Природа не слепок, не безумный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И. Тютчев
Цели урока: познакомить учащихся с изображением природы (русского леса) в русской поэзии 19 века, с многообразием растительного мира средней полосы; развивать интерес к изучению природы, к поэзии; воспитывать любовь к природе, стремление охранять ее.
Ход урока
I. Оргмомент. Сообщение целей и задач урока.
Учитель литературы: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Прежде всего потому, что вести его будут два учителя: учитель русского языка и литературы (Юлия Юрьевна) и учитель биологии (Ирина Вениаминовна). То есть урок у нас будет интегрированный.
Что же означает слово “интегрировать”? Обратимся к толковому словарю и уточним значение этого слова, поможет нам в этом лингвист. (Таранов Илья)
…Другими словами наш урок объединяет два учебных предмета: литературу и биологию.
Ребята, а как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? А определить тему нашего урока вам помогут стихотворные строки…
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И. Бунин)
"Шагай!" - поманила
Лесная дорожка.
И вот зашагал
По дорожке Алёшка!...
Ведь летом в лесу
Интересно, как в сказке:
Кусты и деревья,
Цветы и лягушки,
И травка зелёная
Мягче подушки!... (Борис Заходер)
(Русский лес)
Учитель биологии: Ребята, сегодня на уроке мы с вами пополним наши знания о многообразии растительного мира, его распространении и значении в природе и жизни человека. Для этого мы отправимся в увлекательное путешествие в мир леса.
Учитель литературы: А спутником нашим будет поэзия. Мы познакомимся с прекрасными произведениями русских поэтов 19 века.
II. Обобщение знаний о растениях. Беседа по вопросам.
Учитель биологии: А чтобы наше путешествие состоялось, вам необходимо ответить на несколько вопросов.
Как называется наука, изучающая растения? (Ботаника).
Почему растения считают живым организмом?
Каково значение растений в природе?
Какие жизненные формы существования растений вы знаете?
Как подразделяют растения по продолжительности жизни?
III. Путешествие в мир растений и поэзии.
Учитель биологии: Итак, отправляемся путешествовать по лесу. Во время путешествия занесите в таблицу названия растений, о которых вы узнаете (учитель раздаёт учащимся готовую таблицу).
Учитель литературы: Прочитаем эпиграф нашего урока.
– Как вы понимаете “душа, язык природы”? (Если внимательно вглядываться вокруг, природа – наш друг, если мы будем любить ее, она нам вернет сполна своей красотой и добротой.)
Учитель литературы: Русские поэты в своих стихотворениях воспели неброскую красоту родной природы. Поэзия 19 века – это неисчерпаемая сокровищница пейзажной лирики. Подобно художникам, поэты несколькими штрихами рисуют выразительные картины природы.
- Послушаем литературоведа. (Жовтовская Маша)
(Аполлон Николаевич Майков русский поэт, родился в Москве в 1821 году в старинной дворянской семье с богатыми культурными традициями. Аполлон Николаевич очень любил природу, восхищался её красотой. Он увлекался живописью, но посвятил свою жизнь поэзии.)
- Давайте послушаем отрывок из стихотворения А.Н. Майкова “Пейзаж” и совершим с вами вместе с поэтом прогулку в осенний лес. Слово чтецам. (Дергачева Даша)
Учитель биологии: Слушая стихотворение, не забывайте вносить в таблицу…
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеею
Идешь - и нет конца пути...
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист; -
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу...
Идешь, как будто по водам, -
Нога шумит... а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет,
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят...
- Грустная, но прекрасная пора осени навевает много разных чувств.
- С каким чувством автор описывает осень? (Любовь и грусть)
- В каких строках звучит грусть? Почему грусть?
- Какими красками рисует поэт картину осеннего леса, его обитателей?
- Какие цвета вы бы добавили, если бы вас попросили нарисовать осенний лес?
- Найдите изобразительно-выразительные средства. (Cравнения, олицетворения)
- Какова их роль?
- Сейчас мы работали над поэтическим языком стихотворения, но красота природы удивляла и композиторов. Послушайте песню Г.В. Свиридова “Осень”.
Идет прослушивание песни Свиридова.
– Какой характер музыки? (Лирический, напевный, грустный, спокойный)
– Какие картины осени вы представили?
- Найдите строки в произведении, созвучные музыке.
Дыхательная гимнастика.
Учитель биологии: Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох чрез рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились, начали.
Повторяем 3 раза.
Учитель литературы: Русский лес прекрасен и в зимнюю пору… Давайте послушаем отрывок из стихотворения И.С. Никитина “Встреча зимы”. Но вначале слово литературоведу (Казаков Иван)
(Иван Саввич Никитин родился в1824 в Воронеже в зажиточной мещанской семье. Ему нередко приходилось бедствовать, но, несмотря на тяжелые жизненные условия, он все свободное время уделял чтению книг и поэтическому творчеству.)
(Леонтьева Ольга)
Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.
...В полдень дождь перестал
И, что белый пушок,
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, -
Где угодно гуляй:
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, -
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
- Каково главное ощущение, которое возникает при прочтении? (Сказочность, торжественность).
- Какие поэтические строки этого стихотворения вас особенно взволновали, покорили? Почему?
- С каким чувством вы заканчиваете читать стихотворение?
- Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете?
- Какие две картины противопоставляет поэт? Как называется этот прием противопоставления? (Антитеза).
- Как меняется настроение автора в стихотворении? Как он это показывает?
- Какой образ надолго останется в вашей памяти?
- Для кого из вас зима является любимым временем года?
Знакомство с картиной И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”.
– Посмотрите на картину И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”. Он нарисовал её в 1904 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту зимней природы.
– Что вы чувствуете, рассматривая эту картину?
Учитель биологии: Ребята, в этих стихотворениях поэты нарисовали живую картину природы нашей средней полосы. Давайте и мы вслед за поэтами ещё раз войдем ненадолго в лес.
Учитель литературы:
Когда ты входишь в лес,
Душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных
И строгой тишины,
Встречает грудь твоя так
Радостно и жадно
Дыханье влажных трав
И аромат сосны.
Учитель биологии: А сейчас мы предоставим слово биологам
(Сообщение Алексеевой Кристины о сосне)
(Сообщение Гурьяновой Вали о березе)
Просмотр клипа “Берёзы”.
Учитель биологии:
– Где используется берёза?
– Каковы места обитания?
Учитель литературы: Сейчас я предлагаю рассмотреть еще одну картину.
- Какое время изображено на картине?
- Как вы догадались?
- Что приносит нам лес летом?
- Может кто-то узнал картину? (Пластов “Летом”)
Учитель биологии: Но лес – это не только растения, это еще и его обитатели. Кого можно встретить в лесу? За помощью можно обратиться к таблице.
(Ответы детей).
Учитель литературы: Ребята, вы получили домашнее задание, найти стихотворения русских поэтов, посвященных лесным животным. Кто хочет прочитать нам четверостишия?
(Ответы детей).
Учитель литературы: С каким чувством поэты изображают жителей леса в своих произведениях?
IV. Обобщение знаний. Беседа об охране растений.
Учитель биологии: Сегодня мы убедились, как многообразен мир леса. Как он ценен и для человека, и для животных, и для самой природы. Мы с вами часть природы и должны бережно относиться к ней.
В последнее время многие растения стали редкими, более 500 видов растений занесено в Красную книгу Российской Федерации.
В нашей Чувашской Республике 243 вида растений подлежат строгой охране с полным исключением сбора.
- Назовите эти растения.
- Как мы с вами можем помочь природе?
V. Кроссворд.
Учитель биологии: А сейчас мы вам предлагаем ответить на вопросы кроссворда.
VI. Таблица.
VII. Итог урока (оценки за урок).
VIII. Рефлексия.
Учитель литературы: У вас на партах лежат листочки трех цветов: зеленые, желтые и зеленые, если вам урок понравился и у вас хорошее настроение в конце урока, возьмите зеленый листок, если что-то не совсем получилось, что-то было непонятно – желтый листочек, если вам было грустно, есть над чем поработать – красный листочек. Предлагаю украсить нашу березу листьями.
Учитель литературы: Мы с вами сегодня на уроке совершили прогулку в осенний, зимний, летний лес. Я видела, что увиденные пейзажи тронули ваши души, восхитили ваше воображение.
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Мы искренне желаем вам как можно чаще встречаться с красотой в жизни и оставить красивый и памятный след на земле
Учитель биологии: Пусть это будет след любви и доброго отношения к природе. Ведь “Нет ничего изобретательнее, чем природа”, - говорил Цицерон, и мы с ним не можем не согласиться.
IX. Домашнее задание.
Домашнее задание по литературе: выучить наизусть любое стихотворение о природе России, или написать мини-сочинение “В осеннем/зимнем/ лесу”.
Домашнее задание по биологии: подготовить доклад о растении, занесенном в Красную книгу Чувашской Республики, которое произрастает в окрестностях города Новочебоксарска.
Спасибо за урок!
Презентация (частично, т.к. предлаемый материал превышает допустимый для публикации объем)