Интерактивная познавательная игра "Путешествие во времени" по книге Б.Акунина "Детская книга". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


I. Подготовительный этап.

1. На первых уроках литературы в 6 классе учитель говорит о том, что такое литература, чем литература отличается от фольклора, как развивается историко-литературный процесс.

Вопросы для обсуждения:

  1. Чем фольклор отличается от литературы?
  2. Меняется ли литература с течением времени?
  3. Какие изменения происходят?
  4. Что такое классическая литература?
  5. Что такое современная литература?
  6. Что такое детская литература? (Учитель рассказывает о появлении детской литературы как таковой, о формировании круга детского чтения в разные времена).
  7. Назовите ваши любимые книги.
  8. Как узнать о новинках детской литературы?

2. Создание среды для подготовки к литературной игре:

Мини-выставка "Круг чтения", на которой представлены наиболее известные детские произведения разных эпох как русской, так и зарубежной литературы.

Выставка детского рисунка: иллюстрации к книгам, прочитанным эти летом.

3. Учитель представляет детям новую книгу Бориса Акунина "Детская книга" (вышла в 2005 году). Можно показать разные издания, пересказать завязку сюжета, прочитать первые две главы, показать иллюстрации в разных изданиях.

4. Учитель обращается к родителям шестиклассников с рассказом о новой книге и об игре по мотивам этой книги и просит купить детям книгу (возможно, это возьмёт на себя родительский комитет класса: можно купить каждому ребёнку по экземпляру книги).

5. Учитель объясняет детям замысел будущей игры, устанавливает сроки, когда книга должна быть прочитана.

6. После того как книга прочитана большинством учащихся, формируется 4 команды - "Сегодня", "Завтра", "Вчера" и "Позавчера" . Это эпохи (и соответственно, части книги), в которых оказывается главный герой "Детской книги" Эраст Фандорин - обычный московский шестиклассник. Каждая команда выбирает капитана и готовит следующие задания:

6 вопросов по тексту своей части для других команд (вопросы вместе с ответами нужно сдать учителю);

Сценку-представление своей эпохи - это может быть мини-спектакль с использованием костюмов, музыки, реквизита.

В нашем случае игра проходила между двумя классами, поэтому в каждом классе формировалось по 2 команды, причём более слабый класс готовил части "Сегодня" и "Завтра", а более сильный - части "Вчера" и "Позавчера".

II. Ход игры.

1. Сценка-вступление (один из шестиклассников, из тех детей, кто способен на импровизацию на сцене).

Обстановка обычной детской комнаты в городской квартире. В комнате письменный стол с наваленными на него учебниками и тетрадями, карандаши, ручки, бумажки, мобильный телефон - всё в беспорядке. Входит шестиклассник в школьной форме с рюкзаком: он вернулся домой из школы. Бросает портфель около стола, скидывает школьный пиджак, подходит к окну и тяжко вздыхает.

- Погода-то какая! Ребята меня ждут в футбол играть: А тут - уроков гора, да ещё эту книжку читать задали. Учителям делать нечего: всё новые задания придумывают. Мало того, что в учебнике всего полно, так ещё и читать. Берёт со стола книгу Акунина (желательно яркое издание в твёрдом переплёте). А толстая-то какая. Да я её ни в жизни не прочитаю или целый год читать буду! С отвращением и тоской бросает книгу на стол.

Размышляя вслух. Или начать хотя бы? А то ведь пару поставят: Задумчиво. Да и маме я обещал, она специально в магазин за этой книжкой ездила, звонила, узнавала: Вовка говорит, что прикольная книжка. И герой там такой же мальчишка, шестиклассник, только имя у него почему-то дурацкое - Ластик, что ли. Или это не имя, а прозвище? Интересно, почему Ластик? Снова подходит к окну, смотрит, вздыхает. Или всё-таки футбол? Нет, буду воспитывать в себе силу воли: сейчас сяду и прочитаю 30 страниц - как маме обещал: 30 страниц в день. Нехотя берёт книгу со стола, садится в кресло (лучше компьютерный стул, на котором он может крутиться) и начинает читать вслух: "Жил-был на свете, а если точнее, в столице Российской Федерации городе Москве, один мальчик, а если точнее, ученик шестого класса по прозвищу Ластик. И вот однажды, а если точнее, 29 сентября 2006 года, этот мальчик угодил в историю.

Этот день, наверное, самый важный в истории человечества, начался обыкновенно. Ластик пил чай, мама ему говорила: "Ешь, не лови ворон", "Не стучи ложкой", "Не сутулься".

Потом, как всегда, сказала: "Не смей есть в школьном буфете эти ужасные сосиски", и дала сверток с полезными и питательными бутербродами (нежирная колбаса, заменитель масла, листья салата).

В прихожей Ластик по привычке оскалил перед зеркалом свои хромкобальтовые брэкеты - проверил, не стали ли зубы хоть чуть-чуть прямее. В последнее время, из-за некой особы с соседней парты, этот вопрос приобрел особую актуальность. Потом надел красную спортивную куртку, взял портфель и сбежал по лестнице во двор.

Тут обыкновенность раз и навсегда закончилась. В течение какой-нибудь четверти часа с Ластиком случилось сначала два совершенно непонятных происшествия, а после еще три, хоть и не загадочных, но очень странных".

2. Звучит музыка (или песня) "Прекрасное далёко" из фильма "Гостья из будущего". На фоне затихающей музыки звучит текст.

3. Ведущий (один из шестиклассников): "Стало быть, выбежал Ластик из подъезда во двор своего дома...

Нет, сначала нужно рассказать про дом и про двор, а то будет непонятно.

Дом, куда в позапрошлом году переехала семья Фандориных, был в своем роде замечательный. Почти сто лет назад его построило "Варваринское товарищество домовладельцев" на старинной улице Солянке. Это был, собственно, не дом, а целый комплекс зданий, соединенных в сложную геометрическую фигуру, с несколькими внутренними дворами, многочисленными арками, подворотнями и глубоченными подвалами. Правда, попасть в них было трудновато, даже совсем невозможно. Въезд в подвал (да-да, не вход, а самый настоящий въезд - такой он был высокий и широкий) закрывала решетка. Папа рассказывал, что сто лет назад в Варваринских погребах находились торговые склады, после революции - тюрьма, потом автобаза, но вот уже много лет подземелье пустует, потому что ему никак не могут придумать полезного применения".

4. Снова звучит та же музыка.

5. После этого начинается показ презентации, сопровождаемый текстом ведущих - учеников 10-11 классов (специально подготовленные старшеклассники, которые помогают вести игру, обеспечивают музыкальное и компьютерное сопровождение игры, а также являются членами жюри).

6. Музыкальный сигнал, дающий старт игре.

Команда "Сейчас" представляет свою сценку.

7. После этого команда задаёт 2 вопроса по своему фрагменту другой команде. Командам даётся на обсуждение даётся не более 30 секунд.

Жюри решает, насколько полно и точно ответила та или иная команда, оценивая также правильность и выразительность речи.

8. Точно так же представляют сначала свою сценку, а потом свои вопросы и другие команды: "Вчера", "Позавчера" и "Завтра". Между фрагментами нужна музыка-заставка и потом музыкальный сигнал - старт следующего этапа.

9. Блиц-турнир.

В нём участвуют команды по очереди (по 5 вопросов каждой команде). Ответ даётся через 5 секунд. Если ответ неверный, право хода переходит к другой команде. Но после третьей неверной попытки ведущий называет правильный ответ, чтобы не затягивать игру. Жюри ведёт подсчёт баллов.

III. Подведение итогов.

10. Музыка. Жюри подводит итоги.

В это время каждая команда выбирает трёх лучших, по её мнению, игроков.

11. Награждение победителей.

  • Дипломом награждается команда, занявшая I место. Все участники команды получают в награду книги.
  • Книгами также награждаются лучшие игроки всех команд.
  • Все участники игры получают сладкие поощрительные призы.
  • Награждаются старшеклассники, которые помогали провести игру (ведущие, авторы презентации, звукооператоры).

12. Обсуждение в классах: общее впечатление от игры, работа команд при подготовке и в ходе самой игры, пожелания на будущее, благодарность лучшим игрокам и тем, кто наиболее активно участвовал в подготовке, включая учителей, родителей и старшеклассников.

Вопросы, которые задаются другим командам в ходе игры

Часть "СЕГОДНЯ"

  1. Почему Эраста стали называть Ластиком? (Непонятное имя Эраст быстро превратилось в Эрастик и в более понятное слово-прозвище - Ластик).
  2. Что такое полуимпериал? (Монета в 5 рублей).
  3. В какой год должен был попасть Ластик из своего времени и почему была важна именно эта дата? (15 июня 1914 года, день накануне начала Первой мировой войны).
  4. Как звали продавщицу, которая продала Ластику чекушку, несмотря на запрет на продажу алкоголя лицам, не достигшим 18 лет? (Люсьен).
  5. Что должен был найти Ластик в прошлом? (Райское Яблоко - уникальный алмаз весом в 64 карата).
  6. Как расшифровывается ННЯ? (Необъяснённые наукой явления - то, чем занимается Фон Дорн).

Часть "ЗАВТРА"

  1. Как звали человека из будущего? (Магдаитиро Ямададженкинс).
  2. Как выглядело это существо из будущего? (Одуловатое лицо, морщины, седоватые волосы).
  3. Почему Москва оказалась под стеклянным куполом? (Стеклянный купол защищал зону от вирусов и грязи).
  4. Сколько всего осталось людей на планете? (814).
  5. Как перемещались "наши"? С помощью гипертранспортации).
  6. Почему умерли остальные люди? (После ядерной катастрофы сумели выжить только учёные, наимудрейшие).

Часть "ВЧЕРА"

  1. Что такое Хитровка? (Криминальный район Москвы).
  2. В какой войне участвовал генерал Брянчанинов? (В войне с Китаем).
  3. Где Ластик познакомился с Дьяболини? (В цирке шапито).
  4. Какая специализация была у Дьяболини? (Искейпист).
  5. Как называли Ластика в цирке? ("Итальянский мальчик").
  6. Какое историческое событие связывает Ластик с попыткой Дьяболини распилить алмаз? (Начало I мировой войны).

Часть "ПОЗАВЧЕРА"

  1. В каком веке происходят действия этой части книги? (В XVII веке).
  2. Какие исторические личности стали героями книги? (Дмитрий Самозванец, бояре).
  3. Каким образом Ластик оказался в этой эпохе? (Через хронодыру на кладбище).
  4. Из какого года явился Юрка? (Из 1967).
  5. Какой титул появился у Ластика? (Князь-ангел).
  6. Что хочет сделать алхимик Келли с камнем? (Опустить в кипящую ртуть).

Вопросы для блиц-турнира

  1. Кем работала мама Ластика-Эрастика? (Газетным редактором).
  2. Какое странное происшествие случилось с Ластиком самым первым? (Голос из подвала).
  3. Какой приз выиграл Ластик в лотерею? (Магнитолу).
  4. Какое прозвище было у директора Лицея, в котором учился Ластик? (Иван Грозный).
  5. Что было написано на обложке учебника, с которым Ластик отправился в путешествие во времени? (Элементарная геометрия).
  6. С каким уклоном был лицей, в котором стал учиться Ластик, когда семья переехала на Солянку? (С естественно-математическим).
  7. Где жил человек будущего? (В Карпатах).
  8. Какой сериал любил смотреть человек из будущего? ("Смех и слёзы").
  9. Где встретился Ластик с человеком из будущего? (В Кремле).
  10. Как называется новая Москва? (Зона СЗ - 284).
  11. Как зовут Ластика при дворе Димитрия? (Князь-ангел Солянский).
  12. Любимая пища человека из будущего? (Желе - чистый белок, углеводы:).
  13. На какой улице живет Ластик? (Солянка).
  14. Кто такой Келли? (Учёный англичанин).
  15. Что сделал Тео Крестоносец? (Отрыл райское яблоко).
  16. Назовите любимую книгу Юрки. (Братья Стругацкие "Трудно быть богом").
  17. Что такое хроноскоп? (Прибор для определения хронодыр).
  18. Сколько весит алмаз? (64 карата)
  19. Назовите настоящее имя Соломки. (Соломония).
  20. В каком кружке занимался Юрка? ("Юный техник").
  21. Что такое эпоха КВД? (Когда Время Двигалось).
  22. Что хотел сделать Дьяболини с алмазом? (Распилить).
  23. Где в квартире Фандориных есть хронодыра? (На кухне).
  24. Какая картина висит в доме человека из будущего? ("Мона Лиза")
  25. В какой день, месяц, год начинаются события? (29 сентября 2006 г.)
  26. Какая специальность у профессора Ван Дорна? (ННЯ - необъяснённые наукой явления).
  27. Что такое думная камора? (Кабинет).
  28. Что такое Стеклянная Зона № 284? (Москва будущего).
  29. Как унибук спас жизнь Ластику? (В него попала пуля).

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3