Факультативное занятие для учащихся 10-го класса по теме: "Стресс"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Цель: познакомить учащихся с понятием “стресс”, влиянием стресса и дистресса на организм, психику человека, показать пути выработки адаптивной стратегии поведения в стрессовых ситуациях.

Ход работы

Слово психолога.

На занятиях по психологии мы часто говорим о том, как сохранить отношения любви и дружбы, избежать разочарований. Но иногда потери неизбежны. Переживания утраты, предательства, разлуки, да и более прозаические - волнение перед экзаменами, ощущение несправедливости, большие перегрузки и недостаточный отдых могут привести к сильному стрессу и депрессии. Вот об этом мы сегодня и поговорим.

Юные годы - время нелегкое. Перед вами постоянно стоит проблема выбора, вы по-новому оцениваете себя, других людей. В нашей сегодняшней жизни полно совершенно реальных вещей, которые являются стрессорами.

Мы уже несколько минут говорим о стрессе, и, вероятно, каждый из вас вкладывает свой смысл в это понятие. Как вы думаете, что такое стресс?

1. Что такое стресс? (приложение 1)

Итак, стресс (давление, нажим, напряжение) - состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды.

Что значит неспецифическая реакция? Каждое предъявляемое организму требование в каком-то смысле своеобразно или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды сужаются, уменьшая потери тепла с поверхности кожи. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. Мышечное усилие, например, бег вверх по лестнице, требует дополнительного источника энергии, поэтому учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, улучшая кровоснабжение мышц. Все это специфические реакции организма, позволяющие ему приспособиться(адаптироваться) к изменившимся условиям.

Неспецифическими требованиями является необходимость перестройки, адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была. С точки зрения стрессовой ситуации не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы сталкиваемся. Существенна лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение о гибели было ложным и сын неожиданно войдет в дом целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Стрессорное действие этих двух событий -неспецифическое требование приспособления к новой ситуации, может быть для организма одинаковым.

Понятие “стресс” было введено канадским эндокринологом Гансом Селье. Он разработал теорию стресса, которая имела сначала чисто медицинское значение и описывала реакции организма на любое повреждение(механическое, инфекцию и т. д. ). В последнее время на первое место вышла проблема психоэмоционального стресса.

2. Стресс и дистресс.

Часто путают понятия стресса и дистресса. Селье говорит, что стресса невозможно избежать. Жизнь - это постоянный стресс (т. е. необходимость приспосабливаться). А приспособляемость, по его мнению, - это главная отличительная черта живого существа. Мы испытываем стрессы разной интенсивности в любых ситуациях. Этот уровень низок в минуты равнодушия или сна, но никогда не равен нулю (это означало бы смерть).

Дистресс(горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) - это перенапряжение адаптационных механизмов, которое оказывает отрицательное влияние на деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации.

Некоторые эмоциональные факторы превращают стресс в дистресс, а физические усилия в большинстве случаев обладают противоположным действием. (Приложение 2)

3. Фазы развития стресса.

Концепция биологического стресса выделяет три фазы развития стресса:

  1. реакция тревоги;
  2. фаза сопротивления;
  3. фаза истощения.

После первоначальной реакции тревоги организм адаптируется и оказывает сопротивление. Однако, если стрессор оказался слишком сильным или врожденным, приспособляемость организма недостаточна, наступает истощение, могущее привести к болезни или даже летальному исходу. Селье считает, что каждому человеку присущ определенный уровень некоей адаптационной энергии и поэтому к одной и той же ситуации одному человеку приспособиться легко, а другому подчас невозможно, т. е. у каждого свои стрессоры.

А теперь давайте выясним, каковы главные стрессоры для каждого из вас?

Упражнение “Незаконченные предложения”.

Попробуйте завершить следующую фразу:

“Я переживаю сильный стресс, когда…” (Приложение 3)

4. Влияние стресса на организм человека.

Стрессовые ситуации по-разному действуют на людей :одних сильный стресс мобилизует, других доводит до состояния, близкого к клинической смерти. Если у первых во время стресса эффективность деятельности возрастает до определенного предела (“стресс льва”), то у других она сразу падает (“стресс кролика”). Так, некоторые учащиеся в ситуации экзамена чувствуют приток сил, повышение тонуса, которые ведут к обостренному восприятию, позволяют вспомнить лишь мельком услышанную информацию, другие от волнения забывают даже то, что хорошо знают, “мямлят” и могут даже упасть в обморок.

Непрерывная череда стрессов может быть опасной для здоровья. Тогда резко ломаются нормальные механизмы саморегуляции и формируются хронические, порой неизлечимые болезни. Развиваются неврозы, нарушения сна, снижается иммунитет, возникают сердечно-сосудистые заболевания, поражения желудочно-кишечного тракта. Это цена за слишком сильные переживания. Медики все чаще говорят о том, что многие болезни имеют так называемое психосоматическое происхождение. К ним относятся язва, бронхиальная астма, гипертония и т. д. При этих болезнях наблюдается поражение физических органов, но вызваны они психологическими причинами, чаще всего стрессом, а точнее, неумением к нему адаптироваться.

5. Способы реагирования на стрессы.

Выбор правильного способа реагирования на стрессоры является одним из главных моментов, обеспечивающих гомеостаз(равновесие) организма. В некоторых случаях имеет смысл что-то “пропустить мимо ушей”, а иногда нужно “принять вызов”. Есть такое мудрое высказывание: “Господи, дай мне терпения принять то, что я не в силах изменить; дай мне силы изменить то, что я могу изменить; и дай мне мудрость научиться отличать одно от другого” (Рейнольд Нейборо).

Как ни парадоксально это звучит, для счастья человеку требуется определенный уровень стресса - он различен для разных людей. Лишь в редких случаях человек склонен к пассивной, чисто растительной жизни. Люди нуждаются в чем-то большем, чем просто пища, одежда и жилье. Однако, люди, беззаветно преданные своему идеалу и готовые посвятить свою жизнь совершенствованию в выбранной области, также встречаются нечасто. Большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Поэтому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее комфортно, какое бы занятие он не избрал. Кто не умеет изучить себя, тот будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием стоящего дела или постоянной чрезмерной перегрузкой.

Селье утверждает, что мы не должны - да и не можем, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизмы и выработаем соответствующее отношение к жизни.

Итак, стресс неизбежен, но от дистресса уберечься можно. По мнению Селье, для сохранения душевного равновесия человеку нужны какая-то цель в жизни, которую он считает высокой, и гордость, что он трудится ради ее достижения. Правильный выбор ближайших и дальних целей, способность адаптироваться к изменяющейся ситуации, переопределять ближние цели в случае непреодолимых трудностей для их достижения, важное условие здорового существования человека. Отдаленная цель освещает путь в течение всей жизни. Наличие отдаленной цели, например, поиск смысла жизни, стремление достичь совершенства, постичь истину - поможет преодолеть разочарование и дистресс при крушении сиюминутных потребностей.

Вы провалились на экзамене? Вас ограбили? Падение курса национальной валюты разорило вашу семью? Но ведь это мелочи по сравнению с вашей отдаленной целью, и они не могут сломить вас: ваш путь дальше и выше…

Итак, как вы думаете, когда нужно избегать стресса, а когда это делать бессмысленно?

6. Как справиться со стрессом?

Умение справиться с дистрессом и депрессией особенно полезно, когда необходимо пережить расставание с любимым человеком.

Итак, разрыв, все кончено. В этот момент мы все чувствуем отчаяние. И всех мучают вопросы: почему? За что? Испытав настоящий шок, мы отказываемся верить в происходящее, надолго лишившись способности и чувствовать, и соображать. Шок и потеря ощущения реальности -защитная реакция организма. Разрыв с любимым - это эмоциональный удар такой силы, что разум отказывается его воспринимать. Так что именно заторможенность и спасает в первые дни “синдрома разбитого сердца”, когда все с нетерпением ждут от вас объяснений, как все случилось и почему.

Следующая стадия “синдрома разбитого сердца” - депрессия. Наконец начинает доходить смысл случившегося. Главное - помните: депрессивное состояние в такой момент - абсолютно нормально, это не худший способ справиться с душевными переживаниями. Только, пожалуйста, не замыкайтесь в себе.

Как только начинает казаться, что от горя и отчаянья не спастись, нас вдруг охватывает гнев. Это стадия “синдрома разбитого сердца” вступает в права совершенно без вашего участия. Еще минуту назад вы тяжело горевали и винили в случившемся себя, а сейчас вы кипите от ярости и через несколько мгновений изливаете свой гнев на окружающих. В этот момент вы чувствуете, будто бы пребывали в зимней спячке и только сейчас пробудились от нее.

Что действительно опасно на этой стадии - это жажда мести. Поэтому постарайтесь направить свой гнев в русло позитивное - это поможет вновь обрести вкус к жизни и понять, что она может продолжаться без него или нее. Последняя стадия синдрома - примирение со случившимся – тоже может оказаться нелегкой и порядком терзает вас тоской по минувшему.

Хотите, верьте, хотите, нет, но не вечно вы будете засыпать, видя его или ее светлый образ перед собой, и не будете вечно пробуждаться по утрам с его или ее именем на устах.

И если вдруг произойдет так, что в жизни вам придется столкнуться с “синдромом разбитого сердца”, то постарайтесь вспомнить наш сегодняшний урок и поверить в то, что разрыв пережить можно. Это придаст вам храбрость, необходимую для того, чтобы вновь отважиться полюбить.

О других способах достижения душевного равновесия – приемах саморегуляции – мы поговорим с вами на следующем занятии.

Практическая работа.

Закрепление пройденного материала.

а) Тест на самооценку стрессоустойчивости личности. (Приложение 4)

б) Обсуждение результатов.

Подведение итогов.