Урок внеклассного чтения в форме диспута "Ты знаешь, так хочется жить!" по рассказу Белый квадрат" Захара Прилепина. 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цель урока.

Содержательная:

1) организовать читательскую деятельность учащихся для постижения смысла рассказа;

2) учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя, уметь высказывать своё личностное суждение и развивать умение анализировать текст;

3) показать, какие нравственные проблемы подняты в сказке, вызвать сочувствие, сопереживание по отношению к трагическому случаю с героем.

Деятельностная:

1) создание условий для усвоения темы;

2) создание ситуаций успеха;

3) развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности;

4) обучение индивидуальной рефлексии цели;

5) развитие навыков самоконтроля;

6) развитие схематичного мышления.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы и приёмы обучения: эвристический, устный опрос, рассказ учителя, сообщения учащихся, работа с текстом по группам, задания на установление соответствия, на ассоциации, беседа по вопросам.

Оборудование: текст рассказа, мультимедийный проектор, экран, видеофильм, вопросы для 3-х групп, детские фото, иллюстрации к рассказу, макет солнца и лучей, музыкальный фон “Ты знаешь, так хочется жить…” (клип “Рождество”, Александр Марцинкевич).

Ход урока

Этапы
урока
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся Универсальные
учебные действия
УУД
1. Орг. момент. (Цель: настроить учащихся на учебную деятельность). Этап знакомства с текстом и выдвижение первичных смысловых версий индивидуально. Проверяет готовность учеников к уроку. Музыкальный фон “Ты знаешь, так хочется жить…”.

Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные). Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела.

Ученик проверяет наличие учебного материала к уроку. Познава-
тельные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

2. Проверка заданного материала на дом.

(Цели: проверить усвоение материала, развивать умение формулировать свои мысли, аргументировать своё мнение) – Стадия вызова “создание мотива к обучению”

Какие произведения З. Прилепина вам известны? Какие иллюстрации вы нарисовали к рассказу “Белый квадрат”?

1. Стадия вызова.

Эмоциональный настрой.

Рассмотрите детские фото, выберите любые 5 фото и вывесите вокруг солнышка (макет солнца). Объясните, почему вы выбрали именно эти фото. Напишите на лучиках солнца, какие слова у вас ассоциируются со словом детство

Рассматривают иллюстрации и защищают их.

Отвечают на вопросы.

Слушают ответы одноклассников.

Записывают, затем читают.

Объясняют.

Работа в группах.

Записывают (мама, папа, счастье, семья, улыбка, радость, воспоминание и т.д.)

Познава-
тельные
:

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Логические:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Открытие нового знания. (Цели: развивать умение анализировать, делать вывод; развивать мышление и грамотную речь учащихся; выполнять задания). Постановка цели, проблемного вопроса.

Ребята, над чем мы сегодня будем размышлять?

Именно о детстве нам повествует Захар Прилепин в рассказе “Белый квадрат”, который мы с вами будем сегодня обсуждать. Мы попытаемся найти ключик, который откроет нам секреты взаимоотношений между детьми и узнаем, какой дорогой должен идти каждый, чтобы не замёрзло его сердце.

На ваш взгляд, какие отношения должны быть между людьми в целом? Сердечные, тёплые, которые будут согревать.

Просмотр видеофрагмента.

Обсуждение.

Слушают.

Отвечают на вопросы

Обсуждают ситуацию

Коммуни-
кативные:

- формирование умений слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, современных средств коммуникации.

4. Осмысление содержания, в ходе которого происходит непосредственная работа ученика с текстом, причём работа направленная, осмысленная. 2. Стадия осмысления. Приём “Чтение с остановкой”.

Чтение учителем рассказа с остановками.

Исследования по группам

Вопросы для 1-й группы

1. Во что играли несколько деревенских пацанов на пустыре за магазином?

2. Что должны были сделать все за это время, когда тот, кому выпало водить, стоял к двери лицом и громко считал до ста?

3. Где и как таились темнолицые, щербатые, остроплечие пацаны, а потом мчались наперегонки с тем, кто водил, к двери сельмага, чтобы коснуться нарисованного на ней кирпичом квадрата, крикнув: “Чур меня!”

4. Если не чур – то ….?

5. Я был самый маленький, как я старательно прятался и следил за водящим из травы, зоркий как суслик?

6. Когда водящий уходил в противоположную сторону, я … И семенил короткими ножками двери сельмага до … и хлопал по нему с такой силой, что ладонь обжигало, и кричал: “…..”?

Вопросы для 2-й группы

1. Сколько примерно лет было главному герою рассказа – Захарке? А Сашке?

2. Как Сашка удивлял деревенских ребятишек?

3. Каким качества характера Сашки завидовал Захарка, даже став взрослым?

4. Честно ли исполнял обязанности “водящего” Захарка?

5. Почему Сашку не нашли? Зачитайте эпизод возвращения Захарки домой.

6. Виноват ли Захарка в гибели Сашки? Докажите цитатами из текста.

7. “Я постарел. Стареешь особенно быстро, когда начинаешь искать перед жизнью оправдания. Но когда сам веришь своим оправданиям – тогда легче.

- Как я могу им не верить, Саша? Что мне тогда делать? Но Саша не слушает меня”. Почему?

Вопросы для 3-й группы

1. Зачем Захарка, став уже взрослым и даже постарев, снова приезжает в деревню?

2. Почему рассказ называется “Белый квадрат”?

3. Сколько временных пластов в рассказе? Почему?

4. Какова авторская позиция в рассказе?

5. Какие проблемы поднимает автор в рассказе?

Дополните. Выкрикнув это, я услышал…. за спиной, но это не я, голопузый, вызвал восхищение. Это… опять учудил.

Слушают.

Работают в группах.

Делают записи в тетради. Высказывают свои предположения.

Познава-
тельные:

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения; извлечение необходимой информации из прослушанного текста;

- определение основной информации;

- свободная ориентация и восприятие художественного текста;

Коммуни-
кативные:

- формирование умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

5. Этап решения частных задач. (Цель: научить формулировать собственное мнение и позицию.

Итак, ребята, какие нравственные уроки мы извлекли из этого рассказа?

Научиться быть добрыми и отзывчивыми.

Каждый должен жить с тем, что он совершил в жизни.

У каждого из нас есть свой крест и его надо пронести до конца достойно, даже если тебе очень больно и горько.

Отвечают. Познава-
тельные:

- структурирование знаний;

Логические:

- анализ и синтез знаний учащихся;

- построение логической цепочки рассуждений; анализ истинности рассуждения.

6. Рефлексия

(Цель: определить, что усвоено учащимися, что вызвало затруднения, что привлекло внимание детей.)

Рефлексия

1. Взаимоопрос

Что порождают воспоминания о детстве? (Воспоминания о детстве порождают и радость, и боль в душе героя одновременно.)

Какие проблемы поднимает З. Прилепин в рассказе “Белый квадрат”? (Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей ценности человеческой жизни).

Приём “Тонкие и толстые вопросы”.

2. Продолжите предложения:

Самым интересным для меня….

Сегодня я познакомился (узнал) …

Я ещё хотел бы узнать …

Мне представляется …

3. Составление синквейна к слову детсво.

Cing – фр. – пять, пятистрочная строфа, каждая имеет своё содержание и форму. 1 строка – 1 существительное, ключевое - детство;

2 строка – 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;

3 строка – 3 глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4 строка – короткое предложение из 4 слов, раскрывающих суть темы;

5 строка – одно заключительное слово (синоним) к 1 существительному (н-р, детству).

Проводят взаимоопрос.

Делают записи в тетради

Продолжают предложения.

Составляют синквейн

Познава-
тельные:

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуни-
кативные:

- участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

7. Домашнее задание. (Цель: организация самостоятельной, творческой работы учащихся) Напишите отзыв на рассказ “Белый квадрат” З. Прилепина.

Какие чувства он у вас вызвал?

Обоснуйте.

Записывают задание в дневник. Логические:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуни-
кативные:

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Список литературы

1. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.

2. Бершадский, М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М.Е. Бершадский. // Педагогические технологии, №1, 2006.

3. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе “Школа 2000…” / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.

4. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1994.

5. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения “Школа 2000…”. – М., 2011.

6. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную. Письмо от 21 мая 2004 г. № 14-51-140/13. Министерство образования Российской Федерации.

7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011.

8. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

10. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: “Ничья земля в возрастной психологии”. – Вопросы психологии, 1998, № 3. – С. 17-31.