Тема урока: «Наречие» «Я, конечно, вернусь…» (на материале творчества В.С. Высоцкого)
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цель урока:
- систематизация и обобщение знаний учащихся о наречии как части речи;
- формирование умений использовать в устной и письменной речи наречия;
- воспитание любви к творчеству В.С. Высоцкого.
Оформление и оснащение урока:
- фотографии В.С. Высоцкого;
- аудиозаписи песен В.С. Высоцкого;
- сборники стихотворений В.С. Высоцкого;
- карточки с заданиями
- схема восхождения в гору (Приложение).
Эпиграф урока: «Соплеменники, окажите честь – зачеркните «был», напишите «есть». (П. Вегин)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Вводное слово учителя
– Сегодня, 25 января 2008 года исполнилось бы 70 лет Владимиру Семеновичу Высоцкому – выдающемуся российскому поэту, певцу, актёру XX века.
Рассказ ученика о жизни В.С. Высоцкого
(Звучит песня В.С. Высоцкого «Если друг оказался вдруг»)
– А мы с вами проведём необычный урок –
урок восхождения в горы, осуществить которое
поможет нам поэзия В.С. Высоцкого.
Целью такого восхождения станет работа над
обобщением знаний о наречии:
– нахождение наречий в тексте, установление
отличия наречий от других частей речи;
– соблюдения правильной постановки ударения в
наречиях;
– использование наречий как средства повышения
изобразительности речи и выражения оценки.
А для того, что совершить восхождение в гору
классу надо разбиться на группы-«связки», и в
каждой группе выбрать «инструктора» (сильный
ученик). Оценки получает вся «связка» за ответы
её участников. Если ответы правильные – группа
поднимается в горы: с листопадных лесов у
подножия, проходит вечнозелёные леса, пересекает
высокогорные альпийские луга, преодолевает
голые скалы и каменистые пустоши, чтобы
восхититься ослепительными ледниками. «Связки»,
оказавшиеся на вершине, получают оценку
«отлично».
(Класс разбивается на «связки» и получает задания на отдельных листочках.)
Из стихотворения «Песня о друге» (см. Приложение):
1. Выпишите все наречия. Каковы признаки
наречия как части речи?
2. Произведите морфемный и морфологический
разборы 2 наречий.
– Какова тема этого стихотворения? Можем мы
определить по этому стихотворению жизненные
принципы поэта?
Коллективное обсуждение задания. За
выполненные задания группы получают карабины –
элементы страховки – своеобразные жетоны.
3. Словарный диктант
Запишите слова, расставьте ударения в словах: невдалеке, удивленно, вдали, вверх, вдруг, вниз, неподалёку, напрямик, дотемна, издалека, изредка, вплотную, шепотом, сплошь, тревожно, здесь.
Взаимопроверка диктанта в связках, выставление оценок.
4. Из данных наречий составьте предложения по теме «Восхождение в горы».
5. Подберите синонимы, которые отличались бы оттенками значения – степенью выраженности признака, к некоторым наречиям: изредка, непременно, хорошо.
6. Рисуем картинку увиденного (определение роли наречий в тексте)
Команды-связки получают тексты (см. Приложение) с описанием того высотного пояса, которого они смогли достичь в результате ответов по предыдущим заданиям.
7. Подведение итогов, выставление оценок
8. Заключительное слово учителя
(Звучит песня «Корабли постоят и ложатся на курс…»)
– Поднимите головы. Посмотрите на небо… Среди множества планет в огромной Галактике блуждает маленькая светящаяся точка. И это вечно живое небесное тело связано с именем Владимира Высоцкого. В 1985 году астрономы крымской обсерватории назвали вновь открытую планету между орбитами Марса и Юпитера «ВладВысоцкий». Она значится под № 2374
«Я, конечно, вернусь –
весь в друзьях и в мечтах,
Я, конечно, спою,
Я, конечно, спою,– не пройдёт и полгода…»