Литература
-
Виртуальная экскурсия по страницам произведения С.Я. Маршака "Город детства" 2013
Цель виртуальной экскурсии: расширить имеющиеся у школьников представления о творчестве С.Я. Маршака.
-
Урок "Наполеон Андрея Болконского и Родиона Раскольникова, или Духовные завещания классиков" 2013
На уроке проводится сопоставительный анализ текстов произведений; определяется авторская позиция; ученики работают со словарем понятий. У учащихся формируется умение составлять опорную схему-конспект; закрепляется навык составления устного высказывания по обсуждаемой проблеме. Материал урока развивает логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, воспитывает интерес к творчеству писателей.
-
Урок внеклассного чтения "Басни Крылова как творческое наследие потомкам" 2013
Урок внеклассного чтения «Басни Крылова как творческое наследие потомкам» расширяет и обобщает знания учащихся о жанре басни и творческом наследии Крылова. С этой целью предусматривается предварительная подготовка учащихся, разделенных на творческие группы, в результате работы которых под руководством учителя создаются мини-проекты с презентациями.
-
Урок-праздник "Прощание с азбукой" 2013
Урок-праздник создает атмосферу радости, развивает познавательную активность и творческие способности у детей в поисковой деятельности, мыслительные операции в ходе игры, воспитывает у учащихся интерес к чтению. На праздник приглашаются родители, ученики 5-го класса – дети из предыдущего выпуска учителя, формируется коммуникативная культура учеников.
-
Межпредметная интеллектуальная игра "Умники и умницы. По следам Золотого Руна" 2013
Представленный материал ‒ результат межпредметной игры, развивающей коммуникативную, лингвострановедческую и социокультурную компетенцию учащихся. Конкурсные задания формируют позитивное отношение школьников к базовым общественным ценностям – человек, мир, знания, культура.
-
Игра по литературе "Кто хочет стать миллионером". 5-й класс 2013
Материал поможет учителю провести одно из внеклассных мероприятий по литературе. Сначала проводится викторина для отбора в конкурсе. По прослушанному отрывку требуется назвать литературное произведение и его автора. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. У кого наибольшее количество баллов, тот считается победителем.
-
Искусство слова 2013
Цель урока: дать более глубокое представление о литературе как одного из видов искусства, месте в обществе. На уроке показываются и обсуждаются презентации, созданные на основе стихотворений Н.Рубцова, М.Цветаевой и Б.Пастернака, они полодили начало работы над школьным проектом «Презентация к уроку».
-
"Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного…" (И.Бунин). 10-й класс 2013
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя А.И. Шадрина, помочь услышать нравственное звучание повести «Черный аргамак»; учащиеся должны постичь идею, содержание, художественные особенности повести; понять мысли и чувства писателя, высказанные в произведении.
-
Интеграция ‒ один из способов подачи учебного материала и развития творческих способностей учащихся 2013
Автор статьи делится опытом планирования и подачи учебного материала по УМК "Вокруг тебя ‒ Мир..."; учебника-хрестоматии по литературе под редакцией В.Я. Коровиной; произведений для внеклассного чтения, живописи, музыки и др. Интеграция курсов формирует творческие способности учащихся.
-
Интегрированный урок литературы, изобразительного искусства, музыки "Осенние мотивы" 2013
Урок представляет собой образец того, каким должно быть преподавание словесности в новых условиях перехода школы на ФГОС. Новые учебники вводят учащихся в мир русской литературы, учат учиться, самостоятельно овладевать приемами анализа художественных произведений.
-
Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству Ю.Левитанского 2013
Цель: познакомить старшеклассников с жизнью и творчеством Ю.Левитанского.
-
Программа по курсу "Литература Кузбасса". 8-й класс 2013
Программа формирует у школьников навыки краеведческой работы, на воспитание любви к своей "малой земле", на развитие интереса к своим истокам. В результате изучения программного материала курса предполагается усилить внимание заучиванию текстов, их вдумчивому прочтению, пересказу и анализу их, дать сведения о жизни и творчестве поэтов и прозаиков родного края.
-
Урок групповой работы по теме "Домострой. Послание и наставление отца сыну". 9-й класс 2013
В ходе урока учащиеся знакомятся с главой «Послание и наставление отца сыну» из памятника средневековой литературы «Домострой». У учащихся формируется представление об авторе произведения, протопопе Сильвестре и роли «Домостроя» в становлении духовной, социальной и семейной жизни Руси.
-
Урок по теме "Роль эпизода "Встреча Чичикова с Собакевичем" в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"". 9-й класс 2013
Урок проводится по УМК под редакцией В.Я. Коровина, учит писать сочинение, обозначить последовательность, композицию высказывания на тему. На уроке вырабатывается умение объяснять микротекст художественного произведения, определять значение эпизода, в малой части видеть главное, большое, значимое. После устного анализа эпизода учащиеся анализируют эпизод "Чичиков у Собакевича" письменно.
-
Виртуальная экскурсия по литературе «Литературная Самара». 7-й класс 2013
Первый урок из цикла по теме «Литературная Самара» сопровождается презентацией и ИКТ. С самарским краем связаны имена многих выдающихся писателей и поэтов XIX–XX веков. Здесь прошла журналистская деятельность М.Горького. С 1895 по 1896 год Максим Горький жил в нашем городе. Пребывание в губернском центре оставило заметный след как в творчестве писателя, так и в культурной и общественной жизни Самары.
-
Сравнительный психологический анализ героев произведения А.Н. Островского "Гроза". Тихон и Катерина 2013
С помощью классического произведения анализируется влияние семьи и социума на формирование личности, воспитывается нравственная позиция учащихся, умение ставить цель, формиируются знания о возможных выходах из кризисных ситуаций.
-
Урок литературы: "Рассказ М. Горького "Челкаш". 8-й класс 2013
Великий мыслитель и гуманист Максим Горький актуален всегда, потому что в своих рассказах, в частности в рассказе "Челкаш", дает ответы на многие вопросы бытия: "Что такое свобода?", "Какую роль играют деньги в жизни людей?", "Как разрешаются конфликты между людьми?", "В чем смысл жизни?" и др.
-
И.Я. Яковлев ‒ просветитель чувашского народа 2013
Статья посвящается 165-летию со дня рождения И.Я. Яковлева, выдающегося деятеля культуры и просвещения нерусских народов Востока России, среди которых он трудился более полувека, продолжая замечательные традиции русского просветительства, начатые в далеком прошлом передовой интеллигенцией нашего многонационального Отечества.
-
Изучение поэмы “Ребенок” известного башкирского поэта Галимова Саляма. 10-й класс 2013
Урок-презентация с системой Штейнберга для изучения поэмы «Бала» («Ребенок») известного башкирского поэта Галимова Саляма знакомит с содержанием поэмы, разбирает сложные нравственные понятия "семья", "семейные отношения", роль ребенка в семье. Урок воспитывает правильное отношение к семейным ценностям, ответственность за свои поступки. Составление кластеров разнообразит урок.
-
Тема урока: "Маяковский сегодня" 2013
Цель урока: подвести итоги по творчеству поэта; уметь четко формулировать вопросы к теме; вести диалог.
-
В мастерской художника слова. А.С. Пушкин. Стихотворение "Туча". 7-й класс 2013
Урок входит в систему работы по анализу поэтического текста. Обязательно учитываются знания и умение учащихся анализировать поэтический текст: определять тему, идею, основные образы, художественные средства выразительности; высказывать свое отношение к изображаемому; составлять словесное описание пейзажа.
-
Изучение повести «Чертово колесо» башкирского народного писателя Нугумана Мусина. 11-й класс 2013
На уроке анализируется повесть башкирского народного писателя Нугумана Мусина «Чертово колесо». В начале урока проводится лингвистический диктант с последующей взаимопроверкой. Анализ повести начинается с повторения биографии и творческого пути писателя, которые показаны в схематической форме – системе Штейнберга, очень эффективного приема. Анализ текста приврдит к пониманию внутреннего мира героя произведения, развивает аналитическое мышление учащихся.
-
"Литературный турнир". Систематизация знаний по русской литературе за курс 6-го класса 2013
В нетрадиционной форме повторяется изученный материал по русской литературе. Учащиеся в игре-соревновании отвечают на вопросы по произведениям, решают кроссворд, систематизируют знания по предмету.
-
Композиционные особенности рассказа Л.Толстого "После бала" 2013
На урок применяется метод диалектического обучения, в основе которого лежит индивидуальный труд, простая кооперация и сложная кооперация с выходом на полное развитие индивидуальности каждого учащегося.
-
Урок по теме "Вверх, до самых высот!" 7-й класс 2013
Задача урока литературы состоит в воспитании учащихся, прежде всего внимательного отношения к слову. Осмысленное чтение способно вызывать зрительные образы, развивать эстетические чувства. Учащиеся формируют навыки и умения отличать прекрасное от безобразного, доброе от дурного, свободно высказывать свои суждения, творческие способности. Знакомство с японской поэзией не только расширяет кругозор ребенка, но и учит видеть малое в великом и великое в малом, учит чуткому отношению ко всему живому.
-
Урок литературы по теме "Простая" лирика Николая Рубцова. 11-й класс 2013
Цель урока: опираясь на философские категории «простое» и «сложное», рассмотреть особенности поэзии Николая Рубцова, формировать научную картину мира, собственную мировоззренческую позицию; совершенствовать умение работать с поэтическим текстом; закрепить полученные знания о лирике Н.Рубцова.
-
"Недаром помнит вся Россия…" Виртуальная экскурсия, посвященная Отечественной войне 1812 года 2013
Материал может быть использован в серии уроков по изучению в 5-м классе стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» как вступительный урок для того, чтобы эмоционально настроить учащихся, подготовить к восприятию литературного произведения. Другой вариант – внеклассное мероприятие по литературе, проводимое после изучения литературного произведения. В роли экскурсоводов, сотрудников музеев выступают учащиеся. Учитель организовывает дискуссии по проблемным вопросам.
-
Интегрированный урок по теме "Образ лошади в произведениях Ф.Абрамова и Г.Ибрагимова" 2013
Оба писателя пишут о деревенской жизни, неравнодушны к проблемам крестьянства, живой природе. Рассказы обоих писателей автобиографичны. Преимущества данного интегрированного урока в том, что у учащихся вырабатываются умения владеть приемами сравнения, сопоставления, самообразования, самостоятельно работать с текстом, совершенствуются умения композиционного, идейно-художественного анализа, навыки общения.
-
"Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…" Урок анализа произведения. 8-й класс 2013
Цель урока: подведение учащихся к мысли, что именно обработка известного «бродячего сюжета» У.Шекспиром стала гениальным произведением, которое дало жизнь множеству творений разных видов искусства. В ходе урока используется визуальный и фономатериал: репродукции картин, иллюстрации к трагедии, музыкальные фрагменты (С.Прокофьева, П.Чайковкого, Н.Ротта); фрагменты экранизации пьесы Ф.Дзеффирелли.
-
Интеллектуальный турнир по сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" 2013
На уроке подводятся итоги итоги обсуждения "Маленького принца" в форме интеллектуального турнира. Сценарий включает разнообразные конкурсы, в ходе которых детям предлагается под руководством педагога-словесника выполнить индивидуальные и групповые задания контролирующего, обучающего и творческого характера.