Литература
-
Интеллектуальная игра на уроках литературы 2008
Интеллектуальные игры развивают самостоятельность. В 5-м классе в игре предлагаются задания по тексту, выразительное чтение, конкурсы грамотеев и художников. В 9-м классе игра по биографии и комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" проводится на более сложном и объемном материале. С режиссурой урока учителю помогают коллеги или старшеклассники.
-
Литературная гостиная "С любовью в сердце. С.Есенин" 2008
Представлен элективный курс "В литературу с любовью и пониманием". Литературная гостиная "С любовью в сердце", С.Есенин.
-
Лейтмотив утраты в повести В.Маканина "Где сходилось небо с холмами". 11-й класс 2008
В отличие от всей литературы постмодернизма рефлексирующий герой которой одинок, лишён надежды и часто бездеятелен, в повести Маканина герой осознаёт свою утрату и пытается искупить вину любой ценой, даже такой дорогой, как смерть.
-
Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова 2008
Представлен конспект урока-семинара по литературе в 9-м классе "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова" (2 часа).
-
Обособление обстоятельств (на материале творчества С.А. Есенина) 2008
Работа знакомит с изучением обособленных обстоятельств (по произведениям С.Есенина).
-
Авторская песня "Обыкновенное чудо" Булата Окуджавы 2008
Цель внеклассного мероприятия познакомить учащихся с авторской песней на примере творчества Б.Окуджавы. В ходе беседы стимулируется развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся. Используя силу воздействия авторской песни, решается задача формирования личности учащихся, нравственных убеждений, патриотизма.
-
Человек и война (по повести В.Некрасова "В окопах Сталинграда") 2008
При проведении данного урока используются элементы модульной технологии. Объем содержания, методов, приемов работы способствует более полному освоению новых знаний всеми категориями учащихся на пределе возможностей каждого с учетом личностного выбора учебной деятельности. Данный урок является вторым в теме «Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия», поэтому построен на интеграции двух предметов (литературы и истории).
-
Что там, за горизонтом? (Урок-обобщение по учебнику Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой "Шаг за горизонт", 5-й класс) 2008
Вашему вниманию предлагается урок-обобщение на тему "Шаг за горизонт".
-
"Под звуки нежные романса…" Сценарий вечера русского романса второй половины XIX века для учащихся старших классов 2008
Современные старшеклассники не знают о романсе ничего, считают этот жанр просто скучным, не интересным сегодняшней молодёжи. Подготовка к мероприятию помогла старшеклассникам открыть для себя по-настоящему неизведанные страницы русской классики и вокального искусства романса. Вечер рассчитан на 1 час, но при желании можно добавить ещё несколько произведений.
-
Сценарий урока внеклассного чтения в 5-м классе 2008
Сценарий урока внеклассного чтения по теме «Кот в разных жанрах мировой литературы». Данный урок дает возможность вызвать интерес учащихся к чтению. Формы и методы, применяемые на уроке: литературный диктант, викторина, инсценирование и т.д., – позволяют учителю проверить знания, выработать у учащихся практический навык в пересказывании фрагментов, в умении анализировать прочитанный текст, высказывать свое мнение.
-
Легенда, пришедшая к Пушкину 2008
Данная работа представляет собой исследование и изучение научной литературы, касающейся романтических произведений А.С. Пушкина. Особое внимание уделено поэме «Бахчисарайский фонтан». Приводятся интересные факты о том, кто рассказал Пушкину легенду о «фонтане слез» и кто мог бы быть прототипом героини поэмы.
-
Урок-концерт "Авторская песня" 2008
Урок-концерт в 11 классе ставит своей целью не только знакомство с миром авторской (бардовской) песни как самостоятельным явлением нашей отечественной культуры, как проявлением народного творчества, одним из самых массовых видов творчества, но и помогает через жанр авторской песни воспитывать любовь к отечественной культуре, литературе, способствовать становлению личности, способной сопереживать, сочувствовать, любить, стремиться к добру и гармонии.
-
Функционально-стилистические особенности терминов в художественной литературе (на примере романа Е.Замятина "Мы") 2008
Урок литературы по теме «Функционально-стилистические особенности терминов в художественной литературе» на примере романа Е.Замятина «Мы».
-
Программа элективного курса "Анализ литературного произведения" для учащихся 9–11-х классов 2008
Программа ставит своей главной задачей осмысление литературы как особой формы освоения культурных традиций и формирование основных теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки художественного произведения. В ней дан примерный перечень произведений, но их выбор зависит от программы, возраста учащихся, уровня подготовленности класса и желания учителя.
-
Конспект урока внеклассного чтения. Урок-спектакль по драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад" 2008
Урок-спектакль по драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» знакомит учащихся с произведением; помогает понять основные мотивы, поэтическую концепцию драмы, раскрывает её основной конфликт; формирует навыки самостоятельного анализа текста.
-
Своеобразие главного героя романа Ф.М. Достоевского "Идиот" 2008
Цели урока: познакомить учащихся с романом о "положительно-прекрасном" человеке; проанализировать образ героя через призму его отношений с остальными героями; обсудить проблему идеала и действительности; рассмотреть роман в контексте творчества Ф.Достоевского и в контексте всей русской литературы.
-
Интегрированный урок-семинар по роману Ч.Айтматова "Тавро Кассандры". Урок литературы в 11-м классе 2008
Форма организации учебного занятия: интегрированный урок. Интегрированные уроки позволяют научить учащихся видеть единство через многообразие; отличать произведения разных стилей, направлений и понимать их содержание; уметь аргументировать своё понимание и свою оценку произведений; привить навык самостоятельного анализа (исторический подход в изложении материала, целостное видение во взаимосвязи литературы, ИЗО, искусства, музыки, театра). При раскрытии каждой темы нужно хотя бы кратко отметить сквозные линии: природа, общественный строй; мировоззрение; религия; быт; стиль искусства; представление о мире и о месте человека; нравственный и эстетический идеалы эпохи, представление о красоте.
-
Урок-композиция "Если душа родилась крылатой" (по творчеству М.Цветаевой) 2008
Творчество каждого из поэтов Серебряного"века - это уникальный мир , это еще одна грань прекрасного. После урока-семинара, где познакомились со многими из них, мы обращаемся к творчеству Цветаевой.
-
Урок по литературе "Базаров в системе действующих лиц. Испытание любовью" (с приложением) 2008
Представленный урок литературы показывает, что главным противником Базарова была сама жизнь, что именно она будет испытывать силу убеждений любовью, дружбой, одиночеством.
-
"Верь в великую силу любви" (урок по произведению А.Платонова "Юшка") 2008
Представлена разработка урока литературы в 7-м классе по изучению повести А.Платонова "Юшка". Урок состоит из трёх частей: анализ произведения, работа с опорной схемой и творческая работа учащихся.
-
"У театральной афиши" (урок по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума") 2008
Построение урока и его оформление позволяет ребятам (особенно тем, кто лишен возможности часто бывать в театре или не был вообще) почувствовать атмосферу театра. Урок развивает и воспитывает творческое воображение, зрительскую культуру, культуру общения, умение "исполнять" роли героев пьесы.
-
Николай Гумилев: судьба, биография, творчество 2008
Вводный урок изучения творчества Н.Гумилева представлен как страницы творческой биографии: детский и юношеский период, любовь, путешествия, участие в Первой мировой войне, общественная активность. Цель урока: познакомиться с жизненным и творческим путем поэта и создать воображаемую книгу творческой биографии Н.Гумилева.
-
"Книги для юного гражданина Российской Федерации" (разработка урока по литературе в 8–9-х классах) 2008
Воспитание гражданина - одна из задач каждого педагога. Без формирования гражданина невозможно создание гражданского общества, к которому мы стремимся. Целями урока являются следующие: закрепить представление о понятиях "гимн", "герб", "флаг"; познакомить учащихся с книгами о государственной символике; воспитывать уважительное отношение учащихся к символам и эмблемам своего государства; продолжить формирование у школьников гражданственности и патриотизма.
-
Внеклассное чтение "Три злодейства" (урок по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"; 9-й класс) 2008
"Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства", - небрежно роняет Томский о Германне, танцуя на балу у***ского посланника с Лизаветой Ивановной. "Молодая мечтательница", проявляющая в силу своего зависимого положения романтические наклонности, очень серьезно воспринимает "мазурочную болтовню" кавалера. С ужасом глядя на Германна в своей комнате, она вспоминает: "У этого человека по крайней мере три злодейства на душе".
-
Активизация познавательной деятельности обучающихся 2008
Повышению активизации познавательной деятельности на уроках гуманитарного цикла значительно способствуют элементы проблемного и программированного обучения, новые подходы к использованию различных средств наглядности и моделирования, исследовательская деятельность. Воспитание общих приёмов мышления требует создания условий для целенаправленного восприятия изучаемого материала и его осмысления, для творческой переработки знаний и применения их на практике.
-
"Подводим итоги" (урок — смотр знаний) 2008
Урок объединяет детей, которые не только любят поэзию, но и пытаются сами писать стихи, также проверяются знания учащихся по теории стихосложения; отрабатывают навык применять полученные знания на практике. Соприкосновение с поэзий всегда благотворно влияет на чуткие детские души, формирует в них многие положительные качества. Ребята учатся слушать музыку стиха, наблюдать за окружающим миром, употреблять выразительные средства речи, таким образом, они становятся сердечными и добрыми.
-
Дискуссия "Что значит быть красивым?" 2008
Цель урока: создание условий для воспитания у учащихся чувства уважения друг к другу, к старшим. Проводится на классном часе в форме дискуссии.
-
Занятие "Чудеса и тайны поэтических строк" 2008
Цели урока: выявление детей, способных к литературному творчеству; развитие умений определять размер, рифму стихосложения; выделение главного в тексте; переноса полученных знаний в новую ситуацию; создать условия для развития образного мышления; осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций на основе стихов русских поэтов, музыки и собственного сочинительства.
-
"Что за человек Печорин" (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"; урок-эпилог) 2008
В работе представлен эпилог к роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" в стихах.
-
"Утро в доме госпожи Простаковой". Анализ эпизода 2008
Данный урок даётся после знакомства с биографией Д.И. Фонвизина и является вводным при изучении комедии. В ходе занятия использовалась инсценировка. Чем сегодня может привлечь эта форма работы? Использование на уроке такого метода, на мой взгляд, способствует развитию творческого потенциала, познавательных интересов, коммуникативных навыков и формирует эстетически развитую личность.