Интегрированный урок (литература + география) по теме "В гостях у Хозяйки Медной горы" (П.П. Бажов "Медной горы хозяйка"). 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели:

  • совершить с учениками путешествие на Урал – сокровищницу России; вместе с героем сказа Бажова Степаном «добыть» малахит;
  • учить выделять в прочитанном произведении те опорные эпизоды, которые составляют основу сюжета;
  • помочь учащимся определить чему нас учит сказ, в чем его сила; закрепить понимание жанровых особенностей сказа;
  • способствовать развитию читательской деятельности, росту нравственного сознания, самостоятельности суждений;
  • расширить географический кругозор учащихся.

Оборудование урока: текст сказа П.П. Бажова «Медной горы хозяйка», карта России, образцы минералов, выставка фотоиллюстраций изделий из малахита.

План урока

  1. Уральская земля
  2. Сказ и сказка
  3. Хозяйка медной горы и Степан
  4. В гостях у хозяйки
  5. Беречь природу – значит любить Родину

Ход урока

I. Сообщение темы, цели урока

Ребята! На прошлом уроке вы познакомились с Павлом Петровичем Бажовым, прочитали его сказ «Медной горы хозяйка», а также вы узнали, что такое сказ.

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие на Урал к Хозяйке Медной горы. Поможет нам совершить это путешествие учитель географии Озеркова Ф.Ф. Мы попробуем заглянуть в горные сокровищницы Урала и поразмышляем о героях сказа Бажова.

II. Работа с темой урока

1. Уральская земля (учитель географии показывает по карте)

Могучий горный хребет вдоль границы Европы и Азии, протянувшись с севера на юг более чем на 2000 км от берегов студеного Карского моря до сухих казахстанских степей, растянулась огромная горная страна – Урал. Урал – край удивительной красоты, сказочных природных богатств, а Уральские горы в своих недрах хранят несметные сокровища: золото и самоцветы, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Еще при Петре первом здесь в 15 веке основали первые солеварни и рудники. С тех далеких времен на Урал хлынул поток русских крестьян, бежавших от непосильного феодального гнета из центральных областей России.

Учитель литературы.

Да, мечтали крестьяне о лучшей доле, о вольном житье за каменном поясом Урала, да только мечта эта осталась несбыточной. Попали крестьяне под еще больший гнет владельцев рудников, «одарил» Урал крестьянина ярмом тяжелого заводского труда на рудниках. Вы еже знаете, что писатель П.П. Бажов вырос в семье горнозаводского мастера, с детства он слушал и запоминал обычаи уральских рабочих, их рассказы о даровитых мастерах, о тяжелом труде.

- Какие эпизоды из сказа вы можете выделить?

Вчерашние крестьяне становились рудознатцами, камнерезами, углекопами, гранильщиками, чеканщиками, сталеварами. Все они были связаны своим трудом с природными богатствами Урала, создавали легенды и сказы, в которых выражали свою любовь к родной земле.

- Чем вам интересен сказ Бажова «Медной горы хозяйка»?

Ребята, чем отличается бажовский сказ от сказки?

2. Закрепляем понимание жанровых особенностей сказа.

Сказка

Сказ

1) Начинается с зачина
2) Образа рассказчика нет.
3) Волшебные герои или добрые, или злые
4) Присутствуют волшебные заклинания.
5) Нет реальной основы.
1) Нет зачина.
2) Есть образ рассказчика.
3) Нет деления на добро и зло.
4) Волшебная сила присуща героям изначально.
5) Имеет реальную основу

Сказ - это прежде всего устный слово, устная форма речи, перенесенная в книгу. Рассказчик говорит колоритным народным языком, в котором много местных словечек и выражений.

- Вы заметили такие словечки? (Парун, робили, одежа, обробеть, вечор, звосияло, галились…)

- Какие конкретные «географические» названия имеются в сказках?

3. Хозяйка медной горы и Степан

- Самым ярким образом сказа является сама хозяйка Медной горы. Она хранительница сокровищ, а еще покровительница смелых и мужественных людей. Писатель наделяет ее необыкновенной внешностью.

Процитируйте, ребята, какой ее увидел Степан.

- Да, детали красочного портрета, одеяния, ее свиты намекают на связь героини с миром природы.

- Что роднит эту героиню со сказочной царевной? (Необыкновенная красота, ее чудесные помощницы ящерки, которые выполняют все ее распоряжения. Живет она в подземном дворце, куда можно попасть, только преодолев многие испытания.)

- Рабочие побаивались хозяйку, избегали встреч с нею. Как описывается встреча Степана с хозяйкой?

- Почему Малахитница выбрала Степана Петровича? (Он был честным, работящим парнем)

- С каким наказом она обратилась к Степану? Почему она заказала «…с Красногорского рудника убраться»? ( Хозяйка медной горы не только владеет природными богатствами и охраняет их. С теми, кто стремиться превратить ее богатства в прибыль и деньги, превращает труд рабочих в рудниках и шахтах в «подземную» каторгу, она сурова и беспощадна.)

4. В гостях у хозяйки

- Почему Степан получил доступ в ее владения? («…Молодец… Пойдем мое приданое смотреть»)

- Что увидел Степан, побывав у хозяйки? (Учащиеся цитируют текст)

Дворец Малахитницы – сокровищница Урала, и мы сейчас заглянем в недра этого дворца и узнаем, какие месторождения там находятся, какие минералы добываются.

Учитель географии.

- Степан работает в забое, ему «помогает» Хозяйка. Какой минерал «…сыплется, ровно его руками подбрасывают»? (Малахит)

Ребята, малахит – это минерал, который образуется в зоне окисления медных месторождений, поэтому он ярко- зеленого цвета с различными оттенками (показывает образцы малахита и горных пород, минералов, добываемых на Урале).

- Посмотрите таблицу «Перечень сказов Бажова, в которых упоминаются горные породы и минералы.

- А теперь, ребята, обратите внимание на частоту названий пород и минералов.

Перечень сказов, в которых упоминаются горные породы, минералы, вещества и элементы

Сказ

Породы, минералы, вещества и элементы

1. Медной Горы Хозяйка Медь, медный изумруд, малахит, слюда, корольковая медь, королек, виток, обальчик
2. Малахитовая шкатулка Золото, железо, медь, малахит
3. Каменный цветок Мрамор, малахит, медь, змеевик- камень, золото
4. Хрупкая веточка Малахит, агат, дурмашки, сургучная яшма, шерловые шарики, офат, орлец, олово, хризолит
6. Две ящерки Медь
7. Приказчиковы подошвы Малахит, мрамор
8. Сочневы камешки Малахит, железная руда, золото, лазоревка, медные изумруды
9. Травяная западенка Золото, уголь, малахит, медь, кремень, железная руда, серебро
10. Кошачьи уши Медь, железная руда
11. Змеиный след Золото
12. Жеребеев ходок Золото
13. Золотые дайки Дурмашки, строганец, золото, турмалин, зелёная глинка, сера, игольчатник - руда (айконит)
14. Огневушка - Поскакушка Золото
15. Ключ земли Золото
16. Синюшкин колодец Золото, серебро, мрамор
17. Серебряное копытце Золото, серебро
18. Золотой волос Золото
19. Дорогое имячко Медь, золото, кразелит, серебро, мрамор
20. Орлиное перо Графит, аквамарин, аметист, магнит -камень, орлец

Частота употребления названий пород и минералов

Золото

- 21

Медные руды и медь

- 15

Железо и железные руды

- 11

Изумруд

- 5

Диоптаз

- 3

Аметист

- 6

Серебро

- 6

Малахит

- 9

Родонит

- 5

Серпентинит

- 6

Азурит

- 4

Мрамор

- 6

Турмалин

- 4

Хризолит

- 4

Топаз

- 6

Яшма

- 3

Остальные горные породы, минералы и вещества упоминаются в одном – двух сказах.

- Насколько малахит был ценным минералом подробно описано в сказе. Из него в камнерезных мастерских «творили» прекрасные изделия, посмотрите фотоиллюстрации, на которых запечатлены изделия из малахита.

(Кувшинчик 1840- 1850 г., ваза- 1830 г., часы каминные).

Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями. Допустив Степана в свои владения, она щедро его одарила: удачей в работе; малахитовой шкатулкой для Настеньки, невесты Степана, камешками.

- Какие запреты она заказала Степану? (Никогда ее не вспоминать и не рассказывать о встрече с ней)

- Как сложилась жизнь Степана после встречи с Хозяйкой? (Ему сопутствовала удача в работе, нашел малахитовую глыбу, получил вольную для себя и невесты, женился, дом собственный обустроил).

- А почему Степан счастья- то в жизни не поимел, невеселый стал?

(Встретиться с Хозяйкой суждено не каждому, но тот, кто ее встречает, кому она оказывает свое покровительство, толкает на новые поиски, поселяет в их душах вечную творческую неудовлетворенность. Человек живет трудом. Как хранительница природных богатств, она наказывает, гневается за варварское отношение людей к природе. В Гумешках «…все богатство ровно пропало…, а потом их и вовсе затопило». Не смог Степан забыть Малахитницу, все тосковал, ходил к Красногорскому руднику, там и нашли его мертвым.)

Обобщающая беседа

Учитель литературы.

- Почему сказ называется «Медной горы хозяйка»? (Образ хозяйки – это природа Урала, хранительница недр, горных богатств. Она не только покровительствует самым упорным, трудолюбивым, но «учит» людей бережно относиться к природным богатствам.)

- О чем заставляет задуматься читателя этот сказ? (Это сказ учит любить и уважать труд, быть упорным, смелым и честным человеком, не нарушать данных обещаний. Любить природу, получая доступ к природным богатствам человек должен знать меру, должен беречь и охранять природу.)

5. Беречь природу – значит любить Родину (итог урока)

Сегодня мы соединили географию с литературой, все мы вместе побывали у хозяйки Медной горы. Узнали, какие сокровища хранит в себе Урал, как добывались и добываются эти сокровища.

Мы убедились, что нужно бережно относиться к природе.

Образ Малахитницы открывает цикл сказов, посвященных теме мастерства и таланта, среди них: «Каменный цветок», «Горный мастер», Хрупкая веточка», которые мы с вами прочтем и обсудим на уроках внеклассного чтения.

III. Домашнее задание

Нарисовать иллюстрации к изученному произведению, обратив внимание на красочность бажовского пейзажа.

Литература

  1. П.П. Бажов «Уральские сказы», Москва, «Советская Россия», 1987
  2. Е. Хоринская «Наш Бажов» ,Свердловск, 1989 г.
  3. Журнал «Уроки литературы» №7, 2003 г.