Литература
-
Использование технологий блочно-модульного обучения на уроках русского языка и литературы 2014
Модульное обучение - предмет активных действий ученика. Использование модульных технологий позволяет формировать навыки самостоятельной работы. Эффективность обучения будет намного выше, если ученик сможет овладевать знаниями сам, а учитель управлять этим процессом - мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать.
-
Урок-зачет по теме "Русские народные сказки". 5-й класс 2014
Урок-зачёт по сказкам разработан с целью актуализации и обобщения знаний по изученному разделу. Данный урок был апробирован и имеет положительные отзывы со стороны учащихся. Ребята с интересом работают на уроке и получают хорошие отметки.
-
Урок по повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи" 2014
Учащиеся знакомятся с творчеством писателя; рассматривают жанровое своеобразие и композиционные особенности повести; изучают тему Петербурга в творчестве Ф.М.Достоевского; знакомятся с еще одним вариантом интерпретации повести; отмечают, как тема «маленького человека» раскрывается в творчестве писателей первой половины XIX века.
-
Раздумье о смысле жизни в философской лирике А.С. Пушкина. 9-й класс 2014
Этот урок - один из уроков в элективном курсе "Русская литература и Православие", разработанных на основе изучения трудов известных литературоведов и выдающихся деятелей Церкви, их отзывов о творчестве русских писателей, поэтов. Целью курса не является изучение произведений, написанных на знаменитые Евангельские сюжеты. Это попытка взглянуть на известные литературные произведения под иным углом зрения, увидеть нравственные искания писателей и поэтов, расширить свои представления о духовно-нравственном развитии человека, обогатить свой духовный потенциал.
-
Основные темы рассказа Л.Н. Толстого "Севастополь в декабре месяце" 2014
Определить основные темы рассказа: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества; раскрыть образы защитников Севастополя. Вступительное слово учителя о писателе, сообщение учащихся о ходе Крымской войны 1853–1856 годов, рассказ об участии Л.Н. Толстого в этой войне. В работе над текстом обращено внимание на описание природы, города, лица жителей и солдат. «Посещаем» госпиталь, отправляемся на четвёртый бастион. Встречаемся с «русским народом сильным, выносливым, терпеливым», способным «сделать во сто раз больше» ради любви к Родине.
-
"Слово о полку Игореве" – уникальный памятник Древней Руси 2014
На заключительном уроке по теме планируется систематизировать материал предыдущих уроков, помочь учащимся понять основную авторскую мысль, значимость произведения, актуальность его проблем и идей и то, как логикой композиционного построения, силой образного воздействия доносится это до читателя. Для организации последовательной, запоминающейся беседы по проблемным вопросам учителю поможет предлагаемая презентация и две опорных схемы.
-
Тема урока "М.Ю. Лермонтов "Бородино". Национально-патриотическая баллада. Историческая основа баллады" 2014
Предлагается интегрированный урок изучения нового материла. В основе урока – межпредметная интеграция с историей, изобразительным искусством, которая отражает комплексный подход к воспитанию и обучению, способствует выделению как главных элементов содержания, так и взаимосвязи между учебными предметами, предполагает не только согласованность программ, но и их взаимопроникновение.
-
Урок литературы по теме "Мифы и герои древних славян" 2014
Урок знакомит учащихся с жизнью и верованиями древних славян, формирует интерес к устному народному творчеству. Опережающее домашнее задание к этому уроку направлено на формирование умений работать в группе, на выявление творческих способностей. Дети учатся оценивать свою работу на уроке.
-
Урок внеклассного чтения по литературе по творчеству М.Твена "Марк Твен фантазирует" 2014
Цели урока: продолжить знакомство с жизнью и творчеством М.Твена; развивать интерес учащихся к произведениям нравственной тематики; формировать умение учащихся размышлять над нравственными качествами героев произведения; проанализировать основные идеи произведения, поступки героев и события романа; учить учащихся наблюдать за психологией человека, наделённого властью, рассуждать о милосердии как одном из лучших качеств человека, развивать в себе это качество; продолжить работу по развитию речи учащихся, сформировать представление о сценическом действии и его особенностях.
-
Тем, кто не желает читать Маяковского 2014
Как преодолеть сложившиеся стереотипы? Как убедить, что Маяковский – талантливый поэт? Проникновенный лирик? Поэт могучей метафоры, точного и неожиданного сравнения? Мне кажется, разговор нужно повести по-другому. В ходе урока учащиеся составляют высказывания, аргументируют ответ с помощью цитирования, домашнее задание – сочинение-рассуждение.
-
Проектная работа "Электросталь. Улицы и имена" 2014
Данный материал можно использовать на уроках истории города, истории России, литературы, при проведении классных часов и викторин, на кружковых занятиях по краеведению. Большое количество улиц, в старое время, было названо в честь людей, чья деятельность связана с основанием нашего города. Поэтому мы подготовили презентацию и виртуальный музей «Электросталь. Улицы и лица», а также решили продолжить наше исследование и создать справочник для школьной библиотеки.
-
"Предсмертные сны (галлюцинации) Свидригайлова в идейной структуре "Преступления и наказания". Как по снам можно понять нравственное банкротство героя?" 2014
Статья посвящена анализу предсмертных снов (галлюцинаций) Свидригайлова, героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Ученики через анализ ярких, выразительных художественных деталей, композиции, пейзажа приходят к осознанию предназначения снов в идейной структуре романа, к раскрытию двойственного характера личности героя, к пониманию его сложного, противоречивого внутреннего мира.
-
Формирование читательских компетенций учащихся на уроках литературы через систему заданий проверочного характера 2014
Статья представляет собой опыт использования заданий разного типа (с выбором нескольких правильных ответов, задания открытой формы, задания с выбором одного правильного ответа, задания на соответствие и т.д.). Автор предлагает для практического использования примеры подобных заданий, давая пояснения, определяющие специфику каждого задания, их методическую целесообразность.
-
Урок-исследование "Город, который лжет". Петербург в повестях Н.В. Гоголя 2014
Урок «Петербургские повести» Гоголя поможет учащимся сформировать представление о гоголевском Петербурге, проанализировать повести, развить умение выражать свои мысли, читательские впечатления; углубить изучение гоголевской прозы; продемонстрировать особенности творчества писателя, закрепить усвоение литературоведческих терминов; развить устную речь, навык работы в группе.
-
Урок-размышление по рассказам В.М. Шукшина "Билетик на второй сеанс", "Случай в ресторане", "Алеша Бесконвойный" 2014
Урок-размышление в 11-м классе по рассказам В.М. Шукшина расширяет представление об особенностях творческой манеры В.М. Шукшина, помогает формировать у учащихся умение самостоятельно исследовать художественное произведение, развивает навыки творческого чтения литературного произведения, способствует выбору жизненной позиции учащихся.
-
Фантастическое в цикле "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя 2014
«Вечера на хуторе…» представляют собою великолепные картины жизни и быта украинского народа, из которых русский читатель впервые увидел народ Украины с тьмой обычаев, поверий, легенд, с песнями, юмором, особым складом речи, картинами родной природы. Своими «Вечерами…» Гоголь как бы включился в практическое разрешение той основополагающей проблемы, на которую указывалось, – проблемы народности литературы.
-
Идейно-художественное своеобразие рассказа Н.С. Лескова "Неразменный рубль". Подготовка к написанию сочинения 2014
Данный материал для подготовки к написанию сочинения в 6-м классе может быть использован при изучении творчества Н.С. Лескова. Данный урок позволяет задуматься над такими вопросами: кто мы, каково наше предназначение, зачем человек приходит в этот мир? Урок подготовит учащихся к написанию сочинения.
-
А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества. Пьеса "Вишневый сад" 2014
Урок построен как семинар с элементами ролевой игры. Уровневые задания, предложенные в данном материале, помогут учителю обобщить знания по литературе XIX века, расширить знания учащихся о жизни и творчестве А.П. Чехова. На уроке проводится исследовательская работа, помогающая раскрыть содержание пьесы «Вишневый сад», рассматривается тема ответственности человека за свои поступки, поднимается тема экологии.
-
Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы 2014
Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня учителя задумываются над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Автор статьи делится опытом по использованию инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе.
-
М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" - историческая поэма о России XVI века 2014
Цель урока: продолжить изучение поэтических произведений на историческую тему, сопоставляя с данными истории и выявляя авторскую позицию; выявить художественное своеобразие поэмы и ее связь с фольклором; развивать монологическую речь, аналитическое мышление; воспитывать чувство сопричастности к прошлому страны, патриотизм.
-
Судьба русской женщины (по рассказу А.Солженицына "Матренин двор" и повести Ф.Абрамова "Пелагея") 2014
Урок адресован учащимся 9-го класса. В качестве внеклассного чтения им рекомендуется прочитать повесть Абрамова «Пелагея». Задача урока – сравнить судьбы женщин, подчеркнуть их нравственные начала, ответить на проблемные вопросы, поставленные авторами произведений, поразмышлять о смысле жизни.
-
Загадка Шекспира: был или не был? 9-й класс 2014
Цели урока: активизировать познавательную деятельность учащихся; вовлечь их в творческую поисковую работу, пробуждая интерес к личности и творчеству У.Шекспира; приобщить учащихся к духовному наследию культуры эпохи Возрождения; способствовать воспитанию высоких эстетических и нравственных чувств.
-
Литературно-музыкальная гостиная "Маленькая страна" поэтического творчества Н.А. Кудрявцевой (уроженке с. Мулино Нагорского р-на Кировской обл.) 2014
Цель литературно-музыкальной гостиной – знакомство с жизнью и творчеством уроженки с. Мулино Нагорского района. На занятии дети, родители, педагоги узнали, что на нашей родной земле есть замечательные поэтические таланты. Н.А. Кудрявцева училась в Мулинской школе, затем стала учителем, всегда писала стихи. Свои стихотворения Нина Аркадьевна посвящает воспоминаниям о детстве, любимой школе, сельской библиотеке, родном селе, речке Вятке, природе, друзьях...
-
Литературное кафе "Бродячая собака". Разработка открытого внеклассного мероприятия по литературе. 9–11-й классы 2014
Понятие «Серебряный век» появилось в 60-х годах XX века, уже после смерти всех его представителей. Сами себя они называли модернистами. В новой литературе наметились три основных течения: символизм, акмеизм, футуризм. Местом паломничества писателей, композиторов, художников, критиков разных верований и направлений стало литературное кафе «Бродячая собака», открывшееся 31 декабря 1911 года в Петербурге.
-
Проблема трагической любви в рассказе И.А. Бунина "Чистый понедельник" 2014
Цели урока: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством И.А. Бунина, книгой «Темные аллеи»; проанализировать рассказ «Чистый понедельник»: раскрыть проблему любви, выяснить причины трагической судьбы героев; познакомить с духовным наследием России; развить навыки аналитического чтения эпического произведения.
-
Образ святой Руси в зеркале литературы 2014
Личный пример учителя является сегодня основным принципом организации духовно-нравственного развития и воспитания личности. Обращение к русской святости - одна их важнейших задач возрождения России. Формирование духовно-нравственной личности является одной из главных целей изучения предмета «Литература».
-
Духовно-нравственное величие женщины в поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины" 2014
Цели урока: воспитывать нравственные качества: долг, ответственность, сопереживание, милосердие, любовь к семье, патриотизм, стойкость, мужество; формировать гражданскую идентичность; познакомить обучающихся с историей написания поэмы Некрасова «Русские женщины», историческими событиями, отраженными в произведении; ввести понятие «дилогия»; раскрыть тему, проблему, мотив, идею, пафос поэмы; обучать актерскому мастерству.
-
Игра "Кто хочет стать миллионером?" 2014
Урок служит расширению кругозора учащихся и популяризации знаний в рамках общеобразовательных дисциплин, формированию умения использовать полученные знания в игровой ситуации, воспитанию активной жизненной позиции и уверенности в своих знаниях. Представлен один тур игры из разработанных семи.
-
Литература и Коран. 93 сура Корана "Утро" и пушкинский "аналог" – "Клянусь четой и нечетой…" 2013
Главная цель урока – определить степень сходства и различия 93-й суры из Корана и произведения А.С. Пушкина «Клянусь четой и нечетой…». Для этого проводится предварительное ознакомление с догматами ислама. Сопоставление текстов помогает понять художественный смысл пушкинского обращения к Корану. В результате процесс взаимопроникновения разных национальных культур становится понятным и логичным.
-
Мировое значение творчества Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой и культура ХХ века 2013
Цели урока. показать величие литературного и публицистического наследия Толстого, тесно связанного с культурно-историческим процессом ХХ века; раскрыть мировое значение его творчества.