Цикл развивающих занятий для детей с особенностями в развитии

Разделы: Школьная психологическая служба


Поянительная записка

В последние годы особенно остро обозначилась проблема существенного роста количества детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только 20% рождающихся детей условно являются здоровыми, остальные по своему психофизиологическому состоянию либо занимают краевое положение между здоровьем и болезнью, либо страдают нарушениями психического развития, либо больны.

Важно отметить, что на фоне снижения рождаемости увеличивается число детей с нарушением психического развития. Так, за период с 1995 по 1999 г., по данным Госкомстата РФ, число детей с умственной отсталостью увеличилось на 18 %, с задержкой психического развития на 20,2 %.

Следует отметить, что большинство современных исследований свидетельствует о резком усложнении как структуры отклонений в развитии, так и о значительном увеличении количества сочетанных нарушений у различных детей, а также появлении на рубеже 90-годов XX века новых форм психического дизонтогенеза. Особенно сложными стали пограничные случаи, когда дифференциальная диагностика должна была дать определенный ответ на вопрос, к какой категории отклонений в развитии должно быть отнесено состояние ребенка. Последнее необходимо для максимально эффективного, безошибочного определения не только типа образовательного учреждения, соответствующего возможностям ребенка, но и создания индивидуально-ориентированных программ обучения, воспитания и специализированной помощи.

Дети с отклонениями в умственном развитии приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности, у них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, слабо развита память, они испытывают трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Все отмеченные особенности психической деятельности детей с особенностями в развитии носят стойкий характер, так как являются результатом органических поражений на разных этапах их развития.

В системе психологической помощи детям с отклонениями в развитии в первую очередь необходимо учитывать природу дефекта, а вторую формирование и развитие той стороны личности ребенка, которая способна, под руководством взрослых к компенсации существующих нарушений. Тем самым, в дальнейшем развивая сохранные возможности ребенка для более успешного “вхождения” его в социальную среду.

Нами составлен “Цикл развивающих занятий для детей с особенностями в развития”.

За основу взят курс “Развивающие игры для детей с нарушением интеллекта: программно-методические материалы”, авторы Гаврилова Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В.

Цикл состоит из 40 учебных занятий для детей начальных классов школ VII и VIII вида, с целью продвижения вперед психического и личностного развития ребенка на ранних этапах его обучения в школе.

Программа прошла экспертизу на кафедре педагогики и психологии ГОУ ДПО “Институт развития образования Омской области”, имеется рецензия зав. кафедрой педагогики и психологии Посашковой И.П., доцента, канд. психол. наук.

При организации занятий с детьми, нуждающихся в развитии, учителю, педагогу-психологу следует принимать во внимание не только имеющиеся (наличные) возможности ребенка, но и зону ближайшего развития. Л.С. Выгодский отмечал, что только такое обучение можно считать хорошим, которое создает зону ближайшего развития и тем самым идет впереди него.

Цели и задачи курса.

Главная цель занятий – обеспечение максимальной социально-психологической адаптации ребенка с особенностями развития в образовательной среде.

Задачи учебного курса состоят в коррекции следующих психических процессов:

  • Внимание;
  • Память;
  • Умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал;
  • Способность к комбинированию;
  • Пространственное представление и воображение;
  • Способность предвидеть результаты своих действий;
  • Способность выполнять элементарные поделки из бумаги методом “оригами”.

Кроме того, цикл развивающих игр способствуют коррекции речи, мелкой моторики и исправлению других психических недостатков учащихся специальной (коррекционной) школы и детей с задержкой психического развития.

Не менее важной является и задача подготовки младшего школьника к переходу в среднее звено. Хорошо известно, что школьники испытывают порой значительные трудности, начиная учиться в средних классах, требования в которых к степени развития различных сторон психической деятельности учащихся достаточно высокие. Поэтому у учащихся должны быть сформированы такие индивидуальные качества и умения, которые позволили бы им наиболее легко адаптироваться к требованиям средней школы

ПрограммаЦикл развивающих занятий” включает в себя следующие разделы:

  1. Развитие ощущений и восприятия.
  2. Развитие пространственного восприятия.
  3. Развитие памяти.
  4. Развитие воображения
  5. Развитие мышления.
  6. Развитие внимания.

Для умственно отсталых школьников характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании, поэтому развитие восприятия, мышления, внимания и других психических процессов крайне важно для получения этими детьми полных представлений об окружающем мире, для их успешной школьной адаптации.

Все содержание программного курса строится на принципе концентричности: учащиеся каждый год на коррекционных занятиях возвращаются к одним и тем же темам, чтобы закрепить и по возможности, углубить имеющиеся знания, умения и навыки.

Основной формой организации и проведения занятий является игра. Этот вид деятельности в младшем школьном возрасте создает благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. Поскольку в ситуации игры ребенку понятнее сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия, он сам стремится научиться тому, что еще не умеет. При этом учителю необходимо помнить: задачи, решаемые игрой, должны быть расположены в порядке возрастания сложности, постепенное возрастание трудностей позволяет ученику идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, в каждой игре должна быть организующая и направляющая помощь со стороны взрослого (учителя).

Анализ теории и практики специальной психологии показывает, что для детей с отклонениями в психическом развитии развивающие игры становятся не только формой усвоения отдельных знаний, но и способствуют общему психофизиологическому развитию ребенка, его личности в целом, успешной адаптации ребенка в школе, детском коллективе, а также повышению активности и пробуждении интереса к учебе.

В занятие мы рекомендуем включать не более 4-6 развивающих игр соблюдая, основные принципы их организации: от простого к сложному, самостоятельно по способностям, в зоне ближайшего развития детей.

Со 2 класса учащиеся изготавливают на занятиях оригами из бумаги (в первом классе на наш взгляд конструировать по образцу простейшие объекты дети не смогут). Это благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере необходимости воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения. Занятия оригами не только дисциплинируют учащиеся, но воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге) и влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

Программа состоит из 40 занятий в начальном звене школы. По 10 в каждом классе, и предусматривает, на наш взгляд, продвижение вперед психического и личностного развития умственно отсталых школьников, и детей с задержкой психического развития. Занятия могут проводиться в любой временной промежуток учебного года с сентября по май и проходят 1-2 раза в неделю. Время проведения занятия 30-40 минут. Оптимальное количество детей в группе 10-12 человек. Для проведения занятий не требуется особых условий, их можно проводить в классной или игровой комнате. На усмотрение учителя этот материал можно изучать и в течение одного учебного года, дополняя или видоизменяя пакет коррекционных и развивающих игр самостоятельно. Все зависит от необходимых конкретных условий: уровня развития учащихся, степени профессиональной подготовки педагога, резерва времени и желания родителей.

На наш взгляд, родителей следует познакомить с основным содержанием и задачами учебного курса “Цикл развивающих занятий для детей с особенностями в развитии”, рассказать им о формах работы по изучению и пониманию материала, попросить их помогать детям в выполнении различных заданий, в подборе материала (картинок, рисунков, красок, карандашей, бумаги и пр.)

Раздел I. Развитие ощущений и восприятия.

Основные требования.

Учащиеся 1 – го класса должны:

  • знать названия основных цветов: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый;
  • знать названия основных размеров: длина, ширина, высота;
  • знать название положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко;
  • различать звуки окружающей действительности: шуршание листьев, звон колокольчика, гудок автомобиля, голоса животных, людей;
  • выделять из группы предметов один или несколько, обладающих определенными свойства: (цвет, размер, форма, назначение);
  • сравнивать предметы по размерам;
  • определять положение предметов в пространстве, сравнивать расположение относительно себя или другого предмета;
  • сравнивать предметы по характеру материала: гладкий, шершавый,
  • прочный, бьющийся; из чего изготовлен: стеклянный, деревянный, каменный, железный;
  • различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;
  • применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации.

Учащиеся 2-го класса должны:

  • различать звуки окружающей действительности по высоте, силе, тембру;
  • различать все основные цвета, их сочетания и оттенки: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, коричневый, фиолетовый, черный, белый, голубой, розовый, малиновый;
  • сравнивать более сложные по форме предметы (не только сами предметы, но и их изображения);
  • сравнивать материалы, из которых сделаны предметы и свойства, которыми они обладают
  • (мяч деревянный и мяч резиновый);
  • различать геометрические фигуры и тела: прямоугольник, шар, куб; уметь изображать отдельные простые предметы и объекты в виде плана, ориентироваться на плоскости в пространстве;
  • применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации.
  • Учащиеся 3-го и 4-го классов расширяют и закрепляют умения и навыки, полученные в 1-2-м классах. Особое внимание должно уделяться тренировке аналитического восприятия (процессу расчленения целого на части):

3-й класс:

  • анализ конкретного предмета;
  • система анализа конкретных предметов, сделанных человеком; · анализ предметов природного мира.

4-й класс:

  • выделение главного, существенного в сложном целом (анализ слова, предложения, состава числа, смысла прочитанного).

Раздел II. Развитие пространственного восприятия.

Основные требования.

Учащиеся 1-го класса должны:

  • определять положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе;
  • ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре), верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, первая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы;
  • знать отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом за, следующий за.

Учащиеся 2-го клacca должны:

  • знать единицы времени: неделя, час;
  • определять время по часам с точностью до 1 часа.

Учащиеся 3-го клacca должны:

  • знать единицы времени: год, месяц, сутки, минута;
  • определять время по часам с точностью до 5 минут;

Учащиеся 4-го класса должны:

  • знать единицы времени и соотношение между ними:
  • 1 минута - 60 секунд;
  • 1 месяц - 28,29,30,31 суток;
  • 1 год – 12 месяцев.
  • определять взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения);
  • знать названия месяцев и их последовательность;
  • ориентироваться в пространстве времени (прошедшее, будущее).

Раздел III. Развитие памяти.

Основные требования.

Учащиеся 1 –го класса должны:

  • запоминать несколько предметов (2 - З) и порядок их размещения;
  • выполнять определенное задание по образцу (время экспозиции 1 - 2 мин);
  • выполнять определенное задание по словесной инструкции, удерживаемой в памяти (1 - 2 позиции);
  • удерживать в памяти 3 - 5 слов, предметов, цветов, событий и т.д.;
  • играть в 1 - 2 игры по теме.

Учащиеся 2-го класса должны:

  • запомнить несколько (3 – 5) предметов и порядок их размещения:
  • выполнять определенное задание по образцу (время экспозиции (30 сек - 1 мин), удерживаемой в памяти;
  • выполнять определенное задание по сложной инструкции, удерживаемой в памяти (2 – 3 позиции);
  • удерживать в памяти 5 - 7 слов, предметов, цветов, событий и т.д.;
  • играть в 1 - 2 игры по теме.

Учащиеся 3-го и 4-ео классов должны:

  • запоминать до 10 предметов и порядок их размещения;
  • выполнять определенное задание по словесной инструкции (без опоры на образец), удерживаемой в памяти (5 - 7 позиций);
  • удерживать в памяти 10 слов, предметов, событий и воспроизводить их спустя 30-40 мин;
  • воспроизводить (устно и письменно) короткие рассказы после прослушивания и самостоятельного чтения;
  • придумывать логическое окончание начальным (готовым) рассказам;
  • играть в 3 - 5 игр по теме.

Раздел IV. Развитие воображения.

Основные требования.

  • В процессе курса можно продолжить работу, используя игры и игровые упражнения для развития:
  • 1-2-е классы - наблюдательности (т. е. способности подмечать в исследуемом объекты многообразие деталей, свойств, сторон, качеств);
  • З-й класс - расчлененности (т.е. способности видеть объект в многообразии его признаков, наличия нескольких точек зрения на объект);
  • 4-й класс - способности к сравнению (т.е. к сопоставлению предметов и явлений, установлению их сходства и различия).

Раздел V. Развитие мышления.

Основные требования.

Учащиеся 1 -го класса должны:

  • анализировать несложные формы объектов;
  • устанавливать несложные типы связей между отдельными формами, объектами, явлениями или их признаками;
  • строить умозаключения (с помощью взрослого);
  • конструировать (по образцу) простейшие объекты;
  • решать простейшие логические загадки и задачи;
  • проводить отбор и простейшую классификацию предметов.

Учащиеся 2-го класса должны:

  • анализировать формы объектов, пропорции и размеры их частей; · устанавливать различные типы связей между разными формами, объектами, явлениями или их признаками;
  • самостоятельно строить умозаключения и выводить простейшие закономерности на основе анализа и синтеза;
  • конструировать по словесной инструкции или по собственному замыслу знакомые объекты;
  • решать логические загадки.

В 3-4-х классах помимо развития данных сторон мышления, развиваются:

  • Критичность,
  • Основы логического познания,
  • Решение творческих задач разного вида.

Раздел VI. Развитие внимания.

Основные требования.

Развитие произвольного внимания умственно отсталых школьников и детей с ЗПР следует рассматривать в тесной связи со всей их учебной деятельностью. Внимание, как активное состояние психической деятельности, проявляется внутри тех процессов, как восприятие, воображение, мышление. Для осуществления успешной коррекционной работы с детьми необходимо развивать такие свойства внимания, как:

  • Объем;
  • Концентрация;
  • Распределение;
  • Переключение;
  • Устойчивость;

при постановке и решении посильных задач. Предлагаемые учащимся игровые задания и упражнения должны постепенно приобретать характер учебной деятельности, способствовать увеличению объема внимания 1-2 объектов в 1 класса, до 5-ти объектов к концу 4-го класса.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Использованная и рекомендованная литература.

  1. Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики (систематический курс развивающих занятий для младших школьников). – М.: Изд-во “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1998.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т.4,5/ Под ред. Т.А.Власовой. – М.: Педагогика,1983,1984. (Акад. Пед. наук СССР).
  3. Гаврилова Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В. Развивающие игры для детей с нарушением интеллекта. Пермь. ПГП Ун. Центр развития образования. г. Пермь, 2001.
  4. Домишкевич С.А. Функционально-уровневый подход в психодиагностике, коррекционно-развивающей работе и психологическом консультировании. Ч. 1. – Иркутск: ИГПУ,2002.
  5. Дубровина И.В., Акимова М.К. и др. Рабочая книга школьного психолога. – М.,1991
  6. Зак А.З. Как гусеница и муравей в гости ходили./Интеллектуальная игра для дошкольников. – М.: изд. Российского открытого ун–та, 1991.
  7. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. – Л., 1982.
  8. Карабанова О.А, Игра в коррекции психического развития ребенка: Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
  9. Комплексная методика психомоторной коррекции/ Под ред. А.В.Семенович. – М., 1998.
  10. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: Книга для учителя начальных классов. Изд. 2-ое, дополн. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  11. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: МГУ, 1985.
  12. Майрамян.Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок./ Диссертация на звание канд. мед. наук. – М., 1976.
  13. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И, Переслени, Л.И. Солнцева и др./Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002.
  14. Программа интенсивного умственного развития детей дошкольного возраста. Составители: Э.Н. Иоффе, я/с №59 Кировского района г. Санкт-Петербурга, З.А. Михайлова, РГПУ им А.Н. Герцена.
  15. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений/ Под ред.И.В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: Сфера,1998.
  16. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. /ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. – Ярославль: “Академия развития”, 1998.
  17. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. – М., 1974.
  18. Семаго М.М. Семаго Н..Я. Организация содержания деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
  19. Соколова С.В. Оригами для дошкольников (методическое пособие для воспитателей ДОУ) - Санкт – Петербург Издательство “Детство – пресс”, 2004.
  20. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред.М.И. Буянова. – М.Просвещение, 1990. – 128с.: ил. – ISBN 5-09-002823-0
  21. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция, / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990.