Урок внеклассного чтения "Голос памяти правдивой" (по повести Л.К. Чуковской "Спуск под воду")

Разделы: Литература


(Слайд 1). Презентация

Л.К. Чуковская “Спуск под воду” (внеклассное чтение).

Экспозиция урока

Сценка (по повести “Спуск под воду” Л.К. Чуковской)

- Вы еще не читали “Спуска под воду”?

- Нет. А про что там, про работу водолазов?

- И не читайте, скучища.

- Неправда, непременно прочитайте! В этой книге что-то есть. Хотите принесу? Там никаких водолазов.

- Поделитесь впечатлениями о прочитанном.

- Что может ждать читатель от повести с таким названием, написанной в ХХ в.?

(Слайд 2)

Заглавие должно вытекать из содержания. Л. Толстой

- Послушаем, что говорит Л. Чуковская о заглавии повести.

Группа “Чтецы”

“Книга была мною, замиранием моего сердца, моей памятью, которая никому не видна… и если я бесстрашно буду совершать погружение, то станет чьей-то новой душой…

Зачем же я погружаюсь? Зачем же я совершаю спуск? Я хочу найти братьев – не теперь, так в будущем. Пишу книгу, чтобы найти братьев – хотя бы там, в неизвестной дали”

- На чье понимание рассчитано прочтение повести?

Учитель: Есть книги о том, как смотреть живопись, картины.

Есть книги о том, как слушать музыку. Книга “Спуск под воду” о том… (Продолжите предложение, назвав темы произведения).

- Уточните, конкретизируйте тему.

- Прочтите эпиграф. Почему именно эти строки взяты в качестве эпиграфа?

- Определите, как сопрягаются эпиграф и заглавие.

- Объясните значение слова “нравственность” (обращение к словарю).

(Слайд 3)

- Что влияет на выбор жизненного пути человека?

- Сформулируем проблему урока.

- Какие нравственные проблемы подняты автором?

- Сформулируем цели урока.

- Нам важно выяснить, что нового может сказать о времени и человеке Л.Чуковская. Какой урок из опыта жизни героев мы можем извлечь для себя, решая проблемы, поставленные автором?

(Слайд 4)

Цели урока.

(Слайд 5)

Личность сочинителя есть драгоценный комментарий к его сочинениям. А.И. Герцен

- Какие особенности мироощущения писателя мы можем открыть для себя, читая повесть?

- Найдите эпитеты к слову время.

Учитель: Для того, чтобы понять повесть, нужно, насколько это возможно, войти в ту эпоху, почувствовать ее атмосферу.

(Слайд 6)

В письме к Л.К. Чуковской С.А. Лурье (критик) отмечает: “Спуск под воду – вещь абсолютно замечательная..”.

- Аргументируйте данное высказывание, назвав приметы послевоенного времени.

(Слайд 7)

Мультипликационный агитационный фильм (1949 г.) “Чужой голос” (по басне С. Михалкова) (не публикуется, т.к. имеет объем, превышающий допустимый, находится у автора)

- Дайте объяснение, почему этот фильм “вмонтирован” в урок.

(Слайд 8)

- Почему послевоенные годы стали пиком борьбы с интеллигенцией?

- Разобраться в проблематике произведения помогут психологические портреты героев. (Ваше домашнее задание)

- Из предложенных определений разных понятий выберите то, которое связано с вашим героем: двоемыслие, компромисс, конформизм, наивность, невежество, позиция самосохранения, предательство, равнодушие, раздвоенность, самодовольство, трусость. Обоснуйте свой выбор.

Задание классу: пользуясь словарем символики цвета, определите в цветовой гамме героев повести.

Группа “Память”

Нравственный выбор Векслера можно определить словами: компромисс, наивность, равнодушие, позиция самосохранения. Сообщение о Векслере.

Учитель: Чуковская говорит об опасности, подстерегающей человека, отказавшегося от попыток понять. Это свойство человеческой психологии сегодня серьезная угроза человеческому существованию.

- Кто он, Векслер? Человек который притворяется перед другими и самим собой, что ничего не понимает в обстановке?

Или же он честный, заблуждающийся человек?

(Слайд 9)

“В России литература – вторая власть”. А.И. Герцен

Группа “Правда”

Для оценки Сергея Дмитриевича мы выбрали следующие слова: трусость, продажность, двоемыслие. Судьба Сергея Дмитриевича – яркий пример того, что происходит с человеком, если его совесть, его нравственная сила не могут устоять под давлением внешних обстоятельств. Сообщение о герое.

(Слайд 10)

“Страшна судьба человека, который неправильно понял главное в своей эпохе. Как бы он ни был умен и порядочен – он обречен во всем наврать, натворить глупостей и подлостей”. Л.К. Чуковская

Группа “Совесть”

Самодовольство, невежество – отличительные черты критика Клокова.

“Человек идеологизированный” – так определил Фазиль Искандер того, кто отдает идеологии тайну своей жизни, свою истинную ценность, свою нравственную свободу, свою личность. Сообщение о критике Клокове.

Группа “Правда”

Билибин – олицетворение раздвоенности сознания, трусости, предательства, конформизма.

“Нравственность человека видна в его отношении к слову”. Билибин не выдерживает испытания словом. Сообщение о нём.

Учитель: Что же произошло с Николаем Александровичем? В чем причина такого чудовищного перерождения?

- Правы ли критики, объясняя двойственное поведение Билибина особенностями эпохи? Как считаете вы?

- Есть обстоятельства и есть человек. Но только от человека зависит, каким он выйдет из обстоятельств.

Учитель: Попытаемся понять отношение Нины Сергеевны к Билибину и автора к людям подобного типа.

Чтение наизусть монолога Нины Сергеевны. (От слов “До сих пор мне случалось испытывать в жизни горе” до слов “…заиканием вашего друга”)

Учитель: Прокомментируйте психологическое состояние Билибина и Нины Сергеевны. Что вы чувствуете во время этой пафосной речи?

Почему он не смотрит в глаза Нине Сергеевне?

- Обратимся к композиции повести. Зачем писателю понадобилась кольцевая композиция?

Учитель: Способен ли Николай Александрович Билибин чувствовать угрызение совести? Почему не произошло прозрения и покаяния?

(Ответы учащихся)

Учитель: Можно ли было предположить такой итог взаимоотношений героев? Где автор указывает на двойственность в портрете, поведении Билибина? (Ответы учащихся)

Имела ли право Нина Сергеевна так строго судить Билибина?

Каково ваше отношение к этому человеку?

Вы сострадаете герою?

Что сближает этих “инженеров человеческих душ”? Обоснуйте правомерность использования цветовой гаммы для окололитературного окружения.

Почему такое стало возможно?

Учитель: Билибин – это собирательный образ всех сломленных писателей-горемык, предавших своих товарищей.

Несмотря на несвободу в русской истории и культуре находились люди, которые говорили: “Нет, со мной это не пройдет”. И отстаивали так или иначе достоинство. “Органическим явлением природы в неорганическом, но организованном мире” назвал Б. Пастернак Л. Чуковскую. Это важный нравственный, эмоциональный ресурс, который был и есть в нашей истории. В этом и сила нашей страны, что даже в самое страшное время находились благородные, сопротивляющиеся системе люди.

Учитель: Почему только Нина Сергеевна чувствует эту фальшь?

Как ведет себя героиня, встретившись со злом?

Оцените психологическое состояние Нины Сергеевны и ее антагонистов.

- Ее отличает ясность взгляда, она не может мириться со злом, благородная.

- Страх живет в каждом. Не быть как все, не бояться, занять личную позицию, противостоять – это могли не все.

Группа “Слово”

Нина Сергеевна не способна к компромиссам. Чувствуется искренность и ответственность за слово, и это не вызов, а потребность говорить только правду.

(Слайд 11)

Портрет Матвея Петровича Бронштейна.

Группа “Память”

Она ни на миг не забывает 37 год. Муж самой Лидии Корнеевны, талантливый физик Матвей Петрович Бронштейн, расстрелян в 1938 году. Вдова осталась верна его памяти на протяжении всей последующей жизни. Не могла его забыть, ничего не могла – и не хотела! – простить его палачам, всему палаческому режиму.

- В чем разница в мироощущении Софьи Петровны (героини одноименной повести Л. Чуковской) и Нины Сергеевны?

Учитель: Что давало силы героине выстоять и сохранить неубиенность человеческого духа? Что определяет ее характер?

Дневниковые достоинства “Спуска под воду” связаны с тем, что Л.Чуковская аккумулировала в душе своей героини важнейшие человеческие ценности.

(Слайд 12)

Решая эту проблему, мы предлагаем наши ответы внести в таблицу.

Нина Сергеевна Окололитературное окружение
Правда Ложь
Искренность Фальшь
Бесстрашие Трусость
Интеллигентность Бездуховность
Душевная чистота Подлость
Бескомпромиссность Приспособленчество
Вера в неистребимость слова Предательство

Учитель: “Конвейер патентованной лжи”, работает в полную силу и действует на сознание человека катастрофически.

- Вспомните, на первый взгляд, второстепенный образ сестры-хозяйки. Прокомментируйте встречу героини с Людмилой Павловной, когда та возвращается с посылкой.

Чуковская строго судит “мозг рядового человека за его нежелание развиваться”, за приплюснутое мышление.

(Слайд 13)

Где не погибло слово, там спасено будущее. Л.К. Чуковская

(Из поздравления по случаю пятидесятилетия А.И. Солженицына)

И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе “Русский язык” (хоровое чтение).

Группа “Слово”

У героини после всего пережитого есть опоры, которые дают ей силы жить: русская природа и русская поэзия. (Приложение 1 – В поисках Чуковской.)

(Слайд 14)

Мерило правды, искренности, чистоты для Нины Сергеевны - природа.

(Слайд 15)

Наслаждение прекрасным - путь к нравственности. Шиллер.

Учитель: В повести много литературных имен. Это дорогие героине имена – знаки, тождественные правде: Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Толстой, Блок, Маяковский, Ахматова.

Нина Сергеевна ощущает себя и свою судьбу внутри русской культуры и считает, что за культуру нужно бороться.

- Как вы это представляете?

Работая над этой темой, мы заинтересовались, читают ли наши сельчане стихи, что предпочитают люди разного возраста.

Интервью с сельским библиотекарем Ольгой Сергеевной Торгунаковой. (Видеозапись)

(Слайд 16)

Итог наших наблюдений: в провинции живет интерес к поэзии, а значит, живет русское слово. “Где не погибло слово, там спасено будущее”. Л.Чуковская.

Учитель: В письме к Чуковской критик С.Лурье обратил внимание на близость героини вечному образу Дон-Кихота. В чем смысл сравнения героини с Дон-Кихотом? В чем видит “вечность” героини С.Лурье?

- Обращение к портрету. Какой вам видится личность Л.К. Чуковской?

“Кристально чистая (ни единого лишнего слова), сверхконцентрированная, поэтически точная и объемная проза” (Александр Немзер).

- Приведите аргументы, подтверждающие справедливость этого высказывания.

Учитель: На засыпанной снегом могиле отца, в кустах можжевельника, Лидия Корнеевна Чуковская находит размокшее письмо:

“Спасибо Вам, Лидия Корнеевна, за то, что Вы, человек и писатель, одна из немногих настоящих писателей, оставшихся в России”.

Все, что она делала, было продиктовоно внутренней потребностью – иначе не могла.

- Не могла не написать повесть “Софья Петровна”.

- Не могла не написать повесть “Спуск под воду”.

В обеих повестях анализ сталинщины точен и уникален.

- Не могла не рассказать об Анне Ахматовой.

- Не могла не возвысить голос в защиту “избиваемых” властью – Синявского и Даниэля.

- Не могла не обратиться с открытым письмом к тогда неприкасаемому Шолохову стыдящим русского писателя, призывавшего расправиться с Синявским и Даниэлем без суда и следствия.

- Не могла не описать в книге “Процесс исключения” позорного спектакля своего изгнания из Союза писателей.

Итог урока.

“Свободный микрофон”: спасибо писателю.

- Оцените сигнальной карточкой свою работу на уроке:

Желтый – вяло, банально, пассивно.

Зеленый – активно, интересно, любопытно.

Оранжевый – ярко, прочувствованно, личностно.

Диалог с Литературой не был напрасным. “Братья – понимальщики” в классе есть, а значит, слово Л.Чуковской было услышано и понято, и вы ступили на трудный путь постижения Правды жизни.