Литература
-
Урок литературы в 6-м классе по теме "М.Ю. Лермонтов. О поэте. Анализ стихотворения «Парус»" 2009
Урок литературы в 6-м классе был проведён с использованием информационных технологий. В ходе данного урока, при знакомстве с биографией М.Ю. Лермонтова, были использованы репродукции портретов родителей и бабушки поэта, самого поэта, показаны места, связанные с детством.
-
Урок-мастерская по рассказу В.Пелевина "Жизнь и приключения сарая Номер XII" 2009
Данный урок - мастерская творческого письма, ценностных ориентаций и построения знаний, целью которой является создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения. Мастерская формирует аналитические навыки при работе с текстом, навыки сжатого отбора материала и создания монологического высказывания.
-
Урок «И.С. Тургенев. Внутренняя связь рассказа "Муму" и стихотворения в прозе "Щи". Спасское-Лутовиново в творческой деятельности писателя» 2009
На уроке формируются умения работать с эпическими произведениями, развиваются все виды речевой деятельности, формируется личность учащегося (вдумчивого читателя), а также первичные исследовательские навыки, развиваются воображение и творческие способности детей.
-
Внеклассное чтение повести Д.Даррелла "Говорящий сверток" 2009
Класс делится на 3 группы. Каждый ряд представляет стенд с рисунками на тему, которая была ему дана. Парты расставлены так, что центр класса остается свободным для выступающих. Около доски сидят трое учеников – это управляющие «Великие Книги». Они исполняют роль судей. Дополняют высказывания каждой из групп, предлагают к обсуждению приготовленные вопросы, дают разрешение на посещение сказочной страны или проживание в ней. Учитель исполняет роль ведущего.
-
Урок литературы в 7-м классе. Урок-исследование по рассказу А.И. Шадрина "Степанида и Степан" 2009
Представленный урок проводился в 7-м классе как урок внеклассного чтения. Адихан Измайлович Шадрин - известный астраханский писатель. Творчество его знают и любят многие астраханцы. Небольшой рассказ потрясающе эмоционален, поэтому задания, данные к уроку, не только способствуют интеллектуальному поиску, но и пробуждают "чувства добрые" в ребенке.
-
Читательские интересы школьников и проблема формирования культуры речи учащихся 2009
Основная проблема сегодня заключается в потере интереса и мотивации к чтению у детей и подростков. Автор статьи делится опытом своей работы. "Привить любовь к книге, а через нее - к предмету. И основное, конечно, - воспитание активного человека, патриота" - такие задачи решает учитель на уроках внеклассного чтения.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Тема дома в русской литературе и в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон" 2009
Урок литературы в 11-м классе является продолжением изучения темы, которая раскрывается русскими писателями. Именно поэтому работа на занятии предполагает экскурс в русскую литературу XVII–XX веков – вспоминаем Д.И. Фонвизина, Н.М. Карамзина, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, Н.А. Некрасова, М.А. Булгакова. Анализируя «Тихий Дон», проводим параллели с современностью, с жизнью семей учеников, приходим к выводу о важности семьи, взаимоотношений «отцов и детей», учимся прощать и понимать…
-
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы 2009
У учителя-словесника роль особая: он должен не только дать прочные и обширные знания по предмету, но и развить в ученике культуру языка, культуру чтения, а по сути, культуру человеческой души. Хотелось бы, чтобы ученики видели красоту языка, ценили мудрость книг, могли добывать информацию из разных источников и интерпретировать ее. Ограничиваться учебником, пусть даже очень хорошим, конечно, нельзя. Нужно задействовать и ресурсы школьной медиатеки, и сеть Интернет.
-
Комплексное использование разнообразных произведений искусства на уроках литературы 2009
Широкое использование разнообразных произведений искусства делает уроки более наглядными, при этом целесообразно использовать как произведения изобразительного искусства, так и музыку. Целесообразно создавать электронные презентации, включающие разнообразные произведения искусства, что позволяет повысить эффективность урока и более рационально использовать его время.
-
Итоговый урок в 8-м классе по произведению Н.В. Гоголя «Ревизор» (интеллектуальная игра) 2009
Интеллектуальная игра на итоговом уроке литературы по произведению Н.В. Гоголя "Ревизор" даёт возможность подвести итог изученному, проверить уровень прочтения и понимания текста, а вставленные между этапами игры или в конце урока инсценировки из пьесы "Ревизор" способствуют развитию творческих способностей учащихся.
-
ИКТ на уроках русского языка и литературы. Жизнь и творчество Владимира Маяковского 2009
Урок литературы в 11-м классе с применением ИКТ. В разработке к уроку представлены интересные факты из личной жизни и творческой деятельности одного из представителей футуризма Владимира Маяковского. Все материалы даны со ссылкой на Интернет. Вашему вниманию предлагается готовая информация о биографии и творчестве поэта.
-
Урок литературы в 6-м классе. Тема: "Анализ рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий" 2009
Урок литературы в соответствии с технологией критического мышления. Анализируем рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий», выявляем особенности чеховского комизма, учимся видеть грустное и смешное в его рассказе. А.П.Чехов заставляет смеяться и грустить над проблемами конкретного человека. Его рассказы удивительно современны по содержанию и по форме. Они не подвластны времени.
-
Провинциальная Россия в повестях Е.И. Замятина «Уездное», «На куличках» 2009
Урок для учащихся 11-го класса с углубленными возможностями, которые очень заинтересованы в изучении творчества Е.И. Замятина. Урок помогает учащимся творчески осмыслить тексты, понять замысел автора, выработать собственное мнение.
-
Урок внеклассного чтения в 11-м классе по рассказу Т.Толстой "Соня". Тема: "Каждый выбирает по себе…" 2009
Урок знакомит учащихся с понятиями «литература с модернистской доминантой», «жестокая проза», ее существенными признаками. На уроке рассказывает об особенностях творчества представителя направления, которое в литературе называется «жестокая проза». Как заметил А.Генис, «Толстая отнюдь не добрый волшебник, и сказки у нее с плохим концом. Мир страшен сам по себе. Жизнь изначально трагична уже потому, что подчиняется времени».
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Какое редкое, чудесное создание была эта старушка" (Л.Н. Толстой "Детство", глава "Наталья Савишна") 2009
Урок проводится в 7-м классе с целью обучения анализу текста и воспитания наивысших нравственных качеств. Основной метод урока: аналитический поиск путем характеристики героини (портретная характеристика, анализ поступков, подведение к выводу о непреходящих человеческих ценностях).
-
Идейно-художественное своеобразие "Повести о Петре и Февронии Муромских" 2009
Цель урока: показать значимость “Повести о Петре и Февронии Муромских” в формировании нравственных семейных ценностей. Первая часть урока – защита ученических презентаций, которые были самостоятельно созданы в группах или "историков", или "литературоведов". Оценивать проекты будет экспертный ученический совет. Вторая часть урока – дискуссия, результат – ответ на вопрос: «В чем основная ценность книги? Какие жизненные ценности утверждаются в ней?»
-
"Свет рождественской звезды". Урок внеклассного чтения по рассказу Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика" 2009
На уроке мы не анализируем святочный рассказ Н.С. Лескова, мы разговариваем о добре и зле, об умении прощать, об ответственности за свои поступки. Очень хочется, чтобы ребята поняли: с каждым может произойти чудо, если этого захотеть. Для более образного восприятия использую презентацию в PowerPoint.
-
Развитие ключевых компетенций в проектном обучении 2009
Не секрет, что выпускник школы нуждается в умении применять знания, действовать в неопределенной ситуации, владеть ключевыми социальными и иными компетентностями в не меньшей степени, чем определениями, готовыми правилами и алгоритмами. Развить компетентности помогает, в частности, проектный метод обучения. Автор статьи попыталась обобщить свой опыт применения проектного обучения, проанализировать, какие компетентности развиваются у учеников на разных этапах осуществления учебного проекта.
-
Открытый урок по литературе в 9-м классе на тему "Сатиры смелый властелин…" 2009
Цели данного урока: 1) Акцентировать внимание на важных вопросах в изучении жизни и творчества Дениса Ивановича Фонвизина, закрепить знания учащихся. 2) Развивать монологическую и диалогическую речь, коммуникативные способности учащихся, воспитывать желание сотрудничать, прививать интерес к предмету.
-
Тема любви в лирике В.Маяковского "Любовь – это жизнь, это главное…". 11-й класс 2009
Урок раскрывает своеобразие любовной лирики В. Маяковского, определяет истинные ценности в жизни поэта, учит анализу лирического текста.
-
Литературная композиция "Я стала песней и судьбой…" 2009
Литературная композиция «Я стала песней и судьбой…» — заключительное занятие в системе уроков, посвящённых изучению поэзии А.А. Ахматовой в 11-м классе. Особенность подготовки композиции состояла в том, что текст создавался самими учениками, стихи отбирались вместе с учителем. Литературная композиция позволяет показать неразрывную связь жизни поэтессы с её творчеством, глубже проникнуться поэтическим наследием.
-
Интеллектуальная игра по литературе "Велика мудрость народа" для учащихся 5-го класса 2009
Представлена разработка интеллектуальной игры по литературе в 5-м класс. Урок помогает привить интерес к русской народной культуре, так как в фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье.
-
Урок литературы в 9-м классе на тему "Талант как божественный дар в повести Н.В. Гоголя "Портрет" 2009
Целью данного урока является ознакомление учащихся с повестью Н.В. Гоголя «Портрет», развитие навыков анализа художественного произведения, формирование правильной точки зрения на роль художника в искусстве. Повесть «Портрет» - своего рода ключ к эстетическим и духовным исканиям Н.В. Гоголя, в этом произведении отразились сокровенные мысли писателя о духовной ответственности художника за свои творения.
-
Открытый урок по русской литературе XX в. "Незнакомка": реальная женщина или мечта А.Блока? 2009
Цель открытого урока по русской литературе XX го века: показать, как меняется настроение и тональность блоковской лирики во второй книге стихотворений на примере стихотворения "Незнакомка"; развивать навыки анализа лирического произведения; прививать любовь к русской поэзии, развивать эстетический вкус.
-
"Лишний человек" в русской классике 2009
Урок обобщения представляет собой литературно-музыкальную композицию в стиле "слово в музыке". Проводится в нетрадиционной форме - "литературное кафе". На основе известных литературных образов происходит повторение основных нравственных канонов общества и литературоведческих терминов.
-
Интегрированный урок-исследование "Тема судьбы и чести" по творчеству М.Ю. Лермонтова 2009
Открытый урок по лирике Лермонтова, на котором учащимся приоткрывается мир, где столкнулись желания поэта и реальность. На уроке говорится о вечном конфликте Поэта и толпы, который обретает в глазах современников прямой политический и злободневный смысл.
-
В.М. Гаршин. "Лягушка-путешественница" 2009
Урок предусматривает использование малых фольклорных жанров, пословиц, музыкального произведения Чайковского "Времена года".
-
Конспект открытого урока по литературе "Не то, что мните вы, природа…" (Концепция мира и человека в творчестве Тютчева) 2009
Урок носил комбинированный характер и совмещал в себе три нестандартные формы: творческая мастерская + урок-презентация + урок-размышление. В процессе урока учитель постарался не только познакомить коллег с наиболее рациональными способами работы с текстом поэтического произведения (как с традиционными, так и нетрадиционными – «Древо идей»), но и продемонстрировать, как такой урок сделать наиболее эффективным, плодотворным и творческим.
-
Использование информационных технологий на уроках литературы в старших классах 2009
Подготовка молодежи к будущему заключается не только в плане «готовности работать». Ученики должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии все глубже проникают в их жизнь. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс отечественной школы.
-
Урок литературы в 10-м классе на тему "И в небесах я вижу Бога…" (Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова) 2009
Урок входит в систему занятий по изучению поэзии М.Ю. Лермонтова. Предлагаемый материал поможет учителю обобщить знания десятиклассников по лирике поэта, увидеть жанровое многообразие его творчества, провести вектор от трагической судьбы поэта к его молитвенной лирике, стремлению к внутренней гармонии.