С началом обучения в школе объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью ребенка сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая цена, которую “платит” организм ребенка за успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка в школе и, наоборот, замедляющих активно приспособиться [10].
Процесс адаптации в школе определяется тем грузом физиологических и психологических проблем, которые приобрел ребенок в своем пренатальном, перинатальном и постнатальном опыте, а также возрастном поступления в школу и готовностью к обучению. Все эти факторы определяют, каким будет процесс адаптации легким, средней тяжести или тяжелым. Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны с его психологической готовностью к началу систематического обучения. Педагог должен уметь диагностировать плохо адаптирующихся детей, уметь проводить коррекцию их патологических и негативных состояний, объясняя родителям и учителям причины и пути работы с дезадаптированными детьми.
В качестве предупреждения дезадаптаций, а также одну из методик работы с дезадаптированными детьми, предлагается применение приема релаксации как методики комплексного восстановления здоровья человека [12].
Релаксация заключалась в полном расслаблении на 1-3 минуты (делать это можно сидя в удобной позе за столом, либо наклониться на парту), в этот момент предлагалось остановить все мысли, просто наблюдать за тишиной вокруг и внутри себя.
Субъективное воздействие медитации известно очень давно. Полезное влияние медитации на человека проявляется в биологическом и психическом аспектах. Это продемонстрировано многочисленными экспериментальными исследованиями российскими и зарубежными учеными [2]. Результаты исследований медитации в последние три десятилетия убедительно свидетельствует о том, что регулярная медитативная практика приводит к устойчивым положительным функциональным изменениям в психофизиологическом статусе человека [13]. Что диссертационной работе Голошейкин С.А. “Психофизиологический анализ особенностей эмоциональной реактивности у лиц, практикующих медитацию” (Новосибирск, 2003) опытным путем доказывает: “Опытные медиаторы характеризуются большей психоэмоциональной стабильностью, что находит свое отражение в более низких уровнях тревожности и нейротизма, расширенном спектре положительных эмоциональных переживаний, более быстром восстановлении после стрессирующих воздействий” [7].
В процессе медитации активизируется вся лимбическая система, а, следовательно, происходит коррекция всех участков и областей головного мозга, при условии систематического применения медитативного метода. Новым для педагогики становиться медитативный метод, т.е. релаксация, обучение умению расслабиться [8].
Опыт тысячелетий свидетельствует о медитации как об эффективном способе воздействия человека на свою психику и управления ей для решения многих задач:
- Укрепления нервной системы, улучшения психического и физического здоровья;
- Приобретения уверенности в себе;
- Гармонизации левого и правого полушария и тем самым достижения гармоничного взаимодействия сознания и подсознания;
- Повышения работоспособности;
- Достижение творческого вдохновения, когда все задачи решаются просто и легко [8].
Окружающая действительность не всегда позволяет раскрыть до конца заложенные в ребенке способности, она сковывает, ставит блоки, делает его закрепощенным. Состояние расслабления, релаксации, наступающее в процессе медитации, способствует регуляции различных физиологических процессов, что позволяет организму осуществить обмен энергии с внешней средой. Таким образом, он высвобождает заложенные в нем потенциальные возможности и получает баланс, равновесие. Благодаря чему, происходит саморегуляция всех систем организма [8].
Данная методика была предложена в качестве эксперимента (ноябрь - февраль 2004 – 2005 гг) на базе средней школы № 11, 1 “А” класса, города Искитима, Новосибирской области. 1 “Б” взят, как контрольный класс. До начала эксперимента было получено разрешение родителей и администрации школы.
Первая встреча с детьми была направлена на установление контакта с детьми, знакомства с ними.
Следующие тесты были проведены в качестве констатирующего эксперимента для определения уровня психологической готовности к школе: определение школьной зрелости по тесту Керна – Ирасека; тест “ Рисунок школы ”; анкета для определения школьной мотивации [7].
В результате констатирующего эксперимента получили следующие результаты: уровни когнитивного, мотивационного, а также эмоционально-волевого критерия детей 1 “А” класса несколько ниже показателей 1 “Б” класса. Следовательно, уровень готовности детей 1 “А” класса к школьному обучению ниже уровня готовности к школе детей 1 “Б” класса.
Далее приступили непосредственно к практике. Детям была предложена игра в ученых, ведущих исследования человека, то есть самого себя. Было предложено назвать исследование “Познаем себя”, дети назначены младшими научными сотрудниками, а учитель и экспериментатор – старшими научными сотрудниками. Формирующий эксперимент заключался в ежедневной практике нескольких минут релаксации, а также в проведении занятий, направленных на формирование коммуникативных навыков и умений, уроки нравственности, где использован гуманно-личностный подход [2]. Практическое применение и наблюдение показало, что детям достаточно несколько секунд, чтобы почувствовать это прекрасное состояние тишины и покоя внутри себя, полностью расслабиться. Систематическое применение релаксации благоприятно сказывается на учебном процессе. Заметно меняется эмоциональный настрой детей. Если в начале эксперимента им хотелось после релаксации активно подвигаться, то после нескольких занятий отмечено и экспериментатором, и учителем, что дети стали спокойнее, повысилась работоспособность на уроках. Положительные изменения произошли практически со всеми детьми, в большей или меньшей степени, что подтвердил контрольный эксперимент. Проведение его сводилось к проведению ряда диагностических тестов: прогрессивные цветные матрицы Равена – 36, методика “Графический диктант”, тест “Рисунок семьи” [7]. Результаты исследований занесли в таблицы по критериям и уровням готовности детей к школе после проведения эксперимента. Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень готовности детей к школе 1 “А” класса повысился, в сравнении с уровнем готовности 1 “Б” класса.
По окончанию эксперимента, на родительском собрании родителям была предложена анкета. Большая часть родителей отметили изменения в своих детях. Изменения положительные: “ребенок стал собранным, внимательным”, “ласковее, мягче”, “с восторгом рассказывает о том, как умеют расслабляться и отдыхать” и так далее. Некоторые родители заметили, что дети стали более спокойны, быстро засыпают вечером, хотя раньше имели трудности с этим.
При посещении уроков положительные изменения заметили завуч, другие учителя. Классный руководитель отметил, что дети на уроках внимательны, активны, более собраны, дисциплина на уроке лучше, доброжелательны, чаще улыбаются. Также проведено наблюдение за тем, как долго сохраняется полученный эффект. При ежедневном применении релаксации, эффект стабильный с тенденцией на повышение. При прекращении на некоторое время проведения занятий релаксацией, частично утрачивается, но быстро восстанавливается. В любом случае действие его пролонгировано. Из выше представленного следует, эффективность применения релаксации в педагогической практике успешно влияет на ускорение адаптации детей к школе, снижается острота ее протекания и продолжительность, а чем выше готовность ребенка к обучению в школе, тем процесс адаптации проходит мягче, границы его размыты и незаметны. Что положительно сказывается на учебной деятельности, на общем психо - эмоциональном состоянии и физическом здоровье детей, на микроклимате в коллективе. В подтверждение этого высказывания провели анкету для определения уровня адаптации детей к школе.
Несмотря на более низкий уровень готовности к школе, ученики 1 “А” класса успешно адаптировались к школе, необходимо заметить, что уровень их адаптации несколько выше уровня адаптации учеников 1 “Б” класса, по практическим наблюдениям автора это произошло в результате применения практического применения релаксации. Данный метод согласуется с процессом социализации личности школьника в учебно-воспитательном процессе: самосознание, саморазвитие, самовоспитание, самоопределение.
Предложенная выше методика адаптации основана на организации личностно-ориентированного подхода. Педагог, применяя эту методику, ориентируется на потребности каждого конкретного ребенка и работу его внутреннего механизма. В основе этой методики предлагается каждому освоить принцип: стать самому себе учеником, стать самому себе учителем.
Работу по преодолению школьной дезадаптации необходимо проводить в коллективах детей с первого дня пребывания в школе. Предложенная методика адаптации показала на практике, как изменяется эмоциональное состояние каждого ребенка в большей или в меньшей степени, которое непосредственно сказывается на успешности адаптации к школьной жизни. Практическое применение метода релаксации является новым для педагогики и эффективным методом, не только для адаптации детей к школе, но и в целом для достижения цели социализации детей в школе. На сегодняшний день автор ведет наблюдения за учащимися среднего звена, отмечено, что прием релаксации влияет на быстроту, качество, выполнения тех или иных тестов, так как в момент релаксации одновременно происходит и тренировка внимания. Практика показала необходимость дифференцированного подхода к этой проблеме, то есть осуществление индивидуального подхода или работу с группой детей, чтобы избежать школьной дезадаптации. Предполагаемая гипотеза о благотворном влиянии релаксации на адаптацию учащихся к учебной деятельности взята в разработку диссертационной работы, для более глубокого и детального исследования.
Список литературы
- Амоношвили Ш.А. Школа жизни. – М: Изд. дом Шалвы Амоношвили. 2000. – 143.
- Аристова Н. А. Роль медитации в жизни /Труды второй международной научной конференции “Мораль. Здоровье. Мир: Восток – Запад”. – СПб.: 1996. – 395 с.
- Афтанас Л. И., Голошейкин С. А. Динамика корковой активности в условиях изменённого состояния сознания: исследование медитации с помощью ЭЭГ высокого разрешения // Вестник СО РАМН. – 2003. – № 3. – С. 15–20.
- Вартапетова Г. М., Гребенникова И. Н., Прохорова Л. И. Новые подходы к коррекционной работе с детьми с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата в процессе подготовки к школе. – Новосибирск: Изд-во НИПКиРО, 2005. – 118 с.
- Венгер А. Л., Цукерман Н. К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. – Томск: 1993. – 197 с.
- Волобуева Н. А. Влияние различных образовательных технологий на успешную адаптацию ребенка в школе /Интегративная физиология. Юбилейная сессия, посвящённая 80-летию Л. Н.Великановой. Сборник научных работ. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001. – 196 с.
- Голошейкин С. А. Психофизиологический анализ особенностей эмоциональной реактивности у лиц, практикующих медитацию: Автореф.дис….канд. биолог. наук. – Новосибирск, 2003. – 23 с.
- Любичева Е. В. Нравственность в новом мире / Труды второй международной научной конференции “Мораль. Здоровье. Мир: Восток – Запад”. – СПб.: 1996. – 229 с.
- Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д., Воронин Н. П. Готовность детей к учебной деятельности: теория и методы исследования. – Ярославль: 1999. – 264 с.
- Нижегордцева Н. В., Шадриков В. Д.
Психолого-педагогическая готовность ребенка к
школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
Сапогова Е. Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7-летнего возраста // Вопросы психологии. – 1986. – N 4. – С. 36–43. - Сондур А., Кумар С., Кхан Б. Управление стрессом у практикующих медитацию / пер. с англ. – СПб.: “Вишва Нирмала Дхарма”, 1995. – 36 с.
- Труды второй международной научной конференции “Мораль. Здоровье. Мир: Восток – Запад”. – СПб.: 1996. – 229 с.