Разработка урока русского языка для 3-го класса по теме "Сложные слова" (с использованием интерактивной доски Smart Board)

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Прогрессивность использования презентационной технологии и интерактивной доски в практике обусловлено следующим:
1. Изображение привлекает и удерживает внимание детей.
2. Решаются задачи, технически сложно выполнимые в другом виде исполнения (демонстрация мелких книжных иллюстраций, надписи мелом на доске, демонстрация изменяющихся, двигающихся изображений и т.д.)
3.  Возможность привлечения младших школьников к работе у доски.
4.  Эстетичность данного оформления работ.
5. Удобство хранения, многократного применения компьютерного оформления урока.
6. Дополнительная возможность педагогического, психологического воздействия через зрительные, слуховые органы чувств, с помощью применения анимационных, звуковых, цветовых и других дополнительных эффектов программы PowerPoint. (Приложение 2)

Дидактическая цель: создать условия для выведения понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний.

Задачи урока:

  • логически вывести алгоритм определения сложных слов, дать понятие «сложные слова» на основе знаний детей;
  • развивать умение определять сложные слова среди других слов; развивать мыслительные операции и творческие способности обучающихся;
  • .воспитывать чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к природе.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык 3 кл.» авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, рабочая тетрадь, презентация для интерактивной доски, интерактивная дока SMART Board,индивидуальные карточки для учащихся, цветные карточки «самооценки».

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Самоопределение к деятельности (1-2 мин.) На доске «рассыпано» слово осень.
– Из предложенных слов соберите слово, оно обозначает время года. (Приложение 1. Слайд 1).
– Про осень существует немало пословиц и поговорок. Вот одна из них: «Осень красна плодами, а человек делами». (Приложение 1. Слайд 2).
– Почему так говорят?
– Можно сказать, что дела человека – это его плоды?
– А у нас с вами есть поды в изучении русского языка? Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке?

– Кто готов пополнить корзину знаний в изучении языка? Чем же мы будем заниматься на уроке?

Один ученик на интерактивной доске собирает слов осень.

Варианты ответов детей.
Варианты ответов детей.
– Повторяли правописание безударных гласных в корне слова; определяли части слова; подбирали однокоренные слова; разбирали слова по составу и т. д. (Приложение 1. Слайд 3)

– Продолжим изучение рус. языка и узнаем что-то новое.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5-6 мин.) – Прочтите предложение: «(В) лиственных л..сах (на) д..рев..ях  лист..я ст..новятся ж..лтыми, багряными, к..ричневыми.» (Приложение 1. Слайд 4).
– Что обозначает слово багряный?
– Это разновидность красного цвета. Он есть на рисунке. (Приложение 1. Слайд 4).
– Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, определите орфограммы.
– Есть ли в этом предложении однокоренные слова?
– Почему эти слова являются однокоренными?
– Что такое корень?
– Какие ещё части слова вы знаете?
Детям предлагается выполнить работу на карточках. (Приложение 1. Слайд 6).
– Соедините части слова с их графической схемой.

– Какой графической схемы не хватает? Как она обозначается?
– Что нужно знать, чтобы разобрать слово по составу?
По слайду дети повторяют порядок разбора слова по составу (рисуют на интерактивной доске схемы частей слова).
– Ну а теперь, мы можем разобрать слова в лиственных и листья  по составу. (Можно дать эту работу по вариантам с проверкой у доски) (Приложение 1. Слайд 5)
– Отгадав  загадку, вы узнаете ещё одно однокоренное слово к данным.
Падают с ветки золотые монетки.
– Запишите это слово и разберите его по составу.
Учитель записывает на доске все  варианты  разбора  слова детьми. (Приложение 1. Слайд 8).

 

 

Варианты ответов детей.

Дети выходят к интерактивной доске, выполняют поставленное задание.

– Да, в лиственных и листья. (Приложение 1. Слайд 5)
– У них одинаковый корень и они близки по значению.
– Это значимая часть слова.
Варианты ответов детей.

Самостоятельная работа по карточкам.

– Корня
– Нужно знать порядок разбора слова по составу. (Приложение 1. Слайд 7)

Дети разбирают слова и проверяют  с  доской.

– Это листопад.

III. Построение проекта выхода из затруднения (10-11 мин.) – Ребята, почему слово одно, а вариантов разбора несколько? В чем особенность данного слова?
– Это слово состоит из двух слов лист и падает.
А если это слово состоит из двух слов, то, сколько цепочек однокоренных слов получится?
– Давайте проверим. (Приложение 1. Слайд 9)
Детям предлагаются слова: лист, падают, упадёт, лиственный, листочек, падение.
– Разбейте их на два столбика.
– Что вы можете сказать о словах каждого столбика?
– Какую часть слова мы можем выделить в однокоренных словах?
– Какой же корень у слов первого столбика? Второго?
– Что вы заметили?
– А знаете ли вы ещё слова, в которых есть два корня?
– Как вы думаете, как называются такие слова в русском языке?
– В русском языке они называются сложными. А почему?
Варианты ответов детей.
– Две.

I – лист, лиственный, листочек.
II – падают, падёт, падение.

– Они однокоренные.
– Корень.
-лист-,- пад-
В слове листопад два корня.

Варианты ответов детей.

Варианты ответов детей.

Варианты ответов детей.

IV. Постановка учебной задачи (2-3 мин.) Чтение правила в учебнике на стр.87.
– Как вы думаете, какова тема нашего урока?
– В чём возникло затруднение?

– Так какую же цель мы перед собой поставим?

– Сложные слова. (Приложение 1. Слайд 10.)
– В разборе сложного слова по составу.

– Научиться определять сложные слова и разбирать их по составу.

V. Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин.) – Давайте разберём слово листопад по составу. Был ли у кого-то правильный ответ?
– Сможем ли мы сейчас выполнить проверочную работу по данной теме? Почему?
Работа по учебнику. Упражнение 122, стр.87-88. Выполняется на доске.
 

– Нет, т. к. у нас не было ещё отработки данного материала.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин.) Упражнения 123, 124 выполняется в парах с взаимопроверкой.
Выведения алгоритма нахождения сложных слов. (Приложение 1. Слайд 11)
На доске даны схемы разбора слов. (Приложение 1. Слайд 12)
– Найдите графическую схему сложного слова.
 
VII. Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин.) – Вам даны слова: наводнение, водоворот, водяной, водопад, водопровод, приводниться, водянка,  водокачка,  водовоз.
– Выпишите только сложные слова.
– Какое время года помогло познакомиться с новой темой?
– К теме осени обращались известные поэты, композиторы, живописцы. Перед вами картина Левитана «Золотая осень». Попробуйте составить  небольшой рассказ или предложение по этой картине, используя сложные слова. (Приложение 1. Слайд 13)
– А чтобы ощутить настроение, которое хотел показать Левитан, давайте определим по музыкальным отрывкам, которой из них соответствует теме осени. (Три музыкальных отрывка).
 

 

Зачитываются ответы детей.

– Осень.

 

Зачитывается несколько работ.

VIII. Рефлексия деятельности (2-3 мин.) – Какова была цель рока?
– Достигли ли мы её?
– Били ли у нас  затруднения?
– Смогли ли мы их преодолеть?
– Кого можем отметить в классе?
Самооценку можно провести  с помощью цветных карточек. (Зеленая –понял всё и могу применить; жёлтая – понял всё, но ещё не могу применить; красная – ещё не совсем понял).
Все ли подняли зелёные карточки?
– Чем же мы будем заниматься на следующем уроке?
 

 

 

 

Нет.
– Продолжим знакомство со сложными словами.