется Воробей Чик! (пролетает по всей площадке, поворачивается, подпрыгивает)

- Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуй, мудрая Совушка-Сова! Услышал я, как Сова рассказывает обо мне, и решил познакомиться, ребята с вами поближе, поиграть с вами, да повеселиться. Только я долго не могу находиться на одном месте, да и ходить-то я не умею, я только прыгаю, поэтому ножки мои сильные, быстрые. Выходите все тренироваться вместе со мной.

Чик-чирик! Полюбуйтесь детки,
Как легко я прыг да прыг с веточки на ветку.
Чик-чирик! Я на ветке жить привык.

Игры с Воробьем и Совой.

  • “Перепрыгни через ручеек”
  • “Пройди по жердочке”

Ребенок:

Воробушек, воробушек, ты не бойся, не робей!
Прыгни с ветки поскорей!
Я воробушка люблю, дам я зерен воробью.
Приласкаю, угощу и на волю отпущу.

  • “Кто больше соберет зерен” (сбор ватных комочков)

Воробей: (после игр) Молодцы, ребята, вы такие ловкие, быстрые, смелые. Я вам хочу рассказать о себе и о своих родственниках – воробьях. Воробьи, которые живут рядом с человеком, под крышами домов – это домовые, но есть и полевые воробьи. Гнездятся полевые воробьи в старых парках, гнезда устраивают либо в дуплах, либо в куче хвороста, скворечниках и дуплянках, которые в лесу развешивают школьники. Гнездо мы делаем из всякого мусора, из травинок, из сена, соломы. Внутри гнезда все устлано обязательно перьями. Ярких красок в нашей одежде – перышках, нет: спинка коричневая, брюшко серое, на голове светло-коричневая шапочка. Наши перышки всегда чистые, аккуратные и смотреть на нас приятно, так как мы постоянно следим за чистотой своего тела.

Сова: все правильно ты рассказал о себе сосед, ты и твои родственники – воробьи очень чистоплотные птицы. За вашим поведением в старину наблюдали в народе и убедились, что вы прекрасные предсказатели погоды.

Ребята, (педагог) прочитайте народные приметы о воробьях, которые есть в моей волшебной книге “Азбука мудрой природы”. Подает книгу, участники встречи читают:

  • воробьи нахохлились днем – перед дождем;
  • воробьи забираются в хворост – жди усилия мороза;
  • воробьи в пыли купаются – к дождю;
  • воробьи летают кучами – к сухой и ясной погоде;

Сова: есть и другие народные приметы, если вы внимательно будите читать книги из моей библиотеки, то обязательно нейдете еще не одну народную примету.

Дети читают стихи о воробье.

Стихотворение-диалог

Загрустил воробей.

Загрустил воробушка в сером зипуне.
- Что же ты не весел, иль не рад зиме?
- Я тебе отвечу, мой давнишний друг,
Опустело поле, речка тихо спит,
Облетели листья с кленов и ракит.
Солнышко далекое стало слабо греть.
Мне же все не хочется никуда лететь.
Знаю, будет вьюга петь тут и кружить,
Но разлуки с Родиной мне не пережить. (Г. Ладонщиков)

Не улетает он на юг. “Чирик!” - за окошком всю зиму!
Я ему как старый друг возьму и крошек хлебных кину! (Р. Кучеренко)

Стихотворение-инсценировка: “Воробушек” Н. Мережков

(приготовить стулья, на которых прикреплены цифры – 5, 6, 7, 8.) 6 участников – инсценировки стихотворения: на каждом стульчике-домики сидят дети, ребенок в шапочке воробья, рассказчик.

Рассказчик:

Прилетел воробушек к дому номер пять,
Попросил воробушек крошек поклевать.

(воробушек стучит в “окно”. Ребенок, сидящий на стуле, делает вид, что читает книгу и не слышит стука)

Рассказчик:

Но ему никто не откликнулся.
Прилетел воробушек к дому номер шесть.

Воробей (у дома № 6)

- В этом доме, может быть, мне дадут поесть? (стучит)

Рассказчик: стучал, стучал, но ему никто не ответил.

(воробушек стучится в дом № 6, но ребенок, который живет в этом доме слушает в наушниках музыку, пританцовывая)

Рассказчик: Прилетел воробышек к дому номер семь.

Воробей: Здесь я, вероятно, все-таки поем?

(воробей заглядывает в окно дома № 7, но там жилец дома спит)

Рассказчик: но и в этом доме ему не отозвались.

Воробей, опустив голову, съежившись идет в противоположную сторону. Из дома № 8 выбегает ребенок и бежит за Воробьем.

Жилец дома № 8:

Что же ты, воробышек, никого не спросишь обо мне,
Я живу в доме номер восемь.

Воробей возвращается вместе с жильцом к дому № 8, где его угощают хлебными крошками.

(инсценировка сопровождается музыкой в соответствии с текстом – настроением героев встреч).

Веселый общий танец.

Воробей: Большое вам спасибо, ребята, что приголубили меня, накормили. Мне было интересно с вами соревноваться, послушать ваши рассказы, стихи. Но уже стало темнеть, и мне пора в свой птичий дом.

Ребенок читает стихотворение А. Кондратьева “Воробей”

У меня есть дружок – воробей.
Совершенно бесстрашная птица!
Не боится больших голубей
И вообще никого не боится.
Не боится голодных котов,
Не боится высоты и вьюги….
Будь здоров, воробей, будь здоров!
Прилетай поболтать на досуге!

Воробей прощается с детьми и “улетает”.

Сова: Ребята, посмотрите, в птичьем доме загорелся свет еще в одном окошке. Здесь, под самой крышей живет мой приятель воробей (в окошечке появляется изображение воробья). А чтобы вы о нем могли еще побольше узнать, я к вам на полку с книгами поставлю мои книги об этой интересной, смелой птице. Читайте, узнавайте интересные истории, рассказывайте их своим друзьям. Да, во время прогулок по улицам своего города (поселка) наблюдайте за поведением стайки воробьев, ведь они прекрасные предсказатели природы. А свои наблюдения зарисуйте в книге “Азбука мудрой природы”. В эту книгу вы также можете записать и свои рассказы-наблюдения за птицами, которых вы встретите во время прогулок по лесу, записать понравившееся стихотворение про воробья или загадку.

А мне пора в своё дупло, на крышу дома. До новой встречи! (сова улетает)

Ведущий: Закончилась очередная встреча с мудрой Совой. Мы получили от нее первые задания, которые обязательно нужно будет выполнить к следующей встрече.

Произведения о воробье (для дополнительного чтения).

  • А. Барков “На мякине не проведешь”
  • Д. Габе “Воробей”
  • Вл. Зотов “Воробей”
  • Ю. Казаков “Жадный Чик и кот Васька”
  • И. Тургенев “Воробей”
  • Е. Чарушин “Воробей”
  • В. Флинт “Полевой воробей”

Народная песенка

Вы сказали, воробья не слыхать,
Вы сказали, воробья не видать.
Не видать его, не видать,
Его голосу не слыхать.
А воробушек по улице идет,
В левом крылышке скрипочку несет,
Правым крылышком наигрывает,
С ноги на ногу подпрыгивает.

Загадки

  • Чик-чирик, к зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? …….
  • На земле, в тени гнездится, невысоко петь садится,
    И негромко свищет меж ветвей, чернокрылый ………….

“Житель Севера - снегирь”

Задачи:

  1. Расширять знания детей о жизни снегирей.
  2. Познакомить детей с разнообразием поведения птиц в соответствии с временами года.
  3. Воспитывать бережное отношение к животному миру природы.

Предварительная работы:

  • приготовить разноцветную бумагу, вату, серпантин, трафареты птиц, красные бусинки разной величины и формы;
  • оформить атрибуты костюма снегиря;
  • оформить карточки со словами красавец, фонарик, светофор, огонек, северянин, матрешка, житель;
  • модель цветка из 7 лепестков, с обратной стороны которых написаны слова: красавец, фонарик, светофор, огонек, северянин, матрешка, житель;
  • систематизация стихов, произведений устного народного творчества (пословиц, народных песенок, загадок) о снегире;
  • оформить страницы книги “Азбука мудрой природы”

Ход встречи

Дети подходят к птичьему дому.

Ведущий: Ребята, посмотрите, как сверкают фонариками деревья около птичьего дома. Что же это такое? Наверное, праздник отмечают жители леса, а может быть это Совушка Сова, умная голова опять какую то мудрую задачку нам задала. (ответы – предположения детей)

Появляется Сова, читает первые 6 строчек стихотворения “Огоньки – снегири”

Огоньки – снегири.

Откуда в дремучем лесу огоньки
Садятся на ветки, на снег, на сучки?
Что ж ветки от тех огоньков не горят?
Не тает нисколько их снежный наряд.
То с ветки сосновой, то с елки мохнатой
Вспорхнет огонек, красногрудый, крылатый.
В беретиках черных и с грудкой румяной
Летают их стайки над снежной поляной.
В репьях над снегами – для них семена.
В морозном и снежном лесу тишина….
Пощиплют репьев и щебечут на ветках
О новых полетах, о новых разведках.
Всю зиму, весь день – от зари до зари –
Летают в лесу огоньки – снегири. ( Е. Трутнева)

Сова: Ну, что, ребята, догадались, что за огоньки вас сегодня встретили около нашего птичьего дома. (это на ветках сидят снегири) Правильно, и поговорим сегодня мы с вами о северной птице – снегире.

Выходит ребенок-Снегирек.

Пусть я птичка-невеличка, у меня, друзья, привычка,
Как начнутся холода – прямо с Севера сюда.
Каждый год я к вам лечу, зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой ярко-красный галстук мой.

Сова: все правильно ты рассказал Снегирек о себе. Смотрите, ребята, (обращает внимание на иллюстрацию с изображением снегиря), эти птицы с ярким оперением – красным на груди и серо-голубоватым на спине. Снегири величиной чуть крупнее воробья. Красные грудки самцов зимой видны издалека. Зимой в лесу снегири едят ягоды рябины и бузины, семена ольхи, клена. Ну, а если красногрудый прилетит на поле, то полакомится семенами конского щавеля, репейника или лебеды. Прилетают снегири покормиться в сады и в парки. Сидящие на ветках снегири похожи на красные фонарики, которые украшают лес и делают его очень нарядным. Ребята, как вы думаете, с чем еще можно сравнить снегиря? (со светофором, когда горит красный свет, с огоньком, с яблоком, с матрешкой в красном сарафане и т.д.)

Ведущая: Совушка-Сова, а является ли снегирь предсказателем погоды.

Сова: Да в народе говорят, что если:

  • снегирь запел – быть вьюге.
  • снегири зимой скрипят – на снег, слякоть.

Так что, когда вы гуляете и если вдруг увидели снегирей, то можете понаблюдать за их поведением, а затем попробовать определить погоду на следующий день.

Снегирек: ребята, давайте мы с вами поиграем (физминутка)

Сел на ветку Снегирек – все присели;
Брызнул дождик – он промок – выпрямиться, поднять руки вверх, покружиться;
Ветерок, подуй слегка - легкие наклоны в стороны;
Обсуши нам снегирька. бег по кругу (повторить 2-3 раза)

Сова: Ребята, я вам сейчас каждому раздам по 7 карточек. Прочитайте, пожалуйста, слова. Как вы думаете, к кому они относятся? А, теперь используя эти карточки, сложите их в такой последовательности, чтобы в вертикальном столбике прочитать слово, обозначающее название одной из жительницы птичьего дома (должно получиться слово “снегирь”)

Снегирек: Ребята, а вам понравились снегири-огоньки, которые висят на деревьях около птичьего дома? Я хочу вас научить их конструировать, проходите в нашу лесную мастерскую “Чудесные крылышки”.

Ребята проходят в мастерскую, рассаживаются за столы. Сова и Снегирек показывают ребятам, как смастерить из бумаги и ваты игрушки – снегирят.

Через некоторое время дети возвращаются в птичьему дому. На нем загорелся еще один огонек, раскрыто окошко, в котором видно изображение снегиря.

Сова: Посмотрите, ребята, в птичьем доме свет горит уже в шести окошках, в них живут ваши друзья, о которых вы знаете много интересного. Сегодня вы встречались со снегирем, но не все он успел вам рассказать о себе, поэтому, оставил вот эти замечательные книги, в которых вы можете найти рассказы, сказки, стихи, загадки об удивительных птицах Севера – снегирей. Не забудьте заполнить страницы в нашей книге “Азбука мудрой природы”. А я прощаюсь с вами. До новой встречи!

Дополнение/

  • Ал. Барков “Дарю генерала”
  • Вл. Зотов “Снегирь”
  • А. Кондратьев “Снегирь”
  • Г. Карикова “Снегири”

Снегири

Прилетели снегири! Как их много:
Раз, два, три…..
На дерево сели, в окно посмотрели.
Выходи Андрюша, посмотри, послушай,
Посчитай нас скорей: сколько у тебя гостей.
Пригласи нас в дом, угости зерном. (З. Орлова)

Загадка

Не боится он простуды, северянин красногрудый.
Выпал снег, а он опять прилетел к нам зимовать.