“Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным”
Б. Паскаль
Цели урока:
- Закрепить и углубить знания, умения учащихся применять нужную формулу к решению задач;
- Расширить кругозор учащихся при решении практических задач;
- Воспитание интереса к предмету через умение видеть важность знания формул и применение их в жизни.
Оборудование: формулы, рисунки к задачам, принадлежности милиционера.
Ход урока
Учитель:
На зимних каникулах, ребята, мы с вами побываем в нашем городе Нижнеудинске. Отправимся мы на экскурсию на автобусе. Там мы посетим краеведческий музей, побываем на празднике в киноконцертном зале “Саяны”, а также примем участие в зимних аттракционах в сквере.
Попутно мы выполним практическое занятие по теме “Формулы”.
Чтобы наша экскурсия принесла ползу не только вашему здоровью, но вашим навыкам в обучении, мы должны хорошо к ней подготовиться. Вспомнить формулы, единицы измерения площади, периметра.
Чтобы отправиться на экскурсию, необходимо купить билет.
Ответив правильно на 10 вопросов, указанных на билете с обратной стороны, мы сможем этот билет получить.
Вопросы на билете.
Запись правила с помощью букв (формула)
Молодцы! Билет мы получили!
Повторение теоретического материала (формулы)
Рассмотрим внимательно карту нашего маршрута
А теперь, сидя в автобусе, нужно устно решить несколько задач.
Задачи для устного счёта: Заполнить таблиц. 2
Объект | Скорость | Время | Расстояние |
“Волга” | 100 км/ ч | 5 ч | |
“Ока” | 60 км/ ч | 420 км | |
“Москвич” | 3 ч | 240 км | |
Пчела | 60 км /ч | 180 км | |
Стрекоза | 2 ч | 200 км | |
Стриж | 100 км/ ч | 4 ч | |
Меч-рыба | 100 км/ ч | 300 км | |
Земля (вокруг Солнца) | 30 км/ ч | 24 ч | |
Черепаха | 6 мин | 18 м | |
Улитка | 7 ч | 35 км | |
Верблюд | 8 км /ч | 5 ч | |
Почтовый голубь | 50 км /ч | 150 км |
Самостоятельная работа (по группам)
1 вариант:
(1)
Чебурашка и Крокодил Гена идут навстречу друг другу. Сейчас между ними 1 км 950 м. Через сколько минут они встретятся, 1 если Чебурашка идёт со скоростью 70 м/мин, а Крокодил Гена – со скоростью 60 м/мин?
Решение: 1 950: (70+60)=6 (ч)
2 вариант:
Незнайка стал догонять Шпунтика, когда расстояние между ними было равно 1км 80 м. Незнайка бежал со скоростью 170 м/мин, а Шпунтик шел со скоростью 80 м/ мин.
Через сколько минут Незнайка догонит Шпунтика?
Приехали! Выходим из автобуса. Теперь нам нужно правильно перейти улицу. Пройдём к пешеходному переходу.
Задача дяди Стёпы – милиционера (по безопасности движения)
(2)
Ширина проезжей части дороги 15 метров, зелёный сигнал светофора горит 20 секунд. С какой скоростью (наименьшей) можно двигаться, 2 чтобы благополучно перейти дорогу?
Мы подошли к киноконцертному залу (ККЗ) “Саяны”.
Найти объём воздуха, заполнившего здание ККЗ “Саяны”, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда, зная, что длина 120 метров, ширина 50 метров, а высота 8 м.
А теперь мы отправимся в сквер. Разделились на 4 группы, каждая группа получает задание:
1 группа: найти периметр и площадь квадратной клумбы, сторона которой 6 м <Приложение 1 – Рисунок 3>
2 группа: найти периметр и площадь площадки, которую занимает снежная горка. <Приложение 1 – Рисунок 4>
3 группа: найти периметр и площадь, занимаемую снежными фигурами. <Приложение 1 – Рисунок 5>
4 группа: найти периметр и площадь площадки, которую занимает Дед Мороз и Снегурочка <Приложение 1 – Рисунок 6>
Дополнительные задания группам:
1 Используя формулу площади прямоугольника, найти сколько понадобится краски, чтобы покрасить пол в комнате, длина которой 6 м, а ширина 5 м. В первый раз на каждый квадратный метр пошло 125 г краски, а во второй – 75 г.
(1)
2 Прямоугольный участок земли имеет длину 95 м, а ширину 67 м.
Найти площадь и периметр участка.
3 Используя формулу периметра прямоугольника, найти: сторону a, если P =3дм, b=6см
4 Сколько теплиц длиной 24 м и шириной 5 м поместится на участке земли площадью 3 га?
Подходим к пешеходному переходу, чтобы перейти улицу.
Задача дяди Стёпы – милиционера:
Скорость легкового автомобиля 60 км/ч, а грузового – 15 км/ч.
Какой автомобиль представляет угрозу школьнику, подошедшему к пешеходному переходу?
Посетив место зимних аттракционов, мы отправимся в краеведческий музей, где собран богатейший материал о родном крае, о вымирающей народности нашего края - тофах, проживающих в горах Тофаларии.
Задачи: 1 Сколько стоит билет в музей? У нас было 350 рублей, купили 15 билетов, и осталось 35 р
2 Вычислить площадь занимаемую краеведческим музеем <Приложение 1 – Рисунок 7>
Итак, мы побывали, заочно, на экскурсии.
А сейчас, нужно подвести итоги того, что же вы усвоили за время экскурсии.
Итоговый тест (по вариантам)
(3)
1 вариант:
Найти площадь квадрата, если его сторона равна 11 см.
1) 44 см2; 2) 121 см2; 3) 22 см2; 4) 121 см.
Найти площадь прямоугольника, длина которого равна 6 см , а ширина 4 см.
1) 24 см2; 2) 10 см2; 3) 20 см2; 4) 24 см.
2 вариант:
Найти площадь квадрата, если его сторона имеет длину 9 см..
1) 18 см2; 8 см2; 3) 81 см; 4) 36 см2.
Найти площадь прямоугольника, длина которого 3 см, а ширина 10 см.
1) 26 см2; 2) 30 см2; 3) 13 см2 4) 30 см.
Задание на дом: В старину площадь земельных участков измеряли в десятинах (это площадь квадрата со стороной, равной десятой части версты) Сравните десятину с 1 га.
Литература:
- Н.Я. Виленкин, В.И Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд “Математика” Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М., “Мнемозина”, 2002 г.
- З.С. Стромова, О.В. Шварцбурда “Математика 5 кл” Поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, АС Чеснокова, СИ Шварцбурга. Волгоград, 2006 год.
- А С Чесноков “Дидактические материалы по математике для 5 класса”. М., “Просвещение”, 1990.