Цели урока:
создать условия для введения учащихся в сложный мир футуристического стиха;
помочь в “рассмотрении” особенностей поэтики В.Хлебникова;
способствовать умению “видеть” интертекстуальные связи;
способствовать закреплению умений и навыков анализировать поэтический текст;
способствовать формированию личностной позиции: эмоциональной, эстетической, научной, мировоззренческой, нравственной.
Ход урока
Слово учителя.
Сегодня я приглашаю вас к диалогу с художественным текстом: разгадывание, толкование и извлечение тайного…
“Когда потеряют значенья слова и предметы, на землю для их обновленья приходят поэты…” (Н.Матвеева). Поэты Серебряного века.
Велимир Хлебников… В качестве поэтического псевдонима он выбрал не фамилию, а имя, выразительное и всеобъемлющее, Велимир… Владеющий, повелевающий миром… Недаром В.Маяковский назвал Хлебникова “Колумбом новых поэтических материков”. Это определение Маяковского будет именем нашего урока (Презентация. Слайд 1).
Биографии многих поэтов Серебряного века сопряжены с легендой, с какой-то устойчивой ассоциацией, помогающей лучше почувствовать суть человека и природу его творчества. Легенда о Велимире Хлебникове – это история человека, воспринимающего мир глазами ребенка и дикаря (по определению Ю.Тынянова), человека бездомного, не от мира сего, скитающегося по стране с узелком-наволочкой, набитой неудобочитаемыми “творениями”.
Самая известная фотография Хлебникова (Презентация. Слайд 2): коротко остриженная после тифа голова, скульптурно четкие черты лица и сосредоточенно направленный куда-то мимо нас, свое в себе таящий, взгляд. Обычно под стать человеку и помещение, в котором он жил. Хлебников жил более чем аскетично: стол, простая кровать, ничего лишнего, не относящегося к творчеству. Письменный стол порой заменял подоконник.
Родословное древо купеческой семьи Хлебниковых связано с Астраханью и уходит своими корнями к концу XVII – XVIII вв., практически совпадая с эпохой великого земляка поэта, отца русской силлаботоники, В,Тредиаковского, поэта-новатора, непонятого окружением, замученного нуждой и лишениями, во многом предвосхищает судьбу его литературного потомка.
Реализация домашнего задания
– Каким вы увидели образ поэта? (Познакомиться с критическими статьями литературоведов, поэтов о творчестве В.Хлебникова, составить психологический портрет).
– Что вам показалось необычным, ярким в биографии В.Хлебникова?
Создание проблемной ситуации
– Не случайно в научный обиход вошел термин “велимироведение”, чрезвычайно удачно подчеркивающий необозримость устремлений художника, его связей с различными областями науки, культуры, истории.
“В самом деле, – ставит риторический вопрос один из крупнейших велимиров В.Григорьев, – как охарактеризовать этот тип мышления, его метод? Кто Хлебников – романтик, реалист, модернист? Утопист? Прозорливец? Фантаст?” Давайте и мы попытаемся разобраться и в самом поэте и его творчестве.
Анализ стихотворения “Лицо” (1911) (Презентация. Слайд 3).
Стихотворение В.Хлебникова “Лицо” или “Бобэоби” своим появлением засвидетельствовало существенный разрыв в русской поэтической традиции. Ведущий арбитр и активный участник литературного процесса этого времени В.Брюсов оценил это как “бессмысленное сочетание звуков”.
– Что вы увидели в этом стихотворении? “Лицо”, “губы”, “взоры”, “брови”, “облик” – почти стандартные “общие места” представления “лица”.
– Что эти “части” объединяет? Они “пелись”.
– Что интересного в этом глаголе?
Обращает внимание на себя форма залога глагола: это может быть активное действие (“губы” как субъект “пели себе”) и пассивное (“губы” как объект “пелись” = воспевались кем-то”). Следователь, субъект и объект в этой ситуации становятся взаимно заменяемыми, становятся “слиянно-неслиянными”.
Здесь прослеживается увлечение Хлебникова числовыми законами, “музыкой миров” – “гармоний сфер Пифагора”, когда каждый элемент космоса, каждое светило в соответствии со своей скоростью издает совершенный звук, а весь космос образует постоянно звучащий гармонический аккорд. Душа как микрокосм тоже характеризуется гармонией. Гармония как мировой закон, т.е. музыка и ее математическая основа определяет строение космоса и природу души. “Не случайно поэтому музыка была в глазах Пифагора лучшей бессловесной проповедью. Он утверждал, что она обладает способностью поднимать душу по ступеням восхождения и открывать высший порядок, вселенское звучание космического строя”.
– Нам встречались на уроках литературы произведения, может быть, чем-то похожие на стихотворение Хлебникова?
“Песнь о Гайявате”, перевод И.Бунина (1898).
Вечерами, теплым ветром,
У дверей сидел малютка,
Слушал тихий ропот сосен,
Слушал тихий плеск прибоя.
“Мини-вава!” – пели сосны,
“Мэдвэй-ошка!” – пели волны.
Это представление северо-американских индейцев о существовании мира как пения всех его составляющих Хлебников перенес на черты лица.
В фольклоре, загадках (Что в избе любо? Блюдо.)
Разговорная речь: изображение другого языка с помощью средств родного “наречия”: “То – канава, то – яма” = Токанава Тояма.
– Обратим внимание на фонетический строй языка стихотворения. Как Хлебников располагает звуки? Согласный – гласный – гласный…
Языков, в которых встречались бы слоги исключительной структуры очень немного, и все они имеют точный адрес. Это языки – Полинезии. Вспомните, это время, в которое создается стихотворение, – представление об островах Полинезии как о рае на земле.
Появление картин Гогена, вызвавших огромный резонанс в Европе и в России, не только давали зрительный образ этой мечте о рае, но и представляли собой новое слово в искусстве.
Иллюстрация Гогена (Презентация. Слайд 4).
На картине, теперь хранящейся в музее Метрополитен в Нью-Йорке, Гоген изображает Богородицу в “таитянском воплощении” – не только как таитянку с ребенком, который по таитянскому обычаю сидит у нее на плече (оба в нимбах), не только в “таитянском окружении”, но и как прославляемую на языке острова Таити: “Io orana Maria”. Это полинезийское соответствие “Ave Maria”, включено в картину, образуя в ней и с ней “транссемиотическое единство”. Можно сказать, что в мире Таити, представляемого Гогеном, всё пронизано если не пением, то, по крайней мере, словом.
Ю.Лотман отмечал, что поэт “создает художественное пространство невыразимости. Нет сомнения, что эти звуковые очереди – ряд проносящихся перед сумерками нашей души мировых истин”.
“О звуке написано море книг по имени Скучное, – пишет Хлебников, – среди них одинокий остров – мнение маньчжурских татар: 30-29 звуков азбуки суть 30 дней месяца и что звук азбуки есть скрип Месяца, слышимый земным слухом. Маньчжурские татары и Пифагор подают друг другу руку…” Насколько внимателен был Хлебников именно к этой линии, говорит следующий факт (Презентация. Слайд 5).
– Какие цвета вы увидели в стихотворении Хлебникова? (Презентация. Слайд 6)
– Как вы понимаете выражение “жило Лицо”? “Было Слово” – указание на вечность, возводится в высшую форму: не просто “было”, а “жило”.
– Что использует Хлебников в рассматриваемом тексте?
- традиционные связи с другими текстами;
- новые знаки связывания текстов (“перевод” языка, “определение” букв);
- изображение нового языка (фонологическая система).
Творческая работа (в группах)
Задача: попытаться “понять” и объяснить стихотворения Хлебникова, определить интертекстуальные связи (Презентация. Слайд 7).
Анализ стихотворений.
– Каковы особенности поэтического языка Хлебникова?
- использование “заумных” слов;
- цветопись поэзии поэта;
- связь с естественными науками;
- связь с живописью; фольклором;
- интертекстуальные связи.
– Какое впечатление произвели на вас стихи В.Хлебникова?
– Попробуйте ответить на вопрос Григорьева: “Кто Хлебников – романтик, реалист, модернист, утопист, прозорливец, фантаст?”
Заключительное слово учителя
Творческую судьбу В.Хлебникова называют трагической неудачей, достойной большого поэта. Говорят, что открывая пути в будущее, он погиб в его преддверии. Участь любого художника, опередившего свое время и вступившего в контакт с искусством, всегда по-своему трагична. “Хлебников был новым зрением”, “поэтической обсерваторией”, – отмечал Ю.Тынянов. Это новое зрение, неподражаемый метод художника можно считать его главной темой, единственным материалом творчества.
(Презентация. Слайд 8) Он остался таким, улетая “потоком крылатой этоты” в “голубой тихославль” будущего. “Усталые крылья мечтога” не удержали его в безвоздушном пространстве опытов и “осад”:
Мой белый божественный мозг
Я отдал, Россия, тебе:
Будь мною, будь Хлебниковым.
Сваи вбивал в ум народа и оси,
Сделал я свайную хату
“Мы – будетляне”.
Все это делал, как нищий,
Как вор, всюду проклятый людьми.