Программа тренинга с учащимися 10-х классов "Я и новые обстоятельства в моей жизни" (адаптация)

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка:

“Дети больше походят на свое время,
чем на своих родителей”.

Арабская

На развитие подростков в значительной степени влияет общество, в котором они растут. Именно в обществе юные учатся налаживать отношения с окружающими, приспосабливаться к различным ситуациям и бороться с возникающими трудностями. Общественные структуры и управление могут, как помочь подросткам удовлетворить свои потребности, так и создать новые проблемы, стимулируя рост напряжения и разочарованности. Бывает так, что, проучившись достаточно времени в школе, часть детей так и не приобрела элементарных школьных навыков, и их контакты с классом и учителями затруднены, а иногда и с родителями. Для таких ребят существует психологическая помощь. Психологи называют их дезадаптированными.

АДАПТАЦИЯ – приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Понятие “адаптация” возникло в XIX веке и использовалось в начале главным образом в биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже к коллективному поведению. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря адаптации создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушения ее регуляции.

Адаптация связана с перестройкой функционирования тех или иных органов, свойств, механизмов, с выработкой новых навыков, привычек, качеств, что приводит в соответствие организм, личность со средой. Регуляторами адаптации человека выступает мотивы, мышление, воля, способности, знания, опыт. В процессе адаптации не только приобретаются новые свойства, качества, сколько перестраиваются уже имеющиеся, а сохранение эффективности деятельности происходит главным образом благодаря готовности, привыканию к новым условиям и их освоению. Адаптация выражается не только в приспособлении организма к новым условиям, но главным образом в выработке фиксированных способов поведения, позволяющих справляться с трудностями.

В зависимости от того, в каких условиях и на основе каких механизмов осуществляется приспособление человека к среде, выделяют различные виды адаптации: физиологическая (взаимодействие различных систем организма), биологическая (изменение в обмене веществ и функциях организма), психологическая (приспособление человека к условиям, задачам на у ровне психических процессов, свойств, состояний), социально-психологическая (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе). Нас интересует из представленных видов адаптации - социально-психологический. Все эти виды адаптации могут взаимодействовать и проявляться одновременно. Переход из детского сада в школу, из 4 класса в 5 класс, из 9-ого - в 10-й, от школьной системы подготовки к вузовской системе являются известными “скачками”, поэтому значительная часть ребят не может быстро адаптироваться к условиям школы, вуза. Процесс адаптации к новой обстановке ускоряется, если человек предварительно ознакомлен с возможными ситуациями предстоящей деятельности, получил знания и сведения, необходимые для предстоящей деятельности, для правильной ориентировки. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением, уметь вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни.

Цель тренинга: помочь личности в приспособлении к изменившимся условиям жизни.

Задачи тренинга:

  • помочь не только приобрести новые свойства, качества, сколько перестроить уже имеющиеся, к готовности и привыканию в новых условиях и их освоению;
  • помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, преодолеть неуверенность;
  • наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и общении.

Основная сфера воздействия: поведенческая, коммуникативная и эмоциональная.

Значимые характеристики группы:

  • Количество участников 15-20 человек.
  • Возраст – 15-16 лет.
  • 10 классы.
  • Учащиеся одного класса.
  • Длительность группы – 10 часов.
  • Режим работы группы – 5 дней по 2 часа (с одним классом).

Особенность проведения занятий в школе, является то, что участники знакомы друг с другом раньше. У них уже есть какие-то отношения, которые будут продолжаться и вне групповых встреч. В процессе игры необходимо создание и поддержание личного пространства, а также обучение взаимодействию с другими, сохраняя свое личностное пространство.

Условия - малый актовый зал или классная аудитория.

Программа “Я и новые обстоятельства в моей жизни” прошла апробацию на базе МОУ СОШ г.Ноябрьска с учащимися 10 – х классов в течение 2-х лет, а так же являлась выпускной работой при прохождении составителем дистанционного обучения на курсах повышения квалификации (г.Москва).

ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ.

Цели.

  • Создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с основными принципами работы социально-психологического тренинга.
  • Первичное освоение приемами активного стиля общения и способов передачи и приема обратной связи.

Задачи:

  • создать благоприятные условия для работы группы;
  • познакомить участников группы;
  • создавать положительную мотивацию к предстоящим занятиям;
  • включить участников группы в тренинговую работу.

Ведущий: По уже сложившейся традиции тренинговых групп для быстрейшего знакомства каждый из вас сейчас сделает себе визитку, т.е. укажет на карточке свое имя, которым будет пользоваться на протяжении всего тренинга.

При этом вы вправе взять себе любое имя: свое настоящее, которое вы носите с детства; игровое имя, например героя любимого мультфильма или литературного персонажа; имя своего близкого друга или хорошего знакомого. Вам предоставляется полная свобода выбора. Решайте!

Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Затем вам нужно прикрепить свою визитку себе на одежду. В дальнейшем на всем протяжении занятий вы должны обращаться друг к другу по этим именам. У вас три минуты для того, чтобы вы сделали свои визитки и подготовились к знакомству.

После того как мы познакомились, приступим к изучению основных правил тренинга. Любая группа людей, собирающихся начать большую работу, договаривается об основных правилах, соблюдение которых помогает получить максимально возможный результат. Необходимо также договориться о правилах, которые должен соблюдать каждый. Я предлагаю вам ознакомиться с теми правилами, которые обычно используются во время подобных занятий. Сейчас мы их обсудим, если потребуется, внесем необходимые коррективы. Затем проголосуем за согласованный перечень правил именно нашей группы.

Правила.

1. Доверительный стиль общения. Для того чтобы группа работала с наибольшей отдачей, чтобы ее члены максимально доверяли друг другу, в качестве первого шага к созданию климата доверия предлагается принять единую форму обращения на “ТЫ”. Это психологически уравнивает всех членов группы, в том числе и тренера, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта и т.д.

2. Общение по принципу “здесь и теперь”. Многие стремятся не говорить о том, что они чувствуют, думают, так как боятся показаться смешным. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий случившихся с другими людьми, - срабатывает “механизм психологической защиты”. Основная задача нашей работы – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый из участников смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что их волнует именно сейчас, и обсуждают то, что происходит в группе.

3. Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий стоит отказаться от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому нужно заменить высказывания типа: “Большинство людей считает, что…” на: “Я считаю, что…”, “Некоторые из нас думают…” на: “Я думаю…” и т.п. Отказаться от безадресных суждений о других, заменяя фразу типа: “Многие меня не поняли” на конкретную реплику: “Оля и Соня не поняли меня”.

4. Искренность в общении. Во время работы группы участники должны говорить только то, что чувствуют и думают по поводу происходящего. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то лучше промолчать. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других и к самому себе. Естественно, что никто не обижается на замечания, все испытывают только чувство признательности и благодарности за искренность и откровенность.

5. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Участники должны быть уверенны в том, что никто не расскажет об их переживаниях, о том, что они поделились во время. Занятия. Это помогает быть искренними, способствует самораскрытию.

6. Определение сильных сторон личности. Во время занятий каждый стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым работает вместе. Члены группы – как минимум одно хорошее и доброе слово.

7. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе оценивают не участника, а только его действия и поведение. Поэтому вместо высказывания типа: “Ты мне не нравишься” используется: “Мне не нравится твоя манера общения”.

8. Как можно больше контактов и общения с разными людьми. У каждого человека есть определенные симпатии, но общаться во время занятий мы стремимся со всеми членами группы, особенно с теми, кого меньше всего знаем.

9. Активное участие в происходящем. Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту участники реально включены в работу группы. Они активно слушают, чувствуя себя, партнера и группу в целом. Они не замыкаются в себе, даже если узнают о себе что-то не очень приятное. Это происходит потому, что каждый, получив много положительных эмоций, думает не только о себе, но и о других.

10. Уважение к говорящему. Когда кто-то высказывается, другие не только внимательно слушают, давая ему возможность сказать то, что он хочет, но и помогают говорящему, показывая всем своим видом, что слушают его, что рады за него, что им интересны его мнение, его внутренний мир. Никто не перебивает говорящего, все молчат до тех пор, пока он не закончит. И лишь после этого задают вопросы, благодарят его или спорят с ним.

11. Постоянный самоанализ (рефлексия). В конце каждого упражнения и этюда, а тем более после завершения очередного раздела тренинга, проводится процедура осмысления тех трудностей, с которыми столкнулись участники. Каждый из них имеет право поделиться своими впечатлениями, ощущениями, мыслями, которые возникли во время работы. Режим самоанализа должен войти в привычку.

Ведущий: А сейчас мне хочется предложить вам несколько игр для того, чтобы вы узнали друг о друге как можно больше интересного.

1. “СИГНАЛ” (10 МИНУТ).

Участники стоят в кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.

2. “ЭТО МОЕ ИМЯ” (25 минут).

Участники усаживаются в круг.

Предложите игроку, сидящему справа от Вас, встать со стула и назвать как свое полное имя, так и имя, которым он будет называться в группе. Затем выступающий должен сообщить что-нибудь о своем имени. Он может, например, попытаться на такие вопросы:

  • Что означает моя фамилия?
  • Откуда моя семья?
  • Нравится ли мне мое имя?
  • Знаю ли я, кто его для меня выбрал?
  • Знаю ли я, что означает мое имя?
  • Хотел бы я, чтобы меня называли другим именем?
  • Кто еще в семье носил это имя?
  • Закончив говорить, выступающий снова садиться на свое место. Игра идет дальше по кругу против часовой стрелки.
  • Возможные варианты:
  • Выступающий встает в центр круга.
  • Ведущий идет с игроком по кругу и ведет разговор о его имени.

Выступающий выходит в круг и выбирает какого-нибудь участника, которому он хотел бы представиться. Он рассказывает ему о том, какие ассоциации вызывает у него собственное имя.

3. “ЧИСЛА МОЕЙ ЖИЗНИ” (20 МИНУТ).

Материалы: Бумага и карандаши.

Группа усаживается в круг. Каждый участник задумывает число, которое имеет значение в его жизни. Это может быть знаменательная дата, телефонный номер, возраст, номер дома, число членов семьи и т.д.

Когда участник задумывает число, он пишет его очень большими буквами на листе бумаги.

Все по очереди выкладывают свои листки на пол в центре круга, а другие члены группы за 2 минуты должны постараться отгадать, почему это число так важно для соответствующего участника. Под конец он сам разъясняет группе значение этого числа.

4. “АВТОПОРТРЕТ” (50 МИНУТ).

Материалы: Бумага, фломастеры (ручки, карандаши).

Каждый игрок рисует автопортрет. При этом самые яркие черты лица (длинные ресницы, курносый нос, пухлые губы) намеренно преувеличиваются. При выполнении задания многие участники будут испытывать затруднения. Объясните им, что рисунок не должен обладать фотографической точностью. Создавать живописный шедевр также не требуется. Ведущий может сам принять участие в игре. На выполнение задания отводится 5 минут.

Игроки не должны подсматривать друг за другом. Картины не подписываются. В конце работы листы бумаги складываются вдвое.

Соберите все рисунки в большую коробку. Предложите игрокам не глядя вынуть один лист.

Каждый должен угадать, чей автопортрет он достал.

Все по очереди показывают рисунки и высказывают предложения о том, кто является их автором, делятся личными впечатлениями.

5. “ОТКРОВЕННО ГОВОРЯ…” (5-10 МИНУТ).

Одной из последних процедур нашего занятия - анкетирование. Вам нужно закончить предложения, которые даны в анкете, и тем самым высказать свое отношение к занятию. Будьте предельно откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему лучше подготовиться к работе, сделать обучение более полезным для вас и группы в целом.

“Откровенно говоря…”

  1. Дата занятия _________________________
  2. Мое тренинговое имя __________________
  3. Во время занятия я понял, что…
  4. Самым полезным для меня было …
  5. Я был бы более откровенным, если…
  6. Мне не понравилось …
  7. Своими основными ошибками на занятии я считаю…
  8. Больше всего мне понравилось, как работал(а)…
  9. На следующем занятии я хотел бы…
  10. На месте ведущего я….

6. “АПЛОДИСМЕНТЫ ПО КРУГУ” (5 МИНУТ).

Ведущий: “Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся все сильнее и сильнее”.

Занятия 2–5

Используемая литература.

1. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф.Анн. – СПб.: Питер, 2003.

2. Вачков А.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство “Ось-89”, 2000.

3. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.

4. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2002.

5. Большаков В.Ю. Психотренинг, “Социально-психологический центр”, СПб, 1996.