Использование информационных технологий на уроках литературы

Разделы: Литература


Изучение в школе рассказов сибирского писателя Ивана Пантелеева в 6 классе дает возможность обогатить учащихся приобщением к творческому миру самобытного автора, знакомством с истинно народной жизнью, с ее духовностью и моральной стойкостью; учит понимать и любить родную землю так, как её любил и понимал автор. Сам И. Пантелеев считал, что общение с природой должно начинаться с самого младенческого возраста, так как оно воспитывает самое главное человеческое качество – человечность. Герои рассказов И. Пантелеева – дети, так как им присущ максимализм, где есть два полярных понятия: “да” и “нет”, и необходимо успеть вовремя прийти им на помощь в какой-то затруднительной жизненной ситуации, чтобы закрепить в их сознании правильные жизненные ориентиры, показать. Работая в группах над проектом по рассказу “Голубые звёзды”, учащиеся приходят к пониманию необходимости активной жизненной позиции, осознанию того, что есть истинные человеческие ценности.

Далее представлен заключительный урок проекта по рассказу

И. Пантелеева “Голубые звёзды”. До него, шла работа в течение двух недель, на протяжении которых ученики работали в группах над самостоятельно (в ходе “мозгового штурма”) выбранными темами исследований), результаты которой на заключительном уроке представляются в виде презентаций.

Этапы и сроки проведения проекта:

  1. “Мозговой штурм” (формулирование тем исследований учеников)—1 урок, 15 минут.
  2. Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем—1 урок, 20 минут.
  3. Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися)—2 урок, 10 минут.
  4. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе—2 урок, 15 минут.
  5. Обсуждение со школьниками возможных источников информации—3 урок, 15 минут.
  6. Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе—3 урок, 10 минут.
  7. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий с использованием рабочих листов учащихся (консультационные занятия).
  8. Подготовка школьниками презентации по отчёту о проделанной работе (консультационные занятия).
  9. Защита презентаций – 4 урок.

Подробнее презентацию учебного проекта можно посмотреть здесь.

Цель урока: Повысить качество восприятия художественного произведения посредством включения учащихся в различные виды деятельности.

Задачи.

Обучающая.

  1. Закрепление навыков анализа художественного произведения, самостоятельного прогнозирования и решения проблемы, работы в команде.

Развивающая.

  1. Развитие логического и критического мышления, коммуникативных навыков учащихся, умения грамотно излагать свои мысли, убедительно аргументировать свою точку зрения.

Воспитательная.

  1. Воспитание ценностных жизненных ориентаций; пробуждение интереса к исследовательской деятельности.

Оборудование: проектор, проецируемая поверхность, компьютеры, рабочие листы на столах учащихся, тексты произведения, на экране фоновая заставка.

Тип урока: Комбинированный (урок обобщения и систематизации, урок контроля, оценки и коррекции знаний). Заключительный урок проекта по рассказу И. Пантелеева “Голубые звёзды”.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Сказать о месте урока в системе занятий, посвящённых изучению рассказа

И. Пантелеева “Голубые звёзды” (урок-обобщение и представление результатов своей поисково-исследовательской деятельности). Подписать рабочие листы, лежащие на столах.)

Учитель: Сегодня мы завершаем работу над рассказом И.И. Пантелеева “Голубые звёзды”.

Перед вами лежат рабочие листы, в которых есть недостающие записи. Вам необходимо подписать фамилию и имя и к концу урока восстановить недостающие записи.

2. Актуализация знаний.

(На основе сопоставления двух текстов учащимся предлагается самим выдвинуть проблемный вопрос, ответ на который они должны будут дать в ходе работы на уроке.)

Учитель: Начать урок мне хотелось бы со стихотворения современного поэта Д. Олейника “Звезда”. Это стихотворение напечатано в ваших рабочих листах.

Подумайте, о чём нам говорит автор этого стихотворения? (Чтение стихотворения учителем или хорошо подготовленным учеником)

Одна звезда на небе голубом
Живёт, не зная обо мне.
За тридевять земель в краю чужом
Ей одиноко в облачной стране.

Но, не жалея о судьбе ничуть,
Она летит в неведомую даль.
И свет её мой освещает путь,
И гонит прочь безвольную печаль.

Кому нужна она, ей всё равно.
Нет никого над ней – она вольна.
И я, конечно, следую давно
За ней одной, пока светла она.

И даже если в небе без следа
Ей суждено пропасть среди комет.
Я стану утверждать, что где-то есть звезда,
Я верить буду в негасимый свет.

(Речь идёт о звезде, которая освещает человеческий путь. Человек следует за ней, она помогает идти к своей цели, даёт надежду на счастливый исход событий.)

Как вы думаете, есть ли в тексте рассказа подобные рассуждения? Кому они принадлежат?

(Зачитываем отрывок из рассказа, в котором Николка, глядя на голубые звёзды, размышляет о своей судьбе)

Перед вами лежат толковые словари, попробуйте найти толкование слова “Звезда” и решить, в каком значении это слово употреблено в тексте рассказа. (В переносном: верить в свою звезду-судьбу)

Так о чём же размышляет Николка? (Он размышляет о своей судьбе, верит, что несмотря на то, что трудно угадать, как сложится судьба, он уверен, что она будет счастливой.)

Да, действительно трудно предположить, как сложится жизнь, угадать свою судьбу. Но что же можно тогда сделать, предпринять?

(Можно попытаться действовать так, как хотелось бы, чтобы сложилась твоя жизнь.)

А если на пути встретятся какие-нибудь препятствия или непредвиденные, незапланированные обстоятельства? (Нужно попытаться их преодолеть.)

А каждый ли человек способен на это? Давайте подумаем над этим..

Какой же вопрос возникает в связи с нашими рассуждениями?

(Способен ли человек сопротивляться жизненным обстоятельствам и менять свою судьбу?)

Запишем этот вопрос в ваши рабочие листы и попытаемся дать на него ответ. Мы уже сталкивались с этой проблемой при изучении и обсуждении рассказа и наметили темы для более глубокого её исследования. Сегодня учащиеся представят результаты этих исследовании, оформленные в виде презентаций. Задача слушающих оценить работу одноклассников и параллельно заполнить недостающие записи в ваших рабочих листах, ответив на вопрос:

Какими же качествами должен обладать человек, чтобы быть способным преодолеть преграды, встречающиеся на своём пути?

3. Операционно-исполнительский этап. (Обобщение и систематизация знаний.)

(Представление учащимися результатов своей исследовательской деятельности в виде презентаций. Остальным ученикам предлагается оценить презентации и заполнить в рабочих листах перечень качеств, которыми должен обладать человек, способный преодолеть жизненные преграды и изменить свою судьбу?)

Знакомство с результатами работы по темам самостоятельных исследований, выполненных в виде презентаций

4. Рефлексивно-оценочный этап.

(Аргументированное оценивание качества представленных работ учащихся. Обсуждение и дополнение записей, сделанных по ходу просмотра презентаций. Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.)

Учитель: Вы посмотрели работы своих одноклассников. Какая из работ вам понравилась больше и почему? Кому удалось более точно и логично доказать свои гипотезы?

Так способен ли человек изменить свою судьбу, преодолеть преграды, встречающиеся на жизненном пути?

А какими тогда качествами должен обладать человек, способный преодолеть жизненные препятствия?

(Отвага, смелость, целеустремлённость, внимание и забота к ближнему, решительность, честность, искренность.)

Мы изучили произведение, но ничего не знаем о его авторе. Давайте подумаем, каким может быть человек, написавший рассказ “Голубые звёзды”? Подтвердите текстом свои предположения.

(Опытным таёжник, заядлый рыбак, человек, любящий и защищающий природу, путешественник.)

Это только наши предположения. Попробуйте поработать над этим вопросом дома и представить на следующем уроке информацию об И. Пантелееве. А также подумайте, связан ли рассказ с биографией писателя.

5. Контроль и самопроверка знаний.

(Работа учащихся за компьютерами с тестами и кроссвордами.)

Учитель. А теперь посмотрим, как вы усвоили материал изучаемого произведения.

6. Подготовка учащихся к домашнему заданию.

(Работа учащихся по выявлению качеств, присущих автору произведения. Выдвижение учащимися предположений, касающихся личности автора, качеств его характера, основанных на цитатах из рассказа.)

Учитель. Мы изучили произведение, но ничего не знаем о его авторе. Давайте подумаем, каким может быть человек, написавший рассказ “Голубые звёзды”? Подтвердите текстом свои предположения.

(Опытным таёжник, заядлый рыбак, человек, любящий и защищающий природу, путешественник.)

7. Информация о домашнем задании.

Это только наши предположения. Попробуйте поработать над этим вопросом дома и представить на следующем уроке информацию об И. Пантелееве. А также подумайте, связан ли рассказ с биографией писателя.