Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.
Форма урока: урок - практикум.
Оборудование: компьютер, УМК.
Цели урока:
Образовательные:
1) повторение трудных случаев синтаксического анализа словосочетания и предложения, повторение сведений о принципах построения предложений различного вида и взаимосвязи синтаксических принципов с пунктуацией;
2) обобщение знаний о синтаксической синонимии;
3) формирование навыков постановки знаков препинания в простых осложненных и сложных предложениях;
4) развитие навыков редактирования текста.
Развивающие: развитие речевых навыков учащихся, внимание к слову.
Воспитательные: формирование коммуникативных качеств личности.
Ход урока
1. Оргмомент
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
(Компьютер: на экране - название темы урока). Оформление записи в тетради.
2. Постановка учебной цели. Актуализация знаний и практических умений
Слово учителя
На пошлом уроке мы говорили о том, что большинство заданий ЕГЭ по синтаксису требует коротко конструируемого ответа (Тип В). Вам было дано задание (на основании теста) сгруппировать материал заданий по темам, обозначить содержательные блоки для повторения.
– Какие содержательные блоки для повторения вы обозначили?
(После ответа ученика на экране появляются блоки для повторения):
1. Синтаксические нормы.
2. Типы связи слов в словосочетании.
3. Простое осложненное предложение.
4. Односоставное предложение.
5. Сложноподчиненное предложение и типы придаточных предложений.
3. Экспресс-опрос (по вариантам)
На экране:
1 вариант. Определите способ связи и средства ее выражения:
1) наш класс; 2) чей-то взгляд; 3) несколько человек; 4) один из нас;5)любить рыбалку;6) очень любя; 7) весело шагать;9) шагать по пригоркам;10) по крутым пригоркам;11) не слишком крутым.
2 вариант. Дополните до словосочетаний. Определите способы связи.
1) Обидеться … - обида……;
2) образоваться …- образован……;
3) обосновываться… - обоснование……;
4) наполнить… - наполнять……;
5) уверенность… - увериться… .
Задание для всех: Образуйте с каждым из следующих слов по 3 словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи.
1) Способность; 2) что-нибудь;3) прогулка; 4) счастливый; 5) решение.
4. Запись на доске
- Перед вами одно из заданий ЕГЭ. Определите, какие знания и умения потребуются для его выполнения?
А28. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.
2) Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.
3) Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях со своим ароматным запахом.
4) Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд. (Ответ: Для выполнения этого задания потребуются знания синтаксиса, умение осуществлять подбор синонимических конструкций для замены придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом).
Обратите внимание! (запись на экране)
Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, если : в главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово (тот, того и т.), если союзное слово который стоит в косвенном падеже с предлогом, если сказуемое выражено формой будущего времени, если придаточная часть присоединяется союзным словом где.
На экране примеры:
Голос отца не имел того выражения доброты, которое меня всегда радовало.
Она без памяти любила сына, в котором видела черты своего покойного мужа.
Приходи на мой концерт, который состоится в нашей школе.
Трудно забыть места, где прошло твое детство.
Итак, вернемся к заданию А28.
Вопрос: изменился ли смысл высказывания при преобразовании сложного предложения в простое, осложненное причастным оборотом? Выполняя замену, мы использовали синтаксический синоним. Попробуйте дать определение синтаксической синонимии.
(На экране - определение)
Синтаксическая синонимия-это различные синтаксические конструкции, близкие по значению, но разные по форме выражения и оттенкам значения.
Выполнение учащимися заданий обобщающего характера
1. Комментированный диктант с грамматическим заданием
Объясните условия выбора трудных, на ваш взгляд, орфограмм. Замените придаточные определительные предложения обособленными определениями.
В продолжение долгих часов Андрей остается наедине со своим учителем Даниилом Черным, который открывает юному художнику тайны живописи. От того далекого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублев запечатлен с гордо поднятой головой. Неизвестный автор в Рублеве увидел не гордыню, которая на Руси считалась величайшим грехом, а заслуживающее уважения достоинство.
2. Работа в парах. Сравните два отрывка
1. Я умирал от скуки. Время шло. Писем из Белгородской крепости я не получал. Все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпимой. Неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.
2. Я умирал от скуки. Время шло, а писем из белгородской крепости я не получал, так как все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпима, и неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.
– Найдите синтаксическую синонимию в 2-х текстах. Чем отличаются синтаксические конструкции этих предложений?
(Первый состоит из простых предложений, во втором – простые предложения объединены в сложные).
– Какой из отрывков, по вашему, принадлежит А.С. Пушкину? Обоснуйте свое мнение.
(А.С. Пушкину принадлежит первый отрывок, т.к. сложными предложениями нельзя передать напряженность, волнение, а Гринёв напряжен, его сердце замирает от страха за любимую девушку. Автор в своем тексте стремится передать события текущего момента, поэтому и используются простые короткие предложения. Сложные предложения из второго текста сопоставляют два факта: прошедшее время и отсутствие писем, а также объясняют причину их отсутствия и помогают осмыслить события.)
– Как вы думаете, часто ли употребляется синтаксическая синонимия?
(Да, потому что синонимия дает говорящему и пишущему свободу выбора языковых средств.)
Обобщение учителя
Следует помнить, однако, что синонимы близки по значению, но не тождественны. Мы это наблюдали, когда анализировали текст из "Капитанской дочки" А.С. Пушкина. Синонимические возможности синтаксиса достаточно большие. Они основываются на тождественной ситуации, близости грамматических конструкций, близости лексического состава. С одним типом синтаксической синонимии мы уже познакомились, когда сравнивали два текста. Каким? (Замена простых предложений сложными).
– Сложные предложения – признак литературной, развитой речи. Это нужно учитывать при выполнении заданий части С.
3. Запись на доске:
Наступил поздний зимний вечер. – Поздний вечер. Зима.
Не сделать это задание вовремя. – Не сделаем это задание вовремя.
– Чем отличаются эти предложения? (Односоставные и двусоставные).
– О какой синонимии пойдет речь? (О еще одном типе синонимии – синонимии двусоставных и односоставных предложений).
4. Домашнее задание двух уровней
1. Подберите синтаксические конструкции, синонимичные всему высказыванию или отдельным его частям. Охарактеризуйте произошедшие в предложении изменения. (Тексты распечатаны)
Зима начала хозяйничать над землей,
но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти
свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет трещать огонь, что с нами
остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето.
(К. Паустовский).
(Хотя зима начала хозяйничать над землей, мы знали, что, разгребая рыхлый снег, найдем там свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда трещит огонь, и рядом зимуют синицы, поэтому зима и показалась нам такой же прекрасной, как лето).
2. Творческий уровень: письменно составить план-конспект ответа на вопрос «Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи».
5. Итоги урока
– Какой материал, повторенный сегодня на уроке, по-прежнему вызывает трудности?
– Сформулируйте цель сегодняшнего урока. Достигнута ли ваша цель?
(Монологический ответ ученика).