Оборудование:
- солнце и лучи для составления опорного конспекта на доске и маленькое солнце с лучами для каждого ученика;
- краски, кисточки, стёкла.
Цель: проанализировать сюжет поэмы, охарактеризовать образ Мцыри и попытаться ответить на вопрос: зачем человек живёт на земле (по мнению поэта и главного героя).
На доске:
Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живёшь. Василий Ключевский, русский историк XIX–XX века.
Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут. Жан Лабрюйер, французский писатель XVII века.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Доброе утро, ребята! Сядьте те, кто хотя бы раз мучился над вопросом: зачем человек живёт на земле. Спасибо. Значит, остались стоять те, кто знает ответ, или те, для кого этот вопрос обязательно возникнет в будущем, потому что на протяжении многих столетий он волнует человечество. Садитесь, спасибо.
2. Целеполагание.
Задача нашего урока – попытаться ответить на этот непростой вопрос. Поможет нам в этом поэма М.Ю.Лермонтова “Мцыри”, а точнее, сюжет и образ главного героя.
3. Эпиграфами к уроку я взяла 2 высказывания. Как вы думаете, какой из них точнее передаёт стремления и переживания главного героя? Почему?
4. Символом нашего урока я выбрала солнце. Как вы думаете, почему?
- Чего не хватает нашему символу? К концу урока мы дорисуем солнцу лучи, которые и будут содержать ваши ответы на главный вопрос.
- На своих листочках напишите тему урока.
- Мне бы хотелось, чтобы один из вас сыграл сегодня роль журналиста очень уважаемой литературной газеты, который во время нашего разговора запишет самые интересные, на его взгляд, мысли и создаст эссе “Зачем человек живёт на земле?”.
- А теперь обратимся к сюжету поэмы и образу главного героя.
1) Почему М.Ю.Лермонтов изменил первоначальное название произведения “Бэри” (с грузинского – монах) на “Мцыри” (послушник, неслужащий монах, пришелец, чужеземец)?
2) Что меняется вместе с переменой названия в нашем восприятии главного героя?
3) Что становится центром повествования в поэме? В чём особенности сюжета? Почему описанию жизни Мцыри в монастыре поэт посвящает 2 главы, а исповеди героя и описанию жизни на воле – 24? (Вывод)
Значит, центр повествования – это “три блаженных дня”, в них всё счастье, весь смысл, вся трагедия жизни героя. Следовательно, в них мы и будем искать ответ на наш главный вопрос.
4) Пользуясь текстом, ответьте мне: что заставило Мцыри покинуть монастырь?
1 строфа: Я мало жил, и жил в плену//
Таких две жизни за одну,
Но только, полную тревог
Я променял бы, если б смог (вывод)
4 строфа: Хотя б на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной (вывод)
8 строфа: Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля… (вывод)
Так почему главный герой не ощущал себя счастливым? (Лучи – жизнь, полная тревог, родина, дом, родные, свобода)
- Что из перечисленного нами Мцыри приобрёл за эти 3 блаженных дня, а чего ему найти так и не удалось?
- Но вы, наверное, согласитесь со мной, что герой увидел и ощутил на воле гораздо больше, чем ожидал.
- С чего начинается для Мцыри познание мира в его первое после побега утро? (Текст)
- Прочитайте описание природы в 6 главе;
- При помощи каких изобразительных средств создан образ природы?
- Что можно сказать о человеке, так воспринимающем красоту? (Вывод)
Значит, каких ощущений был лишён Мцыри в монастыре? (Луч – красота)
- Мы говорили сегодня, что одной из причин побега Мцыри стало желание прожить жизнь, полную тревог. Удалось ли юноше реализовать своё желание?
- Зачем Мцыри вступает в борьбу с барсом? Как он ведёт себя во время боя? (Вывод)
- Зачем ещё человек живёт на земле? (Луч – борьба).
- Как вы думаете, какого лучика не хватает нашему солнцу? О каком событии в жизни главного героя мы не упомянули? (Встреча с грузинкой, глава 13)
- Итак, нашёл ли Мцыри ответ на вопрос: зачем человек живёт на земле? Что значит для него жить? (Находиться в постоянном поиске, тревоге, бороться, побеждать, любить, видеть своих родных, иметь дом, узнавать себя)
- А теперь давайте послушаем творение нашего уважаемого журналиста.
- Какое чувство рождает у вас гибель главного героя? На этот вопрос ответьте красками на стекле. Прокомментируйте.
Итог: Так почему же погиб главный герой? Как он сам отвечает на этот вопрос?
- Чем он не похож на окружающих его людей? (Романтический герой)
- А может, он и не способен быть счастливым?
Домашнее задание: видимо, о чём-то очень важном мы не поговорили сегодня. Я оставляю один лучик неподписанным. Дома напишите эссе, посвящённое этому, на ваш взгляд, недостающему звену в поисках смысла человеческой жизни. Назовите его.