Литература
-
Мифы древних славян - основа обрядов россиян 2007
Слово "культура" происходит от слова "культ", что означает - вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это, - не имеет права считаться культурным человеком, потому что нами забыто прошлое, мы не знаем народных традиций. Мы с вами можем долго и увлекательно говорить о мифах Древней Греции, а свои, славянские мифы забыли. Мы читали славянские мифы с названием месяцев ведического года, представляли славянских богов в рисунках. Сегодня мы подводим итог изучения славянских мифов.
-
А.С. Пушкин. "Капитанская дочка", глава "Вожатый". 9-й класс 2007
В системе уроков по анализу текста романа этот урок - второй. На первом уроке ученики рассмотрели особенности жанра романа, составили первое представление о Петре Гриневе, главном герое романа. На втором уроке ученики закрепляют навыки выделения "поворотных" сюжетных событий, определяющих судьбу героя. Работа над текстом романа строится как аналитическая беседа учителя с классом. Большое внимание при анализе текста романа уделяется теме чести и милосердия. "Молодой человек, если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений". Таким образом, размышления над судьбой Петра Гринева становится для учеников путем поиска смысла жизни и духовного самоопределения.
-
Урок русской литературы в 11-м классе, посвящённый жизни и творчеству С.А. Есенина 2007
В последнее время интерес к литературе постепенно утрачивается. Наша цель - возвращение интереса к литературе, чтению в целом. Чтобы вызвать интерес, не зацикливаться на одной беседе, следует больше проводить нетрадиционные уроки. Наряду с различными видами нетрадиционных форм урока мы используем и клубную работу. Детям особенно полюбился клуб "Брeйн-ринг".
-
Анализ стихотворения М.Агашиной "Зачем кольцуют белых чаек?" 2007
Главный образ в стихотворении - образ кольца. Это "овеществление" сложных взаимоотношений между женщиной и мужчиной. Их взаимоотношения помещены в контекст жизни природы, в ее катастрофы, каковой воспринимается поэтессой и кольцевание чаек. В этом замечательном, изящном и трагичном стихотворении, полном сложных подтекстовых смыслов, рождается образ женщины-птицы. Судьба ее надломлена, но не безысходна. В ней зреют силы, которые позволят ей разорвать оковы и обрести внутреннюю свободу. Это стихотворение Маргариты Константиновны Агашиной - значительный вклад в русскую любовную лирику двадцатого столетия.
-
"В начале было слово…". Рецензия на сборник стихотворений кумылженских самодеятельных поэтов "С верой, надеждой, любовью" 2007
Появилась новая книга стихотворений - сборник кумылженских самодеятельных поэтов "С верой, надеждой, любовью". Поэтов - наших земляков волнует то, чем живет страна, ее заботы; они активно участвуют в формировании общественного сознания молодежи и зрелых людей, стучатся в наши сердца, высекают из них искры сопереживания и благодарности. Люди в стихотворениях кумылженских поэтов черпают силы друг в друге, в славных традициях далекого и недавнего прошлого, в природе. Это жизнь, освященная Богом.
-
Урок внеклассного чтения в 10-м классе "Приглашение к путешествию" (По творчеству казанского поэта Эмира Шабашвили 2007
Составление учебных программ и их корректирование с введением национально-регионального компонента базируется на литературно-краеведческом материале, что способствует обогащению содержания образования, делая его живым, доступным, интересным. Предлагаемый урок - знакомство с творчеством одного из казанских поэтов, Эмира Шабашвили, способствует формированию интеллектуального потенциала, развивает коммуникативные способности обучающихся, активизирует их познавательную деятельность.
-
Развитие творческих способностей на интегративных уроках 2007
Творческие способности можно и нужно развивать - в этом убеждаются на собственном опыте те, кто решился попробовать. Конечно, особая цель требует и особых средств. Главное - учащиеся должны быть уверены, что их фантазии будут встречены доброжелательно и с интересом. Метод, словно специально созданный для развития творческих способностей, известен давно - это рисование.
-
Творческая разработка по литературе на тему? "Музы Н.А. Некрасова" 2007
Целью творческой разработки по литературе на тему "Музы Н.А. Некрасова" с использованием ИКТ является дальнейшее знакомство учащихся с личной жизнью народного поэта XIX века Николая Алексеевича Некрасова и её отображением в его лирических произведениях. Особое внимание в работе отводится источникам поэтического вдохновения, которыми для поэта были и рано умершая мать, и Авдотья Яковлевна Панаева, и Зинаида Николаевна Некрасова. Использование программы Power Point, декламация стихов поэта, посвященных Е.А. Некрасовой, А.Я. Панаевой и З.Н. Некрасовой, делают литературный вечер ярким, увлекательным, информационно и эмоционально насыщенным.
-
Конспект урока литературы в 7-м классе (внеклассное чтение). Рассказ А.Платонова "Юшка" 2007
Составители программы в этом классе особое внимание уделяют проблеме рода и жанра. Признавая важность этой проблемы, хочется сказать, что это прежде всего знания для ума, а не для сердца. Подростки в этом возрасте вступают в сложный мир человеческих взаимоотношений, ставят перед собой и решают "вечные вопросы". Кроме того, они все еще учатся читать, работать по принципу "медленного чтения", повышают технику чтения.
-
Интегрированный урок (литературно-музыкальное искусство) по рассказу Л.Н. Толстого "После бала". Тема: "Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа" 2007
В системе нашей педагогической деятельности интегрированные уроки занимают особое место. Они помогают развивать познавательную и творческую активность учащихся, усиливают мотивацию обучения. Так, на уроке по рассказу Л.Н. Толстого по теме "Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа" мы стремились помочь учащимся понять писательский замысел и особенности рассказа, познакомить с контрастом как литературным и музыкальным приёмом, позволяющим определить идею и тему произведения, воспитать милосердие, гуманность, чуткое отношение к человеку.
-
Интегрированный урок по литературе и английскому языку на тему: "Интерпретация художественного текста перевода трагедии У.Шекспира "Ромео и Джульетта" 2007
Конспект интегрированного урока (литература + английский язык) "Работа с первоисточником текста "Ромео и Джульетта" У.Шекспира".
-
Урок-презентация в 11-м классе: "…Письмо – это ты". Урок развития речи 2007
Урок-презентация по русскому языку для 11-го класса расширяет сведения об эпистолярном жанре, знакомит с классификацией писем.
-
"Повесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм". 9-й класс 2007
Урок литературы для 9-го класса. Как активизировать внимание учащихся на уроке? Как вовлечь каждого в активную мыслительную деятельность? Решению этих вопросов, как видится, способствуют создание проблемной ситуации на уроке, а также работа в группах.
-
Урок литературы "Вокруг тебя — мир". Внеклассное чтение. 8-й класс 2007
<p>Урок внеклассного чтения "Вокруг тебя – мир…" (литература, 8-й класс) по теме "В пределах допустимого" по новелле О.Генри "Обращение Джимми Валентайна" разработан с применением технологии нейролингвистического программирования. Цель урока – привлечение внимания учащихся к проблеме выбора допустимых средств на пути достижения цели.</p>
-
Вечер в "Менделеевской гостиной" 2007
Вечер направлен на популяризацию имен русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева и крупнейшего поэта Александра Блока, призван способствовать активизации интереса старшеклассников к истории России, их патриотическому воспитанию через изучение и осмысление научного и поэтического наследия.
-
Урок литературы на тему: "Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!.." 2007
Размышляя над тем, каким должен быть урок, мы остановились на использовании мультимедийного слайд-шоу. "Озвучили" слайды "голосами" Марины Цветаевой, её родителей, друзей, детей, поэтов. Сделали попытку оживить лица, глаза всех этих людей, объяснить, что скрывается за их взглядами и улыбками. Текст монтажа не является коллажем цитат. Все, что говорится на этом уроке, несет в себе не только информативный, но и эмоциональный заряд.
-
Урок-праздник "На вечёрках" 2007
Данная работа является обобщающим уроком в системе уроков "Зимние праздники". Он относится к теме "Народный календарь и его отражение в фольклоре жителей нашей области". В ходе урока учащиеся получают представление о том, как проходили зимние праздники в данной местности, знакомятся с их особенностями, принимают самое активное участие в празднике. Кроме того, подобные занятия воспитывают любовь к родному краю через углубленные знания традиций, истории и культуры его жителей. Возможна реализация данного мероприятия во внеклассной работе по предмету.
-
Урок-практикум "Житие святого праведного старца Федора Кузьмича (Томского)" как образец сибирской агиографии 2007
Предлагается разработка урока, посвященного изучению духовной литературы на примере "Жития святого праведного старца Федора Томского". Особенно значимым является знакомство современных школьников с таким житийным текстом, который имеет непосредственное отношение к сибирской литературе, составляет так называемый региональный компонент.
-
Литературно-музыкальная композиция "Я вернусь…" (жизнь и творчество Игоря Талькова) 2007
Литературно-музыкальная композиция "Я вернусь…" посвящена жизни и творчеству поэта, композитора, исполнителя Игоря Талькова. Данный сценарий может быть использован на уроках литературы в старших классах по темам "Поэзия наших дней", "Авторская песня". Также возможно использование сценария во внеклассной работе по литературе. Композиция включает в себя фрагменты музыкальных произведений классиков, популярные мелодии современности, песни в исполнении Игоря Талькова; способствует воспитанию у учащихся духовной культуры, эстетического вкуса.
-
Программа элективного курса для 9-го класса в рамках предпрофильной подготовки "Учимся читать и понимать прочитанное" 2007
Программа предлагаемого элективного курса ориентирована на подготовку читателя, способного оценить произведение в единстве формы и содержания. Занятия по данной программе также помогут учащимся в подготовке к письменным экзаменам в 9—11-х классах.
-
Изучение "деревенской" прозы: стилистические особенности раннего творчества Василия Белова 2007
В 2007 году исполняется 75 лет Василию Белову - знаменитому писателю современности, творчество которого - неотъемлемая часть наследия "деревенской" прозы. Язык произведений наполнялся эмоциональным порывом народного слова, его колоритом. Ценилась особая иллюзия достоверности жизни, якобы освобождённой от присутствия автора. Подобная стилевая ситуация, сохраняющая естественный контакт языка художественного текста и разговорной речи, свойственна ранней прозе Василия Белова.
-
План урока по повести В.Распутина "Пожар" 2007
Зачастую в нашей жизни мы путаем значение слов "бездушный" и "бездуховный". Не понимаем, почему рушится вроде бы внешне благополучная человеческая жизнь. Постоянно чувствуем какую-то тоскливую пустоту в своей душе. Что же с нами происходит? Почему это происходит? Эти и многие другие вопросы поднимаются на уроке по повести В.Распутина "Пожар".
-
Беседа о стихах А.А. Фета 2007
Статья посвящена творчеству Афанасия Афанасьевича Фета. В ней представлены эстетические воззрения А.Фета, темы, особенности любовной и пейзажной лирики.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Образ Русской земли в "Слове о полку Игореве" 2007
Урок литературы в 9-м классе проводится как обобщающий после изучения "Слова о полку Игореве". Урок проводится с использованием технологии РКМЧП (составление кластера, стратегия "инсерт").
-
Интегрированный урок "Интерпретация художественного текста перевода трагедии У.Шекспира "Ромео и Джульетта"" (русская литература, английский язык) 2007
Цели урока: cовершенствование навыков работы учащихся с первоисточником текста трагедии "Ромео и Джульетта" У.Шекспира (текст на английском языке); формирование литературной исследовательской деятельности учащихся в ходе сравнительной характеристики трех вариантов построчного перевода (учащихся, Б.Л. Пастернака, Т.Щепкиной-Куперник) фрагмента трагедии У.Шекспира "Ромео и Джульетта"; литературный анализ фрагмента трагедии У.Шекспира "Ромео и Джульетта"; расширение знаний учащихся об эпохе Возрождения У.Шекспира (английская литература, английский театр); развитие интереса учащихся к изучению английской литературы XV—XVII вв.
-
Анализ эпического произведения малой формы (на примере рассказа В.Шукшина "Обида") 2007
Понимать художественный текст - одна из самых трудных задач в литературе. Как этому научиться и научить? Как вырастить умного читателя, способного вести диалог с книгой, с автором, с самим собой?.. Только через анализ произведения. В статье предлагается ряд приемов, с помощью которых можно осуществить анализ рассказа. Предложенный материал может быть использован на уроках литературы и послужить источником принципов, опираясь на которые можно самостоятельно проанализировать текст малой эпической формы.
-
Урок внеклассного чтения в 5-м классе "Мир детства в книге Марка Твена "Приключения Тома Сойера" 2007
Урок внеклассного чтения в 5-м классе посвящен произведениям Марка Твена.
-
Урок-игра "Суд над Хлестаковым". 8-й класс 2007
Урок-суд позволяет рассматривать вещи с разных точек зрения. Становится видна их сложность, неординарность, а мы сами становимся мудрее и не столь скоропалительны в своих оценках и приговорах. Основная задача суда - не только осудить Хлестакова, но и в ходе процесса раскрыть моральный облик потерпевших - городничего и чиновников, показать их истинное лицо, страх перед возмездием за совершенные поступки.
-
События и точка зрения. Авторская позиция, идейный смысл рассказа Ю.Нагибина "Мой первый друг, мой друг бесценный" 2007
Цель урока: развитие понятия идеи произведения и разных способов её выражения (нехарактерность прямой формулировки идейного смысла для художественной литературы).
-
Урок-размышление по литературе в 11-м классе по теме: "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Царь-рыба" и повести Э.Хемингуэя "Старик и море" 2007
В 11-м классе я провела урок-размышление по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Царь-рыба" и повести Э.Хемингуэя "Старик и море", цель которого - способствовать воспитанию негативной позиции к хищническому, потребительскому отношению к природе; формировать навыки сравнения, анализа, обобщения; умения связывать экологические проблемы с нравственными; развивать самостоятельность суждений учащихся. В ходе урока-размышления старшеклассники показали способность к обсуждению актуальных проблем эпохи в связи с изученными произведениями. В конце урока появились пятистишия - синквейны, которые формируют у школьников умения в рамках жестких правил давать характеристику героя, явления и определять свое к этому отношение, подбирать наиболее значимые, емкие слова.