Цель занятия:
Ознакомить учителей с возможностью изменения жизненного сценария, объяснить значимость различных установок в жизни и психологическое содержание сказок как установок на будущее.
Дать установку на успешное взаимодействие с учащимися.
Оборудование:
- Фотография ученика (незнакомого учителям) – 3 экземпляра.
- Листочки, авторучки.
- Схема “Успешный ученик”
Упражнение №1
Предлагаю начать работу с одного интересного упражнения.
- Перед вами лежат фото, ваша задача назвать личностные качества человека изображенного на фотографии. (добрый, злой, умный, дружелюбный, лживый, щедрый, скупой и т.п.)
У каждого участника фото одного и того же человека, они об этом не знают, но под фотографией дана установка об этом человеке, у одних положительная, у других отрицательная. (Например: фото №1 – Успехи в обучении у этого человека не достаточно хорошие, друзей не имеет, единственный ребенок в семье; фото №2 – Живет в неполной семье, ухаживает за больной матерью, имеет много друзей и т.п.)
- Почему вы выбрали именно эти качества?
- Что повлияло на ваше мнение?
Следовательно – эта надпись явилась для вас установкой.
На самом деле этот юноша, серебряный призер международной олимпиады школьников.
Сегодня мы поговорим с вами об установках.
Установки окружают нас везде. Это и характеристики, написанные учителями из других школ на вновь пришедших и отзывы о ребенке других людей.
Как вы считаете, установки даются только в школе?
Где еще вы с ней встречались?
Они окружают нас везде – телевидение, радио, газеты (рекламы).
Оказывается, что установки мы получаем и в раннем детстве.
От кого?
В какай форме?
Это сказки.
У каждого из вас в детстве была любимая сказка.
Какую сказку вы любили? Психологи считают, что сказки связаны с нашей психологической проблемой.
А вы знаете какое психологическое содержание несут сказки?
Каждая сказка нас на что-то программирует.
Давайте попробуем извлечь из нее все вымыслы.
Чему учит сказка?
Как можно сформулировать уроки, преподносимые нам этой сказкой?
Упражнение №2
Я предлагаю представить сказки и выбрать из них какая вам ближе.
“Аленький цветочек”. С одной стороны, прекрасная история, учит доброте и самопожертвованию. С другой стороны, в нашем подсознании откладывается установка - путь к счастью лежит через страдания, самоотречение, проблемы.
“Красная шапочка”. Замечательная сказка. Однако некоторые психологи обнаружили в ней обратный эффект – ребенка она учит излишней наивности (где это видано, Красная Шапочка, увидев пасть волка, не убежала, а наоборот, начала расспрашивать, почему у него такие большие уши, зубы и т.д.). Если ребенком, вы зачитали эту книгу до дыр, не удивляйтесь, что вам 30, а вы все еще верите первому встречному, а потом оказываетесь в абсолютно дурацком положении.
“Колобок”. Сказка учит быть гибким, решительным в различных ситуациях. Быстрая реакция – залог успеха. Хитростью можно добиться многого.
“Золушка”. Влюбившиеся в эту героиню девочки навсегда для себя усвоили: для того, чтобы стать счастливой, нужно много и кропотливо работать. Практика показывает, что юные золушки оканчивают школу с медалью, а спустя некоторое количество времени становятся бизнес-вумен. Как правило, у них образцовый дом.
“Василиса Премудрая”. Любительницы это сказки всю жизнь вынуждены входить в чье-то положение. Они всегда дадут совет, поддержат, утешат в нужную минуту. Из них получаются заботливые и мудрые матери. Один нюанс – порой мужья садятся им на шею, увлекаясь игровыми автоматами, жена посердится, а потом приласкает. Все-таки Премудрая!
Упражнение №3
Что нужно сделать, чтобы решить проблему в положительную сторону?
Психологи советуют еще раз внимательно прочесть любимое произведение и попробовать переписать финал. Попробуйте сделать, скажем, из Карлсона правдивого надежного персонажа, который не бросит Малыша в трудную минуту. Загрузите Карлсона общественной работой и всю беспечность как рукой снимет. Заставьте старуху из “Золотой рыбки” самой сделать что-нибудь, избавьте ее от вредности.
Давайте перепишем финал сказки Колобок (в положительную сторону)
Как решили проблему?
Какое волшебное средство использовали, чтобы разрешить проблему? Установка на добро. У всех разные окончания (значит соответствующая проблема).
Сказка положительно настраивает. Учите детей сочинять сказки. Выход есть всегда.
Релаксационное упражнение “Дельфин”.
Звучат звуки издаваемые дельфином в соответствии с видео.
Упражнение - заключение.
В населениях наших школ две самые важные иногда воюющие нации – это ученики и учителя.
Перед вами лежат листочки. Подумайте, кто из ваших учеников, по вашему мнению, для вас является самым проблемным учеником. Напишите его имя.
Теперь впишите только положительные качества этого ученика. В своей дальнейшей работе с ним используйте только этот положительный потенциал.
Действительно ли ваш ученик такой проблемный?
Пусть анализ ситуации поможет решить свою профессиональную проблему.
Далее, напишите свое имя и свои качества как положительные, так и отрицательные. Каких оказалось больше? Подчеркните положительные, пусть они вам помогут.
Только тогда вы будете успешным учеником, а ученик успешным учеником, когда будет идти ориентировка на позитивные качества личности.
Этим упражнением я хотела вам дать установку на удачное сотрудничество и взаимопонимание.