Литература
-
Мастер иронического стиха Д.А. Пригов 2013
Литература конца XX века в школьной программе практически не изучается. На нее отводится всего лишь 3 часа. Тем не менее этот пласт русской литературы очень разнообразен и интересен, назван постмодернизмом, включает в себя несколько течений: концептуализм или соц-арт и необарокко. Ярчайшим представителем концептуализма следует считать мастера иронического стиха – Дмитрия Александровича Пригова.
-
Внеклассное мероприятие "Наш край" (75 лет Иркутской области) 2013
Вечер, посвящённый 75-летию Иркутской области, был подготовлен и проведён педагогом вместе с учащимися 9–10-х классов для учащихся 5–8-х классов. Предварительная работа состояла в следующем: ученики под руководством педагога искали материал из истории образования Иркутской области, сведения о крупных городах, входящих в состав области, а также о выдающихся людях нашего края.
-
Обобщающий урок по теме "Сказки". 5-й класс 2013
Сказки - это, пожалуй, самый читаемый жанр литературы. Дети любят не только слушать сказки и смотреть поставленные по ним художественные фильмы и мультфильмы, но и читать их самостоятельно. Обобщающий урок в игровой форме позволяет заинтересовать ребят, поднять их читательский уровень, а инсценировки, используемые на уроке, способствуют развитию актёрского мастерства, умению чувствовать сказку и давать свою интерпретацию прочитанного.
-
Урок литературы по теме "Мир семьи и духовные заветы в рассказах Бориса Шергина". 6-й класс 2013
Цель урока: раскрыть нравственный смысл рассказов Бориса Шергина, вошедших в его первую книгу северных сказаний, раздел "Отцово знание". Учащиеся совершают заочную экскурсию по Архангельску начала ХХ века, ставят перед собой учебные задачи, формулируют тему урока, а затем в процессе работы с текстом раскрывают особенности мира семьи автора, нравственный смысл духовных заветов его родителей.
-
Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) 2013
Занятие по художественной литературе в старшей группе формирующее представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской. На занятии дается представление о былине, былинных героях – Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, с целью вызвать интерес к языку былин, преданий; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским войнам, желание им подрожать.
-
Интеллектуальная игра для обучающихся 4–7-х классов по творчеству Ф.А. Абрамова "Родом из Верколы…" 2013
Предлагаемая методическая разработка воспитательного мероприятия проводится в форме игры по станциям для учащихся 4-7-х классов. Материал может быть использован для закрепления изученного материала по литературе в конце курса «Творчество Федора Александровича Абрамова», для воспитательных мероприятий, КТД, библиотечных уроков. Мероприятие направлено на развитие познавательного интереса у обучающихся к жизни и творчеству северных писателей.
-
Конспект занятия по литературе на тему «"Война и мир" как роман-эпопея». 10-й класс 2013
Цели занятия: познакомить с историей создания романа, раскрыть его жанровое своеобразие; создать условия для систематизации знаний по теме занятия и усвоения литературоведческих понятий.
-
Урок литературы по теме "Рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека" 2013
Цель урока: постижение уникальности художественного мира писателя Михаила Шолохова на материале рассказа "Судьба человека"; показать мужество, несгибаемую волю, стойкость простого русского солдата, выдержавшего все испытания, выпавшие на его долю.
-
"Защита любимой книги". Новое прочтение книги А.П. Гайдара "Тимур и его команда" 2013
Сценарий и презентация созданы для участия в 5-м московском литературном фестивале "Книга собирает друзей", для того чтобы учащиеся проанализировали книгу Аркадия Петровича Гайдара "Тимур и его команда". Работа может быть использована библиотекарями, учителями на уроках литературы, классными руководителями для подготовки внеклассных мероприятий.
-
Урок-обобщение по творчеству 30-х годов А.С. Пушкина. 8-й класс 2013
Отталкиваясь от незаконченного синквейна «Человек», ребята в ходе урока пытаются ответить на вопросы, чем отличаются эти «на мгновенье умер» и «лишь мгновенье жил». Что должно произойти, каким должен быть человек, чтобы «на мгновенье» в итоге умереть? Мы пробуем приблизиться к разгадке тайны Пушкина-человека, выделив лейтмотивные слова ЧЕЛОВЕК, СКАЗКА, САМОСТОЯНЬЕ в его произведениях 30-х гг. Прав ли Достоевский, говоря, что «человек есть тайна…»?
-
Добро и зло в произведении В.Гаршина "Сказка о жабе и розе" 2013
Цель урока: создание условий для анализа произведения, при котором каждый обучающийся сможет осознать социально-практическую личностную значимость в жизни, создание условий для оценки собственных поступков; создание условий для развития ценностного отношения к окружающему миру. Урок литературы построен по опорным картам, которые помогут последовательно проанализировать произведение и привести к выводу о том, что смертные грехи, неслучайно описаны в Евангелие, что они приносят не только горе окружающим, но и разрушают самого человека.
-
Тема урока: "Чем потчевали господина Чичикова…" 2013
Цель урока: собирание и толкование устаревших, непонятных, а также сохранившихся до наших дней предметов еды, их происхождение и толкование.
-
Литературная игра "Мы русские, какой восторг!" (к 200-летию Бородинской битвы) 2013
Сценарий написан для литературной игры, посвященной 200-летию Бородинской битвы. Представлены светское общество, скорбящая жена, потерявшая мужа на Бородинском поле, бравые гусары.
-
Литературная гостиная "В стране литературных героев" 2013
Литературная гостиная по теме знакомит учащихся с прототипами героев зарубежных писателей. На встречу приходят Тартарен, капитан Немо, Мюнхгаузен, Том Сойер и Шерлок Холмс с доктором Уотсоном. Цель: выйти за рамки школьной программы, привить любовь к чтению художественной литературы.
-
Устный журнал "Второй Чадаев, мой Евгений" 2013
Цель мероприятия: познакомить учащихся с личностью П.Я. Чаадаева, человека необыкновенного, известного своим свободолюбием и независимостью суждений, честностью, утонченным аристократизмом и щегольством в одежде, человеком, которому Пушкин посвятил три своих замечательных произведения и который оказался одним из прототипов его романа "Евгений Онегин".
-
"Категории "свободы" и "воли" в пьесах А.Н. Островского". 10-й класс 2013
Цель урока: выявить сходство и различие категорий "свобода" и "воля" на семантическом, этимологическом, ассоциативном уровне; определить роль категорий в пьесах А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница". Урок развивает читательский кругозор, мышление, коммуникативные умения учащихся, приобщаети к духовным ценностям в знакомстве с литературными произведениями.
-
Интегрированный урок по теме "Русский Север в народных песнях и сказках". 5-й класс 2013
Интегрированный урок музыки и литературы на основе сказок С.Писахова с региональным компонентом. Цель урока: показать живую связь сказок С.Писахова с северным фольклором – песнями и сказками; помочь увидеть особенности северного наречия и в сказках и в песнях; формировать нравственные основы подрастающего поколения.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) "Лингводилижанс" 2013
Интегрированный урок русского языка и литературы можно провести среди учащихся 7-8-х классов. Он построен в форме урока-путешествия. Ребята "проезжают" станцию Ономастика, город Фразеологизм, поселок Диалект, село Краснословие, станцию Подумайкино. Урок способствует закреплению знаний в области лексикологии, фразеологии, орфоэпии, морфологии, в области литературы, расширяет кругозор учащихся.
-
110-летие со дня рождения Антуана де Сент-Экзюпери 2013
Работа посвящена изучению жизни и творчества автора "Маленького Принца" и знаменитому выражению: "Мы в ответе за тех, кого приручили". В 2010 г. весь литературный мир отмечал 110-летний юбилей со дня рождения Антуана де Сент-Экзюпери. К этому событию подготовлены внеклассные мероприятия: 1) "Биография писателя и летчика"; 2) Литературная композиция по произведению "Маленький Принц". По окончании исследования выпущена школьная брошюра с рассказами учащихся.
-
Урок внеклассного чтения с региональным компонентом "Сердце дарю тебе, Турочак…" 6-й класс 2013
Цель урока: знакомство с выдающимися поэтами Турочака; воспитание патриотизма, чувства гордости за свою малую родину, земляков. Под воздействием лирических произведений местных поэтов формируется личность учащихся, нравственные убеждения, патриотизм.
-
Лексико-семантическая группа прилагательных, обозначающих запах в лирике С.Есенина 2013
Исследовательская работа посвящена решению актуальной задачи – описанию особенностей пласта русской лексики, объединенной в лексико-семантическую группу прилагательных, обозначающих запах. Актуальна проблема функционирования единиц ЛСГ в художественном призведении.
-
Россия эпохи А.С. Пушкина 2013
Проект рассчитан на подготовку учеников начальной школы к изучению творчества А.С. Пушкина. Ученики 4-го класса под руководством учителя провели тестирование учащихся начальной школы и их родителей на выявление знаний о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Результаты тестирования мотивировали их на создание проекта.
-
Урок литературы по теме "Любовная лирика Ф.И. Тютчева" 2013
На уроке учащиеся знакомятся с "денисьевским циклом" Ф.И. Тютчева. Урок содержит дополнительный материал о жизни поэта, воспоминания современников, сына поэта. Учитель дает задание ученикам самостоятельно найти материал или заранее подготовить сообщения.
-
Урок "Путь спасения души в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник". 10-й класс 2013
Тема урока выделяет национальный аспект характера Ивана Флягина, прослеживает его путь многострадального искания истины, принятие идеи героического самопожертвования во имя спасения родины. Иван Флягин, пройдя через многие трудности, встречающиеся на его пути, приобретя умение страдать и любить, становится духовным человеком, способным думать о русском народе, желающим защитить его от захватчиков. Урок поднимает проблему соотношения личной воли и судьбы, случая и предназначения, греха и его искупления.
-
Поэтический салон "Любви роскошные страницы…" 10-й класс 2013
Внеклассное мероприятие-поэтический салон знакомит с любовной лирикой поэтов, мало известных учащимся, произведениями, не включенными в школьную программу; дает широкое представление о поэзии второй половины XIX века и ее особенностях. Проводить мероприятие целесообразно во втором полугодии, после изучения поэзии Тютчева, Фета, Некрасова.
-
"В Петербурге Достоевского" или "Лик мира сего". Урок по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2013
Петербург Достоевского — город контрастов, где нечем дышать: «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего», город равнодушия и бесчеловечности, город-убийца, город-призрак, город-тупик. Петербург давно перестал быть только городом, стал символом. Урок показывает специфику Петербурга Достоевского и подводит учащихся к осмыслению главного конфликта романа ‒ между Раскольниковым и миром, который он отрицает.
-
Урок литературы по теме "Поэзия В.Я. Брюсова". 11-й класс 2013
На уроке пойдет речь о творчестве В.Я. Брюсова. Новый материал представлен в виде доклада учащегося о биографии поэта и лекции учителя об особенностях творчества В.Я. Брюсова. Для того чтобы материал усваивался лучше, рассказ учителя сопровождается схемами. Наглядность играет большую роль в эффективном усвоении большого количества информации, такой, как биография и творческий путь поэта.
-
Игра "Счастливый случай". 5‒6-й класс 2013
Игра "Счастливый случай" проводится на неделе филологии. Задания игры содержат вопросы по русскому языку, литературе, немецкому и английскому языкам. В презентации имеются музыкальные и видеофайлы, а также гиперссылки и триггеры, что делает игру более современной и увлекательной.
-
Межпредметный урок "Человек на изломе эпохи 50–60 гг. XIX века в творчестве Л.Н. Толстого («Севастопольские рассказы»)" 2013
I-я часть урока ‒ работа с эпиграфом Л.Н. Толстого о событиях в Севастополе. II-я часть ‒ историческая справка заранее подготовленного ученика о событиях в Севастополе. III-я часть – семинарское занятие, построенное на анализе высказываний историков и литературоведов. IV-я часть – выводы по теме урока.
-
Система уроков по произведению М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" 2013
Уроки разработаны по методике проектирования. Цель уроков: обсудить главную проблему, поднятую М.Ю. Лермонтовым в произведении «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», – невозможность героя покориться произволу, герой отстаивает справедливость даже ценой собственной смерти.