Литература
-
Методическая разработка урока литературы в 10-м классе по теме "Что с нами происходит?". Раздумья над страницами повести В.Распутина "Последний срок" 2009
Методической целью урока является использование в практике работы системы Е.Н. Ильина (преподавание литературы как предмета, формирующего Человека). Проблемные вопросы этического и нравственного характера, межпредметные связи с музыкой и живописью способствуют осмыслению злободневных проблем современной действительности, нравственных начал человеческого бытия.
-
Урок на тему "Меч исчезнет, а звезды останутся…" (Судьба человеческая в годы революционных испытаний). 11-й класс 2009
Обращение к произведениям писателей 20—30-х годов прошлого века о Гражданской войне не только дает историческое представление об этой эпохе, возможность проанализировать исторические и литературные факты с нейтральной точки зрения, но и ставит перед выпускниками вопрос о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни.
-
Интегрированный урок литературы и русского языка в 9-м классе "Письма с фронта" 2009
Среди всех искусств, которыми овладел человек, почётное место принадлежит искусству художественного слова. Разработка данного урока раскрывает удивительное свойство литературы - делать живым давно прошедшее. Сопереживать, сочувствовать, радоваться, тревожиться, размышлять - вот чем будут заняты учащиеся на уроке. Помогут этому приемы технологии критического мышления.
-
Анатолий Погорельский "Черная курица, или Подземные жители". Нравоучительное содержание и причудливый сюжет литературной сказки 2009
Урок проводится как урок внеклассного чтения. От восприятия поступков действующих лиц (Алеша, Чернушка), от осознания временных и причинно-следственных связей событий, лежащих в основе сюжета, ученики переходят к уяснению психологических мотивов и внутренних побуждений поведения и поступков изображаемых в художественных произведениях людей.
-
Урок литературы по творчеству С.Есенина в 9-м классе на тему "Мой край задумчивый и нежный…" 2009
Урок поможет расширить знания учащихся о лирике С.Есенина посредством анализа; развивать умение самостоятельно строить адекватные образы, постигать авторские принципы видения мира, давать собственную оценку произведению и отражённых в нём жизненных явлений на основе ассоциативных связей; воспитывать учащихся через развитие эмоциональной и мыслительной сферы психолого-физиологических особенностей полов.
-
Интегрированный урок живописи, литературы, музыки в 5-м классе. Тема: "Слышишь, море говорит стихами…" 2009
Сочетание живописных произведений, поэзии и музыки, объединенных одной темой, позволяет учащимся убедиться в единстве различных видов искусств, дополняющих друг друга и позволяющих более полно раскрыть тему. Содержание статьи рассчитано на творческое использование, так как предлагаемые материалы универсальны для различного уровня подготовки учащихся.
-
Разработка урока "М.Ю. Лермонтов. Стихотворение "Смерть Поэта" 2009
Учитель совместно с группой учеников готовит теоретический и иллюстративный (презентация) материалы. Первичное восприятие образцового чтения позволяет учащимся ощутить переживания, чувства, понять мысли автора, представить общую картину произошедшего как для общества, так и для самого Лермонтова. В конце урока следует система вопросов на закрепление материала, устное оформление выводов.
-
Программа элективного курса "Анализ художественного текста" 2009
Программа элективного курса для 10-го класса направлена на удовлетворение познавательных интересов обучающихся, развитие навыков исследовательской деятельности, желание реализовать творческие возможности личности. Программа будет полезна учителям, работающим на ступени среднего (полного) общего образования на базовом и профильном уровнях.
-
Конспект урока по рассказу В.Маканина "Кавказский пленный". 11-й класс 2009
Произведение В. Маканина знакомит учащихся 11-го класса с прозой постреализма, в основе которой — принцип «филологического постижения непрерывно меняющегося мира и открытости авторской позиции по отношению к нему». Современное прочтение рассказа требует вычленения в тексте жизненно важных для молодого поколения идеологических и эстетических проблем.
-
Интегрированный урок (литература + география) по теме "В гостях у Хозяйки Медной горы" (П.П. Бажов "Медной горы хозяйка"). 5-й класс 2009
Урок представляет собой интеграцию литературы с географией. Пятиклассники совершают путешествие на Урал к Хозяйке Медной горы. Размышляя о героях сказа П. Бажова, учащиеся узнают географическое расположение Урала, горные породы и минералы, своеобразную природу этого края.
-
Внеклассное мероприятие с использованием ИКТ в 8-х классах "65-летию Сталинградской битвы посвящается…" 2009
Цель — обозначить значение Сталинградской битвы как коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, познакомить обучающихся с кинохроникой событий, дать возможность встретиться с участниками битвы, проживающими в нашем городе, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и ее народ. Содержит документальную хронику, фотоматериалы, музыкальные заставки, видеофрагмент «Минута молчания».
-
Урок литературы в 5-м классе на тему "Народная драма "Озорник Петрушка" с использованием технологии проектирования 2009
Сначала автор с учениками определили тему проекта, его цели и задачи; сформировали творческие микрогруппы. Каждая группа готовила свое проектное задание. На уроке представлен проектный продукт деятельности, проведена рефлексия. Представленные результаты индивидуальной и групповой деятельности имели практическую, познавательную значимость для всех ее участников.
-
Игра по произведениям А.С. Пушкина для учащихся 5—6-х классов "Интеллектуальный хоккей" 2009
Интеллектуальная игра способствует развитию интереса к художественной литературе, а также мотивации учения и приобретению знаний в области литературы. Развивает интеллект, мышление. Сплачивает коллектив учащихся. Интеллектуальный хоккей - это форма "мозговой атаки", способствует расширению запаса уже имеющихся знаний в области литературы, развитию коммуникативных способностей учащихся.
-
Интегрированный урок литературы "Провинциальна ли провинциальная культура?" 2009
Формирование общей культуры личности обучающихся не может быть реализовано, если школьники не будут знать историю, культуру того региона, где они растут и формируются как личности. Предлагаемый урок является заключительным в системе занятий по литературно-историческому краеведению и носит интегрированный характер (литература + история + искусство).
-
Урок музыки в 5-м классе по теме "Опера" 2009
Урок музыки в 5-м классе посвящен ознакомлению учащихся с жанром опера; развитию музыкального мышления у учащихся; воспитанию чувства патриотизма и любви к Родине.
-
Обобщающий урок по литературе "А счастье было так возможно…" (с использованием образовательной технологии "Психоаналитический подход в изучении художественных произведений" 2009
Современное общество переживает стремительные перемены во всех сферах жизни. Меняются убеждения, происходит смешение норм. Манипуляция общественным сознанием – одна из острейших проблем современности. Как ориентироваться в современном потоке? Подробный качественный анализ художественного произведения может стать своеобразной «школой жизни».
-
Интегрированный урок географии и литературы в 6-м классе 2009
Урок проводится в кабинете географии, его ведут два учителя – учитель литературы и учитель географии. Сменяя и дополняя друг друга, они ведут диалог с учениками, привлекая их к обсуждению поставленных вопросов. На протяжении всего урока звучит шум океанских волн, создающий атмосферу путешествия. Урок рассчитан на учащихся 6-го класса и проводится после изучения ими темы «Географическая карта».
-
Урок-путешествие по повести В.П. Астафьева "Последний поклон" 2009
Автор работы знакомит учащихся с биографией и творчеством В.П. Астафьева; кратко анализирует основные главы повести; развивает умение анализа художественного текста; воспитывает чувство сострадания и любви к людям.
-
Споры вокруг драмы А.Н. Островского "Гроза" 2009
Предлагаемый урок дается в рамках школьной программы на основе учебного комплекса и учебного пособия под редакцией В.Я. Коровиной, 10-й класс. Занятие предполагает работу в группах, работу с документами, использование интерактивных методов обучения, что способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся.
-
Урок-мастерская "Познание истории через слово" (9-й класс, литература) 2009
Значение Куликовской битвы имеет непреходящий смысл. В XX веке накануне революции, серьезных изменений в жизни России, в период Первой мировой войны писатели и поэты обращаются к этой теме. На уроке идет анализ произведений А.Блока, Ю.Ракши, отрывка из "Сказания о Мамаевом побоище".
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Имя, образ, судьба" (женские образы в пьесах А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница") 2009
В ходе урока учащиеся раскрывают жизненные позиции героев, оказавшихся в ситуации нравственного выбора, анализируют истоки происхождения имени, проводят аналогию с повестью В.Астафьева «Людочка». Эмоциональная, нравственная сторона урока позволяет каждому обучаемому высказать свою точку зрения, не оставляет равнодушным к вопросам об истинных и ложных ценностях.
-
Урок-исследование с использованием технологии коллективного взаимообучения. Тема: "Правда о Бабе Яге" 2009
Урок-исследование с использованием технологии коллективного взаимообучения. Организуется работа диалоговых пар, при этом осуществляется обучение путем общения в парах, когда каждый учит другого. Тема урока способствует воспитанию любви к национальным истокам русского народа, внимательному отношению к слову, формированию читательской культуры учащихся.
-
Интегрированный урок (литература + экология) по теме "Человек и природа" по повествованию. в рассказах В.П. Астафьева "Царь-рыба" 2009
Урок позволяет познакомить учеников с биографией В.П. Астафьева, показать нравственные идеалы писателя, рассмотреть, как раскрываются взаимоотношения человека и природы в повествовании "Царь-рыба", а также проследить взаимосвязь художественного произведения с современными экологическими проблемами.
-
Презентация книги для души 2009
Сегодняшние школьники мало и неохотно читают художественную литературу. Книгу заменил чудо техники - компьютер, поэтому насущной необходимостью становятся уроки, развивающие у детей устойчивый интерес к хорошей, умной, настоящей книге. Чтобы привлечь внимание детей к книге, в течение уже многих лет, начиная с 8-го класса, провожу уроки литературы в форме презентации книги для души.
-
Мастерская нравственных ценностей как форма проведения урока литературы 2009
Две мастерские в 8-м и 10-м классе. Автором технология педагогических мастерских опробована в течение четырех лет, с 2004 года. Из опыта видно, что учащимся такой вид работы нравится, они с удовольствием включаются в механизм мастерской, так как главным девизом её является: «Делай, как можешь и хочешь, потому что все способны и талантливы».
-
Интегрированный урок-размышление (история+литература) по теме "Так это было на земле…" (тема коллективизации) 2009
Интегрированный урок-размышление в 11-м классе построен на основе анализа исторических данных, историографии и литературных произведений, отражающих исторические процессы коллективизации и раскулачивания и их последствия в социально-политической, культурной и духовной жизни народа. Рассматриваются следующие произведения: «Облава» В.Быкова, «Хлеб для собаки» В.Тендрякова, «Смех за левым плечом» В.Солоухина.
-
Урок литературы в выпускном классе. Тема: "Поэзия Серебряного века" 2009
Автор показывает нестандартную форму проведения урока литературы в выпускном классе: литературное кафе «Бродячая собака». Защита рефератов по Серебряному веку русской поэзии стала традицией для выпускников в школе-интернате III вида № 33 г. Новочеркасска Ростовской области.
-
Урок литературы в 9-м классе. Тема: "Нравственно-философский смысл "Маленьких трагедий" А.С. Пушкина" 2009
Данная работа рекомендуется для учащихся с углубленным изучением литературы и рассчитана на 2 академических часа. Подобранные факты способствуют развитию интереса учащихся к личности А.С. Пушкина, к истории и к литературе. Уроки построены на проблемных вопросах, обучающих ребенка не только мыслить неординарно, но и искать параллели, внимательно вчитываться в художественный текст.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Времена года в творчестве русских поэтов" 2009
В предлагаемом уроке учитель делится своим опытом по использованию произведений искусства на уроках литературы. Богатый материал урока дает возможности развить творческую активность учащихся, умение чувствовать, проникаться настроением стихотворения, видеть красоту, мелодичность стиха, пробудить желание учиться через творческое взаимодействие учителя и ученика, через активный диалог.
-
Личностно-ориентированное обучение на уроках литературы. Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Проблема воспитания личности в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль" 2009
Методическая разработка урока литературы адресована учителям, начинающим внедрять в практику инновационные технологии, желающим повысить интерес учащихся к изучению классической литературы.