Литература
-
Литературный вернисаж 2007
Данное мероприятие посвящено ситуации в России конца XX века. Новое время требует от истории полноты и правды. Мир дворянской культуры, удивительный мир человеческих отношений, веры в Бога, в Россию, в ее будущее был разрушен сначала войной, а потом – революциями 1917 г. Они привели к тому, что сотни тысяч наших соотечественников (преимущественно интеллигенция) покинули Родину. Постепенно мы познаем долгие годы скрытое от нас, рожденное в далеких краях творчество наших соотечественников. Сейчас оно возвращается домой. Возвращаются не просто любимые писатели, не только их запрещенные ранее книги, но и горькая память о тех годах, когда они были вынуждены покинуть родину. Поруганные таланты, обездоленные судьбы...
-
Урок внеклассного чтения по рассказу К.Д. Воробьева "Гуси-лебеди" 2007
Данный урок-дискуссия проводится после изучения программного раздела "Литература периода Великой Отечественной войны" в 11-м классе. Большое внимание на уроке уделяется анализу эпического текста, что способствует совершенствованию монологической и диалогической речи, развитию самостоятельного мышления обучающихся. Осуществляются на уроке межпредметные связи (русский язык, история, география), что важно при реализации комплексного подхода к руководству чтением.
-
Урок литературы по теме: "Муса Джалиль – поэт-герой". 5-й класс 2007
Биография татарского поэта Мусы Джалиля, который смысл всей своей жизни видел в служении народу, имеет большое воспитательное значение. На уроке учащиеся знакомятся с яркими страницами жизни поэта, читают его бессмертные стихи, учатся анализировать лирическое произведение, находить художественные средства выразительности, раскрывать идею стихотворения. Урок воспитывает в учащихся чувство гордости, патриотизма, чувство уважения к старшему поколению, чья юность совпала с грозными годами войны.
-
"Суровая правда" Константина Воробьева. Урок внеклассного чтения по рассказу К.Д. Воробьева "Немец в валенках" 2007
Урок нацелен на пробуждение чувства гуманизма, сострадания судьбе военнопленных. Анализируя рассказ, ученики понимают, что пленных и удерживающую их сторону связывают непростые отношения. Дети убеждаются, что К.Воробьев сумел показать и военнопленных, и их охранников не как однородную массу, а прежде всего как людей разных характеров с присущими только им индивидуальными чертами и поступками.
-
Исследовательская работа "Символика лунного света в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2007
Написание научно-исследовательской работы всегда вызывает трудности как у старшеклассников, так и у учителей. Вашему вниманию предоставляется исследовательская работа по литературе "Символика лунного света в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита", в которой можно найти ответы на многие вопросы.
-
Интегрированный урок внеклассного чтения по теме: "Литература, история XVIII века": литературная викторина "Колесо истории" 2007
Викторина в игровой форме позволяет проверить знание как программного, так и дополнительного материала. Викторина включает в себя вопросы по истории, литературе и истории костюма (образовательная область – технология) XVIII века. Игра проводится в 2 этапа: первый – командный, второй – личный.
-
Разработка урока по теме: "Образ красоты у И.А. Бунина" (на примере рассказа "Натали" из цикла рассказов "Темные аллеи") 2007
Художественное произведение – сложное структурно-семантическое единство, одним из стилистических элементов которого является портретная характеристика литературного героя, которая, в свою очередь, является одним из средств создания образа персонажа. Через внешний облик автор передает внутренний мир героя, выражает свое отношение к персонажу, свои чувства и мироощущение. Портретные характеристики принимают участие и в композиционном построении произведения. Важно научить детей анализировать художественный текст как единое целое, обращать внимание на детали. Правильно построенная работа на уроке помогает учащимся понять, что портрет – это важнейшая деталь в создании образа персонажа.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме: "Природа родного края в творчестве поэта-земляка Михаила Михайловича Мокшина" 2007
Одна из немаловажных целей уроков литературы в школе – приобщение детей к духовной культуре родного края, формирование чувства гордости за свою родину. Достичь этой цели можно посредством ознакомления учащихся с достопримечательностями родного села, города, района, а также с достойными людьми своей земли. Представленный мною урок был проведён в 2005/2006 уч. году на базе 6-го класса и позволил не только закрепить умение анализировать и выразительно читать лирическое произведение, но и познакомить ребят с творчеством современника, замечательного поэта Алтайского края.
-
Война и эмиграция 2007
Наиболее неизвестные страницы истории русского литературного зарубежья – позиция, судьбы русской эмиграции во время Второй мировой войны. Все они оказались перед сложнейшим выбором: поддержать фашистов, чтобы избавить Россию от большевизма, или поддержать СССР в борьбе с фашизмом, чтобы оставить Россию на мировой карте.
-
Концепт "совесть" в русских пословицах и поговорках 2007
Наблюдения показывают, что в речи учащихся пословицы сравнительно редки и имеют тенденцию убывания к старшим классам, что связано, по-видимому, с утратой элементов разговорного и народно-поэтического стилей, с влиянием письменно-книжных стилей. Предложенный материал можно использовать в обучении на уроках литературы как с воспитательной целью, так и для развития речи, для анализа синтаксических конструкций, образов.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Судьба человека в годы Великой Отечественной войны" 2007
Урок разработан с использованием технологии диалога. Существует множество подходов к оценке уроков-диалогов. Мною представлен один из вариантов урока-диалога.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Был ли иной путь у Катерины?" 2007
Урок развивает общие умений коммуникации, воспитывает культуру толерантности и уважения к человеческому достоинству.
-
Урок риторики на тему "Отзыв". 5-й класс 2007
Урок научит давать отзыв по прочитанному произведению, просмотренному фильму, телепередаче, кинофильму и т.д. Поможет научить умело, искусно, успешно говорить и писать.
-
Урок анализа поэтического текста "Тайна поэтического слова" 2007
Урок исследования поэтического текста стихотворения И.А. Бунина "Без имени" был проведён в 7-м классе. Он представляет собой обобщение знаний учащихся об анализе поэтического текста, попытку проникнуть в тайну поэзии, читать не только глазами, но и сердцем и душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя.
-
Урок-размышление "Есть ли чудо в рассказе А.Куприна "Чудесный доктор"?. 5-й класс 2007
Урок позволяет закрепить понятие "милосердие", дает оценку таким нравственным понятиям, как сочувствие, сострадание, вера, долг, понимание которых искажено в наше время. Чудо может исходить от участия обыкновенного человека в судьбе обездоленных. Дети приходят к пониманию того, в чем состоит святость.
-
"Учимся разгадывать и сочинять загадки" 2007
Урок проводился в 1-м классе, обучаемом по системе Л.В. Занкова (развивающее обучение). Урок построен в форме игры. Но для того, чтобы начать играть в загадки, нужно вспомнить, что мы знаем о них, зачем они необходимы человеку, т.е. обобщить наши знания. Урок соответствует содержанию программы. Подобные занятия можно проводить в любое время, так как они полностью отвечают цели развивающего обучения – развивать. Именно поэтому в учебнике "Литературное чтение" Виктории Юрьевны Свиридовой так часто и неожиданно возникают странички с загадками.
-
Урок – презентация книги "Подснежник" 2007
Предоставлена стенограмма открытого урока – презентация книги "Подснежник". Урок познакомит с содержанием книги "Подснежник", повысит интерес учащихся к творческой деятельности, научит детей делать фото, видеозаписи.
-
"Обыкновенная история": Вечер-спектакль по рассказам И.А. Бунина 2007
Предлагается сценарий спектакля по рассказам И.Бунина.
-
Экспрессия знаков препинания как особенность поэтического стиля М.И. Цветаевой 2007
М.И. Цветаева - большой поэт, чей вклад в культуру русского стиха XX века значителен. Судорожные и вместе с тем стремительные ритмы Цветаевой - это ритмы XX столетия, эпохи величайших социальных катаклизмов и грандиозных революционных и военных потрясений. Цель исследования - анализ пунктуационных особенностей поэтического наследия автора, формирование целостного представления о системе знаков препинания, используемых в стихотворениях поэтессы.
-
Использование тетради с печатной основой при изучении творчества Н.М. Карамзина 2007
Предложен фрагмент рабочей тетради по литературе по теме "Н.М. Карамзин". Возможно использовать как раздаточный материал при изучении творчества Карамзина или в качестве разработки системы уроков по творчеству Н.М. Карамзина в 8-м или в 9-м классе.
-
Игровые технологии на уроках литературы на тему "История басни: от Эзопа до Крылова". 5-й класс 2007
За последние годы у учащихся снизился интерес к литературе, сложнее складываются отношения школьников с родной речью. Увлечь их, заставить полюбить свой предмет порой бывает очень трудно. На помощь приходят игровые технологии. Считаю необходимым повышение творческой активности и познавательной самостоятельности школьников в сочетании с четкой организацией урока.
-
Открытый урок "Какая у вас улыбка?" (вводный урок по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") и приложение к нему 2007
Вводный урок литературы в 10-м классе по роману Л.Н. Толстого "Война и мир". Использование информационно-коммуникационных технологий предоставляет неограниченные возможности в преподавании любого предмета. Новые интерактивные приемы обучения помогут словеснику в проверке знаний учащихся, коррекции первичного представления о героях, ведении электронной тетради по литературе, сопоставлении авторской и режиссерской трактовок персонажей.
-
Повесть А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" на уроке-ринге 2007
Его имя появилось на литературном небосклоне в начале 60-х, в период хрущевской "оттепели", вспыхнуло, напугав поборников "безгласности" времен "застоя", и исчезло на долгие годы, преданное хуле и забвению. В июне 1989 года на съезде народных депутатов СССР прозвучало вновь имя человека, который первым осмелился сказать правду о сталинизме, который первый призвал и себя, и нас не лгать, прозвучал призыв вернуть советское гражданство русскому писателю, ошельмованному и высланному за пределы нашей страны вопреки здравому смыслу и справедливости.
-
Тема урока: "Решающие поступки Катерины" (по драме А.Н. Островского "Гроза") 2007
Урок-конспект по литературе в 10-м классе вызвает у учащихся глубокое сочувствие к трагической судьбе женщины в условиях "темного царства", углубляет понимание оценочных слов, необходимых для характеристики морально-значимых действий человека (поступок, совесть, моральный облик), помогает освоить ключевую лексику художественного текста.
-
Интегрированный урок по музыке и изобразительному искусству на тему "Урок Мужества. 9 мая – День Победы". 7-й класс 2007
Музыкально-литературная композиция – особая разновидность театрализованного представления, даёт неисчерпаемые возможности для выбора любой темы. Урок посвящён знаменательной дате – 9 Мая, проведен в 7-х классах. Музыка наравне с литературным текстом несёт большие возможности эмоционального воздействия на слушателя. Использование живописи, слайдов, видео усиливает эмоциональное восприятие, рождает зримые образы, впечатления и ассоциации, оказывает неизгладимое впечатление.
-
Эффективные формы фронтального опроса на уроках литературы 2007
На уроке литературы на счету каждая минута. Устный фронтальный опрос не всегда возможен, а письменный требует времени на проверку. Я использую эффективный метод опроса – тест по тексту произведения. В тесте используются вопросы разного уровня, тест можно с разными целями проводить до и после изучения произведения, он экономит время учителя, т.к. занимает 5–10 минут проведения и 10 минут на проверку, а также повышает накопляемость оценок. За время преподавания мной разработано 26 тестов по 12 произведения. Один привожу в качестве примера.
-
Тема урока: "Александр Грин. Штрихи к портрету" 2007
Современная образовательная ситуация требует новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения. Технология критического мышления всецело отвечает этим требованиям, так как в основе данной технологии лежит интерактив (работа в парах и группах). Интерактив позволяет организовать учебное пространство, располагающее к диалогу, способствует активизации ученика в процессе учебной деятельности, дает осознание включенности в общую работу, побуждает школьников к интеграции усилий для решения поставленной задачи, формирует коммуникативные навыки.
-
Тема урока: "Солнце русской поэзии" 2007
Урок в форме заочной экскурсии по пушкинским местам нацелен на углубление и расширение знаний учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина, о пушкинских местах; развитие интереса к личности и творчеству Пушкина; развитие устной речи учащихся; творческого воображения; воспитание эстетического вкуса, эмоциональной культуры учащихся, формирование высоких патриотических и нравственных качеств. Целесообразно использование энциклопедий по литературе, фотографий, репродукций картин, портретов, иллюстраций к произведениям, выставки книг поэта, презентацию "А.С. Пушкин".
-
Групповая работа на уроке литературы 2007
Есть в программе литературы произведения, от соприкосновения с которыми испытываешь особые впечатления. Удивление, какую-то необъяснимую радость, эмоциональную отзывчивость вызывают произведения В.Астафьева и Н.Рубцова у восьмиклассников и у меня. Когда на уроке обсуждаем рассказ В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет", то видим, как трепетно и тепло писатель, рассматривая старые деревенские фотографии, вспоминает о своих близких, о прошлом не только своих родных, но и школы, села, страны.
-
Урок литературы в 8-м классе на тему "Утро, изменившее жизнь" 2007
Предложенный урок – 2-й урок в 8-м классе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала". Учитель показывает взаимосвязь формы и содержания рассказа, обращает внимание на художественные приемы в рассказе.