Мифы древних славян - основа обрядов россиян

Разделы: Литература, Классное руководство


Цели:

1) Углубить знания и представления учащихся о мифах славян, используя живопись, историю, литературу;

2) Способствовать возрождению традиций русского народа.

3) Формировать мировоззренческие представления детей, их нравственное начало.

Оборудование:

1. Выставка работ детей – рисунки славянских богов, чучело Марены.

2. Плакат-изображение происхождения мира (по “Велесовой книге”).

3. Выставка книг о российском фольклоре.

4. Костюмы детей.

Ход урока

Слово “культура” происходит от слова “культ”, что означает – вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это, - не имеет права считаться культурным человеком, потому что нами забыто прошлое, мы не знаем народных традиций. Мы с вами можем долго и увлекательно говорить о мифах Древней Греции, а свои, славянские мифы, забыли. Мы с вами, ребята, читали славянские мифы с названием месяцев ведического года, представляли славянских богов в рисунках. Сегодня мы подводим итог изучения славянских мифов.

- Что означает слово “миф”?

- С какой верой связаны мифы древних славян? Что это за вера?

- В какой книге собраны мифы древних славян? Как выглядела “Велесова книга”, и когда она была найдена?

- Какие мифы и о чём мы с вами прочитали?

- Что обожествляли славяне?

Славяне не отделяли богов от сил природы. Они поклонялись всем силам природы: большим, средним и малым. Всякая сила была для них проявлением бога, бог был для них всюду. Эта вера была солнечной, живой, реалистической, понятной, позволяющей славянам жить нравственно, в мире с самим собой, строить добрые отношения друг с другом.

- Как вы думаете, ребята, почему славяне не могли поступать иначе?

- Славяне были очень мудрыми людьми и разделяли мир на части. Какие? Какая была первоначальной по отношению к другим?

- Существует красивый славянский миф о происхождении мира. (Ученик читает). Давайте послушаем и наглядно представим его.

- Вы послушали миф. Скажите, есть ли сходство этого мифа с мифом другого народа о происхождении мира? Какая эта мифология, в чём её сходство со славянской?

- А сейчас проверим, как вы знаете славянских богов и названия месяцев - ведов.

  1. Главный бог славян? (Сварог)
  2. Самая древняя богиня? (Лада)
  3. Второй месяц ведического года? (цветень)
  4. Бог грома у славян? (Перун)
  5. Богиня хорошего урожая? (Макош)
  6. Бог огня? Как он выглядел? (Семаргл)
  7. Первый летний месяц? (кресень)
  8. Первый осенний месяц? (велесень)
  9. Хранительницы благополучия разных мест, домов? (Берегини)
  10. Бог, дающий жизнь? (Дажбог)
  11. Добрый бог славян? (Белбог)
  12. Первый месяц ведического года древних славян? (Белояр)

Сейчас мы узнаем новое о праздниках этого месяца. Двадцать первого марта наши предки отмечали древний праздник Красная Гора. Что двадцать первого марта происходит? (весеннее равноденствие) В этот день бог Ярило прогоняет Зиму и вздевает её на вилы. В этот день приходит Жива (кто она?). Каждая гора, на которой разыгрывалась мистерия встречи Живы, именовалась Красная. Живе, Дажбогу, Сварогу в этот день, согласно “Велесовой книге”, приносили полевые жертвы: просо, молоко, жир. Как вы думаете, зачем приносили эти жертвы богам? (основа жизни, покой в душе). Но один праздник славяне отмечали в Белояр. Какой? Какой главный ритуал этого праздника? Хотите, ребята, подробно узнать, почему сжигают Марену в этот праздник? В “Велесовой книге” есть прекрасный миф об этом. Мы не только узнаем, почему провожают Марену, но и посмотрим, как на Руси отмечала этот праздник молодёжь. (сценка мифа)

Мы узнали, ребята, миф, на основе которого в русском фольклоре родилось множество сказок, каких?

Эпизод Масленицы мы показали, но так как этот праздник отмечался на улице, мы полностью его разыграем на весенних каникулах. А сейчас вопрос: почему в игрище молодых упоминается имя мифологической богини Лады? (подарила любовь, дала возможность выбрать красивую девушку)

Итак, мы подвели итог работы по славянским мифам. Познакомились с новым мифом. Каким? Вы свидетели празднования Масленицы в наши дни, а сейчас мы узнали, как проводили свой праздник наши предки. Как вы думаете, какие традиции празднования прошлого или настоящего зрелищнее, красочнее, образнее? Почему у предков было зрелищнее? Жизнь наиболее интересна, разнообразна, когда вы не просто зрители, а сами активные участники. Любите свою историю, свои традиции.

Приложение 1

Приложение 2