Цели урока:
- Раскрыть жизненную основу комедии; объяснить природу гоголевского смеха; понять обстоятельства, которые привели чиновников к ошибке.
- Развивать умение самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли.
- Развивать потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ.
- Совершенствовать умение анализировать текст.
- Приобщить учащихся к искусству слова.
Методы: информационный, частично-поисковый, исследовательский (анализ, сравнение), наглядные методы обучения.
Оборудование:
- Арм-учитель;
- памятка “Как составить кластер”;
- жетоны для оценивания ответов учащихся.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Ребята, мы уже познакомились с героями пьесы Н.В. Гоголя “Ревизор”. Я много раз слышала и встречала в критической литературе выражение “бессмертная комедия” в отношении этой пьесы. Почему? Можно ли с этим согласиться?
(Ответы учащихся: В нашем краевом государственном театре им. М.Ю. Лермонтова в этом сезоне идет спектакль бессмертной комедии Н.В. Гоголя и т.д.)
Н.В. Гоголь очень любил театр и имел замечательную способность угадать человека и юмористически, шутливо иногда и сатирически изобразить его.
С какой целью он обращается к юмору и сатире?
Ответы учащихся: (Драматург создает портрет общества и показывает несовершенство человека, лишенного нравственного закона и т. д. )
Учитель: А какова история происхождения сюжета комедии “Ревизор” ?
Перед вами тест. Решите его, Ответ запишите на листах, которые у вас лежат на столах. За каждый правильный ответ вы получаете жетон, а в конце урока мы подведем итог, Насколько вы были активны на уроке.
Слайд 2. Какой из вариантов происхождения сюжета комедии “Ревизор” верный:
А) придуман Гоголем;
Б) подарен автору А.С. Пушкиным;
В) взят из других источников (книг, газет).
(Вариант Б)
Кто из вас не ошибся в выборе ответа?
(Самопроверка: высветить ответ.)
Слайд 3. Учитель: Тема нашего урока: Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества. Чтобы лучше понять авторское отношение к героям пьесы, обратимся к словарю С.И. Ожегова “Словарь русского языка”
Слайд 4. Что обозначает слово …
Порок – предосудительный недостаток, позорящее свойство).
Чиновник – (государственный служащий, имеющий чин, служебное звание).
Разоблачать – (открыть, обнаружить.).
– Почему разоблачить нравственные пороки чиновничества было очень важно для автора комедии?
– Как это перекликается с идеей написания комедии?
(Ответы учащихся за ответ – жетон)
Слайд 5. Вывод: потому что Н.В. Гоголь хотел “собрать все дурное, какое только знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, за одним разом над всем посмеяться”.
Учитель: А какие черты не типичны для чиновников этого города?.
С этой целью выполните тест № 2, варианты ответов запишите на листе.
Слайд 6. Тест № 2 Отметьте черты характера не характерные для чиновников– персонажей комедии:
А) взяточничество;
Б) халатность;
В) страх перед начальством;
Г) глупость;
Д) гостеприимство;
Е) использование служебного положения в личных
целях;
Ж) уважение;
З) добросовестность.
Самопроверка: ответ высвечивается. – (Д, Ж, З).
Кто из вас не ошибся в выборе ответа?
Поднимите руку. (Жетоны)
Слайд 7. Учитель: Гоголь считает, что “смех – единственное честное лицо в комедии”
Так ли это? “Действительно ли “смех – единственное честное лицо в комедии”?
Какую роль играет смех, в разоблачении пороков общества?
Слайд 8. Перед вами листы. Вам необходимо объединиться в группы и составить кластер. Подготовиться к его защите. Темы указаны на листе. (работает пять групп).
Время вашей работы подошло к концу. Пожалуйста, по очереди представьте ваши работы классу: называйте тему и ключевые слова, а затем, укажите слова, которые помогут вам ответить на наш проблемный вопрос. (Приложение 2)
Итак, 1-я тема ответ учащегося, дополнения другой группы. (Проверка – гиперссылка).
2-я тема тема ответ учащегося, дополнения другой группы. (Проверка – гиперссылка).
3-я тема – тема ответ учащегося, дополнения другой группы. (Проверка – гиперссылка).
4-я – тема ответ учащегося, дополнения другой группы. (Проверка – гиперссылка).
5-я – тема ответ учащегося, дополнения другой группы. (Проверка – гиперссылка).
Учитель: Подведем итог. Какие слова вы выделили и почему?
Слайд 9. Учитель: А теперь проведем небольшое исследовательскую работу на тему “Пороки чиновников – персонажей комедии”. Давайте с вами определим цель работы.
Цель работы:
- Выяснить, какие пороки чиновников разоблачает автор в конкретных сценах.
- Подтвердить свой ответ примерами.
- Время на выполнение работы – 3 мин.
- По истечении времени заслушаем отчет о проведенном исследовании.
Слайд 10. Учитель: Ваши исследования готовы, но прежде, чем вы начнете представлять результаты своего исследования, я предлагаю вам познакомиться с двумя высказываниями по поводу содержания комедии.
Почему император Николай 1 так отозвался о пьесе? (Версии учащихся).
Заслушиваются результаты исследования учащихся.
Слайд 11. Какие же пороки разоблачал Гоголь в своей комедии?
Итог урока.
Учитель: Теперь нам осталось подвести итог урока:
Сопоставьте замысел автора и его воплощение. Что удалось драматургу?
Существуют ли в наше время указанные пороки ?
Слайд 12.
Рефлексия: Продолжите предложения:
Я понял, что…
Я понял, что смех…
Меня заставило задуматься…
Учитель: А теперь поднимите свои жетончики, оцените свою активность на уроке.
Спасибо за активную работу на уроке.
Домашнее задание: сочинение.
Литература: Н. В. Гоголь. “Ревизор”. М. “Детская литература”,1979. Вступ. Статья Вл. Филиппова.