Цели и задачи:
- формирование понимания единства человека и природы
- вовлечение в активную природоохранную и экологическую деятельность,
- воспитание экологической культуры у подрастающего поколения
- развитие у подростков чувства ответственности за поступки
- развитие чувства прекрасного
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер.
Место проведения: музей «Ангарская деревня».
Методические рекомендации: мероприятие рассчитано для детей среднего школьного возраста. Учащиеся распределяются на четыре команды. Каждой команде выдан маршрутный лист «Экологическая тропа». 4 конкурса на тропках: «Знатоки времени», «Знахарь», «Сказочная», «Творческая мастерская». После каждого конкурса команде в качестве приза выдаются листочки с изображениями багульника (за первый конкурс), чаги (за второй конкурс), листочками берёзки (за третий конкурс), шишки (за четвёртый конкурс).
Раздаточный материал: маршрутные листы.
Оформление: выставка художественной и научно-популярной литературы; выставка фотографий, на бутафорских листьях высказывания природе.
- “Много леса – не губи, мало леса – береги, нету
леса – посади!”
“Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней” (Л.Толстой) - Сила природы велика. (Цицерон)
- Все совершенствует природа. (Лукреций)
- В природе нет ничего бесполезного. (Мишель Монтень)
- Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться. (Леонардо да Винчи)
- Для иных природа – это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа – это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты. (М.Пришвин)
- “Любовь к родной стране без любви к природе невозможна” (К.Паустовский)
- “Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша” (А.Чехов)
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Демонстрация фильма о природе, о музее Ангарская деревня. Приложение 1
II. Вступительное слово
Вряд ли есть что-нибудь столь же властно
занимающее человеческий ум и воображение, как
природа. И это вполне естественно: человек – дитя
природы, с первых шагов своих он ощущает могучие
силы окружающего мира.
Человек растёт, взрослеет – и его отношение к
природе изменяется. Оно становится более
многосторонним и осознанным. Учёный наблюдает
природные явления и открывает всемирные законы;
техник ставит их на службу людям. А лесовод,
например, не даёт оскудеть зелёным запасам земли
и тем помогает природе сберечь и преумножить
свои силы. Вот такими лесоводами и являемся мы,
учащиеся 46 школы. Будет сохранена природа, будет
сохранена и энергия человека и земли.
Четверть века существует музей под открытым
небом на территории Братска. Экспонаты
символизируют образ десятков деревень,
оставшихся на дне рукотворного моря в период
строительства ГЭС.
Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих – лишь грезою природы.
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.
Тютчев
III. Команды получают маршрутные листы
Задания на тропке №1 «Знатоки времени»
1) Почему эвенки кочующий народ, для остановок выбирали красивые места с эстетической точки зрения и на одном месте долго не жили? (Жили от трех дней до недели, а если оленей мало, то немного дольше по этой причине пастбища не были переиспользованы).
2) Являются ли примером экологичности традиций заповедные зоны, которые возникали в местах захоронений? (Да, являются. Нельзя было находиться там, считалось, что душа покинула тело, и будет возвращаться туда, где находится тело умершего, а беспокоить ее ни в коем случае нельзя).
3) В верованиях бурят каждая река, озеро имели своего хозяина, который живет на дне, так у многих этнических групп живет привычка не кричать, не шуметь у реки. Что олицетворяет вода? (Вода – олицетворение чистоты и блеска).
4) Существовал у бурят культ «Хозяина тайги». Что вы знаете об этом? (Баян Хангал – это тайга и горы, и реки, и скалы, то есть вся земля, которая требовала к себе особого отношения и почитания. В традиционной культуре бурят «хозяина тайги»– огромный седобородый старец, разъезжающий на лошади, добрый, но нетерпящий грязи и беспорядка в лесу. Чтобы не прогневать его, надлежало соблюдать чистоту и тишину в тайге, запрещалось лить воду на тропы, валить деревья возле табора, нельзя хвастаться, разводить беспорядок).
5) Почему запрещалось бросать в огонь шерсть, войлок? (Всё, что при горении издает зловоние, нельзя бросать в огонь, ведь это вредит окружающей среде).
6) Почему нельзя было переступать «меру дозволенного» убивать зверей понапрасну? (Буряты верили, что на каждого охотника в жизни отпущено определенное количество зверей, если он убьет больше, то может расплатиться своей жизнью и жизнью своих детей).
7) Как прежде люди сохраняли растительный мир? (Существовал запрет рубить дерево без особой надобности. Даже на зиму раньше не заготавливали дров, то есть специально для этого не рубили, а использовали для топлива обычно сухостой и валежник).
8) Почему носы обуви у бурят загнуты вверх? (Чтобы при ходьбе не ранить природу).
Задания на тропке №2 «Знахарь»
За определённое время найти и указать лечебные травы.
1) Ещё Гиппократ указывал на лекарственные свойства плодов этого кустарника. Назовите этот кустарник. (Шиповник)
2) Какое дерево весной дятла поит? (Береза)
3) Название какого растения говорит, где оно живет? (Подорожник)
4) В какое время суток нужно собирать лекарственные растения, чтобы они сохранили свои лечебные свойства? (В солнечный полдень)
5) О каком растении в народе говорят: «Оно одно семерых врачей заменит». Это растение используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно эффективно при лечении авитаминозов, атеросклерозов, малокровия. Считают, что оно способно снижать содержание сахара в крови. Очень полезно похлестать себя веничком при приступах радикулита, заболеваниях суставов. Назовите это растение. (Крапива)
6) Из сухих корней этого растения делали муку и пекли хлеб, из поджаренных корней варили кофе. Из стеблей и свежих листьев получался суп, а из сухих листьев чай. Не случайно это растение носит такое гостеприимное имя. Назовите его. (Кипрей, иван-чай)
7) Это – удивительное дерево. Всё в нём полезно. Лоси едят зимой молодые побеги. Семенами кормятся белки и мыши, дятлы и клесты. А весной, когда оно цветёт, и огромное количество пыльцы попадает в реки, её поедают мальки и маленькие рыбёшки. Отвар хвои этого дерева считается высоковитаминным. Хвою клюют лесные птицы, глухарь, например. Назовите это дерево. (Сосна)
8) Трава от 99 болезней (Зверобой)
За правильные ответы команды получают изображение багульника.
За каждый правильный ответ листочек с изображением чаги.
Задания на тропке №3 «Сказочники»
Элементы экологического сознания и
образность многих шаманских заклинаний,
гимнов, призваний, осмысливая окружающую
природу, давали живое, красочное описание.
Обращаясь к владыкам гор, рек, озер, они создавали
возвеличенные, гиперболизированные образы,
представляющие большой эстетический интерес.
В устном народном творчестве бурят и эвенков
можно обнаружить удивительные по поэтической
силе лирические и эпические произведения
о природе.
Придумать сказку на экологическую тему.
Оцениваем конкурс: изображение листочков
берёзки.
Задания на тропке №4 «Мастера»
Экологический десант – уборка сухостоя на территории. Осинки сухие отложим в сторону, пригодится в качестве корма для медведя, который живёт в вольере на территории музея. Из природного материала необходимо за определённое время сделать поделки. Оценка конкурса: шишки.
IV. Заключительное слово
Природа – это живительная сила. Только надо быть способным уловить все оттенки настроения, волшебную силу, которая создаст мелодию вашей души. Любите природу, она поможет вам лучше понять самого себя. Энергия природы… Как важно это для всех нас. Подумаем о том, что слова «природа», «родник», «народ», «рожь», «родина» однокоренные, связаны с понятием «родства». Поэтому, говоря энергия природы, мы имеем ввиду всё живое, что есть на необъятных просторах нашей Родины.
V. Подведение итогов
Победители в номинациях
- Эрудиты
- Творческие натуры
- Лекари
- Мастера своего дела
Учащимся предлагалось в течение мероприятия фотографировать интересные уголки природы. Снимки нам понадобятся для оформления фотовыставки в школе.