Интегрированный урок живописи, литературы, музыки в 5-м классе. Тема: "Слышишь, море говорит стихами…"

Разделы: Литература, Музыка, МХК и ИЗО


Цель: Стимулировать раскрытие творческого потенциала личности, углубить представления учащихся о внутренних взаимосвязях различных видов искусств: живописи, музыки, литературы; их взаимопроникновении и синтезе.

Задачи:

Воспитывающие: воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость и интерес к явлениям мира природы и мира искусства.

Обучающие: Показать внутреннюю связь поэзии, живописи и музыки; исследовать цветовое богатство русского языка, живописи и музыки; обогащать словарный запас учащихся; способствовать формированию умений учащихся выделять основные средства художественной выразительности литературы, музыки, живописи для раскрытия исследуемого образа, формированию зрительской компетентности, умения высказать свое суждение о замысле художника.

Развивающие: Способствовать развитию абстрактно-образного и ассоциативного мышления, развивать эмоционально-образное восприятие явлений окружающего мира, произведений искусства, способность видеть мир искусства во всем многообразии его связей; активизировать мыслительную деятельность учащихся, способность к творческому самовыражению.

Зрительный ряд: слайды презентации урока с репродукциями произведений И. Айвазовского. К.Моне, Ф.Васильева, И.Е.Репина.

Музыкальный ряд: Н.А. Римский- Корсаков . Симфонические картины “Шехеразада. Море и корабль Синдбада”; “Звуки природы. Море и дельфины”.

Оборудование: мультимедийная аппаратура, включая звуковые колонки; интерактивная приставка Mimio studio (необязательно), презентация урока; для учащихся: рабочая тетрадь, репродукции “марин” разных художников; тексты стихотворений; Словарь эстетических эмоций; План работы с репродукцией.

Ход урока

Урок начинается с организационного момента, где перед учащимися ставится задача предстоящего занятия. Звучит шум прибоя и начинается (см. Слайды2-3, Приложение1) ассоциативное осмысление слова “море. В процессе “настройки” на тему урока у учащихся вызывается ряд ассоциаций, которые наслаиваются друг на друга, помогая создать образ моря. В результате совместных усилий выстраивается цепочка: стихия – стихи. “Настройка” происходит на эмоциональном уровне на фоне звуков морского прибоя, симфонической музыки Н.А. Римского- Корсакова (“Шехеразада. Море и корабль Синдбада”), через восприятие живописи, поэзии (см.Слайды 2-4, Приложение1). Процесс беседы направляется учителем так, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к выводу о том, что море можно увидеть не только глазами, но и в своем воображении через поэзию, музыку, а также в зримых образах живописи.

Рисунок 1

На следующем этапе более подробно рассматривается образ моря, созданный “языком” трех искусств – живописи, поэзии, музыки. Сначала “говорит” живопись. (см. Слайды5-7, Приложение1)Беседа о творчестве И.К. Айвазовского… Всю жизнь этот удивительный художник творил вдохновенные “поэмы” о море. Он писал: “Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры. Художник должен запомнить их. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта, сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моей кистью”. Затем учащиеся исследуют цветовое богатство русского языка (см. Слайд8, Приложение1) После чтения поэтических строк И.Бунина (см. Приложение3), идет устное “рисование” образа, возникшего под их влиянием…; В этих поэтических строчках почти совсем нет прилагательных, но мы видим цвет. Как он передан?... (рассматриваются метафоры, определяется скрытый цвет). А теперь сравним ваш образ с образом, запечатленным на картине И.Айвазовского “Георгиевский монастырь”…(см. Слайд8, Приложение1)

Красной нитью через весь урок идет восприятие картин И.К. Айвазовского: разные состояния моря – как состояния души человеческой. Стихия художника-мариниста – буря. Он часто писал кораблекрушения, людей, борющихся с волнами, воспевал волю и смелость человека. Но полотна его не устрашают зрителя, а наполняют его сердце глубокой любовью к жизни, природе. “Девятый вал” (см.Слайды9-10,Приложение1), об этой картине рассказывает подготовленный ученик, опираясь на собственные впечатления и дополнительный материал, например, “Громадная, пенящаяся по гребню волна неотвратимо надвигается на затерянный в безбрежном бурном океане обломок мачты, за который судорожно цепляются люди, спасшиеся после кораблекрушения. За первой волной встает вторая, еще более грозная, а тем временем первые лучи восходящего солнца пронизывают водную толщу, и кипение ярких красок зеленых, синих, фиолетовых, розовых - смешивается с кипением морской стихии ... Это – “Девятый вал”, одна из caмых известных картин молодого Айвазовского. Она свидетельствует и об изощренном профессиональном мастерстве живописца, и о романтическом складе его творчества в этот период. Грозной, величественной, но слепой в своей ярости стихии здесь противостоит хрупкий, слабый в сравнении с ней, но наделенный силой духа и мужеством человек.” Рассмотрев в ходе беседы средства художественной выразительности живописного полотна, чувства, которые охватывают зрителя, учитель обобщает ответы учащихся поэтическими строками И.Бунина и А.Толстого (см.Слайд10, Приложение1).

На следующем этапе вступает в свои права музыка (см.Слайд11, Приложение1). Беседа о творчестве Н.А. Римского - Корсакова идет с опорой на знания учащихся, полученные на уроке музыки. Звучит симфоническая поэма “Шехеразада. Синдбад и его корабль”, слушаем, вникаем и говорим о цветовом богатстве музыки. В звуковой палитре выявляются бесчисленные оттенки настроения. “Вслушайтесь, и вас начнет обступать музыка радости и света, музыка солнечных бликов и легких барашков волн, набегающих на золотой песок” (М.Дудин)

Самостоятельная практическая работа учащихся. (см. Слайды12-13, Приложение1)

Первое задание – рассмотреть индивидуальные репродукции разных художников и подчеркнуть строки стихотворения Е.Белой (см. Приложение3), им соответствующие (Спросить 3-4 человека, выполнивших задание первыми, отметив при этом, что остальные будут оценены после проверки тетради.) Задание может быть выполнено в интерактивном режиме (см. Приложение 4, Mimio studio). Второе задание (более сложное) – работа с репродукцией (см. Слайд13, Приложение1) по предложенному плану (см. Приложение2) с использованием “Словаря эстетических эмоций” (см. Приложение 2) Название этой картины И. Айвазовского сначала не сообщается, учащиеся сами называют это произведение; после обсуждения раскрывается название - “Встреча рыбаков”, оно подводит к стихотворению А. Самусевич, чьи строки взяты для названия данного урока (см. Слайд14, Приложение1).

Заканчивается исследование стихами А.С.Пушкина (см.Слайд15, Приложение1):

Вывод: Как в ходе сегодняшнего урока мы доказали внутреннюю связь поэзии, музыки и изобразительного искусства?...Итак, мы убедились во взаимопроникновении различных видов искусств, дополняющих друг друга и позволяющих более полно раскрыть тему.

В заключение учитель благодарит учащихся за плодотворную работу, оценивает работу наиболее активных, тетради собираются для проверки. В качестве домашнего задания учащимся предлагается создать образ моря в своих рисунках, стихах или подобрать фотографии моря, репродукции картин художников-маринистов, песни о море.

Рисунок 2

На следующем уроке для повторения и закрепления изученного материала предлагается решить кроссворд, который распечатывается в нужном количестве (см. Слайд16-17, Приложение1). В зависимости от состава класса кроссворд решается фронтально в интерактивном режиме (см. Приложение5, Mimio studio) или самостоятельно. Из домашних работ учащихся оформляется выставка.

Рисунок 3

В заключение необходимо отметить, что предлагаемая методика является выверенной и испытанной многолетней практикой системой заданий, позволяющих повысить умственную активность обучающихся, создать атмосферу, способную стимулировать раскрытие творческого потенциала личности и снять излишнее напряжение. Введение элементов анимации в ходе урока и деловой игры для закрепления и повторения материала активизирует мыслительную деятельность и заинтересованность учащихся, а учителю позволяет провести урок насыщенно и эффективно. В этом варианте, с использованием мультимедийного оборудования и интерактивной приставки Mimio studio, урок апробировался в 2006-2008 годах на базе гимназии и всегда вызывал большой интерес учащихся и педагогов.

Предлагаемые рабочие материалы рассчитаны на творческое использование, так как универсальны для различного уровня подготовки учащихся: самостоятельная учебная деятельность может быть сокращена или усложнена развернутой работой с поэтическим словом, к тому же можно привлечь учителей соответствующего профиля. В этом случае проводится двухчасовое занятие (с перерывом), и творческие работы создаются непосредственно на уроке в “мастерских” художников, поэтов и пресс-центре. Есть опыт проведения такого комплексного занятия в 6-м классе совместно с учителями литературы и музыки.

Программные средства, литература и информационные ресурсы,использованные при создании урока.

1. ОС Microsoft Windows XP Professional 2003; Microsoft Office PowerPoint 2003; Microsoft Office Word, Mimio studio
2. Каракаш Т. Живой трепет моря. – “Искусство в школе”, 1988, №5.
3. Старкова З.С. Литература и живопись. М.: Просвещение.1985
4. “Айвазовский И.К.” - Набор открыток. “Аврора”, 1981.
5. Сборник классической музыки. 500 великих произведений. “ИДДК”. “ООО Бизнес Софт”. Россия.2006.
6. “Море и дельфины. Звуки природы”. Компания “Правительство звука”.2005.
7. Энциклопедический словарь юного музыканта /Сост. Медушевский В.В., Очаковская О.О. М.: Педагогика, 1985.
8. Энциклопедический словарь юного художника /Сост.Платонова Н.И.,Синюков В.Д. М.: Педагогика, 1983.