Урок литературы в 7-м классе по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри". "Зачем человек житет на земле?"

Разделы: Литература


Оборудование:

  • солнце и лучи для составления опорного конспекта на доске и маленькое солнце с лучами для каждого ученика;
  • краски, кисточки, стёкла.

Цель: проанализировать сюжет поэмы, охарактеризовать образ Мцыри и попытаться ответить на вопрос: зачем человек живёт на земле (по мнению поэта и главного героя).

На доске:

Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живёшь. Василий Ключевский, русский историк XIX–XX века.

Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут. Жан Лабрюйер, французский писатель XVII века.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Доброе утро, ребята! Сядьте те, кто хотя бы раз мучился над вопросом: зачем человек живёт на земле. Спасибо. Значит, остались стоять те, кто знает ответ, или те, для кого этот вопрос обязательно возникнет в будущем, потому что на протяжении многих столетий он волнует человечество. Садитесь, спасибо.

2. Целеполагание.

Задача нашего урока – попытаться ответить на этот непростой вопрос. Поможет нам в этом поэма М.Ю.Лермонтова “Мцыри”, а точнее, сюжет и образ главного героя.

3. Эпиграфами к уроку я взяла 2 высказывания. Как вы думаете, какой из них точнее передаёт стремления и переживания главного героя? Почему?

4. Символом нашего урока я выбрала солнце. Как вы думаете, почему?

- Чего не хватает нашему символу? К концу урока мы дорисуем солнцу лучи, которые и будут содержать ваши ответы на главный вопрос.

- На своих листочках напишите тему урока.

- Мне бы хотелось, чтобы один из вас сыграл сегодня роль журналиста очень уважаемой литературной газеты, который во время нашего разговора запишет самые интересные, на его взгляд, мысли и создаст эссе “Зачем человек живёт на земле?”.

- А теперь обратимся к сюжету поэмы и образу главного героя.

1) Почему М.Ю.Лермонтов изменил первоначальное название произведения “Бэри” (с грузинского – монах) на “Мцыри” (послушник, неслужащий монах, пришелец, чужеземец)?

2) Что меняется вместе с переменой названия в нашем восприятии главного героя?

3) Что становится центром повествования в поэме? В чём особенности сюжета? Почему описанию жизни Мцыри в монастыре поэт посвящает 2 главы, а исповеди героя и описанию жизни на воле – 24? (Вывод)

Значит, центр повествования – это “три блаженных дня”, в них всё счастье, весь смысл, вся трагедия жизни героя. Следовательно, в них мы и будем искать ответ на наш главный вопрос.

4) Пользуясь текстом, ответьте мне: что заставило Мцыри покинуть монастырь?

1 строфа: Я мало жил, и жил в плену//
Таких две жизни за одну,
Но только, полную тревог
Я променял бы, если б смог (вывод)

4 строфа: Хотя б на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной (вывод)

8 строфа: Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля… (вывод)

Так почему главный герой не ощущал себя счастливым? (Лучи – жизнь, полная тревог, родина, дом, родные, свобода)

- Что из перечисленного нами Мцыри приобрёл за эти 3 блаженных дня, а чего ему найти так и не удалось?

- Но вы, наверное, согласитесь со мной, что герой увидел и ощутил на воле гораздо больше, чем ожидал.

- С чего начинается для Мцыри познание мира в его первое после побега утро? (Текст)

- Прочитайте описание природы в 6 главе;

- При помощи каких изобразительных средств создан образ природы?

- Что можно сказать о человеке, так воспринимающем красоту? (Вывод)

Значит, каких ощущений был лишён Мцыри в монастыре? (Луч – красота)

- Мы говорили сегодня, что одной из причин побега Мцыри стало желание прожить жизнь, полную тревог. Удалось ли юноше реализовать своё желание?

- Зачем Мцыри вступает в борьбу с барсом? Как он ведёт себя во время боя? (Вывод)

- Зачем ещё человек живёт на земле? (Луч – борьба).

- Как вы думаете, какого лучика не хватает нашему солнцу? О каком событии в жизни главного героя мы не упомянули? (Встреча с грузинкой, глава 13)

- Итак, нашёл ли Мцыри ответ на вопрос: зачем человек живёт на земле? Что значит для него жить? (Находиться в постоянном поиске, тревоге, бороться, побеждать, любить, видеть своих родных, иметь дом, узнавать себя)

- А теперь давайте послушаем творение нашего уважаемого журналиста.

- Какое чувство рождает у вас гибель главного героя? На этот вопрос ответьте красками на стекле. Прокомментируйте.

Итог: Так почему же погиб главный герой? Как он сам отвечает на этот вопрос?

- Чем он не похож на окружающих его людей? (Романтический герой)

- А может, он и не способен быть счастливым?

Домашнее задание: видимо, о чём-то очень важном мы не поговорили сегодня. Я оставляю один лучик неподписанным. Дома напишите эссе, посвящённое этому, на ваш взгляд, недостающему звену в поисках смысла человеческой жизни. Назовите его.