Цели: в занимательной форме повторить материал, связанный с жизнью и творчеством А.С.Пушкина; формировать умение видеть и запоминать детали в прочитанном; воспитывать любовь к художественной литературе.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к произведениям поэта, две презентации, таблички “Звонок другу” (изображение телефона), “Помощь зала” (изображение аудитории), “50/50”.
От каждого класса путем отборочного тура выбираются по два участника, которые должны ответить на шесть вопросов. Те, кто ответили на все вопросы безошибочно, становятся “пятионерами” и получают “пятерки” по литературе. Игроки могут воспользоваться одной из трех подсказок: 50/50, звонок другу, помощь зала.
Ход игры
Вопросы отборочного тура для 8 класса.
- Она “опрятней модного паркета” (речка)
- Чем может дышать небо? (осенью)
- Воет, “как зверь” (буря)
- Спаситель лебеди (Гвидон)
- “Подружка юности” Пушкина (няня)
- Морское транспортное средство царицы и ее сына (бочка)
- Материал, из которого сделан домик белки (хрусталь)
- “Пришла, рассыпалась клоками…” О ком идет речь? (зима)
- Имя предводителя 33 богатырей (Черномор)
- Сколько раз князь Гвидон превращался в летающих насекомых? (три раза)
- Откуда эти строки? “Подари ж ты мне девицу шамаханскую царицу…” (“Сказка о золотом петушке”)
- О каком герое сказки эти строки?
“Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.”
(царевна Лебедь)
Игра с использованием презентации. (Приложение 1)
Вопросы отборочного тура для 9 класса.
- Кто из героев сказки ел вареную полбу и спал на соломе? (Балда)
- Кем являются царевне Лебеди 33 богатыря? (братья)
- Сколько лет жили вместе старик со старухою? (30 лет и 3 года)
- Золотое украшение дуба (цепь)
- Как называется остров, мимо которого плыли корабельщики в царство Салтана? (Буян)
- Что делал Кот ученый? (сказки говорил, песни пел)
- Отравленный подарок нищенки? (яблоко)
- Кто гоняет стаи туч? (ветер)
- Транспортное средство бабы Яги (ступа).
- Как звали младшего брата Балды? (заяц)
- Откуда эти строки? “Призадумался поп, стал себе почесывать лоб…” (“Сказка о попе и работнике его Балде”)
- О каком герое сказки эти строки?
“Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело…”
(царь Дадон)
Игра с использованием презентации. (Приложение 1)
Вопросы отборочного тура для 10 класса.
- Обитательница шатра, покорившая Дадона своей красотой (шамаханская царица)
- Сколько сыновей было у царя Дадона? (два)
- Что ответила рыбка старику, когда он просил сделать старуху владычицей морскою? (ничего)
- Кто чахнет над златом? (Кащей)
- Кто ходит круглый год по небу и сводит зиму с теплою весною? (солнце)
- Младший брат Балды. (заяц)
- “Унылая пора, очей очарованье…”. О каком времени года идет речь? (осень)
- За что наказала золотая рыбка старуху? (за жадность)
- К кому обращался королевич Елисей в поисках царевны? (солнце, месяц, ветер)
- Откуда эти строки? “Царь с царицею простился, в путь дорогу снарядился..” (“Сказка о мертвой царевне…”)
- О каком герое сказки эти строки?
“Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…”
(царевна из “Сказки о мертвой царевне”)
Игра с использованием презентации. (Приложение 2)
Вопросы отборочного тура для 11 класса.
- Средство от чертей, придуманное Балдой (веревка)
- С чем пришел невод старика во второй раз? (с травою морскою)
- Что обязались черти платить попу до самой смерти? (оброк)
- От которого щелчка вышибло ум у старика? (3)
- Верный сторож царства Дадона. (петушок)
- Лесной зверек, живущий в хрустальном домике? (белка)
- Какой предмет в сказке говорил всю правду о внешности (зеркальце)
- Кто завел царевну в глушь лесную? (Чернавка)
- Сколько братьев встретили царевну в тереме? (7)
- Откуда эти строки? “Три девицы под окном пряли поздно вечерком…” (“Сказка о царе Салтане…”)
- О каком герое сказки эти строки?
“На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги,
Она бьет их, за чупрун таскает…”
(старуха)
Игра с использованием презентации. (Приложение 2)
Подведение итогов, награждение победителей.