Урок внеклассного чтения по теме "Покормите птиц зимой!". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели:

  • Познакомить учеников с биографией писателя  Е. Носова, с историей возникновения Дня зимующих птиц в России и Синичкиным днем.
  • Прочитать и проанализировать  рассказ Е.Носова «Покормите птиц!» и стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой!»
  • Развивать  у учащихся эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного, помочь осознать главные этические принципы  в жизни человека: любви, добра, милосердия, сострадания, справедливости.
  • Воспитывать ответственное отношение к природе, любовь и сострадание к зимующим  птицам.

Оборудование: презентации: «Покормите птиц зимой», «День зимующих птиц России», «Народный календарь», тексты с рассказом Е. Носова, рисунки  и плакаты учащихся по теме: «Помогите птицам!», выставка кормушек, изготовленных ими.

Эпиграф:

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.Учитель предлагает детям  зарыть глаза и послушать  запись голосов птиц. (Слайд  –1.)

Учитель: Ребята, что вы представили сейчас перед собой? Что услышали? (выслушиваются мнения детей).
В какое время года можно услышать голоса птиц?
–  А как вы думаете, можно  ли зимой услышать такое чудесное птичье пение?
Почему?
Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).

Учитель: Зимой птицам не до песен.  За  окном метет метель, трещат лютые зимние морозы, толстым слоем льда скованы реки и озера, высокими сугробами покрыта земля.

Уныло и голо в лесу, холодно и голодно… Печально и одиноко стало нашим пернатым друзьям. С каждым днем им  становится труднее отыскать корм. Не услышишь в такую пору веселого чириканья воробьев и синиц, задорного свиста снегирей, озорного постукивания дятла. Замолкли до весны радостные птичьи трели.

Холодно и нам  на морозе и леденящем ветру. Мы спешим в свои теплые, уютные жилища, к сытой и вкусной еде, к привычным людским забавам. А крохотные птицы, осмелившиеся остаться в наших краях зимовать, стынут на холодном ветру, голодные и беззащитные. Не десятки, а тысячи  наших «пернатые единопланетян» гибнет в морозные зимы! Разве может человек остаться равнодушным к этой  трагедии!? Разве не в его силах помочь зимующим птицам?

Просмотр презентации «Покормите птиц зимой!» (Слайды 1, 2)

Ученик: 

Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
Но кто же им даёт приют,
Когда снега метут?

Учитель:  В 2003 году в Иркутской области впервые была проведена акция «Покормите птиц!». Её инициировали крупнейшие областные газеты в память о писателе Евгении Носове.
В январе 2003 года к акции присоединился город Курск – родина писателя. Тогда же Союз охраны птиц России предложил 15 января – день рождения Евгения Носова – объявить Днем зимующих птиц и внести в Российский экологический календарь.
Запомните эти важные даты в нашем календаре: 12  ноября– Синичкин день, День Зиновия–синичника. 15 января – день рождения Евгения Носова и День зимующих птиц в России. (Слайды 3,4)

Ученик: С наступлением холодов в городах появляются синички – шустрые веселые пичуги. Лето они проводят в лесу, а с первым снегом возвращаются к людям. Это давно приметили на Руси и в ноябре даровали синичкам свой день – 12 ноября. Он совпадает с церковным днем памяти мучеников Зиновия и Зиновии, а потому называется Зинькин день.  На его приход слетается вся зимняя пернатая братия: синицы, щеглы, снегири, сойки, чечетки, свиристели.
Святой мученик Зиновий за добродетельную жизнь и знание святых книг был  назначен епископом. За благотворительность и святую  жизнь Господь наградил Зиновия даром исцеления различных болезней.  Зиновий обратил много язычников ко Христу, претерпел за это мучения и был обезглавлен в 285 г. Тогда же пострадала за Христа и сестра его, святая мученица Зиновия. (Слайды 5,6)

Учитель: Зимняя бескормица губит немало полезных птиц. Особенно велики потери среди синиц. Натуралисты подсчитали, что из 10 синиц 8-9 гибнут в холодный период. Только большая плодовитость спасает этих птиц от полного уничтожения. А ведь синицы — наши друзья по борьбе с вредителями леса и сада. Как же помочь им благополучно скоротать жестокие невзгоды и уберечь их от гибели? (Слайд 7 )
Поэт Александр Яшин в 1964 году написал свое стихотворение «Покормите птиц зимой!», ставшее популярным и известным в России. Он призвал своих читателей к милосердию по отношению к зимующим птицам. Его призыв не остался незамеченным.
(Слайды 8-9  )

Чтец 1:

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Чтец 2: 

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Учитель: Этой доброй думой о судьбе мужественных и преданных родине птиц пронизан рассказ замечательного современного русского писателя Евгения Носова, названный «Покормите птиц». Это мудрое, сердечное произведение  запало мне в душу и подтолкнуло к дискуссии о том, что так волновало и тревожило совесть и душу писателя. Давайте поговорим об этом великодушном человеке и его рассказе. (Слайды 10-11)

Ученик: Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачево под Курском в семье деревенского слесаря.
В 1927 году семья переехала на Украину в город Артемовск, где отец работал на стройке. Вернулись в Курск в 1929 году, родители устроились работать на завод. Каждое лето Евгений Носов проводил в деревне у бабушки.
В 1943 году после окончания восьми классов ушел на фронт. Воевал рядовым солдатом-артиллеристом в армии маршала К.К. Рокоссовского, форсировал Днепр, брал Минск, Белосток. Зимой 1945 года под Кенигсбергом был тяжело ранен, полгода лечился в госпитале.
После войны закончил среднюю школу, на два года ехал в Среднюю Азию в город Талды-Курган, где работал художником-ретушером в газете «Семиреченская правда».
Евгений Носов умер летом 2003 года.
Среди его последних произведений есть рассказ "Покормите птиц".
Прочитав стихотворение Александра Яшина "Покормите птиц зимой...", Евгений Носов в память о поэте каждую осень стал вывешивать кормушки. Он пытался привлечь к этому делу и жителей Курска – расклеивал на видных местах листовки со стихотворением Яшина.
На надгробье Евгения Носова помещена надпись "Покормите птиц!".

Дискуссия по рассказу «Покормине птиц»

Учитель:

1. В какое время года Е. Носов  задумался о судьбе зимующих птиц?( ответы учащихся)
2. Какие изменения происходят в жизни птиц осенью?

Чтец 1: читает стихотворение А. Майкова «Ласточки»

Чтец 2: читает стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…»

Чтец 3: читает стихотворение Н. Рубцова «Журавли»

Учитель: (дискуссия по рассказу У. Носова «Покормите птиц»). А какие самоотверженные птицы остаются зимовать в наших суровых краях?

Чтец:

Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи. (Слайд 13)

Чтец:

Зимой на ветках яблоки!
Скорее собери!
И вдруг вспорхнули яблоки…
Да это ж…снегири
 Сорок градусов мороза,
Всё вокруг белым-бело.
Сел снегирь на ветвь берёзы –
Красногрудому тепло.
Стойкий, стужам неподвластный,
Песней славит он зарю.
…Знать недаром галстук красный
Дан с рожденья снегирю. (Слайд 14)

Какие эпитеты использует Е. Носов для описания суровой русской зимы? («Грянут цепенящие морозы, секущий колючей крупкой ноябрь, промозглый ноябрь, заиндевелый  январь, пугающий омертвелостью ветвей декабрь»).

Чтец:

Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей.
Скорей на помощь, дети! (Слайд 16)

– С какой целью  писатель  употребляет эти выразительные эпитеты, характеризуя русскую зиму?

– С особой наблюдательностью и любовью Евгений Носов  описывает наших желтогрудых пернатых земляков – синиц. Что нового, интересного об этих птицах вы узнали из рассказа «Покормите птиц»? (а) Когда появляются в наших краях. б) Как выращивают своих птенцов. в) Сколько вылетов дедают в день, чтобы прокормить свое потомство.)

– Как отвечает писатель  на вопрос: «Зачем синице так напрягаться, выбиваться из сил? Для чего заводить такую уйму выкормышей?» В чем смысл такого самопожертвования? (Слайд –15) («Уж больно много этих милых, веселых, никогда не унывающих птичек погибает в лихие зимы. Из дюжины выращенных птенцов одолевают холода едва ли две-три синички. Такую жестокую дань они платят за то, чтобы не покидать свою родину, не искать чужого тепла и сытости.»)

– Е. Носов детально описывает зимние мытарства синиц, их муки и мужественную борьбу за жизнь. Что нового вы узнали о жизни птиц во время зимней стужи?(а.) Птицы борются за свою территорию, б)с трудом добывают корм, в) от голода теряют свою красоту и статность, г) вынуждены воровать и копаться в мусорных свалках.)

– Какие меткие образные выражения использует автор  для описания жизни птиц в пору зимней бескормицы? («сколько понадобится усердия и сноровки, чтобы хотя бы раз в сутки склевать что- либо в промозглом, то сыплющем моросью, то секущем колючей крупкой ноябре?...все реже, ничтожней добыча, все чаще и  неотвратимей пустые, бескормные дни…приходит то роковое время,…безнадежная пора зимнего прозябания, голодное, нищенское существование птиц»)

– С какими призывами  обращается Евгений Носов к своему читателю? (1. «Не доводите, пожалуйста, до этой унизительной стадии наших крылатых единопланетян и начинайте мастерить кормушки»!» 2.»Кормушки всякие    важны, кормушки всякие нужны»)

Ученик: У птиц тоже есть душа. (Слайд 17)

Ученица: Птицы мерзнут, как люди. (Слайд 18)

Ученик: Не дай птице замерзнуть и погибнуть! (Слайд 19)

Ученик:

Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
"Спасибо вам великое!"(Слайд 19)

Ученик: Всё у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, а крестообразный. И птенцов она выводит не летом, а зимой.

Удивительная птичка – клюв крестом,
Называется клестом.
Клювом шишки расщепляет,
Кормит досыта птенцов.
А гнездо – пуховый домик,
И зимою в нем тепло.
Только б были шишки –
Вырастут малышки. (Слайд 21)

9. Только ли птицам нужны кормушки, по мнению  писателя Е.Носова? («Оно столь же необходимо птицам, сколь и нам самим.»)

Чтец:

С осенних крыш – намокших и сердитых
Сорвавшись – стаи белых птиц взлетают,
Над миром одиноких и забытых,
Над миром, где не ждут и не мечтают.

Над миром, где никто уже не любит,
Где на гроши – и душу разменяют.
Где друга предают, где брата – губят,
Где без конца находят – и теряют.

Где ласковым словам никто не верит,
Где обнажённость превращают в порно,
Где наглухо захлопывают двери,
Где ПРОСТО жить – нелепо и позорно.

Над месивом из пафоса и мата,
Над полифонией мобильников кричащих,
Они летят. И нас зовут...куда-то –
Ленивых, злых, пропавших и пропащих. (Слайд 23)

– Почему  писатель сравнил кормление птиц с исповедью? («Очищение совести и благотворение души поступком», «внутреннее уважение к себе»)

– Какие дельные советы по кормлению зимующих птиц  вы получили от Е.Носова?

  • Надо готовить кормушки с осени;
  • Не кормить птиц осенью;
  • Делать это святое дело скромно;
  • Какие давать корма птицам;
  • Как подбирать корм,
  • Как наблюдать за птицами;
  • Из чего и как делать кормушки.

Ученик: Кормушка – вещица нехитрая. Под нее иногда приспосабливают даже обыкновенный пакетик из-под молока.
«Кормушку не принято вывешивать под музыку. Деяние это во многом личное, схожее с исповедью. Оно столь же необходимо птицам, сколь и нам самим, ибо приносит очищение совести и благотворение души поступком.», – пишет Е.Н осов (Слайд 26)

Ученик: Запомните, ребята, какие корма нужны птицам:

– Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.  
– Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней. 
– Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.  
– Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев. 
– Семена репейника – основной корм щеглов.  
– Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все зерноядные птицы.  
– Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.  
– Хлебные крошки едят синицы и воробьи.  
– Сыро (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. 
– Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.  (Слайд  27)

Ученик: Для подкормки зимующих птиц необходимо своевременно заготовить корма. Собирать семена нужно спелыми и сухими. Хранить их следует в ящичках, банках, коробках, полотняных мешочках. Нужно следить, чтобы кормушки не заносило снегом, не сдувало корм ветром. Корм должен быть всегда свежий – от испорченного корма птицы болеют и могут погибнуть. Птицы легко привыкают к месту подкормки, регулярно посещают его. Кормушки для птиц следует располагать подальше от проезжих дорог и людных мест – среди деревьев и кустарников, подход должен быть с одной стороны и расположена кормушка должна быть так, чтобы можно было наблюдать за птицами, фотографировать их. (Слайд  28)

Учитель: С чувством умиления и радости Е. Носов описывает свои наблюдения над птицами, прилетающими к его  птичьей столовой. Он всегда сравнивает птиц с людьми. Их характеры, повадки, законы жизни – все  доказывает, что люди и птицы – братья по планете, божьи создания. Писатель напоминает  читателям, что идея помощи  человека зимующим птицам заложена в основу христианства. В Святцах народ отмечал день Зиновия – синичника, покровителя всех зимующих птиц. В старинных книгах его изображали с горстью зерен на протянутой ладони.

Чтец:

Синяя синица! Розовый снегирь!
Отчего мне снится весь в снегу пустырь?
И на скользком насте трепет птичьих крыл?
Будто я в ненастье птиц рукой прикрыл…
Пуховой комочек, слышен сердца стук.
А лететь не хочет из горячих рук.
Быль – она вернее всяких небылиц:
С голода ручнеют стайки зимних птиц. (Слайд  25)

Чтец: 

Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
Тинь-тень, тилли-тень,
Все короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек”. (Слайд  29)

Учитель: Среди «гостей»  птичьей столовой была особенная птица – хромоногая синька, «страждущая горемыка». О чем заставила задуматься писателя судьба этой горемычной пташки? (1. Отчего птица стала хромой? 2. Куда она неожиданно исчезла? 3. Почему она не могла питаться? 4. Что стало причиной ее смерти?)

Учитель: Евгений Носов  в рассказе «Покормите птиц» поведал нам грустную историю своей неудачной попытки достучаться в души своих соотечественников с просьбой помочь зимующим птицам. Он размножил на принтере текст стихотворения А.Яшина «Покормите птиц зимой» и развесил в многолюдных местах своего города.
– Как откликнулись горожане на призыв поэта?

Учитель: Рассказ завершается двумя короткими эпизодами: встречей рассказчика с давним другом-художником, покидающим Родину навсегда, и неожиданной встречей с мертвой хромоногой птицей-синькой на своем балконе. Человек, улетающий в богатую и благополучную Америку  за сытой и красивой жизнью, и самоотверженная, преданная суровой родине птица, погибшая от людской жестокости…

– Кто же из них сильнее? Кому наша душа отдаст  предпочтение? На эти вопросы каждый читатель дает свой ответ.

Ученик: Не пожалей доброты для своих пернатых  друзей! .(Слайд 31)

Ученица: Покормишь птицу зимой, вспомнит тебя весной.(Слайд 32)

Чтец: 

Морозы жестокие в этом году….
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жучку в её конуре –
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за них,
За наших воробышков, галок. Синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им…
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода! (слайд – 30)

Чтец:   

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые, как детки сиротливые
Прижались у окна.
Озябли пташки малые, голодные. Усталые
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
И дремлют пташки нежные под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная в улыбках солнца ясного
Красавица весна. (Слайд 33)

Учитель: Ребята, не только от голода и морозов гибнут наши пернатые друзья, а больше от душевного холода и черствости  людей, от их бездушия и жестокости.

– Какие мысли вызвал в вашей душе рассказ Е.Носова «Покормите птиц»?

Учитель: Наш урок подошел к концу. Спасибо вам за ваши рисунки, плакаты, кормушки, выступления. Пусть наш  разговор о судьбе зимующих птиц не останется на словах, а подкрепится реальными делами. Разбудите свою совесть, научите ее сопереживать и любить, не ждите подсказки со стороны! Помогите птицам пережить лютую, голодную зиму! Ведь без них наша  планета потеряет свою прелесть.

Чтец:

И пускай у этой речки,
И пускай в зелёной роще
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай!
Ты запомни-помни-помни,
Что б сберечь природу – надо
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помоги! (Слайд 34)

Звучит  песня «Просьба» на слова Р. Рождественского (Слайд – 35)