Цель: размышление о любви к ближнему, о добре и зле.
Задачи:
- Углубить знания учащихся о личности и творчестве А.П.Платонова.
- Формировать глубокое восприятие художественного текста: помочь увидеть проблемы и пути их решения в произведении.
- Развивать информационную, коммуникативную компетентности учащихся.
Оборудование:
- учебник Литература;
- учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях / автор-составитель В.Я.Коровина, М.: Просвещение, 2007 г., ч.2;
- компьютерная презентация;
- компьютер;
- рисунки к рассказу, выполненные учащимися. (Приложение 4)
Методические приемы: фронтальная беседа, проблемная ситуация, работа в группах, дискуссия, прием медленного чтения, двучастный дневник, синквейн.
Ход урока
1. Вступительная беседа. Основополагающий вопрос: За что можно любить?
Метод эвристической беседы, цель которой - приблизить жизненный опыт семиклассников к пониманию и восприятию художественного произведения, развитие коммуникативной компетентности. Учащиеся высказывают свои предположения.
2. Слово учителя о А.П. Платонове
Показ презентации «А.П.Платонов» (Приложение 1). Демонстрация слайдов №1,2 (портрет А.П.Платонова (Клементова), формула жизни по Платонову). Поясняет, что слайды №3,4,5 пока пусты, к концу урока создадим коллективную презентацию.
Ученики слушают рассказ учителя, делают записи в тетрадях, читают учебную статью (с.134-136), поясняют, дополняют рассказ учителя по «Формуле жизни по Платонову» примерами из статьи.
Беседа по вопросам:
- Какова основная мысль статьи?
- Что заставило Платонова написать рассказ «Юшка»?
- Соотнесите вопрос, обсуждаемый в начале урока, с полученной информацией из статьи о мировоззрении Платонова.
Метод проблемного изложения материала способствуют знакомству с автором: повторение известных фактов о жизни и творчестве А.П.Платонова, углубление знаний о судьбе писателя, жизненной позиции, развитие коммуникативной, информационной компетентностей, умения формулировки проблемы собственными словами.
3. Первичное восприятие художественного текста
Прием «Шапка вопросов»
(Учащиеся записывают свой вопрос по тексту на отдельном листочке, складывают в шапку, затем по очереди отвечают. Цель - развитие информационной компетентности, словесно-логического мышления, проверка степени восприятия художественного текста.)
Давайте вместе попытаемся обнаружить противоречие между видимостью и сущностью героя. Беседа по вопросам:
- Может ли народ любить?
- Что значит уметь любить человека?
- Всегда ли в жизни добро побеждает зло?
- Какого человека можно назвать нравственным?
- Из скольких частей состоит композиция рассказа?
- Почему само действие в рассказе занимает его меньшую часть?
- Значение имени Ефим Дмитриевич, прозвища Юшка. Какие ассоциации вызывает это слово?
- Какие эпизоды рассказа вам запомнились больше всего?
(Работа с текстом художественного произведения, направленная на развитие информационной компетентности, умение формулировать ассоциативные прогнозы, формирование глубокого восприятия художественного текста, воспитание вдумчивого читателя, прием «медленного чтения». Учащиеся высказывают свои предположения.)
4. Работа в группах
Задание «Учитель» (Приложение 2)
Представьте, что вы – учитель. Готовясь к уроку литературы в 7 классе по рассказу А.П.Платонова «Юшка», вы создаете презентацию. Подберите материал из произведения по микротемам: «Юшка и взрослые», «Юшка и дети», «Юшка и прохожий». Информацию запишите в виде двучастного дневника: в левой колонке – цитата из текста, в правой – свои размышления, выводы.
Подготовьте выступление по своей теме.
Ученики заполняют слайды №3,4,5: 1 группа - «Юшка и взрослые» (слайд 3), 2 группа - «Юшка и дети» (слайд 4), 3 группа - «Юшка и прохожий» (слайд 5). Выступление группы оценивается учащимися по критериям.
«Юшка и взрослые»: «Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, иногда обижали его. У взрослых людей бывало злое горе или обида; они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью»
Важно видеть во взрослых детские черты. Взрослый – это лишь изуродованный ребенок.
«Юшка и дети»: «Дети бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмет хворостину, и не погонится за ними, как делают это большие люди».
Зло для детей – проявление нормы, более того, источник радости и веселья. Им хочется, чтобы Юшка «отозвался им злом и развеселил их». Юшка верил, что дети любят его, потому что для Юшки несомненна добрая природа человека и любовь как источник тяготения людей друг к другу.
«Юшка и прохожий»: «Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним:
-Что ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя…
Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь».
Некоторым людям недоступны такие элементарные чувства, как сострадание, доброта, милосердие.
Вывод: люди лишены доброты, сочувствия, сопереживания.
Выполнение задания предполагает работу в группах, подбор материала из текста, свои выводы по микротеме рассказа, заполнение слайдов, подготовку публичного выступления. При этом используются такие организационные формы как работа с художественным текстом, прием «медленного чтения», двучастный дневник, подготовка публичного выступления с целью формирования глубокого восприятия текста, развития коммуникационной, информационной компетентностей.
- Как Юшке удавалось сохранять доброжелательность, доброе отношение к людям (от слов «В июле или августе…» до слов «Об этом никому в городе не было известно»)?
(Юшка умел видеть и ценить красоту окружающего мира, поэтому ему было не сложно найти точку приложения соей любви (девочка-сирота))
- Как вы можете прокомментировать слова: «Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам»?
(Люди в рассказе не только не умеют любить саммит, но и мешают любить себя).
5. Задание «Письмо» (Приложение 3)
Представь, что Юшка – твой знакомый. Используя информацию из текста «Личная переписка в современном мире», напиши письмо Юшке, выразив свое отношение к действиям героев; дай советы, рекомендации.
Учащиеся пишут письмо Юшке.
(Цель-развитие коммуникативной компетентности учащихся)
6. Подведение итогов урока
- В чем актуальность рассказа?
- Что общего в рассказах Платонова «Неизвестный цветок», прочитанный в 6 классе, и «Юшка»?
- Что значит уметь любить по Платонову?
Учащиеся высказывают свои предположения, дополняют слайд №2 (умение сострадать, иметь доброе сердце), составляют синквейн к рассказу (слайд №6)
7. Домашнее задание: (на выбор)
- составить проект «Спешите делать добрые дела»
- написать сочинение «Сердце в людях бывает слепое»