Психологическое сопровождение программы развития МОУНОШ №6, как школы культурологической направленности, осуществлялось с целью создания социально-психологических условий для сохранения и укрепление психологического здоровья учащихся, развитие и реализацию общекультурного личностного потенциала каждого ребенка.
Для достижения поставленной цели была создана модель деятельности психологической службы начальной школы №6 (Приложение 1), которая представляет собой тесное взаимодействие психолога с педагогами, учащимися и родителями. Результатом взаимодействия всех участников школьной системы является Модель выпускника начальной школы. Выпускник начальной школы - это младший школьник, стремящийся к реализации личностного потенциала, самостоятельности, способный к саморегуляции поведения (т.е. активному управлению собой, своей деятельностью и эмоциональным состоянием), к конструктивному взаимодействию с окружающими и сознательно относящийся к сохранению и развитию здоровья.
Формирование этих преобразований у младшего школьника происходит при непосредственном взаимодействии со взрослыми через использование в образовательном процессе профилактических, коррекционно-развивающих и тренинговых программ.
Профилактические и коррекционно-развивающие программы:
- “Психологическая готовность ребенка к школе”;
- программа тренинговых занятий по предупреждению дезадаптации детей на этапе их вхождения в школьную жизнь “Я учусь владеть собой”;
- программа коррекционно-развивающих занятий с дезадаптированными учащимися 1-х классов;
- программа адаптационного тренинга для учащихся начальной школы “Вместе веселее”;
- коррекционная программа для детей с личностными и поведенческими проблемами “Развитие коммуникативных навыков учащихся”;
- коррекционно-развивающая программа для учащихся 1-4 классов С(К)О “Другие мы”;
- программа тренинговых занятий по сплочению детского коллектива.
По итогам реализации программ получена следующая результативность коррекционно-развивающей работы (за 2005-2006 уч.г.):
- повысилась степень школьной зрелости 43% дошкольников (6 из 14);
- снизилось на 12% число дезадаптированных первоклассников (от 22 до 14чел., по сравнению с прошлым учебным годом);
- адаптировались 85% учащихся вновь созданного класса С(К)ОVII вида (6 из7);
- повысился уровень коммуникативных навыков учащихся на 50% (от 10% в 1 классе до 62% в четвертом);
- улучшился эмоционально-психологический климат двух классов на 10-15% (42уч-ся), снизилось на 50% количество негативных выборов у 2 “отвергнутых” учащихся;
- повысился уровень развития психических процессов 51,9% учащихся 4 класса С(К)О VII вида (14 из 27).
Кроме того, качественной результативностью работы мы считаем заинтересованные, увлеченные, радостные лица детей (на фото - занятие в субботней школе, тренинг сплочения коллектива, тренинговое занятие по профилактике дезадаптации у первоклассников).
Показателем результативности работы являются письма в “Почте доверия” нам, игровому персонажу Памсику из программы по профилактике дезадаптации “Я учусь владеть собой”. Памсик – это дракончик, он тоже первоклассник, который приехал к детям, чтобы вместе с ними учиться преодолевать школьные трудности адаптационного периода. По окончании тренинговых занятий дети в течение всего учебного года пишут Памсику письма (Приложение 2).
Психологическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей способствует созданию в школе комфортной обстановки и благоприятного психологического климата для развития ребенка, продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками. Это подтверждается результатами наблюдений и психодиагностики: эмоционально-психологический климат ученических и педагогического коллективов (за последние 4 года) остается стабильно высоким: в педагогическом коллективе это 74-85%, в ученических коллективах эта цифра (за последние 2 года) установилась на уровне 100%.
Специалистами школы созданы необходимые социально-психолого-педагогические условия для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, повышения их психологической культуры (компетентности):
- семинары, деловые и ролевые игры;
- тренинги;
- психологическое сопровождение в процессе аттестации;
- анализ психологической составляющей по итогам посещения уроков;
- групповые консультации;
- индивидуальное консультирование по результатам диагностики педагогов и учащихся;
- диагностика эмоционального состояния, психологического микроклимата, гармоничности психологической культуры.
Гармоничность психологической культуры проявляется в самоорганизации, самопознании, саморегуляции, саморазвитии личности, конструктивном взаимодействии с окружающими.
Сравнительные результаты динамики развития гармоничности психологической культуры педагогов свидетельствуют о повышении уровня психологической культуры на 6% за 3 года. У 5% педагогов (2 из 36 обследованных), выявлен псевдовысокий (завышенный) уровень. Наличие недостаточного уровня развития психологической культуры будет учтено при разработке новой программы развития.
Главной целью взаимодействия психолога с родителями является создание ситуации сотрудничества в вопросах обучения, воспитания и развития ребенка.
Условия для повышения психологической культуры родителей:
- общешкольные и классные родительские собрания;
- диагностика типа семейного воспитания, адаптации ребенка к школе;
- индивидуальное консультирование по результатам диагностики;
- коррекция детско-родительских отношений;
- анкетирование “Школа глазами родителей”.
По результатам диагностики “Школа глазами родителей” отмечается высокая оценка родителями деятельности администрации, педагогов, специалистов школы по эффективному общению и взаимодействию:
93,2% родителей получают информацию о целях и задачах образовательного учреждения;
95,5% удовлетворены отношением учителя к ребенку;
94,7% имеют возможность обсудить с учителем различные вопросы, касающиеся пребывания ребёнка в школе;
95,5% получают информацию об успехах и неудачах ребёнка в школе;
95,5% чувствуют, что сотрудники школы доброжелательно относятся к ребёнку;
100% родителей учитель разрешает присутствовать в классе на уроке;
92,5% родителей удовлетворены работой специалистов социально-психологической службы.
Вместе с тем, необходимо отметить, что при достаточно высокой оценке работы “школы”, активность самих родителей остается низкой, что тоже является проблемой, требующей разрешения.
Выводы. Задачи, поставленные перед специалистами службы, по созданию условий для сохранения и укрепление психологического здоровья учащихся, развитие и реализацию общекультурного личностного потенциала каждого ребенка, в основном выполнены.
Вместе с тем, необходимо:
- совместно с педагогами проанализировать, выстроить и систематизировать наработки по формированию ключевых компетенций учащихся, необходимых для успешной учебной адаптации выпускников в основной школе;
- продолжить разработки нормативной документации, коррекционно-развивающих программ, способствующих решению поставленных задач;
- активизировать родителей на полноценное и ответственное участие в совершенствовании жизни школы, в решении вопросов воспитания, обучения и развития детей;
- разработать программу тренинговых занятий для педагогов по повышению саморегуляции и изменению мотивации на личностное развитие в современных условиях образования.