Урок литературы в 7-м классе по теме "Тропа к Тургеневу"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Помочь ребятам приблизиться к миру И.С. Тургенева, увидеть истоки его духовной стойкости.
  2. Развивать у учащихся умение творчески мыслить, самостоятельно выстраивать свои знания.
  3. Воспитывать интерес к личности писателя, к литературе.

Оборудование: пакет материалов для каждой группы; репродукции портретов И.С. Тургенева, Э. Лами, А.П. Никитина; акварели К.Горбунова, рисунка П. Виардо; магнитофон.

Ход урока

Вступительное слово учителя

- Сегодня, ребята, мы будем делать первые шаги в постижении мира И.С. Тургенева, постараемся увидеть истоки его духовной стойкости.

- Работать будем в группах, для каждой приготовлен пакет необходимых материалов.

- В дорогу?

- Счастливого пути!

1.

- Ребята, перед вами работы разных авторов, на которых изображен Тургенев. Подойдите, внимательно посмотрите, остановитесь у той, которая больше понравилась, показалась интересной, чем-то особенной.

- А мне очень нравятся рисунки Полины Виардо, любимой женщины И.С. Тургенева, на которых он очень красив, в них что-то особенное.

- Современники вспоминают, что “его живописный облик не передан никем сполна”; “лицо Ивана Сергеевича совсем не поддавалось фотографии и живописи”, “у нас нет хороших портретов”.

- Согласны ли вы с этим мнением?

- А теперь найдите приложение №1

Приложение №1

1. Рисунок П. Виардо.

На портретных зарисовках Полины Виардо Тургенев необыкновенно красив. Ей были послушны даже не видимые другими нюансы его внешности.

2. Э. Лами И.С. Тургенев 1843 - 1844

В лице Тургенева, при его значительности к незаурядности, подчеркнуты самоуверенность, надменность, умный и пристальный взгляд.

3. А.П.Никитин. И.С. Тургенев. 1857

Портрет, который сам писатель и окружающие нашли “чрезвычайно схожим, запечатлел столь характерный для Тургенева контраст между внешней оживленностью и внутренней печалью. Отсюда двойственно впечатление: лицо Тургенева кажется и грустным, и улыбающимся.

4. Акварель К. Горбунова 1838 г. признана самым похожим и выразительным портретом Тургенева, предсказавшим в чертах юноши черты будущего писателя. По словам Стасюлевича, “ редко юношеский облик в такой степени предсказывает черты старика или – лучше сказать – редко в чертах в такой степени сохраняются черты его юности”.

- Прочитайте высказывания о той работе, которая затронула вас, выберите одно – два ключевых слова и запишите их в ассоциативный ряд. (приложение №2).

Приложение №2

1. Новое в моих знаниях о жизни Ивана Сергеевича Тургенева

Даты Факты Фамилии Афоризмы (краткие изречения)
       

2. Построй ассоциативный ряд

3. Д/з почитай повесть Ю. Гаецкого “Жизнь Тургенева”

- Зачитайте ваши слова.

2.

- Перед вами краткая биография жизни И.С. Тургенева. Ознакомьтесь. Приложение №3

Приложение №3

Краткая летопись жизни и творчества Ивана Сергеевича Тургенева.

28.10.1818 г.

В Орле в семье Сергея Николаевича Тургенева и Варвары Петровны Тургеневой (урожденной Лутовиновой) родился сын Иван.

1818-1827 г.

Жизнь в родительском доме в имении Спасское - Лутовиново.

1827 г. Переезд в Москву. Начало учебы в частных пансионах.

1833 г. Начало учебы в Московском университете.

1834 г. Перевод в Петербургский университет. Первые литературные опыты в стихах.

1837 г. Окончание учебы на словесном отделении философского факультета.

1838 г. Отъезд в Берлин для продолжения учебы.

1841 г. Возвращение на родину. Встреча с Гоголем.

1843 г. Публикация поэмы “Параша”.

1847 г. Появление в “современнике” очерка “Хорь и Калиныч”.

1852 г. Публикация некролога Н.В. Гоголя. Арест и затем высылка на жительство в имение под присмотр полиции. Выход в совет отдельного издания “Записок охотника”.

1854 г. Повесть “Муму” опубликована в “Современнике”.

1855 г. Знакомство с Л.Н. Толстым.

1881 г. Начало публикации “Стихотворений в прозе”.

22.08.1883 г.

Смерть Тургенева в Буживале, близ Парижа. Похороны на Волковом кладбище в Петербурге.

- Запишите в свою творческую копилку (приложение №2) основные факты биографии.

3.

- А теперь идем дальше. Обратимся к воспоминанием современников, к высказываниям исследователей жизни и творчества Тургенева, ведь в них можно увидеть не только факты биографии, а живого человека, его внутренний мир (приложение №4).

Приложение №4

1 группа.

1. Какие произведения его знаменитым?

2. Какие люди и события повлияли на его жизнь?

3. Каким был его характер?

2 группа.

1. Как оценивал он значение творчества Н.В. Гоголя?

2. Как отнесся к смерти А.С. Пушкина?

3. Какое явление социальной действительности того времени Тургенев считал величайшим злом для своей Родины?

3 группа.

1. Какая женщина, по словам Тургенева, стала “трагическим счастьем всей моей жизни”?

2. Основная тема “Записок охотника”.

3. Как Тургенев относился к своей Родине?

4. Чем любил заниматься Тургенев, его увлечение?

4 группа

1. Где прошло детство И.С. Тургенева?

2. Кто были его родители?

3. Можно ли назвать детство и юность Тургенева счастливыми? Что омрачало их?

- Для каждой группы приготовлены вопросы, ответы на которые вы найдете, изучив дополнительный материал: воспоминания Д.В. Григоровича, П.А. Кропоткина, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, В.И. Житовой, П.Г. Пустовойта, П. В. Анненкова, письма И.С. Тургенева.

- Не забываем, вносит что-то интересное в свой путеводитель.

Заслушиваются ответы ребят, заполняются таблицы.

- Какое слово, слова вам показались важными в характеристике И.С. Тургенева, пополните ими свой ассоциативный ряд.

4.

- Идем дальше. Перед вами отрывки из произведений И.С. Тургенева, выдержки из воспоминаний тех, кто общался с Тургеневым (приложение №5).

Приложение №5

1. “Записки охотника”... это в своем роде какая-то печальная, но и очень полная, глубоко взволновывающая энциклопедия о русском человеке, о русской жизни и о русской земле...”

А. Бенуа

2. “... он чудный, живой, одухотворяющий человек. В его присутствии все способности духа согреваются живым огнем и вытягивают и схватывают все жадно”.

А. Бакунин

3. “Когда вы будите в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему дубу, Родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда уже не увижу”.

И.С. Тургенев

4. “Какая у него чистая, светлая, нежная душа!”

В. Бакунина

5. “... ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык”.

И.С. Тургенев

6. “Великий, красивый и добрый... Таким он был как человек и как автор; таковы же были его ум, сердце и наружность”.

Людвиг Пич

7. “Глубокая, мягкая, любящая душа была заключена в колоссальное изящное тело...”

Джейм

8. “Гнет крепостного права... скорбно отказывался в душе столь известного по доброте своей Ивана Сергеевича, и ему было тем тяжелее, что бороться он отнюдь не мог”.

В.И. Житова

9. “Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только его, только любовью держится и движется жизнь”.

И.С. Тургенев

- Выберите одно, которое бы вы сделали эпиграфом к нашему уроку.

Ребята зачитывают и отвечают на вопрос: “Почему именно эти слова вы взяли эпиграфом”.

- А теперь продолжите свой ассоциативный ряд, выбрав, ключевое слово из понравившейся цитаты.

- Зачитывайте все слова, которые вы записали в ассоциативный ряд.

- Вот таким предстал перед вами И.С. Тургенев.

5.

- А теперь, используя слова из ассоциативного ряда, таблицы, напишем синквейн.

Синквейн – это творческая миниатюра.

Вам поможет в этом приложение №6.

Приложение №6

Синквейн – творческая миниатюра.

Первая строка – название темы.

Вторая строка – описание темы в двух словах-признаках.

Третья строка – описание действия тремя словами.

Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строка – синоним из одного слова, который обобщает суть темы, вывод.

Пример:

Поэт

Мечтающий, любящий.

Путешествует, переживает, сочиняет.

Он – герой своего времени.

Романтик.

- Что у вас получилось?

(зачитывают все желающие)

- Спасибо вам за положенные тропинки к Тургеневу, скоро мы выйдем на дорогу, ведущую к нему, к его творчеству.

6.

Рефлексия

- Продолжить одно из высказываний:

  • мне понравилось (не понравилось)...
  • сегодня я...
  • мне было трудно...

7. Домашнее задание

Прочитать повесть Ю. Гаецкого “Жизнь Тургенева”.