Школьная психологическая служба
-
Сценарий большой психологической игры "Хрустальные люди" 2007
Представлен сценарий игры-проживания для учащихся 7–9-х классов. Цель игры - создание условий для осмысления ценности человеческой жизни. Задачи: развитие и осмысление личной системы жизненных ценностей и смыслов; расширение представлений о последствиях применения насилия во взаимоотношениях между людьми; применение навыков самоанализа и рефлексии. Материал сопровождается подробным комментарием из опыта проведения игры.
-
Курс успешного ученика - коррекционно-развивающая программа для обучающихся 1–6-х классов 2007
Программа коррекционно-развивающих занятий направлена на создание благоприятных условий для усвоения обучающимися системы знаний, формирование и развитие у них психологических функций, позволяющих воспринимать и продуктивно перерабатывать социально значимую информацию. В процессе занятий происходит формирование положительной мотивации к познавательной деятельности, развитие интеллектуальных способностей, самообразование, повышение степени адаптации к изменившимся условиям проживания, а также систематизирование навыков культуры сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Программа может быть использована педагогами-психологами общеобразовательных учреждений, школ VII вида, частично классными руководителями, воспитателями.
-
Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста "Умники и умницы" 2007
Программа коррекционно-развивающих занятий "Умники и умницы" предназначена для детей дошкольного возраста, имеющих незначительные отклонения в психологическом развитии и испытывающих специфические трудности в обучении.
-
Сборник логокоррекционных программ, направленных на диагностику и преодоление нарушений устной и письменной речи детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста 2007
Авторы-составители создали комплекс логопедических программ, в которых отслеживается преемственность в диагностике, профилактике, коррекции речевых нарушений детей дошкольного, младшего школьного возраста с нормальным психологическим развитием, ЗПР, СПЗ, воспитывающихся в условиях детского дома-школы. Предназначен для организации работы по логокоррекции учителям-логопедам, преподавателям русского языка и литературы, учителям начальных классов, педагогам-психологам, воспитателям.
-
Интегрированный урок информатики и психологии по теме "Чувственное познание окружающего мира. Понятие как форма мышления" 2007
Решение логических задач - практическое искусство. Подобно плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано, научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь. Для детей логические задачи лучше наглядно представить в виде чертежа, рисунка, схемы и т.д. Это облегчает решение, делает его более убедительным и доказательным. Интеграция различных знаний может стать связующим звеном в межпредметной ситуации, которая осмысливается учащимися на уровне обобщения и абстрагирования и реализуется через анализ причинно-следственных связей, посредством теоретического мышления.
-
Комплекс средств психологического сопровождения учащихся в период ранней профильной подготовки 2007
Переход от индустриального общества к постиндустриальному и информационному означает, что в процессе создания и распространения знания становятся ключевыми. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение информации в основной капитал принципиально изменяют роль образования в структуре общественной жизни современного мира.
-
Преемственность дошкольного и начального образования 2007
Особую актуальность в наше время приобрела проблема общих принципов преемственности между ступенями образованиями. Это связано с возникшим многовариативным образовательным пространством дошкольного и начального общего образования.
-
Деятельность психолого-социально-педагогической службы МОУ "СОШ № 51 с углублённым изучением отдельных предметов" 2007
Увеличение объема информации, развитие форм массовой культуры, рост темпов жизни, объема человеческих контактов, кризисные явления в обществе, природе, в семье - эти и многие другие факторы повышают "температуру" общества. Вероятно, наступило такое время, когда психологическая помощь должна сопровождать человека на всех этапах его жизненного пути. Как самая чувствительная часть социума, педагоги, подрастающее поколение и их родители больше других нуждаются в поддержке психолога, социального педагога, логопеда.
-
Тренинг "Терпимость - мудрость души" 2007
Работа в тренинге строится на принципах толерантности. Участники знакомятся с понятием "толерантность", "толерантная личность". Создаются условия для осознания многообразия проявлений личности каждого; самопознания, приобретения опыта позитивного общения; повышения самооценки через получение позитивной обратной связи от группы; приобретение опыта совместной деятельности.
-
Влияние функциональной асимметрии мозга на развитие психических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста 2007
Изучение межполушарных различий имеет важное значение для решения проблем в образовании, так как механизм асимметрии выполняет регулирующую функцию в формировании школьной зрелости, механизмов познавательной деятельности. И это проявляется в высокой индивидуализации асимметрии и её зависимости от возрастных и половых особенностей. Кроме того, использование данных об индивидуальном латеральном профиле ребёнка, рекомендаций Сиротюк А.Л., Семенович А.В. по организации учебной деятельности с учётом психофизиологических особенностей показывают положительное влияние на результаты нашей экспериментальной работы, на усвоение учебного материала учащимися.
-
Развивающее занятие "Что такое интеллект" из цикла "Мой интеллектуальный потенциал" для учащихся 8-х классов 2007
Занятия по психологическому развитию познавательных способностей учащихся 8-х классов основываются на необходимости учета естественного хода развития познавательной деятельности. Основной целью такого курса является целенаправленное развитие, прежде всего мышления - его отдельных процессов и качеств (анализа, синтеза, обобщения, установления закономерностей, гибкости), представленных как в конкретных своих проявлениях, так и в абстрактно-логической форме.
-
Программа работы психолога с подростками, имеющими низкую и неадекватную самооценку, с их родителями 2007
Общая идея программы — неадекватная самооценка препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, свидетельствует о неблагополучном развитии личности подростка. Необходимо выявить конфликтную зону в системе взаимоотношений подростков и родителей.
-
Психологический клуб как одна из форм создания психологически комфортных условий для обучающихся в образовательном учреждении 2007
Данный материал представляет практический опыт внеклассной работы педагога-психолога со старшеклассниками. Обоснована актуальность такой формы групповой деятельности как психологический клуб, указаны его цели, структура занятий, правила общения в группе. Такая форма общения нравится старшеклассникам, помогает им справляться с трудностями, учит понимать людей и себя. Клубные встречи способствуют созданию психологически комфортных условий в образовательном учреждении и сохранению психологического здоровья обучающихся. Представленные материалы могут быть использованы в работе не только педагогами-психологами, но и социальными педагогами, классными руководителями образовательных учреждений.
-
Тренировочные методики в рамках программы "Профессиональное самоопределение подростка" 2007
В работе представлены авторские тренинговые методики, направленные на развитие умения самовосприятия и самооценивания; выявления метода осуществления трудовой деятельности в выбранной профессиональной сфере и др. Данные методики могут быть включены в программу "Профессиональное самоопределение подростка".
-
Педагогическая гостиная 2007
Данная педагогическая гостиная проводилась нами на итоговой городской конференции. В ходе работы учителя смогли отрефлексировать себя с точки зрения активности и инициативности. Кроме того, данная мастерская помогает вооружиться навыками решения организаторской проблемы классного руководителя. Особенно рекомендуется для проведения молодым специалистам.
-
Разговор на перепутье 2007
Разработка направлена на профилактику нежелательного социального влияния деструктивных культур и тоталитарных сект на учащихся. Содержит информацию о процессах и механизмах влияния на личность в деструктивном культе. Формирует у слушателей самостоятельность, автономность, защищенность, желание быть независимым от социально-психологического воздействия.
-
Работа психолога в детской организации самоуправления 2007
В статье представлена структура детской организации самоуправления, целью которой является социализация молодежи.
-
Профилактический семинар-тренинг для подростков по проблеме ВИЧ/СПИД 2007
Трехчасовой профилактический тренинг для подростков по проблеме ВИЧ/СПИД. Целью тренинга является повышение уровня информированности по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД, выработка и развитие навыков предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией у подростков. Можно использовать с целью подготовки подростков-волонтеров для профилактической работы в среде сверстников.
-
Психологическая психотерапия страхов у школьников 2007
Существуют разные модели психотерапии. Психологическая и медицинская психотерапия используют схожие методы, отличие - в нацеленности. У страхов есть функции, формула, классификация, симптомы проявления, последствия, инициирующие факторы. Их можно выявить. Страхи поддаются коррекции методами психологической психотерапии: рисованием, сочинением историй, играми, переключением внимания, дыхательными упражнениями, мышечной релаксацией и др.
-
"Гномики". Сценарий занятия педагога-психолога с учащимися 1–2-х классов 2007
Цель этого занятия: развитие свойств внимания младших школьников. Занятие состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих упражнений, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Играя в специально организованной предметно-развивающей среде, дети с нарушенным вниманием учатся контролировать полученный результат, имеют возможность развивать познавательные интересы, а также повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников.
-
Консультирование детей и их родителей с использованием технологий сказкотерапии 2007
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Ее задачей является снижении агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми.
-
Развитие способности к самопознанию у младших школьников 2007
Поиск ответов на вопросы «Кто я? Какой я? Что я могу?» у младших школьников происходит в процессе работы над «Книгой о том, кто я такой».
-
Взаимодействие с ученическим (педагогическим) коллективом 2007
Занятие "Ведущая модальность" - это иллюстрация того, как знание о человеке "вообще" приобретает значение знания "для меня" в ходе занятий по психологии. Оно составлено и апробировано в условиях реальной школы и может быть адресовано педагогам-психологам, социальным психологам, а также классным руководителям для повышения эффективности их работы.
-
Повышение эффективности межличностного общения в семье: тренинг родительско-детского взаимодействия 2007
Родительская эффективность, гармоничность детско-родительских отношений, как правило, зависят от того, насколько разнообразны и привлекательны виды, способы, формы семейного взаимодействия. Предлагаемая программа тренинга родительско-детских отношений позволяет расширить представления и опыт межличностного общения в семье, справиться с проблемами, возникающими между родителями и детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
-
Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы" 2007
Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира.
-
Педагогический лекторий о профилактике употребления ПАВ 2007
Педагогический лекторий по профилактике употребления ПАВ направлен на развитие культуры и профессиональной компетентности педагогов предметников, классных руководителей, социальных педагогов, организаторов работы по профилактике злоупотребления ПАВ, а также на усовершенствование имеющихся методов первичной профилактики употребления наркотиков.
-
Занятие по теме: "Разделение труда. Классификация профессий" 2007
Занятие позволит обучающимся сориентироваться в мире профессий, педагогам - помочь в работе с детьми по предпрофильной подготовке. Используя методы проблемного обучения, исследовательской работы, диагностики, деятельность обучающихся на уроке позволяет осмысленно, творчески реализовывать свои возможности, развивать коммуникативные качества личности. Занятие может быть использовано как отдельно, так и в системе обучения курса "Выбор профессии".
-
Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в условиях школы-интерната 2007
Успешная адаптация выпускников – одна из ключевых проблем детских домов и школ-интернатов. Подготовка воспитанника, способного выдержать конкуренцию на рынке труда и в сфере профессионального образования, невозможна без создания системы психолого-педагогического сопровождения ребенка, позволяющей своевременно выявлять, развивать и корректировать его способности с учетом индивидуальных качеств личности. Существующая у нас система позволяет осуществлять всесторонний мониторинг развития ребенка с целью организации педагогически обоснованного воздействия на его становление как человека и гражданина.
-
Тренинг личностного роста для старшеклассников 2007
Психологическая культура, толерантность, позитивное отношение к себе и другим, способность к рефлексии и саморазвитию, умение строить свои отношения с людьми, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом - все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Помощь в формировании индивидуальной "стратегии жизни" старшеклассников является главной ценностью тренинга личностного роста. Его основная цель заключается в формировании психологической готовности старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь.
-
Классный час "Мои увлечения и интересы" 2007
Вспомните свое детство: при упоминании, что сегодня классный час, у вас редко возникали бурные положительные эмоции. Обычно на таких классных часах нас или ругали и говорили о том, как надо себя вести, или решали с нами организационные вопросы и что требуется сделать классу к очередному празднику, или же нам приходилось выслушивать что-то про патриотизм, коммунизм и другие, нам тогда не совсем понятные, вещи. Спустя много лет после окончания школы мне пришла идея, как это сделать интересно и с действительной пользой, а также дать возможность каждому ученику рассказать о своих интересах и увлечениях. И провести все это в такой форме, чтобы все принимали в происходящем активное участие. Чтобы лучше разобраться с сутью таких занятий, я вам предлагаю один из таких классных часов, который был посвящен космосу.