Литература
-
Интегрированный урок по литературе и английскому языку на тему: "Интерпретация художественного текста перевода трагедии У.Шекспира "Ромео и Джульетта" 2007
Конспект интегрированного урока (литература + английский язык) "Работа с первоисточником текста "Ромео и Джульетта" У.Шекспира".
-
Интегрированный урок (литературно-музыкальное искусство) по рассказу Л.Н. Толстого "После бала". Тема: "Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа" 2007
В системе нашей педагогической деятельности интегрированные уроки занимают особое место. Они помогают развивать познавательную и творческую активность учащихся, усиливают мотивацию обучения. Так, на уроке по рассказу Л.Н. Толстого по теме "Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа" мы стремились помочь учащимся понять писательский замысел и особенности рассказа, познакомить с контрастом как литературным и музыкальным приёмом, позволяющим определить идею и тему произведения, воспитать милосердие, гуманность, чуткое отношение к человеку.
-
Конспект урока литературы в 7-м классе (внеклассное чтение). Рассказ А.Платонова "Юшка" 2007
Составители программы в этом классе особое внимание уделяют проблеме рода и жанра. Признавая важность этой проблемы, хочется сказать, что это прежде всего знания для ума, а не для сердца. Подростки в этом возрасте вступают в сложный мир человеческих взаимоотношений, ставят перед собой и решают "вечные вопросы". Кроме того, они все еще учатся читать, работать по принципу "медленного чтения", повышают технику чтения.
-
Творческая разработка по литературе на тему? "Музы Н.А. Некрасова" 2007
Целью творческой разработки по литературе на тему "Музы Н.А. Некрасова" с использованием ИКТ является дальнейшее знакомство учащихся с личной жизнью народного поэта XIX века Николая Алексеевича Некрасова и её отображением в его лирических произведениях. Особое внимание в работе отводится источникам поэтического вдохновения, которыми для поэта были и рано умершая мать, и Авдотья Яковлевна Панаева, и Зинаида Николаевна Некрасова. Использование программы Power Point, декламация стихов поэта, посвященных Е.А. Некрасовой, А.Я. Панаевой и З.Н. Некрасовой, делают литературный вечер ярким, увлекательным, информационно и эмоционально насыщенным.
-
Развитие творческих способностей на интегративных уроках 2007
Творческие способности можно и нужно развивать - в этом убеждаются на собственном опыте те, кто решился попробовать. Конечно, особая цель требует и особых средств. Главное - учащиеся должны быть уверены, что их фантазии будут встречены доброжелательно и с интересом. Метод, словно специально созданный для развития творческих способностей, известен давно - это рисование.
-
Урок внеклассного чтения в 10-м классе "Приглашение к путешествию" (По творчеству казанского поэта Эмира Шабашвили 2007
Составление учебных программ и их корректирование с введением национально-регионального компонента базируется на литературно-краеведческом материале, что способствует обогащению содержания образования, делая его живым, доступным, интересным. Предлагаемый урок - знакомство с творчеством одного из казанских поэтов, Эмира Шабашвили, способствует формированию интеллектуального потенциала, развивает коммуникативные способности обучающихся, активизирует их познавательную деятельность.
-
"В начале было слово…". Рецензия на сборник стихотворений кумылженских самодеятельных поэтов "С верой, надеждой, любовью" 2007
Появилась новая книга стихотворений - сборник кумылженских самодеятельных поэтов "С верой, надеждой, любовью". Поэтов - наших земляков волнует то, чем живет страна, ее заботы; они активно участвуют в формировании общественного сознания молодежи и зрелых людей, стучатся в наши сердца, высекают из них искры сопереживания и благодарности. Люди в стихотворениях кумылженских поэтов черпают силы друг в друге, в славных традициях далекого и недавнего прошлого, в природе. Это жизнь, освященная Богом.
-
Анализ стихотворения М.Агашиной "Зачем кольцуют белых чаек?" 2007
Главный образ в стихотворении - образ кольца. Это "овеществление" сложных взаимоотношений между женщиной и мужчиной. Их взаимоотношения помещены в контекст жизни природы, в ее катастрофы, каковой воспринимается поэтессой и кольцевание чаек. В этом замечательном, изящном и трагичном стихотворении, полном сложных подтекстовых смыслов, рождается образ женщины-птицы. Судьба ее надломлена, но не безысходна. В ней зреют силы, которые позволят ей разорвать оковы и обрести внутреннюю свободу. Это стихотворение Маргариты Константиновны Агашиной - значительный вклад в русскую любовную лирику двадцатого столетия.
-
Урок русской литературы в 11-м классе, посвящённый жизни и творчеству С.А. Есенина 2007
В последнее время интерес к литературе постепенно утрачивается. Наша цель - возвращение интереса к литературе, чтению в целом. Чтобы вызвать интерес, не зацикливаться на одной беседе, следует больше проводить нетрадиционные уроки. Наряду с различными видами нетрадиционных форм урока мы используем и клубную работу. Детям особенно полюбился клуб "Брeйн-ринг".
-
А.С. Пушкин. "Капитанская дочка", глава "Вожатый". 9-й класс 2007
В системе уроков по анализу текста романа этот урок - второй. На первом уроке ученики рассмотрели особенности жанра романа, составили первое представление о Петре Гриневе, главном герое романа. На втором уроке ученики закрепляют навыки выделения "поворотных" сюжетных событий, определяющих судьбу героя. Работа над текстом романа строится как аналитическая беседа учителя с классом. Большое внимание при анализе текста романа уделяется теме чести и милосердия. "Молодой человек, если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений". Таким образом, размышления над судьбой Петра Гринева становится для учеников путем поиска смысла жизни и духовного самоопределения.
-
Мифы древних славян - основа обрядов россиян 2007
Слово "культура" происходит от слова "культ", что означает - вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это, - не имеет права считаться культурным человеком, потому что нами забыто прошлое, мы не знаем народных традиций. Мы с вами можем долго и увлекательно говорить о мифах Древней Греции, а свои, славянские мифы забыли. Мы читали славянские мифы с названием месяцев ведического года, представляли славянских богов в рисунках. Сегодня мы подводим итог изучения славянских мифов.
-
Развитие коммуникативных способностей учащихся как фактор социализации личности школьника на уроках литературы 2007
Наиболее эффективный способ развития коммуникативных способностей учащихся - поиск путей активизации практической деятельности школьников, путей активизации учебного процесса, совершенствование работы над устными и письменными монологическими высказываниями учащихся, развитие самостоятельной работы. Позитивную роль в этот процесс вносят музейно-педагогические программы. Интеграция их классно-урочной, музейно- педагогической, самостоятельной, творческой, исследовательской работы - основа коммуникативного развития учащихся как фактор социализации личности школьника в условиях современного образования.
-
Внеклассное чтение. Философские линии в повести А.Лиханова "Солнечное затмение" 2007
Урок рассчитан для проведения в 8—9-х классах, в зависимости от психологических особенностей класса. Эта повесть - богатый материал для побуждения подростков к размышлению о ценностях жизни. Задача урока - вывести учащихся на философский уровень. Научить видеть в простом сложное, в сложном простое. Может, этой простоты в жизни, в размышлениях нам сейчас и не хватает? По ходу урока учащиеся сами себя будут удивляться, что смогли ответить на такие сложные вопросы бытия. В этом помогает такой методический прием, как составление кластеров.
-
Изучение повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи" 2007
Предлагаются два урока по теме "...Зачем мы все не так, как бы братья с братьями?" Цели: обучение монологическому высказыванию; аналитическому чтению характеристике героя.
-
Разработка урока литературы "Торжество чистого чувства над расчетом" (по рассказу Сергея Никитина "Мой знакомый Леший"). 10-й класс 2007
Владимирский писатель Сергей Никитин в своих рассказах, говоря о жизни простых людей, умён, значителен, проникновенно лиричен. Алексей Толстой говорил: "В большой повести можно "заговорить зубы" читателю превосходными описаниями, остроумными диалогами, мало ли чем... Здесь же вы весь на ладони. Вы должны быть умны, вы должны быть значительны..." Великолепная проза С.Никитина пробивалась к читателю сама, без "открытий" и "рекомендаций". Нравственная проблема - сознание семьи - актуальна и сейчас. Вот почему рассказ С.Никитина "Мой знакомый Леший" современен до сих пор. В нём провозглашается торжество "чистого чувства над расчётом". Содержание урока построено на анализе рассказа С.Никитина "Мой знакомый Леший", развивает нравственные качества, учит анализировать текст, делать выводы. Материал может быть использован для урока внеклассного чтения.
-
Урок-игра "Суд над Хлестаковым". 8-й класс 2007
Урок-суд позволяет рассматривать вещи с разных точек зрения. Становится видна их сложность, неординарность, а мы сами становимся мудрее и не столь скоропалительны в своих оценках и приговорах. Основная задача суда - не только осудить Хлестакова, но и в ходе процесса раскрыть моральный облик потерпевших - городничего и чиновников, показать их истинное лицо, страх перед возмездием за совершенные поступки.
-
Любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" 2007
Тема урока "Любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева" актуальна для учащихся 10-х классов. Именно в этом возрасте подростки серьезно задумываются о любви и стараются найти ответы на вечные вопросы бытия. Целью этого урока является выявление понимания учащимися внутреннего мира героев, особенностей их сложных взаимоотношений и авторской позиции, а также обучение навыкам аналитического чтения, умению видеть художественное мастерство автора, его своеобразие.
-
Урок литературы в 10-м классе "Прощание с Катериной" (по драме А.Н. Островского "Гроза") 2007
Данный урок был задуман как заключительный после изучения пьесы А.Н. Островского «Гроза». По основной дидактической цели урок построен по типу семинара с уточнением ранее полученных знаний. Включение ситуативного элемента (инсценирование ) создаст эмоциональное переживание.
-
Урок литературы по теме: "Поэтический образ Родины в стихотворении А.С. Пушкина "Зимнее утро" 2007
Урок литературы в 5-м классе, построенный на работе творческих групп, приоткрывает секреты поэтического мастерства и показывает связь литературы с другими видами искусства.
-
Интегрированный урок (музыка + литература) по теме: "Цветом,звуком и словом" 2007
Идея данного интегрированного урока возникла, так как музыка и живопись ближе и яснее школьникам 5—6-х классов по их эмоциональной реакции и внутренним потребностям, нежели литературное произведение. Включение в уроки литературы этих видов искусств, кроме развивающего фактора, становится одним из способов постижения литературного произведения, помогает конкретизировать те понятия, которые юным читателям еще неведомы.
-
Конкурс чтецов "Урал. Демидовы. Полевской" 2007
Материал представляет интеграцию литературы, географии, истории и музыки. В сценарий вошли стихи, написанные уральскими поэтами о природе родного края, географические сведения, исторические материалы и документы.
-
Конспект урока литературы "Моабитские тетради" Мусы Джалиля 2007
"Мир и мировая литература знают много поэтов, обессмертивших свои имена неувядаемой славой, но таких, как поэт-герой Муса Джалиль, увековечивший свое имя и бессмертными творениями и смертью, которая сама является подвигом, не так уж много. Вот они: великий Байрон, славный народный поэт Венгрии Петефи, герой Юлиус Фучик и, наконец, Муса Джалиль".
-
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы 2007
Цель написания данной статьи - поделиться опытом работы учителя русского языка и литературы в режиме личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы. Метод проектов помогает учащимся свободно и творчески, используя разные способы обучения, развивать свои предметные, коммуникативные, личностные и другие компетенции. В статье описываются этапы работы над проектами и деятельность учащихся в проектном режиме на уроках и во внеурочное время.
-
"Поэт и время" (элективный курс по литературе) 2007
Программа "Поэт и время" показывает влияние исторической эпохи на судьбы, творчество Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. Цель курса: формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений и подготовленного к самостоятельному общению со словом. Курс рассчитан на 34 часа.
-
Легенды и мифы Древней Греции 2007
На уроках, посвященных изучению мифов, перед детьми ставятся задачи нравственного характера: каким нужно быть человеку, какие поступки нельзя совершать ни при каких обстоятельствах, деяния мифических персонажей рассматриваются сквозь призму нравственности. Уроки объединены общей идеей: зло должно быть наказуемо.
-
Разработка урока. "Мотив традиций в творчестве Сергея Никитина" (по рассказам И.Бунина "Сосны" и С.Никитина "Снежные поля" ) 2007
Материал предлагаемого урока строится на сопоставлении рассказов И.Бунина "Сосны" и С.Никитина "Снежные поля" с целью показать традиции и художественное своеобразие названных произведений.
-
Урок: "А счастье было так возможно…" (по повести И.С. Тургенева "Ася" ) 2007
Данный урок может быть проведен в 8-м или 9-м классе, так как произведение И.С.Тургенева "Ася" изучается по программе Т.Ф. Курдюмовой в 8-м кл., а по программе А.Г. Кутузова - в 9-м кл. При изучении повести рассматривается образ "тургеневской" девушки, ее судьба и драма рассказчика (г-на N), обреченного на одиночество. На уроке ребята учатся наблюдать жизнь, искать истину и делать необходимые выводы. Этот урок - заключительный при изучении повести И.С. Тургенева "Ася".
-
Внеклассное мероприятие по творчеству А.Вампилова 2007
Данное мероприятие направлено на знакомство с жизнью, творчеством и судьбой иркутского драматурга А.Вампилова.
-
Урок-размышление по литературе в 11-м классе по теме: "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Царь-рыба" и повести Э.Хемингуэя "Старик и море" 2007
В 11-м классе я провела урок-размышление по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Царь-рыба" и повести Э.Хемингуэя "Старик и море", цель которого - способствовать воспитанию негативной позиции к хищническому, потребительскому отношению к природе; формировать навыки сравнения, анализа, обобщения; умения связывать экологические проблемы с нравственными; развивать самостоятельность суждений учащихся. В ходе урока-размышления старшеклассники показали способность к обсуждению актуальных проблем эпохи в связи с изученными произведениями. В конце урока появились пятистишия - синквейны, которые формируют у школьников умения в рамках жестких правил давать характеристику героя, явления и определять свое к этому отношение, подбирать наиболее значимые, емкие слова.
-
События и точка зрения. Авторская позиция, идейный смысл рассказа Ю.Нагибина "Мой первый друг, мой друг бесценный" 2007
Цель урока: развитие понятия идеи произведения и разных способов её выражения (нехарактерность прямой формулировки идейного смысла для художественной литературы).