Прогрессивность использования
презентационной технологии и интерактивной
доски в практике обусловлено следующим:
1. Изображение привлекает и удерживает внимание
детей.
2. Решаются задачи, технически сложно выполнимые
в другом виде исполнения (демонстрация мелких
книжных иллюстраций, надписи мелом на доске,
демонстрация изменяющихся, двигающихся
изображений и т.д.)
3. Возможность привлечения младших школьников
к работе у доски.
4. Эстетичность данного оформления работ.
5. Удобство хранения, многократного применения
компьютерного оформления урока.
6. Дополнительная возможность педагогического,
психологического воздействия через зрительные,
слуховые органы чувств, с помощью применения
анимационных, звуковых, цветовых и других
дополнительных эффектов программы PowerPoint. (Приложение 2)
Дидактическая цель: создать условия для выведения понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний.
Задачи урока:
- логически вывести алгоритм определения сложных слов, дать понятие «сложные слова» на основе знаний детей;
- развивать умение определять сложные слова среди других слов; развивать мыслительные операции и творческие способности обучающихся;
- .воспитывать чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к природе.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: учебник «Русский язык 3 кл.» авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, рабочая тетрадь, презентация для интерактивной доски, интерактивная дока SMART Board,индивидуальные карточки для учащихся, цветные карточки «самооценки».
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Самоопределение к деятельности (1-2 мин.) | На доске «рассыпано» слово осень. – Из предложенных слов соберите слово, оно обозначает время года. (Приложение 1. Слайд 1). – Про осень существует немало пословиц и поговорок. Вот одна из них: «Осень красна плодами, а человек делами». (Приложение 1. Слайд 2). – Почему так говорят? – Можно сказать, что дела человека – это его плоды? – А у нас с вами есть поды в изучении русского языка? Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке? – Кто готов пополнить корзину знаний в изучении языка? Чем же мы будем заниматься на уроке? |
Один ученик на интерактивной доске
собирает слов осень. Варианты ответов
детей. – Продолжим изучение рус. языка и узнаем что-то новое. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5-6 мин.) | – Прочтите предложение: «(В)
лиственных л..сах (на) д..рев..ях лист..я
ст..новятся ж..лтыми, багряными, к..ричневыми.» (Приложение 1. Слайд 4). – Что обозначает слово багряный? – Это разновидность красного цвета. Он есть на рисунке. (Приложение 1. Слайд 4). – Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, определите орфограммы. – Есть ли в этом предложении однокоренные слова? – Почему эти слова являются однокоренными? – Что такое корень? – Какие ещё части слова вы знаете? Детям предлагается выполнить работу на карточках. (Приложение 1. Слайд 6). – Соедините части слова с их графической схемой. –
Какой графической схемы не хватает? Как она
обозначается? |
Варианты ответов детей. Дети выходят к интерактивной доске, выполняют поставленное задание. – Да, в лиственных и листья. (Приложение 1. Слайд 5) Самостоятельная работа по карточкам. – Корня Дети разбирают слова и проверяют с доской. – Это листопад. |
III. Построение проекта выхода из затруднения (10-11 мин.) | – Ребята, почему слово одно, а вариантов
разбора несколько? В чем особенность данного
слова? – Это слово состоит из двух слов лист и падает. – А если это слово состоит из двух слов, то, сколько цепочек однокоренных слов получится? – Давайте проверим. (Приложение 1. Слайд 9) Детям предлагаются слова: лист, падают, упадёт, лиственный, листочек, падение. – Разбейте их на два столбика. – Что вы можете сказать о словах каждого столбика? – Какую часть слова мы можем выделить в однокоренных словах? – Какой же корень у слов первого столбика? Второго? – Что вы заметили? – А знаете ли вы ещё слова, в которых есть два корня? – Как вы думаете, как называются такие слова в русском языке? – В русском языке они называются сложными. А почему? |
Варианты ответов детей. – Две.
– Они однокоренные. Варианты ответов детей. Варианты ответов детей. Варианты ответов детей. |
IV. Постановка учебной задачи (2-3 мин.) | Чтение правила в учебнике на стр.87. – Как вы думаете, какова тема нашего урока? – В чём возникло затруднение? – Так какую же цель мы перед собой поставим? |
– Сложные слова. (Приложение
1. Слайд 10.) – В разборе сложного слова по составу. – Научиться определять сложные слова и разбирать их по составу. |
V. Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин.) | – Давайте разберём слово листопад по
составу. Был ли у кого-то правильный ответ? – Сможем ли мы сейчас выполнить проверочную работу по данной теме? Почему? Работа по учебнику. Упражнение 122, стр.87-88. Выполняется на доске. |
– Нет, т. к. у нас не было ещё отработки данного материала. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин.) | Упражнения 123, 124 выполняется в парах с
взаимопроверкой. Выведения алгоритма нахождения сложных слов. (Приложение 1. Слайд 11) На доске даны схемы разбора слов. (Приложение 1. Слайд 12) – Найдите графическую схему сложного слова. |
|
VII. Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин.) | – Вам даны слова: наводнение,
водоворот, водяной, водопад, водопровод,
приводниться, водянка, водокачка, водовоз. – Выпишите только сложные слова. – Какое время года помогло познакомиться с новой темой? – К теме осени обращались известные поэты, композиторы, живописцы. Перед вами картина Левитана «Золотая осень». Попробуйте составить небольшой рассказ или предложение по этой картине, используя сложные слова. (Приложение 1. Слайд 13) – А чтобы ощутить настроение, которое хотел показать Левитан, давайте определим по музыкальным отрывкам, которой из них соответствует теме осени. (Три музыкальных отрывка). |
Зачитываются ответы детей. – Осень.
Зачитывается несколько работ. |
VIII. Рефлексия деятельности (2-3 мин.) | – Какова была цель рока? – Достигли ли мы её? – Били ли у нас затруднения? – Смогли ли мы их преодолеть? – Кого можем отметить в классе? Самооценку можно провести с помощью цветных карточек. (Зеленая –понял всё и могу применить; жёлтая – понял всё, но ещё не могу применить; красная – ещё не совсем понял). – Все ли подняли зелёные карточки? – Чем же мы будем заниматься на следующем уроке? |
Нет. |