Цели:
- Помочь ребятам приблизиться к миру И.С. Тургенева, увидеть истоки его духовной стойкости.
- Развивать у учащихся умение творчески мыслить, самостоятельно выстраивать свои знания.
- Воспитывать интерес к личности писателя, к литературе.
Оборудование: пакет материалов для каждой группы; репродукции портретов И.С. Тургенева, Э. Лами, А.П. Никитина; акварели К.Горбунова, рисунка П. Виардо; магнитофон.
Ход урока
Вступительное слово учителя
- Сегодня, ребята, мы будем делать первые шаги в постижении мира И.С. Тургенева, постараемся увидеть истоки его духовной стойкости.
- Работать будем в группах, для каждой приготовлен пакет необходимых материалов.
- В дорогу?
- Счастливого пути!
1.
- Ребята, перед вами работы разных авторов, на которых изображен Тургенев. Подойдите, внимательно посмотрите, остановитесь у той, которая больше понравилась, показалась интересной, чем-то особенной.
- А мне очень нравятся рисунки Полины Виардо, любимой женщины И.С. Тургенева, на которых он очень красив, в них что-то особенное.
- Современники вспоминают, что “его живописный облик не передан никем сполна”; “лицо Ивана Сергеевича совсем не поддавалось фотографии и живописи”, “у нас нет хороших портретов”.
- Согласны ли вы с этим мнением?
- А теперь найдите приложение №1
Приложение №1
1. Рисунок П. Виардо.
На портретных зарисовках Полины Виардо Тургенев необыкновенно красив. Ей были послушны даже не видимые другими нюансы его внешности.
2. Э. Лами И.С. Тургенев 1843 - 1844
В лице Тургенева, при его значительности к незаурядности, подчеркнуты самоуверенность, надменность, умный и пристальный взгляд.
3. А.П.Никитин. И.С. Тургенев. 1857
Портрет, который сам писатель и окружающие нашли “чрезвычайно схожим, запечатлел столь характерный для Тургенева контраст между внешней оживленностью и внутренней печалью. Отсюда двойственно впечатление: лицо Тургенева кажется и грустным, и улыбающимся.
4. Акварель К. Горбунова 1838 г. признана самым похожим и выразительным портретом Тургенева, предсказавшим в чертах юноши черты будущего писателя. По словам Стасюлевича, “ редко юношеский облик в такой степени предсказывает черты старика или – лучше сказать – редко в чертах в такой степени сохраняются черты его юности”.
- Прочитайте высказывания о той работе, которая затронула вас, выберите одно – два ключевых слова и запишите их в ассоциативный ряд. (приложение №2).
Приложение №2
1. Новое в моих знаниях о жизни Ивана Сергеевича Тургенева
Даты | Факты | Фамилии | Афоризмы (краткие изречения) |
2. Построй ассоциативный ряд
3. Д/з почитай повесть Ю. Гаецкого “Жизнь Тургенева”
- Зачитайте ваши слова.
2.
- Перед вами краткая биография жизни И.С. Тургенева. Ознакомьтесь. Приложение №3
Приложение №3
Краткая летопись жизни и творчества Ивана Сергеевича Тургенева.
28.10.1818 г.
В Орле в семье Сергея Николаевича Тургенева и Варвары Петровны Тургеневой (урожденной Лутовиновой) родился сын Иван.
1818-1827 г.
Жизнь в родительском доме в имении Спасское - Лутовиново.
1827 г. Переезд в Москву. Начало учебы в частных пансионах.
1833 г. Начало учебы в Московском университете.
1834 г. Перевод в Петербургский университет. Первые литературные опыты в стихах.
1837 г. Окончание учебы на словесном отделении философского факультета.
1838 г. Отъезд в Берлин для продолжения учебы.
1841 г. Возвращение на родину. Встреча с Гоголем.
1843 г. Публикация поэмы “Параша”.
1847 г. Появление в “современнике” очерка “Хорь и Калиныч”.
1852 г. Публикация некролога Н.В. Гоголя. Арест и затем высылка на жительство в имение под присмотр полиции. Выход в совет отдельного издания “Записок охотника”.
1854 г. Повесть “Муму” опубликована в “Современнике”.
1855 г. Знакомство с Л.Н. Толстым.
1881 г. Начало публикации “Стихотворений в прозе”.
22.08.1883 г.
Смерть Тургенева в Буживале, близ Парижа. Похороны на Волковом кладбище в Петербурге.
- Запишите в свою творческую копилку (приложение №2) основные факты биографии.
3.
- А теперь идем дальше. Обратимся к воспоминанием современников, к высказываниям исследователей жизни и творчества Тургенева, ведь в них можно увидеть не только факты биографии, а живого человека, его внутренний мир (приложение №4).
Приложение №4
1 группа.
1. Какие произведения его знаменитым?
2. Какие люди и события повлияли на его жизнь?
3. Каким был его характер?
2 группа.
1. Как оценивал он значение творчества Н.В. Гоголя?
2. Как отнесся к смерти А.С. Пушкина?
3. Какое явление социальной действительности того времени Тургенев считал величайшим злом для своей Родины?
3 группа.
1. Какая женщина, по словам Тургенева, стала “трагическим счастьем всей моей жизни”?
2. Основная тема “Записок охотника”.
3. Как Тургенев относился к своей Родине?
4. Чем любил заниматься Тургенев, его увлечение?
4 группа
1. Где прошло детство И.С. Тургенева?
2. Кто были его родители?
3. Можно ли назвать детство и юность Тургенева счастливыми? Что омрачало их?
- Для каждой группы приготовлены вопросы, ответы на которые вы найдете, изучив дополнительный материал: воспоминания Д.В. Григоровича, П.А. Кропоткина, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, В.И. Житовой, П.Г. Пустовойта, П. В. Анненкова, письма И.С. Тургенева.
- Не забываем, вносит что-то интересное в свой путеводитель.
Заслушиваются ответы ребят, заполняются таблицы.
- Какое слово, слова вам показались важными в характеристике И.С. Тургенева, пополните ими свой ассоциативный ряд.
4.
- Идем дальше. Перед вами отрывки из произведений И.С. Тургенева, выдержки из воспоминаний тех, кто общался с Тургеневым (приложение №5).
Приложение №5
1. “Записки охотника”... это в своем роде какая-то печальная, но и очень полная, глубоко взволновывающая энциклопедия о русском человеке, о русской жизни и о русской земле...”
А. Бенуа
2. “... он чудный, живой, одухотворяющий человек. В его присутствии все способности духа согреваются живым огнем и вытягивают и схватывают все жадно”.
А. Бакунин
3. “Когда вы будите в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему дубу, Родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда уже не увижу”.
И.С. Тургенев
4. “Какая у него чистая, светлая, нежная душа!”
В. Бакунина
5. “... ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык”.
И.С. Тургенев
6. “Великий, красивый и добрый... Таким он был как человек и как автор; таковы же были его ум, сердце и наружность”.
Людвиг Пич
7. “Глубокая, мягкая, любящая душа была заключена в колоссальное изящное тело...”
Джейм
8. “Гнет крепостного права... скорбно отказывался в душе столь известного по доброте своей Ивана Сергеевича, и ему было тем тяжелее, что бороться он отнюдь не мог”.
В.И. Житова
9. “Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только его, только любовью держится и движется жизнь”.
И.С. Тургенев
- Выберите одно, которое бы вы сделали эпиграфом к нашему уроку.
Ребята зачитывают и отвечают на вопрос: “Почему именно эти слова вы взяли эпиграфом”.
- А теперь продолжите свой ассоциативный ряд, выбрав, ключевое слово из понравившейся цитаты.
- Зачитывайте все слова, которые вы записали в ассоциативный ряд.
- Вот таким предстал перед вами И.С. Тургенев.
5.
- А теперь, используя слова из ассоциативного ряда, таблицы, напишем синквейн.
Синквейн – это творческая миниатюра.
Вам поможет в этом приложение №6.
Приложение №6
Синквейн – творческая миниатюра.
Первая строка – название темы.
Вторая строка – описание темы в двух словах-признаках.
Третья строка – описание действия тремя словами.
Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Пятая строка – синоним из одного слова, который обобщает суть темы, вывод.
Пример:
Поэт
Мечтающий, любящий.
Путешествует, переживает, сочиняет.
Он – герой своего времени.
Романтик.
- Что у вас получилось?
(зачитывают все желающие)
- Спасибо вам за положенные тропинки к Тургеневу, скоро мы выйдем на дорогу, ведущую к нему, к его творчеству.
6.
Рефлексия
- Продолжить одно из высказываний:
- мне понравилось (не понравилось)...
- сегодня я...
- мне было трудно...
7. Домашнее задание
Прочитать повесть Ю. Гаецкого “Жизнь Тургенева”.