Поянительная записка
В последние годы особенно остро обозначилась проблема существенного роста количества детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только 20% рождающихся детей условно являются здоровыми, остальные по своему психофизиологическому состоянию либо занимают краевое положение между здоровьем и болезнью, либо страдают нарушениями психического развития, либо больны.
Важно отметить, что на фоне снижения рождаемости увеличивается число детей с нарушением психического развития. Так, за период с 1995 по 1999 г., по данным Госкомстата РФ, число детей с умственной отсталостью увеличилось на 18 %, с задержкой психического развития на 20,2 %.
Следует отметить, что большинство современных исследований свидетельствует о резком усложнении как структуры отклонений в развитии, так и о значительном увеличении количества сочетанных нарушений у различных детей, а также появлении на рубеже 90-годов XX века новых форм психического дизонтогенеза. Особенно сложными стали пограничные случаи, когда дифференциальная диагностика должна была дать определенный ответ на вопрос, к какой категории отклонений в развитии должно быть отнесено состояние ребенка. Последнее необходимо для максимально эффективного, безошибочного определения не только типа образовательного учреждения, соответствующего возможностям ребенка, но и создания индивидуально-ориентированных программ обучения, воспитания и специализированной помощи.
Дети с отклонениями в умственном развитии приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности, у них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, слабо развита память, они испытывают трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Все отмеченные особенности психической деятельности детей с особенностями в развитии носят стойкий характер, так как являются результатом органических поражений на разных этапах их развития.
В системе психологической помощи детям с отклонениями в развитии в первую очередь необходимо учитывать природу дефекта, а вторую формирование и развитие той стороны личности ребенка, которая способна, под руководством взрослых к компенсации существующих нарушений. Тем самым, в дальнейшем развивая сохранные возможности ребенка для более успешного “вхождения” его в социальную среду.
Нами составлен “Цикл развивающих занятий для детей с особенностями в развития”.
За основу взят курс “Развивающие игры для детей с нарушением интеллекта: программно-методические материалы”, авторы Гаврилова Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В.
Цикл состоит из 40 учебных занятий для детей начальных классов школ VII и VIII вида, с целью продвижения вперед психического и личностного развития ребенка на ранних этапах его обучения в школе.
Программа прошла экспертизу на кафедре педагогики и психологии ГОУ ДПО “Институт развития образования Омской области”, имеется рецензия зав. кафедрой педагогики и психологии Посашковой И.П., доцента, канд. психол. наук.
При организации занятий с детьми, нуждающихся в развитии, учителю, педагогу-психологу следует принимать во внимание не только имеющиеся (наличные) возможности ребенка, но и зону ближайшего развития. Л.С. Выгодский отмечал, что только такое обучение можно считать хорошим, которое создает зону ближайшего развития и тем самым идет впереди него.
Цели и задачи курса.
Главная цель занятий – обеспечение максимальной социально-психологической адаптации ребенка с особенностями развития в образовательной среде.
Задачи учебного курса состоят в коррекции следующих психических процессов:
- Внимание;
- Память;
- Умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал;
- Способность к комбинированию;
- Пространственное представление и воображение;
- Способность предвидеть результаты своих действий;
- Способность выполнять элементарные поделки из бумаги методом “оригами”.
Кроме того, цикл развивающих игр способствуют коррекции речи, мелкой моторики и исправлению других психических недостатков учащихся специальной (коррекционной) школы и детей с задержкой психического развития.
Не менее важной является и задача подготовки младшего школьника к переходу в среднее звено. Хорошо известно, что школьники испытывают порой значительные трудности, начиная учиться в средних классах, требования в которых к степени развития различных сторон психической деятельности учащихся достаточно высокие. Поэтому у учащихся должны быть сформированы такие индивидуальные качества и умения, которые позволили бы им наиболее легко адаптироваться к требованиям средней школы
Программа “Цикл развивающих занятий” включает в себя следующие разделы:
- Развитие ощущений и восприятия.
- Развитие пространственного восприятия.
- Развитие памяти.
- Развитие воображения
- Развитие мышления.
- Развитие внимания.
Для умственно отсталых школьников характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании, поэтому развитие восприятия, мышления, внимания и других психических процессов крайне важно для получения этими детьми полных представлений об окружающем мире, для их успешной школьной адаптации.
Все содержание программного курса строится на принципе концентричности: учащиеся каждый год на коррекционных занятиях возвращаются к одним и тем же темам, чтобы закрепить и по возможности, углубить имеющиеся знания, умения и навыки.
Основной формой организации и проведения занятий является игра. Этот вид деятельности в младшем школьном возрасте создает благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. Поскольку в ситуации игры ребенку понятнее сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия, он сам стремится научиться тому, что еще не умеет. При этом учителю необходимо помнить: задачи, решаемые игрой, должны быть расположены в порядке возрастания сложности, постепенное возрастание трудностей позволяет ученику идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, в каждой игре должна быть организующая и направляющая помощь со стороны взрослого (учителя).
Анализ теории и практики специальной психологии показывает, что для детей с отклонениями в психическом развитии развивающие игры становятся не только формой усвоения отдельных знаний, но и способствуют общему психофизиологическому развитию ребенка, его личности в целом, успешной адаптации ребенка в школе, детском коллективе, а также повышению активности и пробуждении интереса к учебе.
В занятие мы рекомендуем включать не более 4-6 развивающих игр соблюдая, основные принципы их организации: от простого к сложному, самостоятельно по способностям, в зоне ближайшего развития детей.
Со 2 класса учащиеся изготавливают на занятиях оригами из бумаги (в первом классе на наш взгляд конструировать по образцу простейшие объекты дети не смогут). Это благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере необходимости воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения. Занятия оригами не только дисциплинируют учащиеся, но воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге) и влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
Программа состоит из 40 занятий в начальном звене школы. По 10 в каждом классе, и предусматривает, на наш взгляд, продвижение вперед психического и личностного развития умственно отсталых школьников, и детей с задержкой психического развития. Занятия могут проводиться в любой временной промежуток учебного года с сентября по май и проходят 1-2 раза в неделю. Время проведения занятия 30-40 минут. Оптимальное количество детей в группе 10-12 человек. Для проведения занятий не требуется особых условий, их можно проводить в классной или игровой комнате. На усмотрение учителя этот материал можно изучать и в течение одного учебного года, дополняя или видоизменяя пакет коррекционных и развивающих игр самостоятельно. Все зависит от необходимых конкретных условий: уровня развития учащихся, степени профессиональной подготовки педагога, резерва времени и желания родителей.
На наш взгляд, родителей следует познакомить с основным содержанием и задачами учебного курса “Цикл развивающих занятий для детей с особенностями в развитии”, рассказать им о формах работы по изучению и пониманию материала, попросить их помогать детям в выполнении различных заданий, в подборе материала (картинок, рисунков, красок, карандашей, бумаги и пр.)
Раздел I. Развитие ощущений и восприятия.
Основные требования.
Учащиеся 1 – го класса должны:
- знать названия основных цветов: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый;
- знать названия основных размеров: длина, ширина, высота;
- знать название положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко;
- различать звуки окружающей действительности: шуршание листьев, звон колокольчика, гудок автомобиля, голоса животных, людей;
- выделять из группы предметов один или несколько, обладающих определенными свойства: (цвет, размер, форма, назначение);
- сравнивать предметы по размерам;
- определять положение предметов в пространстве, сравнивать расположение относительно себя или другого предмета;
- сравнивать предметы по характеру материала: гладкий, шершавый,
- прочный, бьющийся; из чего изготовлен: стеклянный, деревянный, каменный, железный;
- различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;
- применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации.
Учащиеся 2-го класса должны:
- различать звуки окружающей действительности по высоте, силе, тембру;
- различать все основные цвета, их сочетания и оттенки: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, коричневый, фиолетовый, черный, белый, голубой, розовый, малиновый;
- сравнивать более сложные по форме предметы (не только сами предметы, но и их изображения);
- сравнивать материалы, из которых сделаны предметы и свойства, которыми они обладают
- (мяч деревянный и мяч резиновый);
- различать геометрические фигуры и тела: прямоугольник, шар, куб; уметь изображать отдельные простые предметы и объекты в виде плана, ориентироваться на плоскости в пространстве;
- применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации.
- Учащиеся 3-го и 4-го классов расширяют и закрепляют умения и навыки, полученные в 1-2-м классах. Особое внимание должно уделяться тренировке аналитического восприятия (процессу расчленения целого на части):
3-й класс:
- анализ конкретного предмета;
- система анализа конкретных предметов, сделанных человеком; · анализ предметов природного мира.
4-й класс:
- выделение главного, существенного в сложном целом (анализ слова, предложения, состава числа, смысла прочитанного).
Раздел II. Развитие пространственного восприятия.
Основные требования.
Учащиеся 1-го класса должны:
- определять положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе;
- ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре), верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, первая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы;
- знать отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом за, следующий за.
Учащиеся 2-го клacca должны:
- знать единицы времени: неделя, час;
- определять время по часам с точностью до 1 часа.
Учащиеся 3-го клacca должны:
- знать единицы времени: год, месяц, сутки, минута;
- определять время по часам с точностью до 5 минут;
Учащиеся 4-го класса должны:
- знать единицы времени и соотношение между ними:
- 1 минута - 60 секунд;
- 1 месяц - 28,29,30,31 суток;
- 1 год – 12 месяцев.
- определять взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения);
- знать названия месяцев и их последовательность;
- ориентироваться в пространстве времени (прошедшее, будущее).
Раздел III. Развитие памяти.
Основные требования.
Учащиеся 1 –го класса должны:
- запоминать несколько предметов (2 - З) и порядок их размещения;
- выполнять определенное задание по образцу (время экспозиции 1 - 2 мин);
- выполнять определенное задание по словесной инструкции, удерживаемой в памяти (1 - 2 позиции);
- удерживать в памяти 3 - 5 слов, предметов, цветов, событий и т.д.;
- играть в 1 - 2 игры по теме.
Учащиеся 2-го класса должны:
- запомнить несколько (3 – 5) предметов и порядок их размещения:
- выполнять определенное задание по образцу (время экспозиции (30 сек - 1 мин), удерживаемой в памяти;
- выполнять определенное задание по сложной инструкции, удерживаемой в памяти (2 – 3 позиции);
- удерживать в памяти 5 - 7 слов, предметов, цветов, событий и т.д.;
- играть в 1 - 2 игры по теме.
Учащиеся 3-го и 4-ео классов должны:
- запоминать до 10 предметов и порядок их размещения;
- выполнять определенное задание по словесной инструкции (без опоры на образец), удерживаемой в памяти (5 - 7 позиций);
- удерживать в памяти 10 слов, предметов, событий и воспроизводить их спустя 30-40 мин;
- воспроизводить (устно и письменно) короткие рассказы после прослушивания и самостоятельного чтения;
- придумывать логическое окончание начальным (готовым) рассказам;
- играть в 3 - 5 игр по теме.
Раздел IV. Развитие воображения.
Основные требования.
- В процессе курса можно продолжить работу, используя игры и игровые упражнения для развития:
- 1-2-е классы - наблюдательности (т. е. способности подмечать в исследуемом объекты многообразие деталей, свойств, сторон, качеств);
- З-й класс - расчлененности (т.е. способности видеть объект в многообразии его признаков, наличия нескольких точек зрения на объект);
- 4-й класс - способности к сравнению (т.е. к сопоставлению предметов и явлений, установлению их сходства и различия).
Раздел V. Развитие мышления.
Основные требования.
Учащиеся 1 -го класса должны:
- анализировать несложные формы объектов;
- устанавливать несложные типы связей между отдельными формами, объектами, явлениями или их признаками;
- строить умозаключения (с помощью взрослого);
- конструировать (по образцу) простейшие объекты;
- решать простейшие логические загадки и задачи;
- проводить отбор и простейшую классификацию предметов.
Учащиеся 2-го класса должны:
- анализировать формы объектов, пропорции и размеры их частей; · устанавливать различные типы связей между разными формами, объектами, явлениями или их признаками;
- самостоятельно строить умозаключения и выводить простейшие закономерности на основе анализа и синтеза;
- конструировать по словесной инструкции или по собственному замыслу знакомые объекты;
- решать логические загадки.
В 3-4-х классах помимо развития данных сторон мышления, развиваются:
- Критичность,
- Основы логического познания,
- Решение творческих задач разного вида.
Раздел VI. Развитие внимания.
Основные требования.
Развитие произвольного внимания умственно отсталых школьников и детей с ЗПР следует рассматривать в тесной связи со всей их учебной деятельностью. Внимание, как активное состояние психической деятельности, проявляется внутри тех процессов, как восприятие, воображение, мышление. Для осуществления успешной коррекционной работы с детьми необходимо развивать такие свойства внимания, как:
- Объем;
- Концентрация;
- Распределение;
- Переключение;
- Устойчивость;
при постановке и решении посильных задач. Предлагаемые учащимся игровые задания и упражнения должны постепенно приобретать характер учебной деятельности, способствовать увеличению объема внимания 1-2 объектов в 1 класса, до 5-ти объектов к концу 4-го класса.
Использованная и рекомендованная литература.
Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами
логики (систематический курс развивающих
занятий для младших школьников). – М.: Изд-во
“Институт практической психологии”, Воронеж:
НПО “МОДЭК”, 1998.