Главной задачей школы по-прежнему, остаётся качественное образование подрастающего поколения. Конечным результатом обучения определяется не сумма знаний, а умение учиться, добывать знания. В этих целях необходимо использовать такие педагогические технологии, которые позволяли бы решать поставленные задачи в сотворчестве учителя, ученика и родителей.
Блочно-модульное обучение – это прежде всего личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности. Данная технология предполагает, что ребёнок должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащихся. В литературе встречаются несколько определений понятий “блок” и “модуль”, но все они практически равнозначны и представляют любую автономную, укрупнённую часть учебного материала, состоящую из нескольких элементов:
- учебная цель (целевая программа);
- банк информации (собственно учебный материал в виде обучающих программ);
- методическое руководство;
- контрольная работа.
Таким образом, все микро-технологии учтены. Программированная технология обучения предполагает деятельность по определённому алгоритму; когда ребёнок освоит основные этапы работы, то у него в конечном итоге должно сформироваться умение учиться, пользоваться алгоритмом получения знаний. Преимущество данной технологии я вижу в наглядной демонстрации различных способов получения знаний, причём ребёнок вправе выбирать более доступные и близкие ему в данный момент.
Тема: Изучение критики и журналистики второй половины XIX века.Технологическая карта модуля.
№ У-Э | Учебный материал с указанием задания | Стр. учебника | Руководство к усвоению знаний |
1. | Цель: Входной контроль. Словарный диктант. | 1. Выписать из словаря значение предложенных слов, выучить их. | |
2. | Цель: Познакомиться с исторической ситуацией России в данный период и её роли на журналистику и критику. | Лекция учителя | 1. Прослушать
внимательно лекцию учителя, сопоставляя рассказ
с тезисами. 2. Рассмотреть хронологическую таблицу. 3. Переходите к У-Э3. |
3. | Цель: изучить идейные направления критики и журналистики второй половины XIX века. | Стр. 125-133 | 1 .Прочитайте статью
учебника. 2. Составьте тезисы статьи. 3. Переходите к У-Э4. |
4. | Цель: знакомство с развитием журналов и критической мысли в 60-70-е годы. | Стр. 133-137 | 1 Прочитайте статью
учебника. 2.Составьте план статьи. 3. Переходите У-Э5. |
5. | В Выясните, какие литературно-общественные течения сформировали литературу на рубеже веков. | Стр. 137-139 | 1. Прочитайте статью
учебника. 2. Составьте конспект статьи. 3. Переходите к У-Э6. |
6. | Углубите знания о ведущих литературных деятелях того времени. | Использование дополнительной литературы (см. список). | 1. Расскажите
подготовленные доклады. 2. Прослушайте сообщения товарищей и составьте тезисы их сообщений. 3. Переходите к У-Э7. |
7. | Самоконтроль. | Контрольные вопросы. | 1. Проверьте знания темы по контрольным вопросам. |
8. | Итоговый контроль. Цель: Проверка знаний по теме “Критика и журналистика второй половины XIX века”. Зачёт в группах. | Контрольные вопросы. | 1. Принести и сдать
заранее тезисы сообщений о ведущих литераторах
второй половины XIX века. 2. Подготовить конспект одной из статей учебника литературы. 3. Подготовить ответы на контрольные вопросы. |
Критика, журналистика 1860–1890-х годов.
1. Вступление. Своеобразие русской литературы.
2. Обстановка в России и литературе во второй половине XIX века.
а) Первая революционная ситуация: кризис крепостнической системы, поражение царизма в Крымской войне.
б) Углубление внутренних экономических и политических противоречий в стране, половинчатостью реформ.
3. Особенности литературного развития во второй половине XIX9 века.
4. Размежевание в кругах интеллигенции.
Проповедовали сближение образованного общества с народом (“почвой”) на религиозно-этической основе. (Ф.М.Достоевский)
5. Роль журналистики (втягивание литературы в политическую борьбу).
а) Литературно-критические позиции либеральных западников и революционеров-демократов, (полемика между “Современником” и “Русским словом”).
б) “Современник” сплачивает демократические силы. Постепенное ослабевание позиций “Современника”.
в) Реакция власти.
г) Полемика между “Современником” и “Русским словом”.
6. Заключение.
Контрольные вопросы к блоку- Какие политические, экономические и культурные тенденции определили своеобразие литературной ситуации второй половины XIX века в России?
- Почему в указанный период столь важную роль в литературе стала играть журналистика, литературная критика? Охарактеризуйте ведущие журналы, их направленность, состав авторов. Что определило литературную судьбу “Современника”, “Отечественных записок”, “Русского слова” и других прогрессивных изданий 1860–1870-х годов?
- Какие идейные, литературно-общественные течения сформировали облик отечественной литературы на рубеже веков? В чём выразилось её жанровое своеобразие и проблемная многосоставность?
Литература к блоку № 2
- Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. 70–90-е годы. М., 1983.
- Скатов Н.Н. Литературные очерки. М., 1986.
- Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX века - М., Высшая школа, 1972.
- Петрова СМ. История русской литературы XIX века (2 половина) -М., Просвещение, 1978.
- Сахаров В.И., Зинина С.А. Литература XIX века. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2004.