Цели урока:
- Побудить учащихся к размышлению о нравственных ценностях;
- Развивать устную речь, обогатить словарный запас;
- Воспитывать умение анализировать свои поступки;
Запись на доске:
Есть две тайны в мире: звездное небо над нами и нравственный закон в нас. (И.Кант)
План-конспект урока:
1. Организационная часть.
2. Слово учителя.
- Мы прочитали повесть Альберта Лиханова “Солнечное затмение”. В этой повести описывается жизнь ваших сверстников, ваших, но не моих. Я хочу, чтобы вы были со мной откровенными и научили лучше понимать вас. Мне интересно знать, какие черты характера больше цените вы в человеке.
3. Составление кластера. (В центре доски пишется ключевое понятие и обводится в кружок, далее записываются вокруг этого слова все ответы учеников).
- Какие черты характера вы можете назвать? (Ответы учащихся).
4. Повторение содержания повести с использованием кластера.
- В ком из героев вы находите те или иные черты? В каком эпизоде они ярко проявляются? (Затруднений при ответе на эти вопросы не возникает.)
- Итак, частично мы повторили содержание повести. Народная мудрость гласит: “Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу”. Нам удобно анализировать поступки и привычки Федора и Лены. Если что-то не припомнишь, можно перечитать. Свою жизненную книгу не перечитаешь, и очень сложно анализировать, направлять в нужное русло свою жизнь. Ф.Достоевский говорил: “Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека”.
5. Определение философских линий в повести.
- Какие темы затрагивает А.Лиханов в повести “Солнечное затмение”?
- Тему любви;
- Тему милосердия;
- Тему взаимоотношения отцов и детей;
- Тему дружбы;
- Кроме этого любой глубокомыслящий писатель ведет в своем произведении невиданную линию отвлеченных размышлений. Тема сегодняшнего урока “Философские линии в повести А.Лиханова “Солнечное затмение””. Обратимся к словарю С.Ожегова. Что такое философия? На доске выписка из словаря.
Философия –
1. Наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления.
3. Отвлеченные рассуждения.
- В повести много отвлеченных рассуждений о внутреннем мире человека. Вот эти философские линии мы и попробуем проследить.
6. Анализ цитаты. (Домашняя работа).
- Я обратила ваше внимание на высказывание Чарлза Перси Сноу, которое взволновало Зину: “Участь каждого из нас трагична. Мы все одиноки. Любовь, сильные привязанности, творческие порывы иногда позволяют нам забыть об одиночестве, но эти триумфы – лишь светлые оазисы, созданные нашими собственными руками, конец же пути всегда обрывается во мраке: каждый встречает смерть один на один”. Каждый из героев по своему понимает это высказывание. Какова ваша позиция?
(Ответы самые непредсказуемые).
- Одна из философских линий – это размышление об одиночестве.
7. Чтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева “Одиночество”.
8. Размышление об одиночестве.
- В чем заключается одиночество Феди?
(Он ни с кем из сверстников не общался, так как ему было стыдно из-за отца. Отца звали Джоном Ивановичем, друзья из пивнушки обзывали Американцем или дядей Сэмом. Главное, он никогда не давал отпор, выглядел шутом. Федя ненавидел эту пивнушку. Не хотел, чтобы даже ненароком его обозвали сыном Американца).
- В чем заключается одиночество Лены?
(Лена – инвалид, она не может ходить, поэтому ее жизнь отличается от жизни нормальных сверстников. Конечно, у нее много друзей в интернате. Однако она одинока в нормальной жизни, и думает, что обречена на одиночество во взрослой жизни).
- Вы бываете одинокими? Почему?
- Иногда решение самых сложных задач очень прост. Когда исчезает одиночество?
Вывод: Стоило встретиться двум одиноким людям и уже нет одиночества.
9. В этой цитате ведется размышление о жизни и смерти.
10. Следующая философская линия – это размышление о жизни и смерти.
- Что такое смерть?
У человека исчерпывается потребность жить, потребность быть, приходит глубокая старость, наступает нормальная усталость от жизни – человек умирает. Это норма.
Когда смерть трагична?
- Ранняя смерть трагична, особенно гибель молодого человека. Кто умирает в повести? В какое время? Что происходит в это время с Леной?
(Здесь учащиеся обязательно отметят смерть молодых на войне.)
- Однако бывают случаи, когда человек добровольно лишает себя жизни. (Это очень важный момент урока, обычно эта тема не затрагивается на уроках. Необходимо довести до каждого, что суицид – это аморально).
11. Составление кластера. Что может толкнуть человека на смерть?
- Самый большой грех – это самоубийство. Все в жизни можно преодолеть. Всегда есть выбор, в любых ситуациях, но лишившись жизни ее не вернешь.
Вывод:
Природа требует от нас быть и жить.
Участь сильных – жить и созидать.
- Диалог между отцом и Леной: “…Каждый миг из жизни уходят люди. И смерть порой становится избавлением от страданий. – Он помолчал. – Если бы я был верующим, я бы сказал тебе: поверим. Поверим в себя, в свои силы. В то, что мы люди, и ты – человек, еще небольшой, но смелый, умный и мудрый человечек. Ты все сможешь, только помни всегда: не быть – проще, чем быть.
- Подожди, папочка…Ответь! Зачем я расту? Женщина рождается на свет, чтобы рожать сама! А я! А я никогда не смогу стать матерью! Не смогу полюбить! И меня никто не полюбит, ты понимаешь? Так зачем же все это?”
12. Следующая философская линия – размышление о любви.
13. Чтение сказки В.А.Сухомлинского “О вечной любви”. (Звучит “Лунная соната” Бетховена).
14. Составление схемы зарождения любви методом мозгового штурма.
- Как зарождается такое чувство как любовь? Как зарождается антипод любви?
---------- Интерес ------- увлечение -------любовь -------- страсть
Внимание
----------- Раздражение ----- отвращение -------- ненависть --------- страх
Безумная страсть, безумный страх. От любви все добро на свете. Это сила жизнеутверждающая. От страха все зло в мире. Это сила жизнеотрицания. Любовь может победить страх. Эта мысль была известна давно.
- Какой страх у Лены? Какое решение принимает Федя?
15. Чтение конца повести.
Вывод: У детства и отрочества есть возможности, которых не будет потом. Иногда мы не решаемся на смелые поступки, на самостоятельные действия, откладывая это на будущее, когда станем взрослыми. Тот, кто не воспитал в себе смелость, мужество, чувство ответственности в отрочестве, не сможет обрести этих качеств никогда.
16. Мини-сочинение. “Мы в ответе за тех, кого приручили”(Сент-Экзюпери).
17. Домашнее задание. Написать книгу “Солнечное затмение-2”. Объем по усмотрению учащихся.(В этих работах можно увидеть мировоззрение каждой личности, можно для себя делать выводы, над чем работать, что искоренять и что прививать).