Литература
-
Урок литературы по теме "Былина в устном народном творчестве". 7-й класс 2007
Урок литературы в 7-м классе расширяет представления учащихся о былинах.
-
Литературно-музыкальная композиция "Пусть душа останется чиста!" (К 70-летию со дня рождения Н.Рубцова) 2007
Данный материал, составленный из стихов, воспоминаний о поэте, представляет собой обзор жизни и творчества Николая Михайловича Рубцова.
-
Роль предметов гуманитарного цикла в духовном развитии и формировании учащегося 2007
Тысячи людей верят в миф, будто без гуманитарных ценностей можно построить стабильное государство. Увы... Жизнь доказывает обратное: как только ослабевает внимание к гуманитарным ценностям, никакие экономические рычаги не помогают в разрешении социальных кризисов. Отсюда и вытекает, что даже в профессиональных учебных заведениях предметы гуманитарного цикла чрезвычайно важны: через них в учащихся формируется и укрепляется человеческое начало. Формировать нравственное отношение к себе, к окружающему миру - чрезвычайно сложная задача, которую в силу своего жизненного и профессионального опыта решают преподаватели литературы, истории и обществоведческих дисциплин на бинарных уроках литературы и истории, литературы и химии.
-
Урок-диалог в 10-м классе "История деградации души человека в рассказе А.П. Чехова "Ионыч" 2007
Предлагаемый вниманию учителей урок по рассказу А.П. Чехова "Ионыч" составлен с использованием диалога. Урок-диалог дает возможность каждому ученику не думать одинаково, думать не так, как все. Данный урок может быть использован в 10-м классе как возможный вариант анализа рассказа после самостоятельного знакомства обучающихся с текстом произведения.
-
Художественный синтез как характерная черта русской литературы начала XX века 2007
Проблема портрета недостаточно разработана в литературоведении применительно к стилю Бунина. Практическая значимость работы состоит в том, что её основные положения могут быть использованы при изучении творчества Бунина, его роли в словесном искусстве на уроках в старших классах и внеклассных занятиях, посвящённых Бунину и проблемам развития реалистической поэтики в XX в.
-
Разучиваем стихотворения С.Есенина "Заколдован неведимкой…" 2007
Во вводной части занятия описана беседа с детьми по картине К.Юона "Зимнее солнце". В основной части занятия описана работа над разучиванием стихотворения С.Есенина "Заколдован невидимкой...". В заключительной части описана игра с кубиками Зайцева Н.
-
Открытый урок литературы в 5-м классе по теме "Анализ стихотворения И.Северянина "В парке плакала девочка"" 2007
В данных материалах представлен конспект урока, посвящённого творчеству одного из самых эпатажных поэтов Серебряного века, который, однако, "тем хорош, что он не то, что думает о нём толпа пустая". Анализ лирической миниатюры И.Северянина позволяет сделать вывод о неожиданных сторонах его личности: ранимости, искренности, доброте. Урок интересен необычными формами и приёмами работы (использование цветовых сигнальных карточек, игра в лексическое лото и др.). Любовь к поэзии учитель стремится формировать и через обращение к межпредметным связям.
-
Урок литературы в 6-м классе по рассказу Ф.Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке" 2007
Данный урок литературы целесообразно проводить, на мой взгляд, после знакомства с Библией, когда прочитаны притчи о блудном сыне, о добром самарянине, учащиеся познакомились с историей рождения Христа. Урок требует предварительной подготовки.
-
Урок-беседа с элементами диспута на тему: "Нравственные искания Андрея Болконского" 2007
Тип урока - беседа с элементами дискуссии. Урок предполагает учет личностных характеристик учащихся, поэтому перед беседой-дискуссией учащимся предлагаются задания по выбору: работа с текстами, сочинение-эссе, участие в беседе-дискуссии. Диалог способствует активизации деятельности учащихся. Дети отвечают на те вопросы, которые лучше знают, приобретая опыт выступлений.
-
Развитие коммуникативных способностей учащихся как фактор социализации личности школьника на уроках литературы 2007
Наиболее эффективный способ развития коммуникативных способностей учащихся - поиск путей активизации практической деятельности школьников, путей активизации учебного процесса, совершенствование работы над устными и письменными монологическими высказываниями учащихся, развитие самостоятельной работы. Позитивную роль в этот процесс вносят музейно-педагогические программы. Интеграция их классно-урочной, музейно- педагогической, самостоятельной, творческой, исследовательской работы - основа коммуникативного развития учащихся как фактор социализации личности школьника в условиях современного образования.
-
Мифы древних славян - основа обрядов россиян 2007
Слово "культура" происходит от слова "культ", что означает - вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это, - не имеет права считаться культурным человеком, потому что нами забыто прошлое, мы не знаем народных традиций. Мы с вами можем долго и увлекательно говорить о мифах Древней Греции, а свои, славянские мифы забыли. Мы читали славянские мифы с названием месяцев ведического года, представляли славянских богов в рисунках. Сегодня мы подводим итог изучения славянских мифов.
-
А.С. Пушкин. "Капитанская дочка", глава "Вожатый". 9-й класс 2007
В системе уроков по анализу текста романа этот урок - второй. На первом уроке ученики рассмотрели особенности жанра романа, составили первое представление о Петре Гриневе, главном герое романа. На втором уроке ученики закрепляют навыки выделения "поворотных" сюжетных событий, определяющих судьбу героя. Работа над текстом романа строится как аналитическая беседа учителя с классом. Большое внимание при анализе текста романа уделяется теме чести и милосердия. "Молодой человек, если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений". Таким образом, размышления над судьбой Петра Гринева становится для учеников путем поиска смысла жизни и духовного самоопределения.
-
Урок русской литературы в 11-м классе, посвящённый жизни и творчеству С.А. Есенина 2007
В последнее время интерес к литературе постепенно утрачивается. Наша цель - возвращение интереса к литературе, чтению в целом. Чтобы вызвать интерес, не зацикливаться на одной беседе, следует больше проводить нетрадиционные уроки. Наряду с различными видами нетрадиционных форм урока мы используем и клубную работу. Детям особенно полюбился клуб "Брeйн-ринг".
-
Анализ стихотворения М.Агашиной "Зачем кольцуют белых чаек?" 2007
Главный образ в стихотворении - образ кольца. Это "овеществление" сложных взаимоотношений между женщиной и мужчиной. Их взаимоотношения помещены в контекст жизни природы, в ее катастрофы, каковой воспринимается поэтессой и кольцевание чаек. В этом замечательном, изящном и трагичном стихотворении, полном сложных подтекстовых смыслов, рождается образ женщины-птицы. Судьба ее надломлена, но не безысходна. В ней зреют силы, которые позволят ей разорвать оковы и обрести внутреннюю свободу. Это стихотворение Маргариты Константиновны Агашиной - значительный вклад в русскую любовную лирику двадцатого столетия.
-
"В начале было слово…". Рецензия на сборник стихотворений кумылженских самодеятельных поэтов "С верой, надеждой, любовью" 2007
Появилась новая книга стихотворений - сборник кумылженских самодеятельных поэтов "С верой, надеждой, любовью". Поэтов - наших земляков волнует то, чем живет страна, ее заботы; они активно участвуют в формировании общественного сознания молодежи и зрелых людей, стучатся в наши сердца, высекают из них искры сопереживания и благодарности. Люди в стихотворениях кумылженских поэтов черпают силы друг в друге, в славных традициях далекого и недавнего прошлого, в природе. Это жизнь, освященная Богом.
-
Урок внеклассного чтения в 10-м классе "Приглашение к путешествию" (По творчеству казанского поэта Эмира Шабашвили 2007
Составление учебных программ и их корректирование с введением национально-регионального компонента базируется на литературно-краеведческом материале, что способствует обогащению содержания образования, делая его живым, доступным, интересным. Предлагаемый урок - знакомство с творчеством одного из казанских поэтов, Эмира Шабашвили, способствует формированию интеллектуального потенциала, развивает коммуникативные способности обучающихся, активизирует их познавательную деятельность.
-
Развитие творческих способностей на интегративных уроках 2007
Творческие способности можно и нужно развивать - в этом убеждаются на собственном опыте те, кто решился попробовать. Конечно, особая цель требует и особых средств. Главное - учащиеся должны быть уверены, что их фантазии будут встречены доброжелательно и с интересом. Метод, словно специально созданный для развития творческих способностей, известен давно - это рисование.
-
Творческая разработка по литературе на тему? "Музы Н.А. Некрасова" 2007
Целью творческой разработки по литературе на тему "Музы Н.А. Некрасова" с использованием ИКТ является дальнейшее знакомство учащихся с личной жизнью народного поэта XIX века Николая Алексеевича Некрасова и её отображением в его лирических произведениях. Особое внимание в работе отводится источникам поэтического вдохновения, которыми для поэта были и рано умершая мать, и Авдотья Яковлевна Панаева, и Зинаида Николаевна Некрасова. Использование программы Power Point, декламация стихов поэта, посвященных Е.А. Некрасовой, А.Я. Панаевой и З.Н. Некрасовой, делают литературный вечер ярким, увлекательным, информационно и эмоционально насыщенным.
-
Конспект урока литературы в 7-м классе (внеклассное чтение). Рассказ А.Платонова "Юшка" 2007
Составители программы в этом классе особое внимание уделяют проблеме рода и жанра. Признавая важность этой проблемы, хочется сказать, что это прежде всего знания для ума, а не для сердца. Подростки в этом возрасте вступают в сложный мир человеческих взаимоотношений, ставят перед собой и решают "вечные вопросы". Кроме того, они все еще учатся читать, работать по принципу "медленного чтения", повышают технику чтения.
-
Интегрированный урок (литературно-музыкальное искусство) по рассказу Л.Н. Толстого "После бала". Тема: "Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа" 2007
В системе нашей педагогической деятельности интегрированные уроки занимают особое место. Они помогают развивать познавательную и творческую активность учащихся, усиливают мотивацию обучения. Так, на уроке по рассказу Л.Н. Толстого по теме "Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа" мы стремились помочь учащимся понять писательский замысел и особенности рассказа, познакомить с контрастом как литературным и музыкальным приёмом, позволяющим определить идею и тему произведения, воспитать милосердие, гуманность, чуткое отношение к человеку.
-
Интегрированный урок по литературе и английскому языку на тему: "Интерпретация художественного текста перевода трагедии У.Шекспира "Ромео и Джульетта" 2007
Конспект интегрированного урока (литература + английский язык) "Работа с первоисточником текста "Ромео и Джульетта" У.Шекспира".
-
Урок-презентация в 11-м классе: "…Письмо – это ты". Урок развития речи 2007
Урок-презентация по русскому языку для 11-го класса расширяет сведения об эпистолярном жанре, знакомит с классификацией писем.
-
"Повесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм". 9-й класс 2007
Урок литературы для 9-го класса. Как активизировать внимание учащихся на уроке? Как вовлечь каждого в активную мыслительную деятельность? Решению этих вопросов, как видится, способствуют создание проблемной ситуации на уроке, а также работа в группах.
-
Урок литературы "Вокруг тебя — мир". Внеклассное чтение. 8-й класс 2007
<p>Урок внеклассного чтения "Вокруг тебя – мир…" (литература, 8-й класс) по теме "В пределах допустимого" по новелле О.Генри "Обращение Джимми Валентайна" разработан с применением технологии нейролингвистического программирования. Цель урока – привлечение внимания учащихся к проблеме выбора допустимых средств на пути достижения цели.</p>
-
Вечер в "Менделеевской гостиной" 2007
Вечер направлен на популяризацию имен русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева и крупнейшего поэта Александра Блока, призван способствовать активизации интереса старшеклассников к истории России, их патриотическому воспитанию через изучение и осмысление научного и поэтического наследия.
-
Урок литературы на тему: "Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!.." 2007
Размышляя над тем, каким должен быть урок, мы остановились на использовании мультимедийного слайд-шоу. "Озвучили" слайды "голосами" Марины Цветаевой, её родителей, друзей, детей, поэтов. Сделали попытку оживить лица, глаза всех этих людей, объяснить, что скрывается за их взглядами и улыбками. Текст монтажа не является коллажем цитат. Все, что говорится на этом уроке, несет в себе не только информативный, но и эмоциональный заряд.
-
Урок-праздник "На вечёрках" 2007
Данная работа является обобщающим уроком в системе уроков "Зимние праздники". Он относится к теме "Народный календарь и его отражение в фольклоре жителей нашей области". В ходе урока учащиеся получают представление о том, как проходили зимние праздники в данной местности, знакомятся с их особенностями, принимают самое активное участие в празднике. Кроме того, подобные занятия воспитывают любовь к родному краю через углубленные знания традиций, истории и культуры его жителей. Возможна реализация данного мероприятия во внеклассной работе по предмету.
-
Урок-практикум "Житие святого праведного старца Федора Кузьмича (Томского)" как образец сибирской агиографии 2007
Предлагается разработка урока, посвященного изучению духовной литературы на примере "Жития святого праведного старца Федора Томского". Особенно значимым является знакомство современных школьников с таким житийным текстом, который имеет непосредственное отношение к сибирской литературе, составляет так называемый региональный компонент.
-
Литературно-музыкальная композиция "Я вернусь…" (жизнь и творчество Игоря Талькова) 2007
Литературно-музыкальная композиция "Я вернусь…" посвящена жизни и творчеству поэта, композитора, исполнителя Игоря Талькова. Данный сценарий может быть использован на уроках литературы в старших классах по темам "Поэзия наших дней", "Авторская песня". Также возможно использование сценария во внеклассной работе по литературе. Композиция включает в себя фрагменты музыкальных произведений классиков, популярные мелодии современности, песни в исполнении Игоря Талькова; способствует воспитанию у учащихся духовной культуры, эстетического вкуса.
-
Программа элективного курса для 9-го класса в рамках предпрофильной подготовки "Учимся читать и понимать прочитанное" 2007
Программа предлагаемого элективного курса ориентирована на подготовку читателя, способного оценить произведение в единстве формы и содержания. Занятия по данной программе также помогут учащимся в подготовке к письменным экзаменам в 9—11-х классах.