Урок русского языка "Сложные предложения" ( 9-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели:

  • Повторение материала о сложном предложении и его обобщение;
  • Проверка степени усвоения знаний учащихся о сложном предложении, его видах и принципах деления предложений на группы, умения различать виды сложных предложений, расставлять знаки препинания в сложных предложениях различного типа;
  • Развитие коммуникативных способностей учащихся, умения обобщать, сравнивать, делать выводы;
  • Воспитание коллективизма, умения общаться и сотрудничать в группах, в мини-социуме.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • постановка задач перед учащимися;
  • ознакомление с условиями игры.

Слово учителя:

- Ребята, мы закончили изучение основного материала по теме “Сложное предложение” и, подводя итоги, проведём контрольный опрос в форме игры с компьютерной презентацией.

- Условия игры: предварительно класс был разбит на команды так, чтобы в команде были ученики с разной степенью подготовленности. В каждой команде есть капитан-консультант из числа сильных учеников. Он назначает отвечающего на конкретный вопрос, организует обсуждение и ведёт карточку учёта (приложение 1).

  • за правильный ответ – 5 баллов;
  • за неточный ответ – 4 балла;
  • за ответ с большими погрешностями – 3 балла;
  • за отсутствие ответа или неверный ответ - 0 баллов.

Если команда не отвечает, то вопрос может взять любая команда, получая дополнительные очки.

II. Устный опрос.

1. Общие вопросы.

- На какие основные группы и по какому признаку делятся все сложные предложения?

- Назовите группы союзных предложений.

- Назовите группы сложносочинённых предложений.

- Назовите группы сложноподчинённых предложений.

- Назовите виды обстоятельственных придаточных предложений.

- Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными различаются по способу подчинения придаточных предложений. Назовите виды таких сложных предложений.

- Сложные предложения могут объединять в своём составе простые предложения разными видами связи. Назовите, какими могут быть сложные предложения с разными видами связи.

По мере формулировки правильного ответа на экране высвечивается компьютерная презентация “Сложное предложение” с ответами в виде таблицы, чтобы ученики смогли проверить правильность и полноту ответа (приложение 2).

2. Игра “Выбери вопрос по теме”.

Слово учителя:

- Ребята, второй этап нашего опроса похож на телевизионную игру “Самый умный”. Вы имеете возможность выбрать вопрос по теме, которая вам интереснее. После вашего ответа на экране появится правильный вариант, что даст вам возможность убедиться в точности и верности своей формулировки. Итак, мы начинаем (Используется компьютерная игра “Сложное предложение”. Приложение 3).

Команды выбирают категорию вопроса, учитель открывает вопрос, зачитывает его. Один из членов команды отвечает на вопрос – на экране учитель открывает правильный ответ. Учащиеся сверяют свой ответ с образцом. Капитан-консультант заполняет оценочную таблицу.

III. Практикум ( практические задания)

Слово учителя:

- Каждое предложение можно представить в виде схемы, чтобы легче понять структуру предложения и объяснить пунктуацию, но схему надо уметь читать. С этим связано первое задание.

Задание “Прочитай схему предложения”.

(Команды выполняют задание. Отвечает на вопрос 1 участник команды.)

Задание “Выбери ответ”.

(Команды выполняют задание, отвечают поочерёдно на вопрос, затем звучит правильный ответ.)

Задание “Расставь знаки препинания”.

- Каждый игрок отвечает на один вопрос.

- Капитан-консультант с командой обсуждает и оценивает ответ.

- Каждой команде даётся возможность ответить на 1 вопрос.

- При неверном ответе вопрос передаётся другой команде.

Задание “Работа с текстом”.

Слово учителя:

- Предложение – одна из крупных единиц языка, но мы не говорим только отдельными предложениями. Предложения – это составляющие текста.

Прочитайте текст. Найдите в нём сложные предложения, определите их вид, объясните пунктуацию.

Используйте розовые маркеры для обозначения равноправных предложений. Оранжевые – главных предложений, зелёные – придаточных.

- Составьте схемы сложных предложений.

(Команды отвечают по очереди.)

Слово учителя:

- Определите главную мысль текста.

- Найдите предложение в тексте, которое можно выбрать в качестве заголовка текста.

- Согласны ли вы с автором Сергеем Залыгиным?

Задание:

- Подумайте над этим вопросом и своё размышление оформите письменно в тетради. Это и будет вашим домашним заданием.

(Запись домашнего задания).

IV. Рефлексия.

- Понравилась ли вам такая форма опроса?

- Почему? Что такая форма вам дала?

Домашнее задание: размышление на тему “Согласны ли вы с Сергеем Залыгиным?”