"Такие разные и такие нужные". Урок русского языка по теме "Частицы"

Разделы: Русский язык


Оборудование: дидактический материал по теме - 4 варианта, учебник, таблица "Частицы" ЦОР, иллюстрации.

Ход урока

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой

I. Организационный момент. Решение коммуникативной задачи.

Работа над содержанием эпиграфа:

а) как вы понимаете содержание?

б) как вы думаете, почему эти слова взяты в качестве эпиграфа к уроку?

в) что вы знаете об авторе этого высказывания?

II. Подготовка к восприятию материала (повторение сведений о частице) .

Записать предложение.

И какой же русский не любит быстрой езды!

Проблемное задание с опознавательной функцией.

Условие выполнения: задумана одна из частей речи, употребленная в данном предложении. Рассуждая логически, определить, какая это часть речи. Можно назвать только три опознавательных признака.

Вывод: частица.

III. Стадия вызова: почему так определена тема урока? (объявление темы и задач урока)

IV. Осмысление содержания:

1. Игра "Самый внимательный" (устно).

Задание прослушайте предложения, назовите произведения, автора, укажите частицы. В каком стиле употреблены частицы?

- Ведь были схватки боевые!..
- Ой, вы гости-господа,
Долго ль ехали, куда?
- И желанная страна
Вот уж издали видна!
Я ль, скажи мне, всех милее?
- Ладно, не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердье и проворье.

Вывод: частицы употреблены в художественном стиле.

2. Работа с дидактическим материалом (в парах, затем по группам): (приложение №1)

1 группа. Дидактический материал №1 (с красным цветовым сигналом)

Задание: работая с текстом, выясните, какую роль играют частицы. Восстановите диалог при помощи частиц, сравните два диалога (с частицами и без них), сделайте вывод.

2 группа. Дидактический материал №2.(с зеленым цветовым сигналом)

Задание: проанализируйте, могут ли изменить смысл предложения частицы не-ни?

3 группа. Дидактический материал №3.(с синим цветовым сигналом)

Задание: сконструируйте предложения, используя соответствующие частицы, выразите в данных предложениях различные оттенки значений.

4 группа. Дидактический материал №4 (с желтым цветовым сигналом).

Задание: выразительно прочитайте стихотворения, объясните, какую роль в них играют частицы и определите, в каком стиле они употреблены. Соотнесите содержание стихотворений с данными иллюстрациями.

5 группа. Дидактический материал №5 (приложение №1)

Физическая минутка.

Что за трудный наш урок,
Он пойдет едва ли впрок
Уж пора бы всем нам встать,
Ножки, ручки поразмять.
Разве трудно нам нагнуться,
Распрямиться, потянуться?
Неужели не устали?
Вот присели. Вот все встали.
Как нужна нам физзарядка!
Вряд ли это для порядка!
Глазками перемигнемся и
И друг другу улыбнемся!

Какие частицы вы услышали, выполняя упражнения?

V. Рефлексия .

3. Выступление представителей от каждой группы. Выводы фиксируются в тетрадях в форме таблицы, которая сверяется с таблицей, проецируемой на экране.

Группы частиц по значению Роль частиц в предложении Предложение по цели высказывания Стиль речи
Формообразующие Образуют повелительное, условное наклонение глагола, сравнительную степень прилагательных Побудительное, повествовательное Публицистический,

Разговорный

Отрицательные Служат для отрицания, усиления отрицания, придают положительный смысл при двойном отрицании Повествовательное, вопросительное Публицистический, разговорный, художественный
Смысловые (модальные) Вносят дополнительные смысловые оттенки Повествовательное, вопросительное Разговорный, художественный

4. Прослушать стихотворение и ответить на вопросы:

- о какой части речи говорится в нем?

- назовите признаки, которые помогли узнать эту часть речи?

Действий, признаков, предметов
Я не обозначаю.
Но служить всем вам при этом
Просто обожаю.
Отрицание, смягчение,
Указание, сомнение
И другие отношения
Выражать могу лишь я,
Я и вся моя семья.
Я могу повелевать
И условия создать,
При которых совершится
Действие и не одно.
Но хоть как-то измениться
Мне судьбою не дано.
Я, признаюсь честно вам,
Иногда скучаю,
Потому что на вопросы я не отвечаю.
В предложении встречаюсь
С разными друзьями,
Но все роли исполнять
Они желают сами.
Одно лишь пожелание
(не хочется молчать):
Меня от других
Частей речи и слова
Учитесь отличать!

5. Тестирование по теме "Частицы". (приложение №1)

VI. Домашнее задание: параграфы 61, 68, 69.

(повторить правописание частицы и приставки не-ни, правописание союзов также, тоже, чтобы)

Приложение.