Интегрированный урок-игра "Путешествие в Древний Египет"

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Цель: Познакомить учащихся с особенностями культуры Древнего Египта, испытаниями, которые необходимо было пройти, чтобы стать жрецом.

Ход урока

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по Древнему Востоку. Все мы знаем, что такое психологические тесты. В переводе “Тест” означает – испытание, исследование человека, личности. Подобным испытаниям люди стали подвергаться ещё в древних государствах.

3 тысячелетие до н.э. Древний Вавилон. Испытания проводились в школах, где готовили писцов.

Древний Китай. Устраивался экзамен для правительственных чиновников, который принимал сам император. Претендентов экзаменовали по 6 дисциплинам: музыке, стрельбе из лука, верховой езде, умению писать, считать, знанию церемоний и ритуалов.

Древний Египет. Испытания устраивали среди тех, кто претендовал на звание жреца. Собеседование проводили для анализа и сравнения: биографические данные, уровень образованности, оценивалась внешность, умение вести беседу. Испытания строили на проверке умения трудиться, слушать и молчать, выносить воздействие огнём, водой, страхом, одиночеством. Не выдержавших испытание ждала смерть. Эту систему проверок прошёл Пифагор, который сам основал школу, набор в которую осуществлялся путём испытаний. Пифагор утверждал, что “не из каждого дерева можно выточить Меркурия”. Сначала учащимся предлагали математическую задачу. Если претендент справлялся с заданием, его принимали сразу. Если он не мог решить задачу, то его вводили в зал, где он подвергался насмешкам, высмеиванию. Его достойные ответы решали его судьбу. Одним их критериев достойного ответа был юмор.

Если тест понимать как испытание, проверку, то всё это было тестированием.

И сегодня мы будем с вами выбирать тех, кто достоин носить звание жреца. Наш урок будет проходить в виде конкурса команд. 5 команд по 5-6 человек рассаживаются за круглыми столами. Та команда, которая первая правильно выполнит задание или пройдет испытание, получает кусочек мумии в саркофаге, из которой ей нужно будет сложить всю картинку.

1 конкурс. “Математические испытания”.

При строительстве пирамид и других сооружений возникла необходимость в сложных расчётах. Поэтому в Древнем Египте была очень развита математика. Правда, египтяне пользовались довольно неудобными цифрами:

Чёрточка – означала единицу,

Дужка – десяток,

Верёвка – сотню,

Цветок лотоса – тысячу.

Чтобы написать, к примеру, число 3842, изображали три лотоса, восемь верёвок, четыре дужки и две чёрточки. Но и с такими громоздкими цифрами совершали сложные расчёты.

И сейчас я предлагаю вам решить примеры, используя эти древнеегипетские цифры.

(Каждой команде раздаются листочки с примерами). Кто первый правильно ответит, записав результат арабскими и древнеегипетскими цифрами, получает кусочек мумии.

2 конкурс. “Медники”.

Некоторые египтяне не работали на полях и в садах, не разводили скот. Они были ремесленниками. Труд ремесленников считался более тяжёлым, чем труд землевладельцев. Медники выплавляли медь. Работа их была нелегка, а орудия у кузнецов примитивны. Для поддержания в плавильной печи нужной температуры, в неё дули через длинные трубки. Это очень опасное занятие, и нередко человек, дувший в трубу, погибал на своём рабочем месте. То есть у кузнецов должны были быть сильные лёгкие. Сейчас мы проверим, кто же из вас обладает самыми сильными лёгкими. По одному участнику из команды вызываются к доске, им раздаются воздушные шарики, которые они должны будут надувать, пока шары не лопнут. (выигравшему – ещё один кусочек мумии).

3 конкурс. “Египетская письменность”.

Египетская письменность одна из самых древних в мире. Вначале, как вы знаете, каждое слово записывалось в виде маленького рисунка. Такое письмо напоминает наши ребусы. Как правило, при письме сначала писали знак, означающий слово целиком, а затем это же слово как бы разъясняли при помощи знаков – звуков.

И я зашифровала для вас некоторые слова, которые вы должны разгадать, используя алфавит древних египтян.

Учащимся раздаются листочки с ребусами и алфавитом, которые ребята отгадывают под негромкую восточную музыку. (Например, открытый рот, гриф, дверной засов, холм, гриф, лев, лист тростника, вода Нила, гриф – развалина). Выигравшая команда получает ещё один кусочек мумии.

4 конкурс. “Всё наоборот”.

Учащимся предлагается отгадать какие изречения древних философов записаны на папирусах, переставив их местами. (Например, трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься).

5 конкурс. “Строитель”.

В древнем Египте возводили дворцы и храмы, строили пирамиды. А кто жеиз вас самый лучший и аккуратный строитель? Учащимся раздают коробки спичек из которых они должны построить колодец. Самой аккуратной команде – кусочек мумии.

6 конкурс. “Вопросы на смекалку”.

Учащимся задаются вопросы типа:

1.Что станет с синим шёлковым платком, если его опустить на дно Тихого океана? - он станет мокрым.

2. Что произойдет с вороной, когда ей исполнится 3 года? – ей пойдет 4 год.

После конкурсов проводится подсчёт кусочков мумий, и та команда, у которой картинка получилась полнее, побеждает. Победителям дарят амулеты “крылатый скарабей”, которые защищают обладателя от зла и имеют жизнетворную силу Солнца. В конце урока всех угощают восточными сладостями и фруктами.

Литература:

  1. История древнего мира – А.А.Вагасин и др. – М., Просвещение, 2001.
  2. Как бы ты жил в Древнем Египте? – Жаклин Морли. М., -АСТ, 1995.
  3. Игры-шутки, игры-минутки. Шмаков. –М., 1993.
  4. Лучшие головоломки для детей. Агапова И.Давыдова М. –2006.