Интертекстуальные особенности стихотворений В.Хлебникова

Разделы: Литература


Цели урока:

  • создать условия для введения учащихся в сложный мир футуристического стиха;

  • помочь в “рассмотрении” особенностей поэтики В.Хлебникова;

  • способствовать умению “видеть” интертекстуальные связи;

  • способствовать закреплению умений и навыков анализировать поэтический текст;

  • способствовать формированию личностной позиции: эмоциональной, эстетической, научной, мировоззренческой, нравственной.

Ход урока

Слово учителя.

Сегодня я приглашаю вас к диалогу с художественным текстом: разгадывание, толкование и извлечение тайного…

“Когда потеряют значенья слова и предметы, на землю для их обновленья приходят поэты…” (Н.Матвеева). Поэты Серебряного века.

Велимир Хлебников… В качестве поэтического псевдонима он выбрал не фамилию, а имя, выразительное и всеобъемлющее, Велимир… Владеющий, повелевающий миром… Недаром В.Маяковский назвал Хлебникова “Колумбом новых поэтических материков”. Это определение Маяковского будет именем нашего урока (Презентация. Слайд 1).

Биографии многих поэтов Серебряного века сопряжены с легендой, с какой-то устойчивой ассоциацией, помогающей лучше почувствовать суть человека и природу его творчества. Легенда о Велимире Хлебникове – это история человека, воспринимающего мир глазами ребенка и дикаря (по определению Ю.Тынянова), человека бездомного, не от мира сего, скитающегося по стране с узелком-наволочкой, набитой неудобочитаемыми “творениями”.

Самая известная фотография Хлебникова (Презентация. Слайд 2): коротко остриженная после тифа голова, скульптурно четкие черты лица и сосредоточенно направленный куда-то мимо нас, свое в себе таящий, взгляд. Обычно под стать человеку и помещение, в котором он жил. Хлебников жил более чем аскетично: стол, простая кровать, ничего лишнего, не относящегося к творчеству. Письменный стол порой заменял подоконник.

Родословное древо купеческой семьи Хлебниковых связано с Астраханью и уходит своими корнями к концу XVII – XVIII вв., практически совпадая с эпохой великого земляка поэта, отца русской силлаботоники, В,Тредиаковского, поэта-новатора, непонятого окружением, замученного нуждой и лишениями, во многом предвосхищает судьбу его литературного потомка.

Реализация домашнего задания

– Каким вы увидели образ поэта? (Познакомиться с критическими статьями литературоведов, поэтов о творчестве В.Хлебникова, составить психологический портрет).

– Что вам показалось необычным, ярким в биографии В.Хлебникова?

Создание проблемной ситуации

– Не случайно в научный обиход вошел термин “велимироведение”, чрезвычайно удачно подчеркивающий необозримость устремлений художника, его связей с различными областями науки, культуры, истории.

“В самом деле, – ставит риторический вопрос один из крупнейших велимиров В.Григорьев, – как охарактеризовать этот тип мышления, его метод? Кто Хлебников – романтик, реалист, модернист? Утопист? Прозорливец? Фантаст?” Давайте и мы попытаемся разобраться и в самом поэте и его творчестве.

Анализ стихотворения “Лицо” (1911) (Презентация. Слайд 3).

Стихотворение В.Хлебникова “Лицо” или “Бобэоби” своим появлением засвидетельствовало существенный разрыв в русской поэтической традиции. Ведущий арбитр и активный участник литературного процесса этого времени В.Брюсов оценил это как “бессмысленное сочетание звуков”.

– Что вы увидели в этом стихотворении? “Лицо”, “губы”, “взоры”, “брови”, “облик” – почти стандартные “общие места” представления “лица”.

– Что эти “части” объединяет? Они “пелись”.

– Что интересного в этом глаголе?

Обращает внимание на себя форма залога глагола: это может быть активное действие (“губы” как субъект “пели себе”) и пассивное (“губы” как объект “пелись” = воспевались кем-то”). Следователь, субъект и объект в этой ситуации становятся взаимно заменяемыми, становятся “слиянно-неслиянными”.

Здесь прослеживается увлечение Хлебникова числовыми законами, “музыкой миров” – “гармоний сфер Пифагора”, когда каждый элемент космоса, каждое светило в соответствии со своей скоростью издает совершенный звук, а весь космос образует постоянно звучащий гармонический аккорд. Душа как микрокосм тоже характеризуется гармонией. Гармония как мировой закон, т.е. музыка и ее математическая основа определяет строение космоса и природу души. “Не случайно поэтому музыка была в глазах Пифагора лучшей бессловесной проповедью. Он утверждал, что она обладает способностью поднимать душу по ступеням восхождения и открывать высший порядок, вселенское звучание космического строя”.

– Нам встречались на уроках литературы произведения, может быть, чем-то похожие на стихотворение Хлебникова?

“Песнь о Гайявате”, перевод И.Бунина (1898).

Вечерами, теплым ветром,
У дверей сидел малютка,
Слушал тихий ропот сосен,
Слушал тихий плеск прибоя.
“Мини-вава!” – пели сосны,
“Мэдвэй-ошка!” – пели волны.

Это представление северо-американских индейцев о существовании мира как пения всех его составляющих Хлебников перенес на черты лица.

В фольклоре, загадках (Что в избе любо? Блюдо.)

Разговорная речь: изображение другого языка с помощью средств родного “наречия”: “То – канава, то – яма” = Токанава Тояма.

– Обратим внимание на фонетический строй языка стихотворения. Как Хлебников располагает звуки? Согласный – гласный – гласный…

Языков, в которых встречались бы слоги исключительной структуры очень немного, и все они имеют точный адрес. Это языки – Полинезии. Вспомните, это время, в которое создается стихотворение, – представление об островах Полинезии как о рае на земле.

Появление картин Гогена, вызвавших огромный резонанс в Европе и в России, не только давали зрительный образ этой мечте о рае, но и представляли собой новое слово в искусстве.

Иллюстрация Гогена (Презентация. Слайд 4).

На картине, теперь хранящейся в музее Метрополитен в Нью-Йорке, Гоген изображает Богородицу в “таитянском воплощении” – не только как таитянку с ребенком, который по таитянскому обычаю сидит у нее на плече (оба в нимбах), не только в “таитянском окружении”, но и как прославляемую на языке острова Таити: “Io orana Maria”. Это полинезийское соответствие “Ave Maria”, включено в картину, образуя в ней и с ней “транссемиотическое единство”. Можно сказать, что в мире Таити, представляемого Гогеном, всё пронизано если не пением, то, по крайней мере, словом.

Ю.Лотман отмечал, что поэт “создает художественное пространство невыразимости. Нет сомнения, что эти звуковые очереди – ряд проносящихся перед сумерками нашей души мировых истин”.

“О звуке написано море книг по имени Скучное, – пишет Хлебников, – среди них одинокий остров – мнение маньчжурских татар: 30-29 звуков азбуки суть 30 дней месяца и что звук азбуки есть скрип Месяца, слышимый земным слухом. Маньчжурские татары и Пифагор подают друг другу руку…” Насколько внимателен был Хлебников именно к этой линии, говорит следующий факт (Презентация. Слайд 5).

– Какие цвета вы увидели в стихотворении Хлебникова? (Презентация. Слайд 6)

– Как вы понимаете выражение “жило Лицо”? “Было Слово” – указание на вечность, возводится в высшую форму: не просто “было”, а “жило”.

– Что использует Хлебников в рассматриваемом тексте?

  • традиционные связи с другими текстами;
  • новые знаки связывания текстов (“перевод” языка, “определение” букв);
  • изображение нового языка (фонологическая система).

Творческая работа (в группах)

Задача: попытаться “понять” и объяснить стихотворения Хлебникова, определить интертекстуальные связи (Презентация. Слайд 7).

Анализ стихотворений.

– Каковы особенности поэтического языка Хлебникова?

  • использование “заумных” слов;
  • цветопись поэзии поэта;
  • связь с естественными науками;
  • связь с живописью; фольклором;
  • интертекстуальные связи.

– Какое впечатление произвели на вас стихи В.Хлебникова?

– Попробуйте ответить на вопрос Григорьева: “Кто Хлебников – романтик, реалист, модернист, утопист, прозорливец, фантаст?”

Заключительное слово учителя

Творческую судьбу В.Хлебникова называют трагической неудачей, достойной большого поэта. Говорят, что открывая пути в будущее, он погиб в его преддверии. Участь любого художника, опередившего свое время и вступившего в контакт с искусством, всегда по-своему трагична. “Хлебников был новым зрением”, “поэтической обсерваторией”, – отмечал Ю.Тынянов. Это новое зрение, неподражаемый метод художника можно считать его главной темой, единственным материалом творчества.

(Презентация. Слайд 8) Он остался таким, улетая “потоком крылатой этоты” в “голубой тихославль” будущего. “Усталые крылья мечтога” не удержали его в безвоздушном пространстве опытов и “осад”:

Мой белый божественный мозг
Я отдал, Россия, тебе:
Будь мною, будь Хлебниковым.
Сваи вбивал в ум народа и оси,
Сделал я свайную хату
“Мы – будетляне”.
Все это делал, как нищий,
Как вор, всюду проклятый людьми.

Презентация