Русский язык
-
Конспект занятия элективного курса "Введение в старославянский язык" по теме "Основные типы чередований гласных в славянских языках" 2010
Элективный курс «Введение в старославянский язык» помогает учащимся не только прикоснуться к знаниям предков, но и научиться видеть наш язык, как язык живой, находящийся в постоянном движении, развитии. Этот курс предназначен для учащихся профильных филологических классов. Данная статья посвящена одному из занятий, посвящённых влиянию фонетической системы старославянского языка на формирование исторических чередований гласных в современном русском языке.
-
Урок русского языка в 6-м классе "Орфограммы в окончаниях. Мягкий знак после шипящих" 2010
Данный урок является одним из блока уроков повторения в конце учебного года в 6-м классе. Роль уроков обобщения велика, ученик должен систематизировать знания, полученные ранее. Учитель должен ему помочь. Чтобы всё было наглядно и быстро, помогает компьютер.
-
Тема урока "Тире в бессоюзном сложном предложении" (9-й класс) 2010
Основными целями урока являются: повторение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения и правила постановки в нем запятой, точки с запятой, двоеточия; ознакомление учащихся с правилом постановки тире в БСП; формирование умения различать пунктограмму и навык постановки тире между частями БСП, а также в простых предложениях.
-
Урок русского языка в 5-м классе на тему "Синтаксис. Простое предложение" 2010
Урок проводился с целью закрепления словосочетания, ознакомить с новой темой, научить различать виды простых предложений, правильно составлять предложения; объяснить значения слов через контекст, развить познавательную активность, учить выбирать более точные и выразительные слова для оформления мысли, развить внимание, память.
-
Мастер-класс "Как решить проблемы?" 2010
Воспитательная работа в нашем классе предполагает участие родителей во всех творческих делах. Для этого необходимо сделать родителей своими союзниками в деле воспитания, а родительские собрания – яркими, интересными, значимыми. Предлагается мастер-класс, который является своеобразным мостиком для перехода к конструктивному, деловому разговору.
-
Урок развития речи по русскому языку "Тепло родного дома" 2010
Все мечтают о настоящей семье. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.
-
Урок русского языка в 6-м классе "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные" 2010
Ознакомление с разрядами прилагательных осуществляется по текстам, показывающим красоту русской зимы. Тексты о зиме – это и стихи известных поэтов, и творческие работы учащихся. В ходе урока используется таблица «Разряды имен прилагательных», демонстрируются фотографии с зимними пейзажами, прослушивается отрывок из песни о зиме.
-
Программа элективного курса "Орфография и пунктуация в письменном общении" 2010
Программа курса направлена на развитие индивидуальных лингвистических интересов и склонностей, познавательных способностей и творческих возможностей каждого школьника.
-
Презентация урока развития речи. Тема "Музей одной картины" (Ю.М. Ракша. "Продолжение") 2010
Цель занятия: показать взаимосвязь двух видов искусства - живописи и художественного слова.
-
Методическая разработка по русскому языку для 6–7-х классов по теме "Имя в реке времени" 2010
Урок предназначен для учащихся 6–7-х классов. Проводится после изучения темы "Употребление имен существительных в речи". Содержание урока направлено на сохранение традиций русского народа. Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, - наша задача, наш долг.
-
Обобщающий урок-конкурс по теме "Словообразования и орфография" 2010
Интерес к учебной деятельности у детей возрастает, если они включены в игру, в соревнование. Нестандартные формы обучения призваны пробудить желание изучать родной язык, а серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.
-
Изучение словообразования на уроках русского языка 2010
Урок проводится с целью дать понятие о форме слова; изучить однокоренные слова и формы одного и того же слова; дать общее представление об образовании слов при помощи суффиксов и приставок; прививать умение отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.
-
Готовимся к ЕГЭ: дидактический материал в помощь учителю русского языка (10–11-й классы) 2010
Для работы по подготовке к ЕГЭ предлагаются готовые тесты с заданиями. С помощью этих тестов школьники смогут проконтролировать себя, оценить реально свои знания, определить слабые места в подготовке по русскому языку и своевременно устранить их.
-
"Все о причастии". Обобщающий урок русского языка в 7-м классе 2010
Урок завершает тему "Причастие" в 7-м классе. Лексическая тема урока "Красота русских лесов" позволяет использовать материалы национально-регионального компонента и истории русской живописи (творчество И.И. Шишкина). Контрольные и творческие задания имеют четыре уровня сложности.
-
Интегрированный урок (русский язык + математика) по теме "Урок-экспедиция в страну Чисел" 2010
Интегрированный урок проводится необычно, в форме экспедиции-путешествия. В качестве наглядного пособия предлагается карта маршрута, все задания выполняются учениками в отдельных путеводных листах, в них же в конце урока ученики выставляют себе оценки за работу, как по русскому языку, так и по математике.
-
Урок русского языка по теме "Правописание НЕ с глаголами" 2010
Урок является обобщающим. Проводится в соответствии с программой М.М. Разумовской. Построен в соответствии с технологией встречных усилий (ТВУ) обучающихся и учителя. Сопровождается электронной презентацией.
-
Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами" 2010
Задачи урока: познакомить с правилом правописания "НЕ" с глаголами; развивать коммуникативную компетентность; воспитывать культуру общения и нравственные качества личности.
-
Подготовка к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ в экстернате 2010
Статья представляет обобщение опыта работы учителей русского языка по подготовке учащихся-экстернов к экзамену в форме ЕГЭ. Представлен образец информационной карты, используемой на уроках и при самостоятельной подготовке.
-
Мультимедийное приложение к урокам русского языка (подготовка к ЕГЭ, часть С) 2010
Часто при подготовке уроков мы используем презентацию и её неисчерпаемые возможности сделать занятие ярче, динамичнее, насыщеннее. Данный проект – систематизация презентационных «картинок», схем в работе над частью С (ЕГЭ по русскому языку).
-
Текст и мультимедийный комментарий 2010
Создание мультимедийных комментариев к текстам – новое направление методики преподавания русского языка. Что же представляет собой мультимедийный комментарий? Это дополнительная информация, которая делится на документальную, иконографическую и фактографическую.
-
Род сложносокращенных слов 2010
Урок знакомит учащихся со способом определения рода у сложносокращенных слов. Дети учатся правильно находить главное слово, устно рассуждать и письменно объяснять условия определения рода, но при этом и повторяется раннее изученный материал по теме «Имя существительное».
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме "Похвальное слово знакам препинания" 2010
Урок является обобщающим по теме «Пунктуация», поэтому составлен так, что позволяет проверить, в какой степени у учеников средней школы сформирована каждая из трёх компетенций – языковая, лингвистическая и коммуникативная. В работе использованы три типа заданий: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания аналитического характера.
-
Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку (обобщение темы "Глагол") "Лети, лети, лепесток…" 2010
Урок проводится в форме игры. В ходе данного мероприятия учащиеся повторяют признаки глагола. Игра активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает интерес к русскому яыку. В организации игры возможно использование ИКТ.
-
Урок русского языка в 11-м классе по теме "Лингвистический анализ текста художественного стиля речи" 2010
На данном уроке происходит закрепление и углубление лингвистических знаний и умений по теме «Лингвистический анализ текста художественного стиля речи», совершенствуется умение применять их на практике. Анализ текста выполняется в группах, что даёт возможность трудиться на уроке всем учащимся.
-
Урок – деловая игра по русскому языку в 6-м классе "Клиенты банка" по теме "Морфемы пре-, при- в современном русском языке" 2010
Сценарий деловой игры подчинён логике повторительно-обобщающего урока и включает: работу над словами, правописание которых регулируется правилом; словами, где значение пре-, при- объяснить трудно; самостоятельное решение правописания пре-, при- в словосочетаниях; наблюдение над фразеологизмами с пре-, при- в предложении; употребление слов на изучаемую орфограмму в тексте.
-
Урок русского языка (разработка) "Обособление определения и приложения" 2010
На уроке закрепляется понятие об обособлении как о смысловом и интонационном выделении, раскрывается роль (функция) обособленных членов предложения, развивается умение находить в тексте обособленные определения.
-
Разработка урока по теме "Эта такая интересная фонетика!" 2010
Обучение ведется с использованием мультимедийной презентации. Для обеспечения межпредметной связи используются тексты классиков, современных авторов и ученых-лингвистов. Наряду с решением познавательной задачи урока решается ряд других: обогащать словарь, формировать навыки правильного произношения, выразительного чтения.
-
Урок комплексного применения знаний по теме "Части слова" 2010
Основная идея урока – помочь детям освоить нелегкое занятие – разбор слова по составу, понять строгие законы языка, скрытые в словообразовании. Разбирая слова по составу, дети узнают из чего оно сделано, приобретают твердые языковые навыки.
-
Урок-практикум в 7-м классе "Употребление союзов в простом и сложном предложении" 2010
Урок теоретического обобщения по теме и практического закрепления материала. Использование специального «Зачётного листа» позволяет проверить уровень усвоения темы практически у всего класса.
-
Повторение изученного в разделе "Морфемика. Орфография. Культура речи" 2010
Урок русского языка в 5-м классе. Нестандартная форма: урок-путешествие с использованием здоровьесберегающих технологий на основе гуманно-личностного подхода.