Добро пожаловать в мир сказок. 5-й класс

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Класс: 5


Цели урока:

  1. Систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках.
  2. Развивать индивидуальную творческую активность, умение работать в группах.
  3. Воспитывать любовь к сказкам.
  4. Обогащать читательский опыт детей.

Оборудование:

  1. Плакат “Добро пожаловать в мир сказок!”
  2. Выставка рисунков.
  3. Карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя:

– Ребята, сегодня мы проводим не простой урок, а состязание сказочных команд. Сказка сопровождает человека с раннего детства до глубокой старости. Она учит нас доброте, мудрости, справедливости. И я надеюсь, что сегодняшний урок поможет заронить в ваши души семена добра и любви к ближнему. Итак, добро пожаловать в мир сказок! Команды “Буратино и его друзья” и “Семеро храбрецов”, поприветствуйте друг друга! ( Класс заранее был разделен на две команды). Начинаем наше сказочное состязание!

3. Конкурсные задания.

Первое задание называется “Конек – горбунок”. Ведь ему пришлось ответить на много вопросов ради спасения своего хозяина. И сейчас вы ответите на мои вопросы, а также назовете автора и название сказки. (Команды по очереди отвечают).

  • За сколько поцелуев отдал свинопас принцессе чудесный горшочек? (За 10. Андерсен “Свинопас”).
  • Из какого зерна появилась Дюймовочка? (Из ячменного. Андерсен “Дюймовочка”).
  • Назовите всех бременских музыкантов. (Кот, петух, осел, собака. Братья Гримм “Бременские музыканты”).
  • Что такое красный цветок? (Огонь. Киплинг “Маугли”).
  • Какие волшебные слова произнес Али – Баба, чтобы открыть дверь в скале? (“Сим – сим, откройся”. Сказка “Али – баба и сорок разбойников”).
  • Верный сторож царя Дадона. (Петушок. Пушкин “Сказка о золотом петушке”).

Второе задание – “Черный ящик”. Здесь находятся предметы, которые потеряли герои из разных сказок. Вытащите из ящика по 4 предмета и назовите, кому они принадлежат.

  • Ключ (Буратино),
  • шприц (доктор Айболит),
  • мыло (Мойдодыр),
  • отвертка (Винтик, Шпунтик),
  • зеркало (Снежная королева),
  • цветок (сказка “Аленький цветочек”),
  • кольцо (сказка “Двенадцать месяцев”),
  • йод (Пилюлькин).

Третье задание называется “Сказочная путаница”. В ней перепутаны сказочные герои и названия сказок. Расставьте все по местам. (Команды получают карточки с заданием).

Путаница

Царь Салтан – “Снежная королева”.
Буратино – “Старик Хоттабыч”.
Герда – “Золотой ключик”.
Гудвин – “Сказка о царе Салтане”.
Пончик – “Малыш и Карлсон”.
Пятачок – “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.
Слон Хатхи – “Незнайка и его друзья”.
Королевич Елисей – “Волшебник Изумрудного города”.
Малыш – “Маугли”.
Волька – “Винни Пух и все, все, все”.

– Узнайте сказку по отрывку, назовите автора (если есть). Команды получают карточки и зачитывают отрывки из сказок.

Карточка для первой команды

1) “А ведь и правда. Лес недалеко, сбегать недолго. Наберет она цветочков – мы с тобой их во дворец снесем, а замерзнет – ну, значит, такая ее судьба. Кто о ней плакать станет?”. (“Двенадцать месяцев” С. Маршак).
2) “Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал – учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню”. (“Теплый хлеб” К. Паустовский).
3) “Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один – в боярском тереме, другой – на купеческом дворе. А Иван – царевич долго не мог найти своей стрелы”. (Русская народная сказка “Царевна – лягушка”).

Карточка для второй команды

1) “Ввечеру, когда другие дети пришли спать, он тоже лег в постель, но заснуть никак не мог. Как раскаивался он в дурном поведении своем! Он решительно принял намерение исправиться, хотя чувствовал, что конопляное зернышко возвратить невозможно!” (“Черная курица, или Подземные жители” А. Погорельский).
2) “Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела. И печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю”. (Русская народная сказка “По щучьему велению”).
3) “Олень остановился у жалкой избушки. Крыша спускалась до самой земли… Дома была одна старуха лапландка, жарившая при свете жировой лампы рыбу”. (“Снежная королева” Х. Андерсен).

    • Реклама сказочного предмета. Одна команда рекламирует “сапоги – скороходы”, другая – “шапку-невидимку” (домашнее задание).
    • Последнее задание называется “Сказка на новый лад”. За три минуты сочините новую концовку известных сказок “Колобок” (первой команде) и “Теремок” (второй команде) и расскажите ее.

4. Подведение итогов.