Учебный тренажер по орфоэпии. Ударение в существительных и прилагательных

Разделы: Русский язык


Цели

Образовательная

  • Закрепить навыки общепринятых норм ударения, классифицировать нормы произношения звуков в разных позициях в зависимости от морфологических признаков слова (имя прилагательное, имя существительное).

Развивающая

  • Совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания,
  • обогащать и усложнять словарный запас, развивать коммуникативные навыки. Формировать умение грамотного произношения слов.

Воспитательная

  • Формировать умение сотрудничать, воспитывать культуру речи

Задачи

  • Познакомить с особенностями ударения в русском языке (свободное, разноместное).
  • Рассмотреть передвижение ударения в разных грамматических формах.
  • Обозначить смыслоразличительные функции при передвижении ударения.
  • Пополнить словарный запас учащихся новыми словами.

Содержание тренажера

Ударение в существительных (Презентация 1)

1 Ударение определяется конечным сочетанием гласных и согласных звуков.

2. Ударение определяется по производящему слову.

3. Ударение зависит от значения слова.

4 Ударение зависит от формы слова

Ударение в прилагательных (Презентация 2)

1 В прилагательных с суффиксами -ов, -ев.

2 В прилагательных с суффиксами -н-, -ск-, -овск-, -чат-.

3.В прилагательных с суффиксом - ист, образованных от существительного.

Пояснительная записка

Воспитание речевой культуры учащихся приобретает сегодня качественно новое звучание. Это вызвано, прежде всего, возрастающей ролью русского языка. Но ребятам очень трудно понять, что нормы произношения носят обязательный характер для каждого носителя языка и отношение к ним свидетельствует об общем культурном уровне человека.

Сегодня устная речь играет в жизни многих людей более важную роль, чем письменная. Каждый из нас говорит чаще и больше, чем пишет. Понятно, что навыки письменной речи формируются на основе навыков устной речи.

Учащиеся должны понимать, что любые отступления от правил произношения и ударения воспринимаются как отступления от точной передачи мысли, затрудняют общение, взаимопонимание, отвлекают от содержания речи:

В любом случае неточность произношения становится ошибкой. Для многих звуковая сторона строя речи является второстепенной, подсобной смыслу, но и пренебрегать ею ошибочно.

Тренажер позволил систематизировать некоторые нормы литературного произношения. Учащиеся могут ознакомиться с трудными случаями постановки ударения и выработать на уроке, в процессе работы, практические навыки.

Список литературы

1. Русский язык. Большой справочник для подготовки к Единому государственному экзамену /Л.Ф.Коновалова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 288с.

2. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение: Около 25 тыс. слов /Резниченко И.Л. - М.: АСТ Астрель, 2006. - 1184.