Цели:
1) Углубить знания и представления учащихся о мифах славян, используя живопись, историю, литературу;
2) Способствовать возрождению традиций русского народа.
3) Формировать мировоззренческие представления детей, их нравственное начало.
Оборудование:
1. Выставка работ детей – рисунки славянских богов, чучело Марены.
2. Плакат-изображение происхождения мира (по “Велесовой книге”).
3. Выставка книг о российском фольклоре.
4. Костюмы детей.
Ход урока
Слово “культура” происходит от слова “культ”, что означает – вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это, - не имеет права считаться культурным человеком, потому что нами забыто прошлое, мы не знаем народных традиций. Мы с вами можем долго и увлекательно говорить о мифах Древней Греции, а свои, славянские мифы, забыли. Мы с вами, ребята, читали славянские мифы с названием месяцев ведического года, представляли славянских богов в рисунках. Сегодня мы подводим итог изучения славянских мифов.
- Что означает слово “миф”?
- С какой верой связаны мифы древних славян? Что это за вера?
- В какой книге собраны мифы древних славян? Как выглядела “Велесова книга”, и когда она была найдена?
- Какие мифы и о чём мы с вами прочитали?
- Что обожествляли славяне?
Славяне не отделяли богов от сил природы. Они поклонялись всем силам природы: большим, средним и малым. Всякая сила была для них проявлением бога, бог был для них всюду. Эта вера была солнечной, живой, реалистической, понятной, позволяющей славянам жить нравственно, в мире с самим собой, строить добрые отношения друг с другом.
- Как вы думаете, ребята, почему славяне не могли поступать иначе?
- Славяне были очень мудрыми людьми и разделяли мир на части. Какие? Какая была первоначальной по отношению к другим?
- Существует красивый славянский миф о происхождении мира. (Ученик читает). Давайте послушаем и наглядно представим его.
- Вы послушали миф. Скажите, есть ли сходство этого мифа с мифом другого народа о происхождении мира? Какая эта мифология, в чём её сходство со славянской?
- А сейчас проверим, как вы знаете славянских богов и названия месяцев - ведов.
- Главный бог славян? (Сварог)
- Самая древняя богиня? (Лада)
- Второй месяц ведического года? (цветень)
- Бог грома у славян? (Перун)
- Богиня хорошего урожая? (Макош)
- Бог огня? Как он выглядел? (Семаргл)
- Первый летний месяц? (кресень)
- Первый осенний месяц? (велесень)
- Хранительницы благополучия разных мест, домов? (Берегини)
- Бог, дающий жизнь? (Дажбог)
- Добрый бог славян? (Белбог)
- Первый месяц ведического года древних славян? (Белояр)
Сейчас мы узнаем новое о праздниках этого месяца. Двадцать первого марта наши предки отмечали древний праздник Красная Гора. Что двадцать первого марта происходит? (весеннее равноденствие) В этот день бог Ярило прогоняет Зиму и вздевает её на вилы. В этот день приходит Жива (кто она?). Каждая гора, на которой разыгрывалась мистерия встречи Живы, именовалась Красная. Живе, Дажбогу, Сварогу в этот день, согласно “Велесовой книге”, приносили полевые жертвы: просо, молоко, жир. Как вы думаете, зачем приносили эти жертвы богам? (основа жизни, покой в душе). Но один праздник славяне отмечали в Белояр. Какой? Какой главный ритуал этого праздника? Хотите, ребята, подробно узнать, почему сжигают Марену в этот праздник? В “Велесовой книге” есть прекрасный миф об этом. Мы не только узнаем, почему провожают Марену, но и посмотрим, как на Руси отмечала этот праздник молодёжь. (сценка мифа)
Мы узнали, ребята, миф, на основе которого в русском фольклоре родилось множество сказок, каких?
Эпизод Масленицы мы показали, но так как этот праздник отмечался на улице, мы полностью его разыграем на весенних каникулах. А сейчас вопрос: почему в игрище молодых упоминается имя мифологической богини Лады? (подарила любовь, дала возможность выбрать красивую девушку)
Итак, мы подвели итог работы по славянским мифам. Познакомились с новым мифом. Каким? Вы свидетели празднования Масленицы в наши дни, а сейчас мы узнали, как проводили свой праздник наши предки. Как вы думаете, какие традиции празднования прошлого или настоящего зрелищнее, красочнее, образнее? Почему у предков было зрелищнее? Жизнь наиболее интересна, разнообразна, когда вы не просто зрители, а сами активные участники. Любите свою историю, свои традиции.