Литературное чтение. Тема "С.А. Есенин «Черёмуха»"

Разделы: Литература


Цели урока :
1). Продолжить знакомить учащихся с творчеством С.А.Есенина .
2). Показать красоту его поэзии.
3). Развивать наблюдательность, красивую выразительную речь, способность полноценно воспринимать художественное произведение, откликаться на прочитанное.
4). Воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру.
5). Раскрывать творческий и эмоциональный потенциал.

Наглядность:
1)Рисунки детей о природе.
2)Магнитофон

Ход урока :

1 этап : Индукция – создание эмоционального настроя, включение чувств.
Действия учителя : Вывешивает рисунки детей, включается лирическая музыка ; читает стихотворение о русской природе , дает задание записать слова, которые помогут описать любой из рисунков, которых они видят.
Действия учащихся : Записывают ассоциации.

2 этап: Самоконструкция- индивидуальное создание гипотезы.
Действия учителя: Задает вопрос: «Какой еще бывает природа? Что украшает ее?» просит записать еще два- три слова характеристики русской природы.
Действия учащихся: Вспоминают ранее прочитанные произведения о природе и записывают ассоциации.

3 этап: Социоконструкция- работа в парах по построению гипотезы.
Действия учителя: Организует работу в парах: « Поменяйтесь листочками и посмотрите , что получилось. Подумайте вместе и назовите самые точные слова, которыми можно описать природу»( записывает слова в два столбика.)
Действия учащихся : Работают в парах по заданию учителя.

4 этап: Социализация- выступление ученика в группе.
Действия учителя: Просит вспомнить стихотворные произведения о русской природе; организует работу в группах; просит ответить на вопросы викторины ( раздает отрывки из стихов ):

«Прочитайте отрывки из стихов :

- Поет зима –аукает ,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка…

- Белая береза 
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром…

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые ,
Что кудри, завила.

Вспомните и назовите автора и название , продолжите стихотворение».
Действия учащихся: Работают в группах; выполняют задания, готовят отвечающих.

5этап: Афиширование- предъявление коллективной работы.
Действия учителя: Организует обсуждение полученных результатов в групповой работе.
Действия учащихся: Представляют результаты работы группы.

6 этап: Разрыв- внутреннее осознание неполноты своего прежнего знания по отношению к новому.
Действия учителя: Выясняет , что одно произведение из викторины неизвестно; читает первые строки :

-Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые ,
Что кудри , завила.

Задает вопросы : « Как вы думаете , о чем это стихотворение ?Кто его автор ?Какое настроение пе6редают первые строки? Хотите проверить (узнать),правы ли вы?». Просит прочитать произведение .
Задает вопросы: « Какие слова картину увидели?». « Какие чувства испытали?». « С каким чувством поэт пишет о черемухе ? Какие слова употребляет автор для описания черемухи ?».
Проводит работу над сравнениями, олицетворениями .Проводит словарную работу словарную работу . 
Повторно обращает внимание детей к словам , записанным на доске, дополняет и анализирует их с детьми.
Действия учащихся: Дети читают произведения про себя. Работают с учебником; работают над произведением; отвечают на вопросы; выборочно читают. Анализируют сочетание слов,(«ветки золотистые, что кудри ,завила», « серебряный ручей», « черемуха душистая») высказывают свое мнение. Работают со словами , записанными на доске; дополняют их и анализируют.

7 этап: Рефлексия-самооценка:
Действия учителя: Активизирует рефлексию учащихся: « Какие открытия вы сделали на уроке?» «Чему научил вас урок?». « Кто доволен своей работой?» « Кто считает , что может работать лучше?» « Кому захотелось выучить стихотворение наизусть?» « Кому захотелось создать иллюстрацию к этому произведению?»

Действия учащихся: Осуществляют рефлексию.